Раздел 5. Психологические аспекты производственного




Ф.И.О.

Учебное заведение:

Контрольная работа:3,4,5

Вариант:

 

Раздел 3. Возрастные и психологические особенности обучающихся

Вопросы, которые необходимо рассмотреть (частично данные вопросы будут рассмотрены в лекциях): Возрастная периодизация психического развития. Сензитивные периоды развития психики. Понятие зоны ближайшего развития. Кризисные периоды психического развития. Социальная ситуация как основная характеристика уровня развития. Особенности юношеского возраста. Особенности психического развития личности в юношеском (ранняя юность) и студенческом (поздняя юность) возрасте. Ранняя юность: становление самосознания, мировоззрения, устойчивого образа своего «Я». Поздняя юность (студенчество): формирование профессионального мышления и профессиональной компетентности. Психология жизненного пути. Задачи и закономерности профессионального становления личности обучающегося.

Самостоятельная работа: Необходимо самостоятельно ознакомиться с задачами и закономерностями профессионального становления личности обучающегося.

Раздел 4. Психология общения

Вопросы, которые необходимо рассмотреть (частично данные вопросы будут рассмотрены в лекциях): Общая характеристика процесса общения. Характеристика взаимодействий. Межличностные и межгрупповые отношения. Групповая динамика. Лидер в группе (организатор, творец, борец, дипломат, утешитель) и его роль в коллективе. Стиль лидерства (авторитарный, авральный, деловой, демократический, либеральный, компромиссный) и эффективность групповой деятельности.

Самостоятельная работа: Необходимо самостоятельно ознакомиться с особенностями психолого-педагогической работы и взаимодействия с обучающимися девиантного поведения.

 

Раздел 5. Психологические аспекты производственного

(практического) и теоретического обучения и личности педагога

Вопросы, которые необходимо рассмотреть (частично данные вопросы будут рассмотрены в лекциях): Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной деятельности педагога. Психологические функции педагогической деятельности. Профессионально-важные качества педагога. Психологические особенности профессии – педагог. Профессиональная деформация личности. Профессиональное выгорание.

Самостоятельная работа: Необходимо самостоятельно ознакомиться с психологическими технологиями овладения профессиональным мастерством.

Проверочная (контрольная) работа. Выполнение контрольной работы за 3,4,5 раздел. Вариант контрольной работы определяется по таблице в зависимости от первой буквы фамилии. Работа, выполненная не по своему варианту, возвращается без проверки и оценки.

 

1 вариант 2 вариант 3 вариант 4 вариант
А Б В Г
Д Е, Ё Ж З
И, Й К Л М
Н О П Р
С Т У Ф
Х Ц Ч Ш, Щ, Ы
Э Ю Я  

 

1 вариант

1. Выберите из предложенных предложений только те, которые относятся к основным психологическим характеристикам ранней юности (14-18 лет):

 

А) Формируется самосознание – представление о себе самом, само-оценивание своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств.

Б) Зрелость в умственном, нравственном отношении.

В) Убежденность, сложившееся мировоззрение.

Г) Чувство нового, смелость, решительность.

Д) Происходит соотношение себя с идеалом, появляется возможность самовоспитания.

Е) Возрастает волевая регуляция.

Ж) Сформировалось абстрактно-логическое мышление.

 

2. Представленная ниже характеристика относится:

А) 1 курс

Б) 2 курс

В) 3 курс

Г) 4 курс

Д) 5 курс

 

Период самой напряженной учебной деятельности студентов. В их жизни интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен.

 

3. Формирование профессиональных намерений, выбор пути профессионального образования и профессиональной подготовки, учебно-профессиональное самоопределение – это стадия:

А) оптация

Б) первичная профессионализация

В) аморфная оптация

 

4. Процесс межличностного взаимодействия, порождаемый широким спектром актуальных потребностей его субъектов, направленный на удовлетворение этих потребностей и опосредованный определенными межличностными отношениями, называется:

А) взаимодействие

Б) общение

В) деятельность

 

5. Найдите соответствие понятий и их определений:

1. когнитивно-информационный компонент структуры общения

2. регуляционно-поведенческий компонент структуры общения

3. аффективно-эмпатийный компонент структуры общения

4. социально-перцептивный компонент структуры общения

 

А) Данный компонент связан с процессами восприятия, понимания и познания субъектами друг друга в процессе общения.

Б) Данный компонент связан с процессом передачи и приема информации, осуществляемым прямым образом вербальными и знаковыми средствами.

В) Этот компонент характеризует общение с позиций особенностей повеления субъектов, взаимной регуляции поведения и действий партнеров.

Г) Этот компонент описывает общение как процесс обмена на эмоциональном уровне, а также как регуляцию эмоциональных состояний партнеров.

 

6. К визуальным средствам общения относят……………

 

7. Доступность для наблюдения со стороны других людей, называется:

А) рефлексивная многозначность

Б) процесс

В) эксплицированность

 

8. Острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения, называется:

А) межличностный конфликт

Б) социальный конфликт

В) внутриличностный конфликт

 

9. Конфликт между желанием и долгом, называется:

А) мотивационный конфликт

Б) нравственный

В) адаптивный

 

10. Заполните таблицу, распределяя данные понятия: конфликты лидерства, конфликты деятельности, конфликт отношений, особенности возраста, специфика деятельности на:

 

Причины конфликтов
Между студентами Между преподавателем и студентом В коллективе между преподавателями

 

11. () – это социально-биологическое свойство человека, отражающее его возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени с необходимым уровнем эффективности и качества.

А) работоспособность

Б) общение

В) трудовая деятельность

 

12. Дайте характеристику первому уровню классификации профессий по Е.А. Климову.

 

13. Найдите соответствие понятий и их определений:

1. социальная компетенция педагога

2. когнитивная (познавательная) компетенция педагога

3. правовая компетенция педагога

4. коммуникативная компетенция педагога

 

А) Способность и готовность брать на себя ответственность, совместно с другими людьми вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность (терпимость) к разным этнокультурам и религиям, увязывание личных интересов с потребностями предприятия и общества. Это умение анализировать ситуацию на рынке труда, прогнозировать развитие событий, делать соответствующие выводы, осознанно принимать решение по трудоустройству.

Б) Способность и готовность к владению технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе компьютерным программированием, интернетом, взаимодействию и сотрудничеству с коллегами по работе, незнакомыми людьми, работодателями, а также умение обосновывать собственные высказывания и правильно воспринимать критику коллег.

В) Способность и готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализаций своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения; способность к саморазвитию.

Г) Способность и готовность соблюдать нормы общественного поведения, инструкции, правила в рамках действующих трудовых соглашений. Умение осознанно заключать трудовые контракты (договоры, соглашения) с работодателями.

 

Оценка работы

0-4 – 2 (неудовлетворительно)

5-7 – 3 (удовлетворительно)

8-10 – 4 (хорошо)

11-13 – 5 (отлично)

2 вариант

1. Выберите из предложенных предложений только те, которые относятся к основным психологическим особенностям поздней юности (18-25 лет):

 

А) Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах.

Б) Формируется собственное мировоззрение – как целостная система взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии.

В) Способность к увлечению, оптимизм.

Г) Самостоятельность и прямолинейность.

Д) Критичность и самокритичность. Самооценка противоречива, что вызывает внутреннюю неуверенность, сопровождающуюся резкостью и развязностью.

Е) Увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных теорий жизни, любви, политики, максимализм суждений.

Ж) Скептическое, критическое, ироническое отношение к преподавателям и режиму учебного заведения.

 

2. Представленная ниже характеристика относится:

А) 1 курс

Б) 2 курс

В) 3 курс

Г) 4 курс

Д) 5 курс

 

Начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности. Отныне формы становления личности в учебном заведении в основных чертах определяются фактором специализации.

 

3. Творческая профессиональная деятельность, подвижные интегративные психологические новообразования, самопроектирование своей деятельности и карьеры, вершина (акме) профессионального развития – это стадия:

А) профессиональная подготовка

Б) профессиональное мастерство

В) оптация

 

4. Общение в деятельностном плане, бессодержательное, исключительной целью которого является поддержание самого процесса общения, называется:

А) деятельность

Б) аффилиативная потребность

В) фатическое общение

 

5. Пути, по которым передается информация от человека к человеку, называется:

А) приемы общения

Б) каналы общения

В) средства общения

 

6. Дайте характеристику акустическим средствам общения.

 

7. Метод, используемый для диагностики психологических процессов в группе, а именно для определения симпатий и антипатий, называется:

А) социометрия

Б) тестирование

В) наблюдение

 

8. Найдите соответствие понятий и их определений:

1. Авторитарный управленческий стиль

2. Авральный управленческий стиль

3. Деловой

4. Демократический

5. Либеральный

6. Компромиссный

 

А) В основе данного управленческого стиля – способность руководителя, уступая людям с различными интересами, добиваться своих целей.

Б) Данный стиль годится для сплоченного коллектива единомышленников. Вместо самостоятельности способствует безответственности и уверенности, что «работа не волк».

В) Наилучший с точки зрения администратора, который в любом деле, прежде всего, ценит единоначалие.

Г) «Давай-давай, потом разберемся» – таков девиз данного управленческого стиля. Мера, подходящая для исключительной ситуации, став системой, дезорганизует нормальную работу, ведет к конфликтам, недовольству в коллективе, не говоря уже о скромных трудовых результатах.

Д) К нему склонны лидеры-организаторы, управляющие по принципу: «Моя точка зрения – одна из возможных». Именно такой стиль способен давать наилучшие результаты, но до известных границ, за которыми дело подменяется его обсуждением.

Е) Данный управленческий стиль предполагает работу по рассчитанным и оптимальным схемам. Такой стиль можно было бы предпочесть всем прочим, если только работа позволяет это, не содержит сюрпризов и поддается прогнозу.

9. Вставьте пропущенные слова:

Конфликт неадекватной самооценки предполагает существенные расхождения между уровнем () личности и оценкой ею своих реальных ().

 

10. () – это целесообразная деятельность по преобразованию окружающего мира для удовлетворения потребностей человека.

 

11. Составьте смысловую цепочку из понятий: утомление, усталость, переутомление (одно вытекает из другого).

 

12. Дайте характеристику второму уровню классификации профессий по Е.А. Климову.

 

13. Найдите соответствие понятий и их определений:

1. мотивационный компонент личности педагога

2. ориентационный компонент личности педагога

3. операциональный компонент личности педагога

4. психоизиологический компонент личности педагога

 

А) Положительное отношение к профессии, осознание ценности и престижности своего труда, желание заниматься именно этой деятельностью.

Б) Владение способами и приемами деятельности, синтез знаний, умений и навыков, необходимых для ее выполнения.

В) Необходимое функциональное состояние организма, обеспечивающее выполнение профессиональной деятельности. Любая деятельность предъявляет свои требования к памяти, мышлению, воображению. Этот компонент обеспечивает функционирование личностной и деятельностной составляющих готовности.

Г) Интерес и склонность к профессиональной деятельности, знания и представления об особенностях и условиях профессиональной деятельности, ее требованиях к личности.

 

Оценка работы

0-4 – 2 (неудовлетворительно)

5-7 – 3 (удовлетворительно)

8-10 – 4 (хорошо)

11-13 – 5 (отлично)

3 вариант

 

1. Выберите из предложенных предложений только те, которые относятся к основным психологическим характеристикам ранней юности (14-18 лет):

 

А) Стремление к самоутверждению своей независимости, оригинальности.

Б) Сохраняется максимализм и критичность, отрицательное отношение к старшим.

В) Пренебрежение к советам старших.

Г) Неприятие лицемерия, ханжества, грубости, стремления воздействовать окриком.

Д) Критиканство, проявление недоверия.

Е) Пик интеллектуальных и познавательных возможностей. Усиление сознательных мотивов поведения, но еще сознательная регуляция своего поведения развита не в полной мере: могут проявляться немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков.

Ж) Сухой рационализм, практицизм.

 

2. Представленная ниже характеристика относится:

А) 1 курс

Б) 2 курс

В) 3 курс

Г) 4 курс

Д) 5 курс

 

Первое реальное знакомство со специальностью в период прохождения учебной практики. Для поведения студентов характерен интенсивный поиск более рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры.

3. Зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей, под влиянием родителей, родственников, учителей, сюжетно-ролевых игр и учебных предметов – это стадия:

А) профессиональная подготовка

Б) вторичная профессионализация

В) аморфная оптация

 

4. Человеческая потребность в общении, называется:

А) аффилиативная потребность

Б) взаимодействие

В) деятельность

 

5. Перечислите виды речи и языка: (не менее трех)

 

6. Средства общения связанные с прикосновением, называются:

А) ольфакторные

Б) тактильно-кинестезические

В) акустические

 

7. Процесс межличностного влияния в группе, называется:

А) руководство

Б) лидерство

В) взаимодействие

 

8. Найдите соответствие понятий и их определений:

1. авторитарный (директивный, диктаторский) стиль управления

2. демократический (коллективный) стиль управления

3. либерально-анархический (попустительский, нейтральный)

4. непоследовательный (алогичный) стиль управления

 

А) Для него характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений («минимум демократии»), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»), отсутствие интереса к работнику как к личности.

Б) Проявляется в непредсказуемом переходе руководителем от одного стиля к другому (то авторитарный, то попустительский, то демократический, то вновь авторитарный и т.п.), что обусловливает крайне низкие результаты работы и максимальное количество конфликтов и проблем.

В) Характеризуется, с одной стороны, «максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой стороны, «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняются; нет контроля за их реализацией, все пущено на «самотек»), вследствие чего результаты работы обычно низкие.

Г) Управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников, выполнение принятых решений кон-

тролируется и руководителем, и самими сотрудниками («максимум контро­ля»), руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особенностей.

9. Данный конфликт возникает как следствие длительного сохранения и развития у личности любого «простого» внутреннего конфликта, он называется:

А) конфликт неадекватной самооценки

Б) адаптивный конфликт

В) невротический конфликт

 

10. Найдите соответствие понятий и их определений:

1. субъект труда

2. содержание труда

3. средства труда

4. условия труда

5. организация труда

 

А) Процессы и способы выполнения трудовых задач

Б) Физико-химическая и социальная среда

В) Порядок, продолжительность и объем выполнения трудовых задач

Г) Материальные (инструменты, машины) и функциональные (речь, поведение, жесты) орудия деятельности

 

Д) Носитель и инициатор трудовой деятельности, это –

 

11. Конкретная форма деятельности в рамках определенной профессии:

А) специальность

Б) профессия

В) профессиональный труд

12. Дайте характеристику третьему уровню классификации профессий по Е.А. Климову.

 

13. Найдите соответствие понятий и их определений:

1. специальная (профессиональная, педагогическая) компетенция педагога

2. социально-информационная компетенция мастера педагога

3. социальная компетенция педагога

4. когнитивная (познавательная) компетенция педагога

 

А) Способность и готовность самостоятельно выполнять профессио-нальную, педагогическую деятельность и оценивать результаты собствен-ного труда.

Б) Способность и готовность брать на себя ответственность, совместно с другими людьми вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность (терпимость) к разным этнокультурам и религиям, увязывание личных интересов с потребностями предприятия и общества. Это умение анализировать ситуацию на рынке труда, прогнозировать развитие событий, делать соответствующие выводы, осознанно принимать решение по трудоустройству.

В) Способность и готовность к применению информационных технологий в своей работе, умение самостоятельно подбирать необходимую для профессиональной деятельности информацию и применять ее на практике.

Г) Способность и готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализаций своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения; способность к саморазвитию.

 

Оценка работы

0-4 – 2 (неудовлетворительно)

5-7 – 3 (удовлетворительно)

8-10 – 4 (хорошо)

11-13 – 5 (отлично)

 

4 вариант

1. Выберите из предложенных предложений только те, которые относятся к основным психологическим особенностям поздней юности (18-25 лет):

 

А) Стремление к самоуправлению, заново осмыслить все окружающее, происходит жизненное определение человека, приобретение определенной степени психологической зрелости.

Б) Усиление целеустремленности, решительности, настойчивости, самостоятельности, инициативы.

В) Принятие ответственных решений: выбор и овладение профессией, выбор стиля и своего места в жизни.

Г) Выбор спутника жизни, создание своей семьи.

Д) Стремление приобрести профессию – основной мотив познавательной деятельности.

Е) Отсутствие подлинной самостоятельности, подверженность влиянию сверстников, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам.

Ж) Способность к увлечению, оптимизм.

 

2. Представленная ниже характеристика относится:

А) 1 курс

Б) 2 курс

В) 3 курс

Г) 4 курс

Д) 5 курс

 

Формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Появляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни учебного заведения.

3. Профессиональный менталитет, идентификация с профессиональным сообществом, профессиональная мобильность, корпоративность, гибкий стиль деятельности, высококвалифицированная деятельность – это стадия:

А) первичная профессионализация

Б) вторичная профессионализация

В) профессиональное мастерство

4. Данная структура общения связана с процессом передачи и приема информации, осуществляемым прямым образом вербальными и знаковыми средствами, она называется:

А) аффективно-эмпатийная

Б) социально-перцептивная

В) когнитивно-информационная

 

5. Ольфакторные средства общения – это….

 

6. Перечислите свойства речи и языка:

1. 2. 3. 4.

 

7. Найдите соответствие понятий и их определений:

1. лидер-организатор

2. лидер-творец

3. лидер-борец

4. лидер-дипломат

5. лидер-утешитель

 

А) Привлекает к себе, прежде всего способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Не командует, а лишь приглашает к обсуждению. Может поставить за­дачу так, что она заинтересует и привлечет людей.

Б) Волевой, уверенный в своих силах человек. Первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебания вступает в борьбу. Готов отстаивать то, во что верит, и не склонен к уступкам. Однако такому лидеру порой не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть. «Безумство храбрых» – вот его стиль.

В) Его главное отличие в том, что нужды коллектива он воспринимает как свои собственные и активно действует. Этот лидер оптимистичен и уверен в том, что большинство проблем вполне разрешимо, За ним идут, зная, что он не станет предлагать пустое дело. Умеет убеждать, склонен поощрять, а если и приходится выразить свое неодобрение, то делает это, не задевая чужого достоинства, и в результате люди стараются работать лучше. Именно такие люди оказываются на виду в любом неформальном коллективе.

Г) Если бы он использовал свои способности во зло, то его вполне можно было бы назвать мастером интриги. Он опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей, в курсе сплетен и пересудов и поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих неафишируемых планов.

Д) К нему тянутся потому, что он готов поддержать в трудную минуту. Уважает людей, относится к ним доброжелательно. Вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.

 

8. Данный конфликт возникает между двумя выборами, мотивами, он называется:

А) мотивационный конфликт

Б) невротический конфликт

В) нравственный конфликт

 

9. Дополните классификацию межличностных конфликтов:

1. Семейные конфликты:

а) супружеские конфликты

б)

2. Вертикальные конфликты

3.

4. Инновационные межличностные конфликты

 

10. Найдите соответствие понятий и их определений:

1. трудовая деятельность

2. учебная деятельность

3. игровая деятельность

4. общение

 

А) Для этого вида деятельности свойственны две основные черты. Во-первых, предметом выступает другой человек-субъект или группа людей. Во-вторых, это деятельность непременно комплексная, включающая три стороны, или аспекта: перцепцию, коммуникацию и интеракцию.

Б) Данный вид деятельности психологически специфичен тем, что в ней осуществляется символическое воспроизведение, моделирование реальной жизни. Кроме того, она (деятельность) мотивируется самим процессом функционирования, действования, а не его конечным результатом.

В) Это специально организованное, целенаправленное, активное усвоение (присвоение) личностью общественно выработанных знаний, навыков и умений. Это особая деятельность, направленная на самоизменение, т. е. ее предметом (объектом) выступает сам субъект.

Г) Данный вид деятельности, заключается в создании, производстве какого-то предварительно запланированного результата, продукта (материального или духовного), т. е. в осознанном, целенаправленном изменении, преобразовании мира.

 

11. Выпишите только те понятия, которые обозначают профессии:

Инженер, конструктор, директор, дворник, юрист, помощник юриста, исполняющий обязанности, кассир, завуч, преподаватель химии, дрессировщик, начальник отдела, преподаватель, врач, терапевт, главный конструктор, слесарь, курьер, хирург.

 

12. Дайте характеристику четвертому уровню классификации профессий по Е.А. Климову.

 

13. Найдите соответствие понятий и их определений:

1. социально-психологический компонент личности педагога

2. социально-профессиональный компонент личности педагога

3. ориентационный компонент личности педагога

4. мотивационный компонент личности педагога

 

А) Положительное отношение к профессии, осознание ценности и престижности своего труда, желание заниматься именно этой деятельностью.

Б) Интерес и склонность к профессиональной деятельности, знания и представления об особенностях и условиях профессиональной деятельности, ее требованиях к личности.

В) Взгляды, убеждения, ценности и качества, определяющие мировосприятие и отношение личности к профессиональной деятельности в современных рыночных отношениях и социально-экономических условиях.

Г) Общественно направленные качества личности, характеризующие уровень гражданского сознания, культуры, коммуникативности и перцепции, нравственность и эстетические ценности.

 

Оценка работы

0-4 – 2 (неудовлетворительно)

5-7 – 3 (удовлетворительно)

8-10 – 4 (хорошо)

11-13 – 5 (отлично)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: