CИЛЛАБУС
По модулю «Гастроэнтерология»
Специальности: 5В130100 «Общая медицина»
Интернатуры по направлению: Внутренние болезни
Практические занятия: 180 (часов)
СРИ: 90 (часов)
Экзамен: 13-14 семестр
Всего: 270 (часов)
Курс: 7
Астана 2016 г.
Сведения о преподавателях:
№ | Ф.И.О. | Степень и должность | Приоритетные научные интересы |
1. | Аскарова Карашаш Майкеновна | Доцент кафедры внутренних болезней интернатуры, к.м.н. | Гастроэнтерология, пульмонология |
2. | Браун Маргарита Александровна | Доцент кафедры внутренних болезней интернатуры, к.м.н. | Гастроэнтерология, внутренние болезни |
3. | Омралина Ельвира Толеумухаметовна | Доцент кафедры внутренних болезней интернатуры, к.м.н. | Гастроэнтерология |
4. | Айтуганова Алия Тлеутаевна | Доцент кафедры внутренних болезней интернатуры, к.м.н. | Гастроэнтерология, внутренние болезни |
5. | Имангазинова Сауле Сагитовна | Доцент кафедры внутренних болезней интернатуры, к.м.н. | Гастроэнтерология, пульмонология |
Контактная информация: Кафедра расположена на базе ГУ «Центральный госпиталь с поликлиникой МВД РК» по адресу: пр. Кабанбай батыра, 66; телефон: 704958; e-mail kaf.inter.ter@amu.kz
Конечные результаты обучения:
А. Знание и понимание:
1. Клинической симптоматики основных терапевтических заболеваний;
2. Синдромальной диагностики заболеваний внутренних органов;
3. Патогенеза развития заболеваний внутренних органов.
В. Применение знаний и пониманий:
1. При сборе жалоб, анамнеза заболевания и жизни пациента;
2. При интерпретации результатов лабораторно-инструментальных методов исследования;
3. При синдромальной диагностике заболеваний внутренних органов у конкретного пациента с выделением ведущего синдрома;
4. При проведении дифференциального диагноза по ведущему синдрому.
С. Выражение суждений:
1. При обосновании синдромов;
2. При обосновании и выделении ведущего синдрома;
3. При обосновании выбора нозологий для дифференциального диагноза
по ведущему синдрому.
4. При обосновании плана обследования пациента.
D. Коммуникативные способности:
1. Владеть профессиональными ценностями, такими как альтруизм, сострадание, сочувствие, ответственность, честность, и соблюдение принципов конфиденциальности;
2. Соблюдать требования врачебной этики и деонтологии при работе с пациентом, врачами, коллегами в условиях соматического стационара;
3. Уметь работать в команде и иметь лидерские качества.
Е. Способность к учебе:
1. Уметь самостоятельно изучить материал, необходимый для проведения дифференциального диагноза;
2. Уметь составлять перечень возможных этиологических причин;
3. Уметь обосновать патогенез заболевания у конкретного пациента;
4. Составлять алгоритм обследования пациента;
5. Выполнять СРИ в учебное время в полном объеме.
Перечень дисциплин, входящих в модуль, и количество часов каждой дисциплины:
№ | Наименование дисциплин/компонентов модуля | Всего часов | Аудиторных занятий | СРИ | Форма рубежного контроля |
1. | Клиническая лабораторная диагностика | 1этап: устный опрос по билетам 2 этап: клинический этап у постели больного | |||
2. | Визуальная диагностика | ||||
3. | Клиническая фармакология | ||||
4. | Гастроэнтерология |
Тематический план практических занятий:
№ | Тема занятия | Форма проведения | Часы | |
Клиническая лабораторная диагностика | ||||
1. | Лабораторные методы исследования крови, используемые в гастроэнтерологии | устный опрос, работа в малых группах, интерпретация результатов исследования | ||
2. | Лабораторные методы исследования кала, используемые в гастроэнтерологии | устный опрос, работа в малых группах, интерпретация результатов исследования | ||
3. | Иммунологические и серологические методы исследования, используемые в гастроэнтерологии | устный опрос, работа в малых группах, интерпретация результатов исследования, обратная связь | ||
Визуальная диагностика | ||||
1. | Рентгенологические методы исследования органов желудочно-кишечного тракта | устный опрос, работа в малых группах, работа в рентген-кабинете с интерпретацией результатов исследования | ||
2. | Эндоскопические методы исследования органов желудочно-кишечного тракта | устный опрос, работа в малых группах, работа в кабинете функциональной диагностики, интерпретация результатов исследования | ||
3. | Ультразвуковые методы исследования органов желудочно-кишечного тракта. | устный опрос, работа в малых группах, работа в УЗИ кабинете, интерпретация результатов исследования, обратная связь | ||
Клиническая фармакология | ||||
1. | Применение основ доказательной медицины в терапии заболеваний желудочно-кишечного тракта. | устный опрос, решение ситуационных задач, участие в клиническом разборе тематических больных, работа в малых группах | ||
2. | Клинико-фармакологические подходы к выбору и применению лекарственных средств при заболеваниях пищевода, желудка, двенадцатиперстной кишки. | устный опрос, решение ситуационных задач, участие в клиническом разборе тематических больных, работа в малых группах | ||
3. | Клинико-фармакологические подходы к выбору и применению лекарственных средств при заболеваниях поджелудочной железы | устный опрос, решение ситуационных задач, участие в клиническом разборе тематических больных, работа в малых группах | ||
4. | Клинико-фармакологические подходы к выбору и применению лекарственных средств при заболеваниях печени. | устный опрос, собеседование, решение ситуационных задач, участие в клиническом разборе тематических больных, работа в малых группах, обратная связь | ||
Гастроэнтерология | ||||
1. | Анатомия и физиология органов пищеварительного тракта. Основные методы исследования органов желудочно-кишечного тракта. Дифференциальная диагностика основных синдромов в гастроэнтерологии | устный опрос, доклады о дежурствах, работа в малых группах | ||
2. | Заболевания пищевода. Этиология. Патогенез. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. | устный опрос, доклады о дежурствах, собеседование, работа в малых группах, интерпретация ФГДС, рентгенограмм пищевода | ||
3. | Хронический гастрит, хронический дуоденит. Этиология. Патогенез. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение | устный опрос, доклады о дежурствах, собеседование, работа в малых группах, интерпретация ФГДС | ||
4. | Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки Этиология. Патогенез. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение | устный опрос, доклады о дежурствах, собеседование, работа в малых группах, интерпретация ФГДС | ||
5. | Некалькулезный холецистит. Этиология. Патогенез. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение | устный опрос, доклады о дежурствах, участие в клиническом разборе тематических больных, дискуссии, интерпретация результатов исследования | ||
6. | Хронический панкреатит Этиология. Патогенез. Классификация. | устный опрос, доклады о дежурствах, решение ситуационных задач, участие в клиническом разборе тематических больных, интерпретация результатов исследования | ||
7. | Хронический панкреатит. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. | устный опрос, доклады о дежурствах, решение ситуационных задач, участие в клиническом разборе тематических больных, интерпретация результатов исследования | ||
8. | Синдром раздраженной кишки Этиология. Патогенез. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. | устный опрос, доклады о дежурствах, участие в клиническом разборе тематических больных, интерпретация результатов исследования | ||
9. | Синдром диареи. Этиология. Патогенез. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. | устный опрос, доклады о дежурствах, решение ситуационных задач, участие в клиническом разборе тематических больных, интерпретация результатов исследования больных | ||
10. | Неспецифический язвенный колит. Этиология. Патогенез. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. | устный опрос, доклады о дежурствах, решение ситуационных задач, участие в клиническом разборе тематических больных, интерпретация результатов исследования | ||
11. | Болезнь Крона. Этиология. Патогенез. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. | устный опрос, доклады о дежурствах, участие в клиническом разборе тематических больных, интерпретация результатов исследования | ||
12. | Дифференциальный диагноз основных синдромов при патологии печени. Этиология. Патогенез. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. | устный опрос, доклады о дежурствах, решение ситуационных задач, участие в клиническом разборе тематических, интерпретация результатов исследования | ||
13. | Хронические вирусные гепатиты. Этиология. Патогенез. Классификация. | устный опрос, доклады о дежурствах, решение ситуационных задач, интерпретация результатов исследования | ||
14. | Хронические вирусные гепатиты. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. | устный опрос, доклады о дежурствах, решение ситуационных задач, участие в клиническом разборе тематических больных, интерпретация результатов исследования | ||
15. | Синдром желудочно-кишечного кровотечения. Этиология. Патогенез. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Неотложная помощь. | устный опрос, доклады о дежурствах, решение ситуационных задач, участие в клиническом разборе тематических больных интерпретация результатов исследования | ||
16. | Циррозы печени. Этиология. Патогенез. Классификация. | устный опрос, доклады о дежурствах, решение ситуационных задач, интерпретация результатов исследования | ||
17. | Циррозы печени. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. | устный опрос, доклады о дежурствах, решение ситуационных задач, участие в клиническом разборе тематических больных, интерпретация результатов исследования | ||
18. | Осложнения циррозов печени. Этиология. Патогенез. Классификация. | устный опрос, доклады о дежурствах, участие в клиническом разборе тематических больных, интерпретация результатов исследования | ||
19. | Осложнения циррозов печени. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. | устный опрос, доклады о дежурствах, участие в клиническом разборе тематических больных, интерпретация результатов исследования | ||
20. | Синдром острой абдоминальной боли. Этиология. Патогенез. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Неотложная помощь. | устный опрос, решение тестовых заданий, доклады о дежурствах, решение ситуационных задач, интерпретация результатов исследования | ||
Рубежный контроль | ||||
Итого часов: | ||||
Тематические планы самостоятельной работы интерна:
№ | Тема занятия | Форма проведения | Сроки сдачи СРИ | Часы |
Клиническая лабораторная диагностика | ||||
1. | Микробиологические методы исследования в гастроэнтерологии | презентация, курация больных, интерпретация результатов лабораторных методов исследования больных, ведение медицинской документации | до завершения компонента модуля | |
2. | Иммунологические маркеры аутоиммунных заболеваний органов ЖКТ | презентация, курация больных, интерпретация результатов лабораторных методов исследования больных, ведение медицинской документации | до завершения компонента модуля | |
3. | Морфологические критерии вирусных и невирусных заболеваний печени | презентация, курация больных, интерпретация результатов лабораторных методов исследования больных, ведение медицинской документации | до завершения компонента модуля | |
Визуальная диагностика | ||||
1. | Рентгенологические методы исследования с контрастированием в гастроэнтерологии | презентация, курация больных, работа в рентген-кабинете, интерпретация рентгенограмм | до завершения компонента модуля | |
2. | Радионуклидные методы исследования органов желудочно-кишечного тракта | презентация, курация больных, работа в отделениях функциональной диагностики | до завершения компонента модуля | |
3. | Методика проведения ультразвуковых методов исследования органов желудочно-кишечного тракта. Показатели УЗИ-исследования органов желудочно-кишечного тракта в норме | презентация, курация больных, работа в УЗИ кабинете, интерпретация протоколов УЗИ | до завершения компонента модуля | |
Клиническая фармакология | ||||
1. | Клинико-фармакологические подходы к выбору и применению лекарственных средств при СРК с диареей. | презентация, курация больных, клинический разбор больного, ведение медицинской документации | до завершения компонента модуля | |
2. | Клинико-фармакологические подходы к выбору и применению лекарственных средств при СРК с запорами. | презентация, курация больных, клинический разбор больного, ведение медицинской документации | до завершения компонента модуля | |
3. | Клинико-фармакологические подходы к выбору и применению лекарственных средств при НЯКе и болезни Крона. | презентация, курация больных, клинический разбор больного, ведение медицинской документации | до завершения компонента модуля | |
4. | Клинико-фармакологические подходы к выбору и применению лекарственных средств при заболеваниях желчного пузыря и ЖВП (холеретики, холекинетики). | презентация, курация больных, клинический разбор больного, ведение медицинской документации | до завершения компонента модуля | |
Гастроэнтерология | ||||
1. | Ахалазия кардии. Этиология. Патогенез. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. | презентация, курация больных, ведение медицинской документации, интерпретация результатов инструментальных методов исследования | до завершения компонента модуля | |
2. | Функциональные заболевания желудка. Этиология. Патогенез. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. | презентация, курация больных, ведение медицинской документации | до завершения компонента модуля | |
3. | Синдром Золлингера-Эллисона. Этиология. Патогенез. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. | презентация, курация больных, ведение медицинской документации, подготовка больного к клиническому разбору, работа в кабинетах функциональной диагностики | до завершения компонента модуля | |
4. | Дискинезии ЖВП. Этиология. Патогенез. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. | презентация, курация больных, ведение медицинской документации, подготовка больного к клиническому разбору, интерпретация дополнительных методов исследования | до завершения компонента модуля | |
5. | Дисфункция сфинктера Одди. Этиология. Патогенез. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. | презентация, курация больных, ведение медицинской документации, интерпретация дополнительных методов исследования | до завершения компонента модуля | |
6. | Желчнокаменная болезнь. Этиология. Патогенез. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. | презентация, курация больных, ведение медицинской документации, подготовка больного к обходу заведующего кафедрой, работа в кабинетах функциональной диагностики | до завершения компонента модуля | |
7. | Диагностика гипо- и гипервитаминозов, микроэлементозов. Этиология. Патогенез. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. | презентация, курация больных, ведение медицинской документации, подготовка больного к клиническому разбору | до завершения компонента модуля | |
8. | Обстипационный синдром. Этиология. Патогенез. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. | презентация, курация больных, ведение медицинской документации | до завершения компонента модуля | |
9. | Наследственные ферментопатии (целиакия, лактазная недостаточность). Этиология. Патогенез. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. | презентация, курация больных, ведение медицинской документации | до завершения компонента модуля | |
10. | Состав и функция нормальной микрофлоры кишечника. Синдром избыточного бактериального роста в кишечнике. Этиология. Патогенез. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. | презентация, курация больных, ведение медицинской документации, подготовка больного к клиническому разбору, интерпретация лабораторных методов исследования | до завершения компонента модуля | |
11. | Дивертикулез и дивертикулит тонкого и толстого кишечника. Этиология. Патогенез. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. | презентация, курация больных, ведение медицинской документации, интерпретация дополнительных методов исследования | до завершения компонента модуля | |
12. | Полипы органов желудочно-кишечного тракта. Этиология. Патогенез. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. | презентация, курация больных, ведение медицинской документации, подготовка больного к клиническому разбору, работа в кабинетах функциональной диагностики, интерпретация инструментальных методов исследования | до завершения компонента модуля | |
13. | Печеночная энцефалопатия. Этиология. Патогенез. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. | презентация, курация больных, ведение медицинской документации, подготовка больного к клиническому разбору, интерпретация дополнительных методов исследования | до завершения компонента модуля | |
14. | Аутоиммунный гепатит. Этиология. Патогенез. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. | презентация, курация больных, ведение медицинской документации, интерпретация дополнительных методов исследования | до завершения компонента модуля | |
15. | Гепато-лентикулярная дегенерация. Этиология. Патогенез. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. | презентация, курация больных, ведение медицинской документации, интерпретация дополнительных методов исследования | до завершения компонента модуля | |
16. | Гемохроматоз. Этиология. Патогенез. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. | презентация, курация больных, ведение медицинской документации, интерпретация дополнительных методов исследования | до завершения компонента модуля | |
17. | Гепаторенальный синдром. Этиология. Патогенез. Диагностика. Лечение. | презентация, курация больных, ведение медицинской документации, интерпретация дополнительных методов исследования | до завершения компонента модуля | |
18. | Опухоли ЖКТ. Профилактика. Ранняя диагностика. | презентация, курация больных, ведение медицинской документации, подготовка больного к клиническому разбору, интерпретация дополнительных методов исследования | до завершения компонента модуля | |
19. | Заболевания системы пищеварения у пожилых. Особенности клиники, диагностики, фармакокинетики лекарственных препаратов у пожилых. | презентация, курация больных, ведение медицинской документации, подготовка больного к клиническому разбору, интерпретация дополнительных методов исследования | до завершения компонента модуля | |
20. | Заболевания системы пищеварения у беременных. Особенности клиники, диагностики, фармакокинетики лекарственных препаратов у беременных женщин. | презентация, курация больных, ведение медицинской документации, интерпретация дополнительных методов исследования | до завершения компонента модуля | |
Итого часов: |
Задания самостоятельной работы интерна.
· Самостоятельная работа интерна в учебное время:
- работа в отделении: участие в курации больных, во внутрибольничных и патологоанатомических конференциях, в лечении больных при неотложных состояниях в приемных отделениях и палатах интенсивной терапии, дежурства по больнице (клинике), участие на консилиумах;
- подготовка больного к клиническому разбору, обходу заведующего кафедрой, профессора или доцента, заведующего отделением;
- интерпретация результатов лабораторных и инструментальных методов исследования больных;
- подготовка тематических сообщений для учебных конференций;
- ведение медицинской документации (в том числе и электронной медицинской статистической системы);
- выполнение санитарно-просветительной работы, в обязательном для врача объеме;
- участие в СНК кафедры, выступления на научных конференциях;
- участие в научно-практических конференциях, симпозиумах и др.
- работа в специализированных кабинетах функциональной диагностики (УЗИ, МРТ, КТ, рентген-кабинете, отделении или кабинете эндоскопии)
· Внеаудиторная самостоятельная деятельность интерна:
- изучение специальной медицинской литературы;
- работа с электронными информационными ресурсами, в том числе и медицинских порталов сети Интернет;
- изучение основ медицинской статистики и отчетности;
- совершенствование навыков работы с персональным компьютером;
- выполнение презентаций, подготовленных по тематическим планам самостоятельной работы интерна.
Политика и процедуры:
Интернатура является формой двухгодичной подготовки студентов медицинских высших учебных заведений по конкретной специализации, осуществляемой высшими организациями медицинского образования.
Общие требования: посещения практических занятий является обязательным. При наличии пропущенных занятий более 72 часов интерн отчисляется из интернатуры за нарушение учебной дисциплины. Пропущенные занятия отрабатываются на усмотрение преподавателя с зачетом пропущенных занятий.
Обучаемые должны перед началом темы найти материал и самостоятельно подготовиться к письменному опросу.
Оценка знаний и умений проводится путем текущего и рубежного контроля. Устные опросы составляют текущий контроль знаний и посещаемости.
Рубежный контроль складывается из трех этапов: клинический экзамен у постели больного, устный экзамен. При получении неудовлетворительной оценки на любом из этапов рубежного контроля, итоговая оценка приравнивается к «0». Контрольные вопросы, используемые при устном экзамене, являются экзаменационными. Критерии и правила оценки знаний (см. соответствующий раздел).
Штрафные меры при невыполнении разделов работы: пересдача не более 2 раз. Пересдача экзамена проводится в соответствии с политикой образовательной организации. За пропуск врачом-интерном по неуважительной причине конференции, неявку и невыполнение плана по дежурству, различных видов тестирования автоматически выставляется в журнал оценка «неудовлетворительно» (0 баллов) в текущий день по текущему циклу внутренних болезней.
Обучающийся, не согласный с результатом рубежного контроля, имеет право подать апелляцию на имя декана деканата интернатуры и трудоустройства в день объявления результатов с описанием вопроса, требующего комиссионного рассмотрения.
На заявлении должна быть виза преподавателя модуля.
При положительном решении издается распоряжение о составе предметной апелляционной комиссии на местах и списке обучающихся допущенных к апелляции. В распоряжении указывается срок проведения апелляции.
Решение предметной апелляционной комиссии оформляются протоколом заседания кафедры. Оценка, полученная по результатам апелляции, заносится в индивидуальную экзаменационную ведомость обучающегося.
Протокол предметной апелляционной комиссии хранится в деканате, копии на кафедре, индивидуальная экзаменационная ведомость сдается в отдел офис-регистратора.
Критерии, предъявляемые к апелляции:
- вопросы выходят за пределы учебной программы;
- формулировка вопроса некорректна.
Примечание: Должен быть лист ответа студента с подписью студента и экзаменатора. Заявление не рассматривается при отсутствии листа ответа с подписью студента и экзаменатора
Литература
а) основная:
1. Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П. Основы семиотики заболеваний внутренних органов: атлас. – М., 1997.
2. Гастроэнтерология и гепатология. Диагностика и лечение. Под ред. Калинина А.В., Хазанова А.И. – М., 2007.
3. Внутренние болезни по ХаррисонуТ.Р. в 10 т. под ред. Фаучи Э., Браунвальда Ю. – М.: Практика, 2005.
4. Внутренние болезни в 2-х т. / под ред. Мухина Н.А., Моисеева В.С., Мартынова А.И. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.
5. Федеральное руководство по использованию лекарственных средств (формулярная система). Выпуск VIII. – М., 2007.
6. Терапевтический справочник Вашингтонского университета: пер. с англ. – СПб, 1995.
7. Практическое руководство для врачей общей (семейной) практики / под ред. акад. РАМП И.И.Денисова. – М.: ГЭОТАР –Мед, 2001.
8. Клинические рекомендации. Гастроэнтерология. Под ред. Ивашкина В.Т. М.: 2006
9. Майер К.П. Гепатит и последствия гепатита. Руководство для врачей М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004
10. Ройтберг Г.Е., Струтынский А.В. Внутренние болезни. Болезни органов пищеварения. М.: Медпресс-информ: 2007
11. Сборник клинических протоколов по профилю терапия, разработанный в 2014г. Издание 1/ РЦРЗ МЗ и СР РК. – ТОО «Литера», 2015.
б) дополнительная:
1. Клинические разборы. Внутренние болезни. Под ред. Мухина Н.А. М.: 2005.
2. МакНелли П.Р. Секреты гастроэнтерологии. Перевод с англ. под ред. Апросиной З.Г. - М.: Бином, 2005, 928 с.
3. Хили П.М., Джекобсон Э.Дж. Дифференциальный диагноз внутренних болезней: алгоритмический подход. – М.: Бином, 2003.
4. Хронические вирусные гепатиты и цирроз печени. Под ред. А.Г. Рахманова. С-Пб, СпецЛит, 2006, 413 с.
5. Яхонтова О.И., Рутгайзер Я.М., Валенкевич Л.Н. Хронические болезни кишечника. СПб.: 2002
6. Делягин В.М., Румянцев А.Г. Дифференциальная диагностика внутренних болезней в практике семейного врача. – М.: МАКС Пресс, 2001.
7. Практическое руководство для врачей общей (семейной) практики / под ред. акад. РАМП И.И.Денисова. – М.: ГЭОТАР – Мед, 2001.
8. Подымова С.Д. Болезни печени. – М.: Медицина, 1984
9. Григорьев П.Я., Яковенко А.В. Клиническая гастроэнтерология. – М.: Медицинское информационное агентство, 2001
Шкала и критерии оценки