Когнитивное развитие, развитие интересов и склонностей на протяжении подросткового - раннего юношеского возраста.




 

Подростковый возраст (он же отрочество) — переход от детства к взрослости. От 9—11 до 14—15 лет. По Л. С. Выготскому, в со­циальной ситуации развития - 2 тенденции: 1) тормозящая развитие взрослости (занятость школьной учебой, отсутствие других постоянных и социально значимых обязанностей, материальная зависимость и родительская опека и т.п.); 2) овзросляющая (акселерация, некоторая самостоятельность, субъективное ощущение взрослости и т.п.). Отсюда зоны развития и основные задачи развития в подростковом возрасте: пубертатное развитие, когнитивное развитие, преобразования социализации, становление идентичности.

 

1. Младший подростковый возраст: возрастание познавательной активности, расширение познавательных интересов. Развитие интеллекта как совершенствование его структуры: переход к формально-логическим операциям (по Пиаже).

2. Главное развитие - в сфере мышления. Подросток переходит к новой и высшей форме интеллектуальной деятельности – к мышлению в понятиях. Это приводит к вскрытию глубоких связей, лежащих в основе действительности, к познанию ее закономерностей, к упорядочению воспринимаемого мира (Выготский). Содержанием мышления подростка становятся собственные внутренние личностные моменты: убеждения, интересы, миросозерцание, этические нормы и правила поведения, склонности, идеалы, известные схемы мышления, мир собственных переживаний, его познание и систематизация. «Понимание действительности, понимание других и понимание себя – вот что приносит с собой мышление в понятиях» - Выготский. Вместе с обогащением содержания мышления возникают и новые формы оперирования этим содержанием, возникает абстрактное, логическое мышление.

3. В операциональной концепции развития интеллекта Ж. Пиаже, в подростковом возрасте начинает развиваться мышление на уровне формальных операций. Содержание операций в данном периоде такое же, как и в предыдущем (классификация, сериация, счет, измерение и т. п.), но посредством формальных операций осуществляется группировка не самих этих классов, рядов или пространственно-временных отношений, а высказываний, в которых отражаются данные операции. Конкретные предметы и события больше не являются обязательными объектами мышления. Подростки способны решать абстрактные задачи; рассуждать в чисто словесном плане; делать умозаключения по поводу гипотетической ситуации без необходимой связи с реальностью или собственным убеждением; рассматривать все возможные комбинации решений задачи в рамках общей проблемы; делать логические, дедуктивные выводы из своих рассуждений; строить прогнозы, анализировать и оценивать свои умственные действия, способы решения задач.

4. По Ф. Райсу, наиболее существенными свойствами подросткового мышления являются:

а) способность выявлять связь между двумя или большим числом переменных либо разбираться в сложных отношениях;

б) способность строить мысленные предположения о возможном влиянии одной или нескольких переменных на другую переменную;

в) гипотетико-дедуктивное мышление, при котором процесс мышления включает выдвижение и систематическую проверку гипотез («если это верно, то произойдет то-то»), в результате чего наиболее вероятная возможность выявляется еще до опытной проверки. Подобное обратимое маневрирование между реальностью и возможностью является основным качеством мышления подростков.

5. Другая характеристика подросткового мышления – способность к гибкости. Подростки способны мыслить и решать проблемы разносторонне, обосновывать различные интерпретации наблюдаемых результатов. Они могут применять вторую систему символов – набор символов для символов (метафоры вместо понятий; алгебраические символы вместо цифр; карикатура вместо рассказанной истории и т. п.), что делает их мышление более гибким.

6. Подростки одного возраста не всегда находятся на одинаковой стадии когнитивного развития. Ж. Пиаже допускал, что овладение формальными операциями может затянуться до возраста 15–20 лет, а при особо неблагоприятных условиях мышление этого типа может вообще никогда не сформироваться. Результаты различных исследований, анализируемые Ф. Райсом, показывают, что формально-операциональным мышлением пользуются примерно 50 % всех подростков. Кроме того, необходимо учесть (В. Д. Шадриков), что развитие интеллектуальных операций (различение, сравнение, анализ, синтез, обобщение) зависит от формы учебных занятий.

7. Совершенствование и расширение когнитивных способностей приводит подростков к самоанализу и самокритике, в результате развивается новая форма эгоцентризма, которая имеет два основных проявления: феномен воображаемой аудитории и персональный миф (Крайг). Воображаемая аудитория – это характерное для подростков предположение, что другие люди постоянно наблюдают за ними и оценивают их. Подростки настолько озабочены собой, что могут заключить, что постоянно находятся на виду, что других также чрезвычайно интересуют их внешность и поведение. В результате они чувствуют себя «как на сцене» и тратят много энергии на выступление перед «воображаемой аудиторией». Феномен воображаемой аудитории может служить причиной застенчивости подростков. Влиянием данного феномена объясняется также чувствительность подростков к публичной критике. Персональный миф, или миф о собственной исключительности, – характерная для подростков убежденность в собственной значимости, особенности и уникальности. Подростки убеждены, что никто другой не переживал и не будет переживать таких страданий или такого восторга, как они. Многие подростки видят себя как достигающими вершины славы, так и низвергающимися в бездны отчаяния – переживания, которые невозможно понять окружающим (Берк, 2006). Эта форма эгоцентризма способствует рискованному поведению подростков, убеждая их в собственной неуязвимости. Она сопровождается примерно такими рассуждениями: «Со мной не может случиться то, что происходит с другими, потому что я не похож на этих других»; «Я не разобьюсь на автомобиле и не попаду в полицию»; «Я не стану наркоманом».

8. Восприятие становится избирательным, целенаправленным. Улучшаются объем внимания, устойчивость, интенсивность, возможность распределения и переключения. Обобщая — восприятие становится произвольным. Интеллектуализация процессов чувственного познания заключается в осознании, обобщении, категоризации и осмыслении воспринимаемого, т. е. в сближении процессов восприятия и мышления. Внимание также постепенно координируется с другими когнитивными процессами: для решения многоэтапных проблем нужно взвесить альтернативы, организовать материал, спланировать действия, запомнить этапы своего плана и последовательно придерживаться каждого из них, контролируя себя в этом процессе, а при необходимости изменять план.

9. Память внутренне опосредована логическими операциями. Увеличивается объем памяти, избирательность и точность мнестической деятельности. Словесно-логическая память – овладение приемами логического запоминания и воспроизведения – одно из важнейших новообразований подростков в когнитивной сфере. Улучшаются стратегии памяти – намеренные умственные действия, которые человек предпринимает, чтобы повысить вероятность удержания информации в оперативной памяти и ее переноса в базу долговременных знаний (Берк, 2006). Из основных стратегий сохранения материала (повторение, организация и обработка) наиболее эффективной становится стратегия обработки, то есть установление связи или общего смысла между несколькими порциями информации, которые не входят в одну категорию.

10. Обработка материала в подростковом возрасте становится более эффективной и целенаправленной. Растущая эффективность когнитивных процессов в подростковом возрасте обусловливает улучшение и когнитивного саморегулирования – процесса непрерывного слежения за приближением к цели, проверки результатов и перенаправления неудачных усилий. В 12–13 лет дети становятся более чувствительными к степени осмысления того или иного материала, чаще замечают, когда тот или иной фрагмент материала остается для них непонятным, поэтому они вместо того, чтобы просто продолжить работу, приостанавливаются и возвращаются назад, чтобы проверить, не упустили ли они какую-то важную информацию. Когнитивное саморегулирование в подростковом возрасте становится мощным предиктором успехов в учебе. Хорошо успевающие ученики чаще демонстрируют активный, целенаправленный подход к организации своей учебной деятельности. Сталкиваясь с непонятным объяснением материала, труднорешаемой задачей, они предпринимают шаги для прояснения, пересмотра и понимания материала, иной организации его усвоения, ищут другие источники объяснения материала и т. д.

11. Сближение воображения с мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, рассказы, заниматься различными видами конструирования и т. д. Конечно, далеко не все подростки стремятся к достижению объективного творческого результата, но все используют возможности своего творческого воображения, реализуя неудовлетворенные в реальной жизни желания в мире фантазии. Воображение в подростковом возрасте сотрудничает с эмоциональной жизнью (пример: замкнутый подросток, которому трудно общаться со сверстниками, видит себя героем, и ему рукоплещет толпа; двоечник изобретает что-то новое и получает всевозможные премии; невзрачная девочка превращается в красавицу, в нее все влюбляются и др.). В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь.

 

12. Развитие интересов прочно связано с центральным новообразованием старшего подросткового возраста — Я-концепция. Формирование нового ровня самосознания характеризуется появлением потребности в познании себя как личности, своих возможностей и особенностей, своего сходства с людьми и своей уникальности. Происходит переход от оценки себя как интериоризированной оценке от взрослых (в которой положительные стороны личности часто представлены очень абстрактно, но отрицательные конкретны и описываются в красках) к самооценке. Отсюда возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Развитие когнитивной сферы этому способствует: подросток может оценить себя благодаря развитию абстрактного мышления, приобретает способность к постановке перспективных задач и саморегулированию. Кризис перехода к юношеству связан с проблемой становления человека как субъекта собственного развития.

 

13. С точки зрения внутренних психологических предпосылок ключевой является проблема интерес а и их развития в переходном возрасте (Выготский). Все психологические функции человека на каждой ступени развития действуют не бессистемно и не автоматически, а в определенной системе, направляемые определенными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами. Не только появляются новые интересы, но отмирают и старые. Однако свертывание старых интересов вообще не сопровождается отмиранием и старых навыков, приобретенных ранее, отмиранием старых механизмов поведения, сложившихся и оформившихся в детстве. «.Период в целом характеризуется двумя основными чертами: во-первых, это есть период ломки и отмирания старых интересов и, во-вторых, период вызревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы» (Выготский «Педология подростка»). Все интересы надстроены на биологической, инстинктивной основе, но существенной чертой развития подростка является то, что биологическая основа, или подпочва интересов, которая на протяжении других возрастных периодов остается более или менее постоянной, сдвигается и претерпевает существенные изменения, разрушая прежде установившуюся гармонию влечений и обнажая новые, впервые созревающие инстинктивные импульсы. Отсюда возникают общая раздражимость, повышенная возбудимость, быстрая утомляемость и исчерпываемость, колебания настроения, протест, крушение авторитетов.

Л. С. Выготский выделяет несколько групп интересов подростка по доминантам:
•«эгоцентрическая» — интерес к собственной личности;
•«доминанта дали» — установка на большие масштабы;
•«доминанта усилия» — тяга к волевому напряжению, к сопротивлению (упрямство, протест);
•«доминанта романтики» — стремление к риску, героизму, к неизвестному.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: