Рубежный контроль по изучению медицины и медицинских знаний в период Средневековья и начала Нового времени.
Проведение контрольной работы.
МПФ 1 курс
Семинарское занятие № 13
Тема: Развитие медицины в Западной Европе в XVII – XVIII веке. Инфекционные заболевания и методы лечения.
Цель занятия: 1. Показать влияние диалектических взглядов на природу и
медицину периода Нового времени которые оказали
естественно-научные открытия.
Основные понятия темы: учение о мутации, генетика, ген, хромосома,
термометрия, перкуссия, аускультация, вакцина,
патология, вариоляция, гигиена, общественная
медицина, вакцинация.
План
1. Формирование общественной медицины в Западной Европе.
2. Вклад У. Пети, Б. Рамаццини, Д. Саймона в развитие гигиены труда.
3. Развитие клинического направления в медицине.
4. Герман Бурхааве и его роль по внедрению клинического метода в
лечебную практику.
5. Развитие патологической анатомии:
а) Вклад Джованни Морганьи.
6. Э. Дженнер и его вклад в разработку вакцины против оспы.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Общественно-политическая и экономическая обстановка в Западной
Европе XVII – XVIII веках.
2. Выдающиеся естественнонаучные открытия XVII – XVIII веков.
3. Клинический метод преподавания в медицинских центрах Западной Европы.
Рефераты и сообщения:
1. Теория естественного отбора Чарльза Дарвина.
2. История создания термометра, введение термометрии в клиническую
практику.
3. Открытие и внедрение перкуссии: Л. Аузнбруггер и Ж.Н. Корвизар.
4. Открытие посредственной аускультации: Р.Т. Лаэннек.
Литература:
1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.
2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.
3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.
4. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для
медицинских вузов. – М., 1994.
5. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История
медицины. – М., 1981.
МПФ 1 курс
Семинарское занятие № 14
Тема: Становление медицинского дела в России в XVIII веке. Организация борьбы с эпидемиями.
Цель занятия: 1. Определить новые условия и правила работы
Медицинской канцелярии.
2. Показать особенности подготовки медицинских кадров
через госпитальные школы и дальнейшее развитие
высшего медицинского образования.
3. Показать роль отечественных ученых в развитии
медицины.
Основные понятия темы: Госпиталь, госпитальная школа, медицинская
канцелярия, кунсткамера, клиническая
медицина, акушерство и гинекология,
эпидемические болезни.
План
1. Реформы Петра I по преобразованию медицинского дела в России.
2. Открытие госпиталей и госпитальных школ. Деятельность Бидлоо и П.
Кондоиди в подготовке медицинских кадров.
3. Влияние идей М.В. Ломоносова на качество подготовки врачей.
4. Развитие клинической медицины. Деятельность С. Зыбелина,
Н Максимович-Амбодика.
5. Борьба с эпидемиями инфекционных болезней.(Д.Самойлович, Е. Мухин и др.).
6. Развитие анатомии в России в XVIII веке. Отечественные учебники и атласы.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Почему «Без знания химии современный врач быть не может» утверждал М.В. Ломоносов.
2. Письмо М.В. Ломоносова «О сохранении и размножении народа российского»
3. Борьба с эпидемиями инфекционных болезней в Московском государстве.
4. Законы Петра I о преобразовании медицины в России.
5. Открытие Московского университета, его роль в подготовке медицинских кадров.
Рефераты и сообщения:
1. С. Зыбелин – первый русский профессор медицины.
2. Д. Самойлович – первый отечественный эпидемиолог. Вклад в развитие
методов борьбы с чумой.
3. Н. Максимович-Амбодик – первый отечественный акушер-гинеколог.
4. Развитие отечественной фармации в XVIII веке.
Литература:
1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.
2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.
3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.
4. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для
медицинских вузов. – М., 1994.
МПФ 1 курс
Семинарское занятие № 15
Тема: Медицина Нового времени и начала Новейшей истории в Западной Европе. Становление профессиональной гигиены.
Цель занятия: Определить значение развития медико-биологического
направления в медицине. Показать значение исследований
западных ученых для развития всемирной истории.
Задачи: 1.Показать значение работ западноевропейских ученых для
развития и становления бактериологии.
2. Определить значение классической медицины и ее ведущих
представителей.
Основные понятия темы: иммунология, целлюлярная патология,
цитология, микробиология, иммунтет,
антирабическая вакцина, наркоз, виды наркоза,
топографическая анатомия, индивидуальный
подход к диагностики и лечению,
План
1. Развитие медико-биологического направления. И влияние на развитие
медицины.
2. Луи Пастер – основоположник научной микробиологии и иммунологии.
3. Открытие методов асептики и антисептики. Дж. Листер.
4. Становление бактериологии – вклад Роберта Коха.
5. Клеточная теория Р. Вирхова.
6. Развитие гигиены в Западной Европе XIX века.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Учение о наследственности и изменчивости.
2. Клеточная теория строения организмов.
3. Учение о переливании крови.
Темы рефератов и сообщений:
1. Развитие психиатрии как научной дисциплины: история и современность.
2. История открытия наркоза.
3. Развитие экспериментальной физиологии в Западной Европе XIX века.
4. Развитие зубоврачевания в XIX веке: история и современность.
5. Флоренс Найтингейл – первая британская сестра милосердия.
6. Педиатрия – как самостоятельная наука.
Литература:
1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.
2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.
3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.
4. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для медицинских вузов. –
М., 1994.
5. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины. – М.,
1981.
МПФ 1 курс