Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на преддипломной практике




ПРОГРАММАПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ

ПРОФИЛЬ «ДОШКОЛЬНАЯ ДЕФЕКТОЛОГИЯ»

КУРС

 

продолжительность практики - 6 недель

Цель практики

— обеспечение комплексного формирования системы профессиональных компетенций.

 

Задачи практики

- освоение обучающимися практических профессиональных умений и навыков оказания квалифицированной помощи детям с ОВЗ; соответствующего опыта деятельности;

- практическое использование знаний при проведении психологической диагностики, консультирования, психологической коррекции, психологической поддержки и других видов специальной помощи детям с ОВЗ;

- овладение современными психокоррекционными техниками и применение их в работе с детьми с различными формами и степенью тяжести нарушений в психическом развитии;накопление соответствующего опыта деятельности;

 

- развитие умений и навыков работы с педагогическим персоналом, умения устанавливать контакт с коллегами, выбирать эффективные формы работы с педагогами;соответствующего опыта деятельности;

 

- формирование профессиональной позиции по отношению к семье, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, умение использовать на практике методы изучения детско-родительских отношений и адекватные приёмы взаимодействия с родителями;соответствующего опыта деятельности;

- формирование научно-исследовательских умений в ходе проведения психолого-педагогического исследования;

- -формирование профессиональной позиции учителя-дефектолога, стиля поведения, мировоззрения, освоение профессиональной этики.

Данные задачи практики соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности:

- коррекционно-педагогическая;

- диагностико-консультативная;

- исследовательская;

- культурно-просветительская.

и задачами профессиональной деятельности:

в области коррекционно-педагогической деятельности:

- компенсация и коррекция нарушений в развитии в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию детей с ОВЗ;

- изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация детей с ОВЗ в условиях структур здравоохранения, социальных структур, в том числе и в образовательных учреждениях, реализующих программы совместного (интегрированного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей;

- построение и корректировка индивидуальной программы развития, образования и коррекционной работы на основе психолого-педагогической диагностики детей с ОВЗ;

- осуществление психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ОВЗ в области диагностико-консультативной деятельности:

- психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического развития и образовательных возможностей детей с ОВЗ;

- консультирование детей с ОВЗ, членов их семей и педагогов по проблемам образования, развития на основе комплексного подхода к реабилитационному процессу;

- оказание консультативной помощи членам семей детей с ОВЗ по вопросам семейного воспитания.

в области исследовательской деятельности:

- выбор и обоснование образовательной программы, учебно-методического обеспечения;

- планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения.

в области культурно-просветительской деятельности:

- формирование общей культуры детей с ОВЗ;

- формировнание толерантного отношения к детям с ОВЗ среди широкой общественности.

 

 

Место практики в структуре ОП ВО

Производственная практика проводится на 4 курсе

Прохождение производственной практики является необходимой основой для последующего изучения ряда дисциплин вариативной части и курсов по выбору: «подготовки выпускной квалификационной работы.

 

 

Содержание и характер деятельности обучающихся.

На первом этапе проводится установочная конференция, на которой обучающихся знакомят с целями, задачами и содержанием производственной практики. Обучающиеся получают консультацию по оформлению документации.

На базах практики обучающиеся знакомятся с задачами и содержанием деятельности службы психолого-педагогического сопровождения, с системой взаимодействия специалистов, реализующих основные направления деятельности службы сопровождения: медицинского, психологического, социально-педагогического, педагогического. В обязательном порядке организуется встреча обучающихся со всеми специалистами.

На данном этапе организуется детальное знакомство обучающихся с деятельностью учителя-дефектолога: обучающиеся изучают документацию, посещают и анализируют коррекционно-развивающие занятия (фронтальные, подгрупповые и индивидуальные).

Формы работы с обучающимися: мастер-класс, дискуссия, круглый стол.

На втором этапе практики обучающиеся приступают к обследованию детей. Каждый обучающийся изучает закрепленного за ним ребенка, собирая о нем полную информацию. На основании полученных данных студент оформляет дефектологическую характеристику ребенка.

На основании имеющейся информации обучающийся разрабатывает развернутый план-конспект беседы с воспитателем по вопросам индивидуального подхода к конкретному ребенку в процессе организации его воспитания, обучения, выбора наиболее эффективных приемов и методов обучения, наглядного и дидактического материала, темпа деятельности.

Также разрабатывается развернутый план-конспект беседы с родителями данного ребенка по вопросам его воспитания в семье, организации его самостоятельной учебной и досуговой деятельности, режима дня и т. п. Обучающийся проводит данные беседы с педагогом и родителями; конспекты анализируются и оцениваются учителем-дефектологом.

Разрабатывается и организуется воспитательное мероприятие с детьми, направленное на решение задач интеграции и социализации детей с ОВЗ. Это мероприятие анализируется и оценивается учителем-дефектологом.

Обучающийся проводит исследование, согласно теме ВКР.

Формы работы с обучающимися: помощь в подборе дидактического материала, планирование занятий обучающихся, подготовка мероприятий, организация анализа просмотренных занятий.

На третьем этапе предусматривается подведение итогов практики. Обучающиеся обобщают свой опыт в докладах, участвуют, педсоветах, в научных конференциях. На итоговой конференции представляют презентацию.

Формы работы обучающихся: работа с методической литературой, подготовка конспектов занятий, оформление протокола обследования и педагогического представления на одного учащегося, дневника производственной практики, обобщение педагогического опыта в докладах, отчетах.

Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на преддипломной практике

При выполнении различных видов работ при прохождении практики обучающийся может использовать следующие технологии:

научно-исследовательские технологии: апробация новых форм специального образования детей с ОВЗ (интегративных и инклюзивных, консультативных).

научно-производственные технологии (в процессе педагогической практики научно-производственными технологиями выступают педагогические технологии):

– технология развивающего обучения (Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.).

– Технология разноуровневого обучения, предусматривающая уровневую дифференциацию в зависимости от уровня выраженности того или иного нарушения в развитии.

– технология адаптивного обучения, котораяявляется разновидностью технологии разноуровневого обучения, предполагает гибкую систему организации учебных занятий с учетом индивидуальных особенностей обучаемых. Центральное место отводится студенту, его деятельности, качествам его личности. Особое внимание уделяется формированию у них учебных умений. Технология дает возможность целенаправленно варьировать продолжительность и последовательность этапов обучения.

– технология компьютерного обучения.Дает возможность решать почти все дидактические задачи. Компьютеры выдают определенную информацию, проверяют, усвоили ли ее учащиеся и в какой мере, формируют соответствующие теоретические знания и практические умения, открывают доступ к электронным библиотекам, к основным отечественным и международным базам данных.

– технология проблемного обучения ( Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. И. Махмудов, В. Оконь и др.). Предполагает организацию под руководством педагога самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания и умения, развиваются способности.

Обучающиеся активно используют интерактивные образовательные технологии в процессе прохождения педагогической практики: технология портфолио, технологии интерактивных лекций.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: