Михеев Алексей Александрович




Рис. 2. Концептуальная модель управления собственностью

в экономической системе региона

На рисунке показано, что управление отношениями собственности и управление объектами собственности тесно взаимосвязаны: первое предполагает второе, и наоборот. Можно заметить также, что отношения собственности на уровне общества есть отношение субъекта к объекту: общество как целое противостоит всей совокупности ограниченных благ, находящихся в его распоряжении и решает проблему их наиболее эффективного использования. Однако в практическом плане разделение управления собственностью на указанные направления представляется логичным и оправданным различиями в объектах управления.

Управление отношениями собственности представляет собой комплекс взаимосвязанных нормотворческих, организационных и экономических действий органов власти, нацеленных на сбалансированное развитие всех форм и видов собственности и наиболее эффективное распределение ресурсов между различными формами, видами и разновидностями собственности для обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона.

Управление отношениями собственности является более высоким уровнем управления собственностью по сравнению с управлением объектами собственности, определяя возможности, границы и условия последнего. Оно осуществляется путем воздействия, оказываемого органами государст­венной власти и местного самоуправления, выступающих в качестве субъектов управления отношениями собственности, на процессы, связанные с принадлежностью вещей (имущества) и их использованием, а также на участников этих процессов. Так же, как отношения собственности реализуются не только через непосредственное присвоение факторов и результатов производства, но и через всю систему экономических отношений, так и управление отношениями собственности необходимо рассматривать, на наш взгляд, в узком и широком смысле.

Управление отношениями собственности в узком смысле включает в себя установление оптимальных пределов приватизации государственной и муниципальной собственности в отраслевом и территориальном разрезе, разграничение государственной и муниципальной собственно­сти, федеральной и субфедеральной собственности, собственности поселений и муниципальных районов.

Управление отношениями собственности в широком смысле охватывает всю совокупность действий государства и муниципалитетов, направленных на определение условий доступа субъектов различных форм и видов собственности к экономическим ресурсам, условий осуществления ими хозяйственной деятельности. К управлению отношениями собственности, в этом смысле относится государственное регулирование землепользования, градостроительное регулирование, налоговая система, система лицензирования, экологическое регулирование, которые стимулируют или ограничивают развитие собственности по различным направлениям. Примером стимулирования развития крупной частной собственности на региональном уровне может служить, например, Закон Санкт-Петербурга «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга», в соответствии с которым крупным инвесторам предоставляются существенные льготы по налогам на прибыль и на имущество предприятий, при том, что для малого и среднего бизнеса такие льготы отсутствуют.

Отношения собственности одновременно выступают как экономические и юридические отношения. Между экономическим и юридическим аспектами собственности существует сложная система прямых и обратных связей: экономическое - непосредственная трудовая, производственная деятельность людей - на каждом этапе развития общественного производства определяет те условия и возможности присвоения, которые необходимы для поступательного развития экономики; юридическое – система норм и правил поведения людей в общественной, в том числе, хозяйственной жизни, установленная государством – оформляет эти условия и возможности как обязательные для исполнения всеми участниками хозяйственной деятельности. Как следствие, каждый из участников хозяйственной деятельности находится под влиянием как экономических (потребности, интересы), так и юридических (нормы, правила) факторов. В том случае, если юридические отношения достаточно полно отражают их экономическую основу, обе эти группы факторов действуют в одном направлении и взаимно усиливают влияние друг друга. Если же векторы влияния начинают расходиться, возникает двойственность в поведении хозяйствующих субъектов: экономические интересы действуют в одном направлении, юридические нормы, подкрепленные угрозой санкций со стороны государства – в другом. В результате неизбежно снижается эффективность хозяйственной деятельности субъекта, что негативно влияет и на функционирование экономики в целом.

Система управления собственностью должна предусматривать как юридические, так и экономические способы воздействия на поведение субъектов собственности, обеспечивая в идеале синхронность этих способов, как по направленности, так и по степени влияния на поведение субъекта.

Безусловно, любые способы воздействия государства на экономику, как и на другие сферы жизни общества, принимают юридическую форму в виде законов и других нормативно-правовых документов. Вместе с тем, это не отрицает, по нашему мнению, разделения способов управления собственностью, как и управления экономикой в целом, на юридические и экономические, имея в виду, что первые направлены на установление определенных правил поведения, вторые – не устанавливают правила поведения, но экономически заинтересовывают субъекта хозяйственной деятельности в тех или иных действиях.

Таким образом, теоретико-концептуальную основу управления собственностью составляют следующие положения:

- выделение в рамках управления собственностью двух взаимосвязанных, но относительно автономных направлений: управления отношениями собственности и управления объектами собственности;

- выделение юридических и экономических способов воздействия на субъектов собственности как основы для формирования системы методов управления собственностью;

- выделение прямого и косвенного управления собственностью, как двух аспектов государственного влияния на отношения собственности.

Рассматриваемое в ракурсе выделенных положений управление региональной собственностью является одним из новых явлений экономической жизни, возникающим вместе с развертыванием процессов приватизации государственного и муниципального имущества и разделением государственной собственности на федеральную, субфедеральную и муниципальную. Отмеченные процессы приводят к формированию в регионе экономической системы, основанной на плюрализме форм собственности при доминировании частной собственности на факторы производства, обособлению государственной и муниципальной собственности как форм собственности, существующих наряду с частной собственностью и играющих вспомогательную, но весьма значимую, роль в экономике. На основе выделившихся форм собственности начинают развиваться различные виды собственности: на базе государственной: федеральная и субфедеральная, на базе частной: групповая и корпоративная и т.д. Возникает система с множеством субъектов собственности, что ведет к необходимости регулирования отношений между ними по поводу распределения ресурсов. От этого распределения существенно зависит эффективность использования последних, так что управление собственностью становится фактором, способным существенно повлиять на общий деловой климат в регионе: воздействуя на отношения собственности, органы государственной власти влияют на распределение ресурсов между различными экономическими субъектами, способствуя (или препятствуя) тем самым развитию отдельных сфер экономики и видов экономической деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: