Особенности арт-терапии по преодолению внушенных страхов




Поскольку суггестия рассматривается нами как форма родительского внушения, приводящего к появлению внушенного страха, контрсуггестия будет рассматриваться как защита от нежелательных воздействий, противостояние чужому влиянию.

В общении с детьми дошкольного возраста контрсуггестия может рассматриваться как метод психотерапевтического воздействия, помогающий справиться с внушенными страхами, обучение приемам самоконтроля и саморегуляции психических состояний — концентрации внимания, мышечной релаксации (расслабления), приемам уменьшения тревоги, страхов и других невротических состояний. Психотерапевтическое воздействие основывается на активизации основных психических функций.

Арт-терапия может рассматриваться как совокупность контрсуггестий, в которой инструкция выражена в скрытой форме, что не требует от ребенка немедленного выполнения указания — «не бойся». Преимуществом непрямого, недирективного метода является то, что он обеспечивает дополнительную страховку от отсутствия ответа со стороны ребенка.

Арт-терапевтическая работа со страхами предполагает наведение, индукцию, которые акцентируют комфортность и релаксацию, а также привлекают внимание ребенка к таким внутренним процессам, как переживания, воображение, воспоминания и ощущения. В арт-терапевтической работе, наряду с активной внутренней мыслительной и эмоциональной деятельностью, наблюдается пассивная или расслабленная установка во внешнем плане, которая проявляется в ощущении покоя, мышечном расслаблении, снижении физиологической активности организма, т.е. внутреннее напряжение сочетается с внешним расслаблением.

Арт-терапия предполагает переход ребенка в расширенное (измененное) состояние сознания с помощью самоосознания, приводящего к катарсису. Психотерапевтические отношения в рамках арт-терапии — отношения контрсуггестивной природы, в ходе которых высвобождаются эмоциональные реакции, особенности поведения и высказывания самого ребенка (наблюдаемые в процессе общения с психологом и группой детей, а также в создаваемых им образах, проявляющихся в изобразительных продуктах).

Как контрсуггестивная методика арт-терапия предполагает самоконтроль и саморегуляцию психических состояний (концентрацию внимания на образе страха в процессе рисования, моменты релаксации и расслабления). В арт-терапии, рисуя объект страха, проходя через определенные стадии, страх постепенно теряет свою силу, становится эмоционально менее значимым.

Схема 2

Взаимодействие явных и неявных участников

Арт-терапевтической работы по преодолению внушенных страхов

 

1 — суггестия (внушение, запугивание) со стороны родителя;

2 — внушенные страхи как результат систематического использования взрослыми внушений, угроз и запугиваний;

3 — психотерапевтические отношения.

 

Арт-терапия предполагает самопознание, самопонимание и самоосознание, рефлексию, что, в свою очередь, приводит к катарсису, т.е. преодолению внушенного страха на уровне сознания. Только осознав страх и его источник, можно выйти из страха и изменить вектор направления страха.

Неосознанный страх начинает взаимодействовать с разными структурами личности и может привести к нежелательным последствиям. Арт-терапия позволяет неосознанный, бессознательный страх сделать осознанным, так как более всего содействует осознанию и пониманию страха, а следовательно, дает возможность управлять страхом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб.: Союз, 2004.

2. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М.: Педагогика, 1986.

3. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. — СПб.: Питер, 2002.

4. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь, 2003.

5. Липецкий М.Л. Внушение и мы. — М.: Знание, 1983.

6. Орлова Л.В. Психологические механизмы генезиса и коррекции страхов (на материале старшего дошкольного возраста). Автореф., дисс. … канд. наук. — М., 2009.

7. Поршнев Б.Ф. Контрсуггестия и история // В кн.: История и психология. — М.: Мысль, 1972. С. 7–35.

 

Оптимизация игровой и арт-терапевтической работы со страхами

Любовь ОРЛОВА

кандидат психологических наук,

Москва, Д/с №870

Информационное обеспечение определяет мощный ресурс активизации человеческого фактора, научной организации деятельности сотрудников дошкольных учреждений в условиях реформирования и модернизации воспитательных мероприятий, влияющих на психическое развитие современных детей дошкольников. Детские страхи сопровождаются социальной дезадаптацией, а также отрицательно влияют на все психические функции: эмоциональная неудовлетворенность, общая заторможенность (А.И. Захаров), «туннельное восприятие» (К.Э. Изард).

Преодоление детских страхов, основанное на адекватной, приемлемой, полной и современной информации является более рациональным методом и дает возможность выбора оптимального решения проблемы коррекции определенного страха, так и преодоления группы страхов (в содержательном аспекте). Потребность в дополнительном образовании, как практикующих психологов, так и сотрудников дошкольных учреждений подтверждают следующие данные. Многие психологи, работающие в ДОУ, не указывают и не планируют серии занятий по преодолению детских страхов. И этому есть основание — таких комплексов нет, в наличии имеются отдельно взятые упражнения, имеющиеся занятия предназначены для детей школьного возраста. В качестве решения проблемы сотрудники дошкольных учреждений зачастую выявляют только уровень тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен), и используют разные проективные диагностические методики, определяющие степень тревожности по формальным показателям. Как правило, деятельность психолога ДОУ заканчивается пометкой о проведении индивидуальной беседы.

Большинство из опрошенных сотрудников ДОУ (76%) отмечают дефицит информации по вопросам психического здоровья, и как связующее звено — коррекции душевного равновесия и избавления от тревожности и страха детей дошкольного возраста. В основном воспитатели указывали на недостаточную разработанность практических материалов (конспектов занятий) для детей, подверженных страхам. Ими отмечается дефицит диагностических методик, выявляющих разнообразие страхов. Данные вопросы недостаточно освещаются в доступной литературе. Можно сказать, что исследования, посвященные психологическим методам и средствам работы с детскими страхами достаточно малочисленны имеют практическую направленность, в основном, затрагивают школьный возраст, кроме того, не имеют сравнительных, сопоставительных выводов по применению различных психотерапевтических средств работы.

Однако, многими педагогами признается, что самый «боязливый» период в жизни человека — это детство. Познавая мир и все более утверждаясь в жизни, дети вырабатывают иммунитет к страхам. В более старшем возрасте они уже в состоянии отличить выдуманную угрозу от реальной. Детство представляется психологам как самый важный и эффективный период для лечения навязчивых страхов. В.В. Лебединский указывал на то, что именно в детские годы в психике ребенка запечатлевается тревожная информация, ко­торая позже может проявиться на уровне иррациональных страхов.

Сравнительная характеристика игровой и арт-терапевтической работы со страхами

В условиях дошкольного воспитания традиционно используются игровые методы профилактики страхов. Психолого-педагогическая обусловленность этого выбора определяется работами отечественных исследователей, таких как Л.С. Выготский, В.И. Гарбузов, А.В. Запорожец, В.В. Лебединский, А.С. Спиваковская, Д.Б. Эльконин, которые подчеркивают, что при планировании коррекционных мер упор следует делать на ведущую в данном возрасте деятельность. Игра наиболее адекватна дошкольному возрасту, поскольку основано на способностях ребенка дошкольника к образному восприятию окружения и упорядочению своих связей с миром в символической форме.

В нашей работе для коррекции страхов у детей дошкольного возраста использовался цикл игровых занятий, моделью которого послужила система коррекционной работы, предложенная А.И. Захаровым. Форма занятий — директивная игровая терапия, в которой взрослый выступает в роли организатора и руководителя. Как правило, игровая терапия данного типа базируется на теории социального научения, а ее основной задачей является обучение ребенка адекватному социальному поведению путем подражания эталону (герою, другим детям, взрослому). Данный метод хорошо подходит для детей, которым «трудно усидеть» на одном месте. Игровая терапия удовлетворяет потребность ребенка в физической активности, в игре дети расходуют энергию, преодолевают трудности и освобождаются от фрустраций. Они удовлетворяют свою потребность в состязательности, реагируют на агрессию в социально приемлемой форме и научаются взаимодействовать с другими людьми. Процедура таких занятий представляет собой групповую, игровую деятельность, разыгрывание сюжета, вербализацию. Эффективность игровых упражнений была выявлена при коррекции страхов в сфере межличностного общения и страхов сказочных персонажей. При детальном анализе мы пришли к выводу, что игровые упражнения подходят для общительных, не стеснительных детей, но, как правило, такие дети менее всего подвержены страхам. Вместе с тем, к сожалению, игровая терапия как метод адекватна не для всех детей. Есть дети, которые стесняются при других выполнять движения, придумывать и обыгрывать сюжеты, озвучивать различные роли. Многие исследователи называют таких детей неприспособленных к групповой игре (С.В. Муштакас, Я.Пери). Можно предположить, что для таких детей более подходит другой способ коррекции менее публичный и менее вербальный. Эти дети больше чувствуют и понимают, чем могут сказать. Им трудно выразить свои чувства вербально. Им не хватает когнитивных, вербальных средств для выражения того, что они чувствуют. Арт-терапевтические занятия подходят для замкнутых детей, они интровертированны, направлены на самопознание. Зрительные образы помогают ребенку выразить неосознаваемые внутренние конфликты и страхи. Арт-терапевтические упражнения служат средством свободного самовыражения и самопознания, они имеют «инсайт-ориентированный» характер. Поэтому нам представляется, что арт-терапевтическая работа более адекватна для детей с эмоциональными нарушениями, и, в частности, для детей, подверженных страхам и тревожности. Применение арт-терапевтических упражнений помогает преодолению внушенных страхов, так как предполагает индивидуально-личностное самопознание, понятие и принятие страха, которое осуществляется через самовыражение посредством художественной экспрессии. А это, по мнению многих исследователей, одно из главных условий в преодолении страха. Ведь, проблема страха — это проблема его понимания, принятия. Страх исчезает, потому что человек, который не боится принять свой страх, становится бесстрашным. Человек становится бесстрашным, потому что перестает иметь страх как что-то отдельное от себя, противостоящее себе, принимает в себя, соединяет с собой, растворяет в себе; подобно тому, как голодный человек становится своей противоположностью, становится сытым, принимая и усваивая и растворяя в себе еду.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: