Аналитическая психология К. Г. Юнга.




Строение личности.

Личность состоит из трех взаимодействующих структур: эго, личное бессознательное, коллективное бессознательное. Юнг представлял структуру личности в виде шара, который освещается светом. Поверхность шара – сознание, то, что внутри шара (куда проникает свет) – индивидуальное бессознательное, ядро – коллективное бессознательное – основа нашей жизни, которую никогда невозможно осознать. При помощи определенных аппаратов можно осознать и понять индивидуальное бессознательное.

Эго – центр сферы сознания. Включает в себя мысли, чувства, воспоминания, ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми.

Личное бессознательное – конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. Оно содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного. Эти комплексы скомпонованы вокруг самых обычных тем и влияют на поведение индивида. Например, комплекс власти – расходует психическую энергию на деятельность прямо или символически связанную с темой власти. Комплекс может быть осознан.

Коллективное бессознательное – хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов – архетипов. Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом (предрасполагающие факторы). Врожденные здесь тенденции эмоционально, когнитивно и поведенчески реагировать на конкретные ситуации.

Архетипы: персона – наше публичное лицо, множество проигрываемых нами ролей. Она для других и скрывает истинную сущность. Тень – темная, дурная и животная сторона личности. Но это и источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в человеке. Функция Эго направить в нужное русло энергию тени. Анима и анимус – человек существо по своей природе бисексуальное (развитие плода, гормоны, маскулинность и феминность – в одном человеке). Феминный архетип в мужчине - анима, маскулинный в женщине - анимус. Эти архетипы являются не только причиной наличия у человека психологических характеристик противоположного пола, но и влияют на понимание между мужчинами и женщинами. Самость – сердцевина личности, вокруг которой объединены остальные. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию, целостность.

Динамика личности. Энергия, посредством которой осуществляется работа личности– это проявление жизненной энергии, то есть энергии организма как биологической системы. Психическая энергия возникает так же, как вся витальная энергия – из метаболических телесных процессов. Термин, используемый Юнгом для обозначения жизненной энергии, – либидо, но это понятие используется и как эквивалентное понятию психической энергии. Юнг не занимает определенной позиции в отношении психической и физической энергий, но полагает, что возможна гипотеза об их своеобразном реципрокном взаимодействии. Психическая энергия – гипотетический конструкт; это не конкретная субстанция или феномен. Следовательно, ее нельзя измерить или увидеть. Психическая энергия находит проявление в форме актуальных или потенциальных сил. Желание, воля, чувство, внимание, стремление – примеры актуальных сил в личности; предрасположенность, склонность, тенденция, установка – примеры потенциальных сил.

 

Развитие личности. Согласно Юнгу, конечная жизненная цель – это полное проявление Себя, то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация. Индивидуация – это динамичный и эволюционирующий процесс объединения, включения в состав целого многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. В своем конечном выражении индивидуация предполагает сознательное проявление человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Таким образом, архетип самости становится центром личности и уравновешивает многие противоположные качества, входящие в состав личности как единого главного целого. Благодаря этому высвобождается энергия, необходимая для продолжающегося личностного роста. Итог осуществления индивидуации, очень непросто достигаемый, Юнг называл само-осуществлением. Он считал, что эта конечная стадия развития личности доступна только способным и высокообразованным людям, имеющим к тому же достаточный для этого досуг. Из-за этих ограничений самоосуществление недоступно подавляющему большинству людей.

КРИТИКА. Теория Юнга большей частью не поднимается выше уровня предположений. Его основные гипотезы не предоставляют достаточных возможностей для серьезной проверки. Отчасти, причиной служит тот факт, что многие его концепции не определены настолько четко, чтобы можно было оценить их валидность. Также надо принять во внимание то обстоятельство, что сам Юнг скептически оценивал роль научного метода в валидизации своих идей. За исключением использования метода словесных ассоциаций при изучении комплексов, Юнг искал подтверждения своей теории в мифах, легендах, фольклоре, а также в сновидениях и фантазиях своих пациентов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: