Рабочая УЧЕБНая ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07. Основы экономики, менеджмента и маркетинга
2016 г.
Рабочая учебная программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания (Приказ Минобрнауки РФ от 22.04.2014 № 384 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания»).
Организация-разработчик: КОГПОБУ СТТ.
Составитель:
Коврижных Л.А., преподаватель КОГПОБУ СТТ.
Рабочая учебная программа дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании цикловой методической комиссии профессионального цикла.
Протокол № _____ от «____»_______________ 20_____г.
Председатель ЦМК______________________________ О.И. Полудницына
Заведующий методическим кабинетом _______________ С.В. Титова
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ рабочей УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫДИСЦИПЛИНЫ | |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ программы ДИСЦИПЛИНЫ | |
3. условия реализации учебной программы дисциплины | |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной программы дисциплины |
Паспорт рабочей УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫДИСЦИПЛИНЫ
Основы экономики, менеджмента и маркетинга
Область применения программы
Рабочая учебная программа дисциплины является частью образовательной программы СПО - программы подготовки специалистов среднего звена КОГПОБУ СТТ, обеспечивающей реализацию ФГОС СПО по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания.
1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональные дисциплины профессионального учебного цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
· рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
· применять в профессиональной деятельности приёмы делового и управленческого общения;
· анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
· основные положения экономической теории;
· принципы рыночной экономики;
· современное состояние и перспективы развития отрасли;
· роль и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
· механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
· механизмы формирования заработной платы;
· формы оплаты труда;
· стили управления, виды коммуникации;
· принципы делового общения в коллективе;
· управленческий цикл;
· особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
· сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;
· формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.
* С целью реализации компетентностного подхода в рамках учебной дисциплины предусмотрено использование активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, анализа ситуаций, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной самостоятельной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС СПО по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания.
_______________________________________________________
*ФОГС СПО по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания.
Формируемые общие компетенции (ОК) в рамках учебной дисциплины:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Формируемые профессиональные компетенции (ПК) в рамках учебной дисциплины:
ПК 1.1. Организовывать подготовку мяса и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.
ПК 1.2. Организовывать подготовку рыбы и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.
ПК 1.3. Организовывать подготовку домашней птицы для приготовления сложной кулинарной продукции.
ПК 2.1. Организовывать и проводить приготовление канапе, легких и сложных холодных закусок.
ПК 2.2. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных блюд из рыбы, мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы.
ПК 2.3. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных соусов.
ПК 3.1. Организовывать и проводить приготовление сложных супов.
ПК 3.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих соусов.
ПК 3.3. Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из овощей, грибов и сыра.
ПК 3.4. Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из рыбы, мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы.
ПК 4.1. Организовывать и проводить приготовление сдобных хлебобулочных изделий и праздничного хлеба.
ПК 4.2.Организовывать и проводить приготовление сложных мучных кондитерских изделий и праздничных тортов.
ПК 4.3. Организовывать и проводить приготовление мелкоштучных кондитерских изделий.
ПК 4.4. Организовывать и проводить приготовление сложных отделочных полуфабрикатов, использовать их в оформлении.
ПК 5.1. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных десертов.
ПК 5.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих десертов.
ПК 6.1. Участвовать в планировании основных показателей производства.
ПК 6.2. Планировать выполнение работ исполнителями.
ПК 6.3. Организовывать работу трудового коллектива.
ПК 6.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.
ПК 6.5. Вести утвержденную учетно-отчётную документацию.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 105 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 14 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 91 час.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | |
практические занятия | |
дифференцированный зачёт | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 91/163 |
в том числе: | |
Внеаудиторные (самостоятельные) работы | 91/163 |
аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2.2. Тематический план и содержание учебной программы дисциплины
«ОСНОВЫЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |||||||
Раздел 1. Основы экономики. | ||||||||||
Тема 1.1. Производство и экономика | Теоретические занятия | |||||||||
Производство и экономика. | 2 | |||||||||
Внеаудиторные (самостоятельные) работы | ||||||||||
1 | Составление ответов на контрольные вопросы по теме «Экономика России на современном этапе». | 3 | ||||||||
2 | Составление схемы «Организационно-правовые формы предприятий по Российскому законодательству». | 4 | ||||||||
3 | Составление ответов на контрольные вопросы по теме «Организация предприятий общественного питания». | 3 | ||||||||
4 | Подготовка реферативного сообщения по теме «Структура современного производства». | 6 | ||||||||
Тема 1.2. Принципы рыночной экономики. | Теоретические занятия | |||||||||
Принципы рыночной экономики. | 2 | |||||||||
Внеаудиторные (самостоятельные) работы | ||||||||||
1 | Подготовка реферативного сообщения по теме «Классификации и виды рынков». | 8 | ||||||||
Тема 1.3. Макро -экономические показатели | Теоретические занятия | |||||||||
Макроэкономические показатели | 2 | |||||||||
Внеаудиторные (самостоятельные) работы | ||||||||||
1 | Заполнение таблицы по теме «Общественное производство и его экономические результаты». | 4 | ||||||||
2 | Подготовка реферативного сообщения по теме «Экономический рост в обществе». | 6 | ||||||||
3 | Подготовка реферативного сообщения по теме «Пути и факторы экономического роста» | 6 | ||||||||
Раздел 2. Экономика предприятий общественного питания. | ||||||||||
Тема 2.1. Предприятие – объект и материальная база предпринима-тельства. | Теоретические занятия | |||||||||
Предприятие – объект и материальная база предпринимательства. | 2 | |||||||||
Практическое занятие | ||||||||||
Расчёт стоимости комплексного обеда. | ||||||||||
Внеаудиторные (самостоятельные) работы | ||||||||||
Заполнение таблицы по теме «Факторы производственной мощности». | 3 | |||||||||
Составление схемы «Оборотные средства». | 3 | |||||||||
Заполнение таблицы терминов и определений по теме «Основные производственные средства предприятия». | 3 | |||||||||
Подготовка реферативного сообщения по теме «Современные формы предприятий общественного питания». | 6 | |||||||||
Тема 2.2. Факторы производства предприятий общественного питания. | Теоретические занятия | |||||||||
Понятие предпринимательства его виды и сущность. | 2 | |||||||||
Внеаудиторные (самостоятельные) работы | ||||||||||
1 | Подготовка реферативного сообщения по теме «Рынок труда. Обеспечение предприятий общественного питания рабочей силой». | 6 | ||||||||
2 | Подготовка реферативного сообщения по теме «Труд как главный фактор производства. Производительность труда». | 6 | ||||||||
Тема 2.3. Оплата труда на предприятиях общественного питания. | Теоретические занятия | |||||||||
Формы и виды оплаты труда. | 2 | 2 | ||||||||
Внеаудиторные (самостоятельные) работы | ||||||||||
1 | Заполнение таблицы по теме «Уровень жизни и прожиточный минимум» | 3 | ||||||||
2 | Подготовка реферативного сообщения по теме «Хозяйственный риск и виды потерь». | 6 | ||||||||
3 | Подготовка реферативного сообщения по теме «Издержки производства и себестоимость продукции». | 6 | ||||||||
Раздел 3. Основы менеджмента. | ||||||||||
Тема 3.1. Сущность современного менеджмента. | Теоретические занятия | |||||||||
Сущность и характерные черты современного менеджмента. | 2 | |||||||||
Внеаудиторные (самостоятельные) работы | ||||||||||
1 | Подготовка реферативного сообщения по теме «Сущность и характерные черты современного менеджмента». | 7 | ||||||||
2 | Заполнение таблицы терминов и определений по теме «Виды деятельности в менеджменте». | 4 | ||||||||
3 | Заполнение таблицы терминов и определений по теме «Элементы функциональных стратегий». | 4 | ||||||||
4 | Подготовка реферативного сообщения по теме «Школы менеджмента». | 7 | ||||||||
Тема 3.2. Цикл управления. Методы управления. | Теоретические занятия | |||||||||
Функции менеджмента в рыночной экономике. | 2 | |||||||||
Функции менеджмента в рыночной экономике. | 2 | |||||||||
Внеаудиторные (самостоятельные) работы | ||||||||||
1 | Составление ответов на контрольные вопросы по теме «Классификация видов общения». | 5 | ||||||||
2 | Составление схемы и характеристик по теме «Системы и формы оплаты труда» | 5 | ||||||||
3 | Заполнение таблицы терминов и определений по теме «Социальное обеспечение трудящихся». | 5 | ||||||||
4 | Подготовка реферативного сообщения по теме «Функции менеджмента в рыночной экономике». | 9 | ||||||||
Раздел 4. Основы маркетинга. | ||||||||||
Тема 4.1. Сущность маркетинга. | Теоретические занятия | |||||||||
Маркетинг как экономическая категория. | 2 | |||||||||
Внеаудиторные (самостоятельные) работы | ||||||||||
1 | Заполнение таблицы терминов и определений по теме «Основные функции маркетинга». | 4 | ||||||||
2 | Заполнение таблицы по теме «Критерии обоснования проведения маркетинговых исследований». | 4 | ||||||||
3 | Подготовка реферативного сообщения по теме «Особенности маркетинга в профессиональной деятельности» | 9 | ||||||||
Тема 4.2. Основные стратегии маркетинга. | Теоретические занятия | |||||||||
Понятие товара в маркетинге. | 2 | |||||||||
Понятие и сущность цены. | 2 | |||||||||
Внеаудиторные (самостоятельные) работы | ||||||||||
1 | Изготовление рекламного буклета действующего предприятия общественного питания на листе формата А - 4. | |||||||||
2 | Составление ответов на контрольные вопросы по теме «Стратегии маркетинга». | |||||||||
3 | Подготовка реферативного сообщения по теме «Механизмы ценообразования на продукцию» | |||||||||
аттестация в форме дифференцированного зачёта | 1 | |||||||||
Всего: | ||||||||||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)