Семантические валентности (глубинные падежи), модели управления.




. Примеры глубинных падежей (семантич вал): колотить – 4-х валентный предикат. A, B, C, D – актанты.

  А(агент) В(адресат/тема) С(инструмент) D(поражаемая часть объекта)
  Кто колотит? Sим Sин (кого колотят?), *, ** Sтв По, Sдат
  одуш Одуш, *, ** Физич объект Часть тела объкта В.+

1 – синт комп, 2 – семант комп. Sим – сущность в им падеже. 1* - предлог ПО, треб после себя сущ в дат падеже (ПО, Sдат), 2* - неодуш. 1** - в, Sвинит (колотить в дверь), 2** - преграда. 2+ - Иван колотит Петра кулаком по спине.

 

Стратегии как механизм управления в СОЗ.   Процесс решения неформализованных задач не удается представить в виде детерминированной посл-ти правил (програм модулей). Здесь в нек момент к исполеннию пригодно неск правил, причем не сущ надежной инф, позвол предпочесть одно правило другому. Стратегии – основ механизм, обеспеч разнообразное управл в рамка общей схемы работы интерпретатора. 3 тз на стратегии: 1.как ср-во разрешения конфл (стр – знание о том, какой модуль (правило) следует выбрать); 2.как способ представл метазнаний (стр – метазн о том, как и когда исп различ источники знаний объектного уровня (т.е. зн о предмет обл); 3.как ср-во повыш эффект метода, встроенного в механизм вывода (интерпретатор) (стр – любые зн о том, как, когда и какие модули (правила) использовать). Стратегии как механизм управления в СОЗ.   Классификация стр: 1.по принципам общности: стр, не завис от способа представл зн; стр, не завис от предм обл; стр, учит специфику предмет обл; стр, учит спец цели. 2. Стр, заданные явно (стр м.б. идентифицирована как отд сущность сист-мы) и неявно (концептуально неявные (их механизм рассредоточен по сист-ме) и неявные по выполнению (их основ идеи выражены явно, но при этом имеется вложенность стр в др конструкции сист-мы)). Содержание стр. Три параметра: 1.масштаб (лок стр – стр, опред поведение интерпретатора в тек цикле его работы; + глоб стр – опред некотор линию рассужд интерпретатора). 2.состав исп знаний (зн о тек цикле работы интерпр + зн об истории работы интерпр). 3.полезность (индивидуальная (характериз нек зн само по себе)+ сравнительная (характериз ценность нек зн по сравн с др зн)).   Лингвистическая модель входного подъязыка: компонент G (c примером). Лингвистическая модель входного подъязыка:Lm = <V,G,S>, где V – лексич компон, опред лексику вх подъязыка; G – синтаксич компон, опред порождение правильных конструкций этого языка; S – семантич компон, опред способ записи нек смысл структуры. Mm = <Lm, Pm>, где Pm – понятийная структура. Пример G:сколько кам угля перевезено ж/д трансп в 2000 году? Сколько – вопр слово, кам угля – именная группа 1, перевезено – предикат, ж/д трансп – именная гр 1 (такая же конструкция), в 2000 году – именная гр 2. Вопросит конструкция: <предложение>::= <вопрос> | <команда> | <сообщение>. Разбив текст на значим эл-ты: <вопрос>::= <вопр> <иг1> <предик> <иг1> <иг2> | <вопрос> <предик> {<иг1>} <иг2> | <вопр> <иг2> <предикат> {<иг2>}; <иг1>::= <хар-ка> <понятие>; <иг2>::= <предлаг><number><понятие>.  
Структура данных базы знаний G2. Сущности в БЗ с тз их использования м.б. разделены на структуры данных (объекты и их классы, связи, отношения, переменные, параметры и тд) и исполняемые утверждения (правила, процедуры, формулы, ф-ции). Объект – объект реального мира в приложении. Выд постоянные и врем объекты. Пост об заносятся заносятся в БЗ разработчиком в процессе диалога с сист. Врем об создаются после выполнения спец команд в правилах и процедурах. С каждым об ассоциир табл атрибутов, элемент этой табл – пара «атрибут - эначение». Об могут иметь графич образы, отбраж на экране дисплея – пиктограммы. Связь– класс для изображения путей между объектами; - взаимосвязь между двумя сущностями, задаваемая разработчиком приложения и имеющая графич представление. Отношение – поименованная взаимосвязь между двумя сущностями. Отличия связей и отношений: - св задаются разработчиком в процессе создания ЭС, а отнош устанавливаются динамически после выполнения спец операторов в правилах или процедурах; - св имеют графич представление, а отнош нет; - отнош нецелесообразно хранить в качестве постоянной части БЗ. Структура данных базы знаний G2. Рабочее пр-во БЗ – класс, опред независ сегмент БЗ, кот м.б. активирован или деактивирован. Можно создавать связи между раб пр-ми с пом точек связи. Классы пользоват интерф – опред элементов пользоват интерф. Классы описаний классов – определяют классы, экземпляры котор содержат созданные пользователем описания классов. Классы языка G2 – исп для определения разли элементов языка G2 (правила, отношения и тд). Основа исполняемых утверждений БЗ – правила и процедуры. 5 типов правил: if-правило, initially, unconditionally, when, whenever. Каждый из типов правил м.б. как общим (относ ко всему классу), так и специализированным (относ к конкретным экземплярам класса). Процедурный подход предпочтителен, когда необход вып жесткую посл-ть действий. Кроме стандартных управляющих конструкций Паскаля, язык G2 расширен элементами, учит работу процедуры в реальном вр, + итераторы – позвол организовать цикл над мн-вом экземпляров класса.   Понятие сценария диалога, шаг диалога. Цели, преследуемые участниками диалога, определяют структуру диалога.Тематич структ диалога представляется в виде сценария, в рамках котор определяются: 1.структура задачи; 2.распределение подзадач по участникам общения; 3.языковые ср-ва, используемые при обращениях к пользователю. Для задания тематич структ (сценария) диалога примен различ способы, котор группир в три класса: 1.сценарий присут в системе в готовом виде; 2.сц генерируется сист в процессе решения задачи; 3.некоторые компон сц присут в сист в готовом виде, а некоторые генерируются. Рассм 1 способ: готовый сц м.б. задан в виде частично упорядоченного мн-ва правил с параметрами, значения которых устанавливаются в процессе решения конкретной задачи. Использование готовых сц целесообразно, когда к сист предъявляются жесткие требования по быстродействию, а реш задачи имеют жесткую структуру и заранее известны роли уч общения.   Понятие сценария диалога, шаг диалога. 2-ой способ: в диалоговый компонент включается спец механизм вывода (планирования). Метод планир опред в завис от исп в конкрет ИДС системы представления знаний. Генерацию сц диалога целесообразно исп в тех случаях, когда структура задчи завис от контекста ситуации, в котор происх решение, а полный перечнь ситуаций не м.б. определен заранее. Шаг диалога – пара «действие-реакция», где высказывание активного участника – действие, а пассивного – реакция. Перехват инициативы возникает когда пассивный участник вместо преследования цели, предложенной активным уч, предлагает преследовать иные цели. Т.о. происходит разрыв первоначально инициированного шага диалога и открывается поддиалог (происходит смена цели (темы) диалога). Шаг диалога характериз след параметрами: 1.инициатор и тип инициирования, 2.способ влияния действия на реакцию, 3.способ спецификации подзадачи, решаемой на данном шаге. Последний парам характериз двумя парам: 1.ограниченность пр-ва выбора ф-ции (и/или параметров), исп для решения подзадачи, 2.однозначность определения ф-ции. 6 типов шагов диалога, исп в ИДС:   Понятие сценария диалога, шаг диалога.
       
   
         

1 – инициатор действия, 2 – вид действия, 3 – вид реакции, 6 – способ спецификации подзадачи, 4 – ограниченность пр-ва выбора, 5 – однозначность определений.

1.1. пользователь, 1.2.задание, 1.3.отчет/диагностическое сообщение, 1.4.неограгич, 1.5.неоднознач; 2.1.пользователь, 2.2.команда, 2.3.выполнение команды, 2.4.огранич,2.5.однознач; 3.1.сист, 3.2.простой вопрос, 3.3.ответ на простой вопрос, 3.4.фиксированное, 3.5.однознач; 4.1.сист, 4.2.вопрос с фиксир структурой ответа, 4.3.ответ в заданной структуре, 4.4.огр, 4.5.однознач; 5.1.сист, 5.2. вопрос со свободной структурой ответа, 5.3.произвольный ответ, 5.4.неогр, 5.5.неоднознач; 6.1. сист, 6.2.альтернативный вопрос, 6.3.выбор альтернативы, 6.4.огр, 6.5.однознач.

 

 

Управление диалогом, структура диалога. Цели, преследуемые участниками диалога, определяют структуру диалога. Шаг диалога – пара «действие-реакция», где высказывание активного участника – действие, а пассивного – реакция. Перехват инициативы возникает когда пассивный участник вместо преследования цели, предложенной активным уч, предлагает преследовать иные цели. Т.о. происходит разрыв первоначально инициированного шага диалога и открывается поддиалог (происходит смена цели (темы) диалога). Роли участников неизменны, однозначны и предопределены – жесткая структура диалога. В простейшем случае такая структура сводится к двум взаимосвязанным высказываниям участников («вопрос-ответ») с указанием участника, владеющего инициативой. Альтернативная структура – задает мн-во возможных направлений течения диалога. Выбор одного из возможных направлений осщ пассивный участник.. Гибкая структура – роли участников общения распределяются в ходе общения. Такие структуры подразделяются по степеням свободы выбора момента перехвата (предопределенные моменты, произвольные) и по степени свободы способа перехвата (предопределенный, произвольный). Управление диалогом, структура диалога. Три уровня рассмотрения структуры диалога: 1.глобальный (глоб структура определяется общими св-вами решаемых пользователями задач); 2.тематический (тематическая структура диалога зависит от конкретных особенностей решаемой задачи, т.е. от алгоритма ее решения (разбиением задачи на подзадачи), и распределения ролей (активная и пассивная) межу участниками общения при решении отд подзадач). 3.локальный уровень (рассматриваются отдельные шаги диалога, образуемые взаимосвязанными высказываниями его участников). На уровне 1 действия ИДС задаются в виде посл-ти этапов, опред в завис от класса решаемых задач. В силу простоты и статичности глоб структуры она встраивается в управляющий механизм диалогового компонента (т.е. задается процедурно).Тематич структ диалога представляется в виде сценария, в рамках котор определяются: 1.структура задачи; 2.распределение подзадач по участникам общения; 3.языковые ср-ва, используемые при обращениях к пользователю.
Управление диалогом, структура диалога. Для задания тематич структ (сценария) диалога примен различ способы, котор группир в три класса: 1.сценарий присут в системе в готовом виде; 2.сц генерируется сист в процессе решения задачи; 3.некоторые компон сц присут в сист в готовом виде, а некоторые генерируются. Рассм 1 способ: готовый сц м.б. задан в виде частично упорядоченного мн-ва правил с параметрами, значения которых устанавливаются в процессе решения конкретной задачи. Использование готовых сц целесообразно, когда к сист предъявляются жесткие требования по быстродействию, а реш задачи имеют жесткую структуру и заранее известны роли уч общения. 2-ой способ: в диалоговый компонент включается спец механизм вывода (планирования). Метод планир опред в завис от исп в конкрет ИДС системы представления знаний. Генерацию сц диалога целесообразно исп в тех случаях, когда структура задчи завис от контекста ситуации, в котор происх решение, а полный перечнь ситуаций не м.б. определен заранее. Управление диалогом, структура диалога. На лок уровнезадача диалогового компонета состоит в определении параметров текущего шага. Действия пользователя делятся на задания и команды. Задания предусматривают формулировку решаемой задачи и ввод необх для ее решения параметров. Команды служат для перехвата инициативы или для вып технологич действий. Если инициатива принадл сист, то вид используемого действия определ исходя из того, насколько диалоговому компонету известна ф-ция (и/или параметры), с пом котор осущ решение подзадачи на данном шаге. Для приведения ситуации к однозначной применяются перефразирование или изменение темы диалога. Действия уч по перехвату инициативы огранич моментом перехвата, способом перехвата и целями, котор они могут преследовать, прехватив инициативу. База знаний в среде G2. Все знания хран в двух типах файлов: БЗ (хран зн о приложениях: определения всех объектов, объекты, правила, процедуры и тд) и библиотеки знаний (БИЗ). Сущности и иерархия классов. Класс – основа представления зн в G2. Структуры данных представл в виде классов объектов (определений объектов), имеющих определенные атрибуты. Классы наслед атрибуты от суперклассов и передают свои атриб подклассам. Каждый класс (кроме корневого) может иметь конкретные экземпляры. Описание класса включ ссылку на суперкласс (is-a-иерархия) и перечень атрибутов, специфичных для класса (part-of-иерархия). Иерархия классов берет свое начало от корневого класса item-or-value. Он имеет два производных класса item (- корень разветвленной иерархии классов) и value (типы данных G2). Каждый из этих классов имеет свои производные классы. Иерархия модулей и рабочих пр-в.G2-приложение структурируется с пом модулей и рабочих пр-в на легко управляемые части. Приложение м.б. организованно в виде одной БЗ или в виде неск БЗ, назыв модулями. Модули приложения организованы в древовидную иерархию с одним модулем верхнего уровня. База знаний в среде G2. Рабочее пр-во – контейнерный класс, в котор размещ др классы и их экземпляры. Каждый модуль может содержать любое кол-во рабочих пр-в. Раб пр-ва образуют одну/несколько древовидных иерархий с отношением is-a-part-of (является частью). Различие между модулями и раб пр-вами:модули раздел приложения на отд БЗ, совместно исп в разл приложениях. Раб пр-ва вып свою роль при исполнении приложения. Они содежат в себе (и в своих подпр-вах) различ сущности и обеспечивают разбиение приложения на небольшие части, котор легче понять и обрабатывать (напр, весь процесс разбивается на подпроцессы, и с каждым из них ассоциируется свое подпр-во). Сущности в БЗ с тз их использования м.б. разделены на структуры данных (объекты и их классы, связи, отношения, переменные, параметры и тд) и исполняемые утверждения (правила, процедуры, формулы, ф-ции). Объект – объект реального мира в приложении. Выд постоянные и врем объекты. Пост об заносятся заносятся в БЗ разработчиком в процессе диалога с сист. Врем об создаются после выполнения спец команд в правилах и процедурах. С каждым об ассоциир табл атрибутов, элемент этой табл – пара «атрибут - эначение». База знаний в среде G2. Об могут иметь графич образы, отбраж на экране дисплея – пиктограммы. Связь– класс для изображения путей между объектами; - взаимосвязь между двумя сущностями, задаваемая разработчиком приложения и имеющая графич представление. Отношение – поименованная взаимосвязь между двумя сущностями. Отличия связей и отношений: - св задаются разработчиком в процессе создания ЭС, а отнош устанавливаются динамически после выполнения спец операторов в правилах или процедурах; - св имеют графич представление, а отнош нет; - отнош нецелесообразно хранить в качестве постоянной части БЗ. Основа исполняемых утверждений БЗ – правила и процедуры. 5 типов правил: if-правило, initially, unconditionally, when, whenever. Каждый из типов правил м.б. как общим (относ ко всему классу), так и специализированным (относ к конкретным экземплярам класса). Процедурный подход предпочтителен, когда необход вып жесткую посл-ть действий. Кроме стандартных управляющих конструкций Паскаля, язык G2 расширен элементами, учит работу процедуры в реальном вр, + итераторы – позвол организовать цикл над мн-вом экземпляров класса. Общение в СОЗ (основные понятия). Общение (коммуникативное взаимодействие, диалог) – процесс достижения его участниками определенных согласованных целей путем обмена связанными высказываниями, выраженными, выраженными в языке, о некотором реальном/гипотетическом мире (проблем обл). Если диалог между пользователем и ЭВМ, то общение – процесс обмена взаимосвязанными высказываниями, выраженными в языке, направл на достижение целей пользователя (на удовлетвор его информ потребностей). Высказывания участников общения образуют связанный текст (дискурс), имеющий сложную структуру. Связанность дискурса обеспечивается лингвистическими ср-вами (родо-видовыми, анафорическими, модальными, стилистическими согласованиями и тд) и экстралингвистическими (ситуативными) ср-ми. Цели, преследуемые участниками диалога, определяют структуру диалога. Общение в СОЗ (основные понятия). Три уровня рассмотрения структуры диалога: 1.глобальный (глоб структура определяется общими св-вами решаемых пользователями задач); 2.тематический (тематическая структура диалога зависит от конкретных особенностей решаемой задачи, т.е. от алгоритма ее решения (разбиением задачи на подзадачи), и распределения ролей (активная и пассивная) межу участниками общения при решении отд подзадач). 3.локальный уровень (рассматриваются отдельные шаги диалога, образуемые взаимосвязанными высказываниями его участников). Шаг диалога – пара «действие-реакция», где высказывание активного участника – действие, а пассивного – реакция. Основные параметры структуры диалога на данном уроне: 1. Инициатор шага и вид инициирования; 2. Способ влияния действия на реакцию; 3. Способ спецификации задачи, решаемой на данном шаге. Перехват инициативы возникает когда пассивный участник вместо преследования цели, предложенной активным уч, предлагает преследовать иные цели. Т.о. происходит разрыв первоначально инициированного шага диалога и открывается поддиалог (происходит смена цели (темы) диалога).  
Общение в СОЗ (основные понятия). 3 аспекта общения в СОЗ:1.виды общения пользователя (режим консультации (основной режим), режим приобретения знаний, объяснение (почему принято такое решение). 2.формы общения пользователей (язык общения): ЕЯ, формальный/искусственный язык, многооконная графика, гипертекстовые ср-ва, система меню. 3.возможности подсистемы объяснений: установки степени помощи, ретроспективные объяснения, встроенные объяснения. При разработке ИДС предполагается, что процесс общения характеризуется след особенностями: 1. Изменяемость инф потребностей пользователя; 2. Несовпадение взглядов на мир у пользователя и ИДС; 3. Связность общения; 4. «Неправильность» высказываний пользователя. Представление знаний в СОЗ(ЭС): состав и организация знаний. Классифик знаний: 1.по «глубине»: - поверхностные знания (совок эмпиричесикх ассоциаций и причинно-следств отношений между понятиями предмет обл); - глубинные знания (абстракции, образы, аналогии, в котор отраж понимание структуры предмет обл и взаимосв отдел понятий). 2.по «жесткости»: - жесткие зн (позвол получать однозначные четкие рекоментдации при заданных нач усл); - мягкие зн (допускают множественные, расплывчатые решения и различ вар-ты рекомендаций). 3.на основе учета исп знаний в процессе работы в СОЗ: 1.знания. 1.1.интерпретируемые; 1.2.неинтерпретируемые. 1.1.1.предметные; 1.1.2.управляющие (решающие и фокусирующие); 1.1.3.о представлениях; 1.2.1.поддерживающие (семантические и технологические); 1.2.2.вспомогательные (о диалоге и о языке). 1.1.1.1.собственно предметные (операционные и факты); 1.1.1.2.описатели. Обобщенная структура ИДС. Чтобы быть полноправным участником общения, ИДС должна вып след ф-ции: 1.ведение диалога (определение его структуры и роли, котор сист-ма и пользователь вып на текущем шаге диалога); 2.понимание (преобразование поступающих от пользователя высказываний на ЕЯ в выражения на языке внутр представления); 3.генерация (формирование выходных высказываний на ЕЯ). В соотв с выделенными ф-ми обобщенная схема ИДС м.б. представлена в виде 3-х компонентов: 1.диалоговый компонент; 2.компонент понимания высказываний; 3.компонент генерации высказываний. (Рис см на обороте). Диалоговый компонент. Его задачи: 1.ведение диалога; 2.формирование/обработка перехватов инициативы.Ведение диалога – обеспечить целесообразные действия системы на тек шаге диалога. По структуре и тек состоянию диалога диалог компонент формирует (если инициатива принадл сист-ие) или определяет (если инициатива принадл пользователю) тип задания (генерация вопроса, понимание ответа и его обработка, генерация утверждения и тд), вып системой на тек шаге. Ведение диалога вып по одной из 2-х схем: 1.диалог ведет пользователь; 2. диалог ведет система. Обобщенная структура ИДС. В первом случае инициатива нах у пользователя, а для системы диалог сводится к выработке реакций на текущие высказывания пользователя. Во 2-ом случае инициатива принадл системе. Сист-ма ведет диалог в соотв с имеющимися у нее представлениями о структуре диалога (о разбиении задач на подзадачи, о том кто из участников, когда и какую подзадачу решает) и способе обмена высказываниями. Вторая задача вызвана тем, что реакции одного участника могут не соответствовать ожиданиям другого. В завис от того, кто осущ перехват инициативы, система либо его обрабатывает, либо формирует перехват. Компонент понимания высказываний – для выделения смысла вх выск и выражения этого смысла на внутреннем языке системы. Смысл высказывания – семантико-прагматическая информация, которую пользователь хотел передать сист-ме. Внутренее представление смысла должно определить следующее: 1.сущности проблем обл; 2.св-ва и отношения, приписанные этим сущностям; 3.коммуникативные намерения говорящего, выраженные в данном высказывании. Задача понимания выск подразд на 2-а этапа: анализ и интерпретацию. Обобщенная структура ИДС. На этапе анализа выд описания сущностей, упомянутых во вх выск, выявл св-ва этих сущностей и отношения между ними. Данный этап вып отд блоком – анализатором. (ядро компонента понимания). Этап интерпретации заключ в отображении вх высказывания на знания сит-мы. Основ задачи данного этапа: 1.буквальная интерпр выск в контексте диалога; 2.интерпр выск на намерения говорящего. Компонент генерации высказываний – решает в соотв с результатами, полученными ост компонентами сист-мы, две задачи: 1.генерация смысла (определение типа и смысла вых высказывания сист-мы во внутр представлении); 2.синтез высказывания (преобразование смысла в высказывание на ЕЯ). Фрейм (основные понятия и определения). Фрейм – абстрактный образ или ситуация, для отобр кот исп представление в виде сети, «верхние уровни» кот зафиксированы и представляют сущности, всегда истинные в ситуации, описываемой данным фреймом, а «нижние уровни» заканчиваются слотами, заполняемыми конкретной информацией при вызове фрейма. Различают: 1.фреймы-прототипы (образцы), хранящиеся в БЗ, и фреймы-примеры (экземпляры), кот создаются для отображения реальных ситуаций на основе вх инф; 2.статические и динамич фр; 3.лингвистич и ролевые фр, фр-сценарии и др. Общение в СОЗ (ЭС): эволюция подходов. Общение (коммуникативное взаимодействие, диалог) – процесс достижения его участниками определенных согласованных целей путем обмена связанными высказываниями, выраженными, выраженными в языке, о некотором реальном/гипотетическом мире (проблем обл). Если диалог между пользователем и ЭВМ, то общение – процесс обмена взаимосвязанными высказываниями, выраженными в языке, направл на достижение целей пользователя (на удовлетвор его информ потребностей). Высказывания участников общения образуют связанный текст (дискурс), имеющий сложную структуру. Связанность дискурса обеспечивается лингвистическими ср-вами (родо-видовыми, анафорическими, модальными, стилистическими согласованиями и тд) и экстралингвистическими (ситуативными) ср-ми. Цели, преследуемые участниками диалога, определяют структуру диалога. Шаг диалога – пара «действие-реакция», где высказывание активного участника – действие, а пассивного – реакция. Перехват инициативы возникает когда пассивный участник вместо преследования цели, предложенной активным уч, предлагает преследовать иные цели. Т.о. происходит разрыв первоначально инициированного шага диалога и открывается поддиалог (происходит смена цели (темы) диалога).
Общение в СОЗ (ЭС): эволюция подходов. Эволюция подходов. Взаимод конечных пользователей с ЭВМ происходит на всех стадиях существования человеко-машинной системы (на стадиях использования, разработки и развития приложений). Традиционные ср-ва общения ориентированы либо только на использование заранее разработанных и неизменяемых приложений (система по продаже авиационных билетов), либо – на использование, разработку и развитие приложений (язык ДПС системы ДИСОД). В первом случае процесс взаимод состоит из трех этапов: 1.определение параметров работы системы (вход в сист); 2.определение решаемой задачи и исх данных; 3.получение результатов решения задачи. Во втором случае взаимод осущ с пом процедурного языка программирования. Все это не удовл инф потребности пользователя, котор не умеет/не хочет программировать, у которого изменились инф потребности. Отмеченные недостатки традиционных ср-в общения привели к необх создания ср-в нового поколения, котор не накладывали бы на процесс общения столь жесткие ограничения Общение в СОЗ (ЭС): эволюция подходов. Разраб этих ср-в ведется в наст вр по двум основным направлениям: 1. Повышение уровня и увеличение непроцедурности формализованных языков общения (языки APL, NOMAD, MAPPEP, QBE). 2. Предполагается использование конечными пользователями для взаимод с ЭВМ естественного языка, семантич и прагматич ограниченного проблемной областью). В отличие от традиционных систем общения при разработке ИДС предполагается, что процесс общения характеризуется след особенностями: 1. Изменяемость инф потребностей пользователя; 2. Несовпадение взглядов на мир у пользователя и ИДС; 3. Связность общения; 4. «Неправильность» высказываний пользователя. Морфологический анализ текста. МА – обработка словоформы вне связи с контекстом. Ф-ция МА – идентификация словоформы и приписывание ей комплекса морф инф-ции, служащей в дальнейшем вход инф для след этапа синтаксич анализа. Общий алгоритм МА при процедурном способе представления знаний: 1. Поиск в словаре готовых форм (словоформ). 2. Выделение основы в каждой вх словоформе (отсечение производ слева направо). 3. Поиск основы в словаре основ. 4. Обработка словосочетаний. Интерфейс с внешним окружением в системе G2 (главные возможности) Распределенная обработка приложения на принципах архитектуры клиент-сервер. Клиентная сист-ма Telewindows обеспеч множественный доступ к централизованной БЗ и групповую работу с приложением. Кроме того, приложение можно построить как содружество автономных интеллектуальных агентов на базе интерфейса G2«G2, исполняемых на одной и той же или на разных ЭВМ, связанных в сеть (создание в одном G2-приложении объектов, котор получают информацию от др G2). G2 разработана как открытая сист-ма. Связь с внеш источниками данных строится на основе библиотеки стандартных интерфейсов и сервера GSI. Подсист-ма GSI работает параллельно с прикладной системой как независимый обработчик событий и обеспечивает ее двухстороннее взаимод с широким спектром программируемых контроллеров ведущих фирм, систем сбора данных, концентраторов данных и развитых СУБД. Кроме интерфейсов GSI и G2«G2 доступны еще два интерф с внеш процессами и источниками данных: файловый интерфейс (гибкое ср-во, позвол G2 писатьи читать инф из внеш файлов) и интерфейс с внеш функциями (разработчик G2-приложения может вызвать внеш для G2 ф-ции, написанные на Си или Фортране). ИДС: основные понятия и определения. Общение (коммуникативное взаимодействие, диалог) – процесс достижения его участниками определенных согласованных целей путем обмена связанными высказываниями, выраженными, выраженными в языке, о некотором реальном/гипотетическом мире (проблем обл). Если диалог между пользователем и ЭВМ, то общение – процесс обмена взаимосвязанными высказываниями, выраженными в языке, направл на достижение целей пользователя (на удовлетвор его информ потребностей). Высказывания участников общения образуют связанный текст (дискурс), имеющий сложную структуру. Связанность дискурса обеспечивается лингвистическими ср-вами (родо-видовыми, анафорическими, модальными, стилистическими согласованиями и тд) и экстралингвистическими (ситуативными) ср-ми. Цели, преследуемые участниками диалога, определяют структуру диалога. Три уровня рассмотрения структуры диалога: 1.глобальный (глоб структура определяется общими св-вами решаемых пользователями задач); ИДС: основные понятия и определения. 2.тематический (тематическая структура диалога зависит от конкретных особенностей решаемой задачи, т.е. от алгоритма ее решения (разбиением задачи на подзадачи), и распределения ролей (активная и пассивная) межу участниками общения при решении отд подзадач). 3.локальный уровень (рассматриваются отдельные шаги диалога, образуемые взаимосвязанными высказываниями его участников). Шаг диалога – пара «действие-реакция», где высказывание активного участника – действие, а пассивного – реакция. Основные параметры структуры диалога на данном уроне: 1. Инициатор шага и вид инициирования; 2. Способ влияния действия на реакцию; 3. Способ спецификации задачи, решаемой на данном шаге. Перехват инициативы возникает когда пассивный участник вместо преследования цели, предложенной активным уч, предлагает преследовать иные цели. Т.о. происходит разрыв первоначально инициированного шага диалога и открывается поддиалог (происходит смена цели (темы) диалога). При разработке ИДС предполагается, что процесс общения характеризуется след особенностями: 1. Изменяемость инф потребностей пользователя; 2. Несовпадение взглядов на мир у пользователя и ИДС; 3. Связность общения; 4. «Неправильность» высказываний пользователя. Лингвистическая модель входного подъязыка: компонент S. Лингвистическая модель входного подъязыка:Lm = <V,G,S>, где V – лексич компон, опред лексику вх подъязыка; G – синтаксич компон, опред порождение правильных конструкций этого языка; S – семантич компон, опред способ записи нек смысл структуры. Mm = <Lm, Pm>, где Pm – понятийная структура.
Модель управления(МУ), задание МУ в словаре. Синт комп модели упр (МУ): МУ – особая зона словарной статьи, в котор помещена синтаксич и семантич инф о конкрет лексемме. Число и содержание мест МУ завис от: - числа и хар-ра актантов ситуации, обознач данным словом (семантич валентность слова); - числа и хар-ра дополнений, завис от данного слова и реально наблюд в тексте (синтаксич валентность слова). МУ = семантич валентность слова + синтаксич валентность слова. МУ: индивидуальная, групповая, ядерная. Актанты ситуации – опред лексико-графич анализом ситуации: Агент (А) – одуш возбудитель действия; контрагент (К) – сила, против котор направл действие; объект (О) – вещь, котор явл объектом действия; адресат (D) – лицо, в пользу или во вред котор соверш действия; инструмент (I) – неодуш предмет/сила составл причину действия/состояния; результат (R) – вещь, котор возник в р-те действия. Модель управления(МУ), задание МУ в словаре. Словарь –совок индивид знаний. Словарная статья:
     
     
год Сущ, люб, м, неодуш время
Железнодорож. прил Характер. Трансп ср-ва
перевез Гл,..,.., люб актив Модель управл

1 – заглавная зона; 2 – морфологич зона; 3 – синтактико-семантич зона; 4 – основа словаря; 5 – часть речи, число, род; 6 – лексич ф-ции, семантич признаки, категории, классы.

Характеристика основных классов исполняемых утверждений базы знаний G2. Основа исполняемых утверждений БЗ – правила и процедуры. 5 типов правил: if-правило, initially, unconditionally, when, whenever. Способы применения правил (определяется синтаксисом правила): <правило>::= {|<префикс for>| {<правило if>|<правило unconditionally> |<правило when>|< правило whenever >} |< правило initially>} <префикс for>::= for {any | the} <item>… <правило if>::= if <логическое выражение> then <список действий> <правило unconditionally>::= unconditionally <список действий> <правило when>::= when <логическое выражение> then <список действий> < правило whenever >::= whenever <описание события> | or <описание события>| | and when <логическое выражение>| < правило initially>::= initially |if <логическое выражение> then |<список действий> Характеристика основных классов исполняемых утверждений базы знаний G2. Каждый из типов правил м.б. как общим (относ ко всему классу), так и специализированным (относ к конкретным экземплярам класса). Процедурный подход предпочтителен, когда необход вып жесткую посл-ть действий. Кроме стандартных управляющих конструкций Паскаля, язык G2 расширен элементами, учит работу процедуры в реальном вр, + итераторы – позвол организовать цикл над мн-вом экземпляров класса. Интерпретация семантическая и прагматическая Семиотика вкл неск разделов: синтактика – изуч структурные аспекты сочетаний знаков данной сист, правила их образования и преобразования (безотносительно к их ф-циям и значениям); семантика – рассм знаковые системы как ср-ва выражения смысла, т.е. занимается установл завис между структ знакосочетаний и их выразительными возможностями, изуч сочетания знаков. образ осмысл тексты; прагматика – изуч отнош воспринимающего знаковую сист к самой знаковой сист. Лингвистическая модель входного подъязыка: компонент V (с примером) Лингвистическая модель входного подъязыка:Lm = <V,G,S>, где V – лексич компон, опред лексику вх подъязыка; G – синтаксич компон, опред порождение правильных конструкций этого языка; S – семантич компон, опред способ записи нек смысл структуры. Mm = <Lm, Pm>, где Pm – понятийная структура. Пример G:сколько кам угля перевезено ж/д трансп в 2000 году? Сколько – вопр слово, кам угля – именная группа 1, перевезено – предикат, ж/д трансп – именная гр 1 (такая же конструкция), в 2000 году – именная гр 2. Вопросит конструкция: <предложение>::= <вопрос> | <команда> | <сообщение>. Разбив текст на значим эл-ты: <вопрос>::= <вопр> <иг1> <предик> <иг1> <иг2> | <вопрос> <предик> {<иг1>} <иг2> | <вопр> <иг2> <предикат> {<иг2>}; <иг1>::= <хар-ка> <понятие>; <иг2>::= <предлаг><number><понятие>. Основные средства разработчика системы G2. Среда разработчика включ в себя: ЕЯ текстовый редактор, интерфейс с пользователем, ср-ва инспекции и отладки, систему регистрации версий. ЕЯ текстовый редактор. Разработчик представляет информацию о разрабатываемом приложении на ограниченном англ языке, и ему предост возможность ссылаться на любую сущность в БЗ многими способами: 1. По имени: pump (насос). 2. С пом префикса для “for” и слова любой “any”, за которыми следует имя класса (ссылка на группу сущностей): for any pump (для любого насоса). 3. Как на одну из сущностей класса объектов, связанных с другим объектом: the tank connected to the pump (цистерна, связанная с насосом). 4. Как на объект, ближайший на графич модели к некоторому объекту: the pump nearest to the tank (насос, ближайший к цистерне). Интерактивный текстовой редактор позвол редактировать тексты утверждений, правил, ф-ций и тд. Процесс редактирования все вр направл процедурой грамматич разбора, что гарантирует введение синтаксически правильных конструкций языка.
Основные средства разработчика системы G2. Интерфейс с пользователем. Основные возможности: 1. Использование растровой графики наряду с векторной для пиктограмм объектов и фоновых изображений; 2. различные типы графиков и удобный интерфейс для их конфигурирования; 3. Возможность выбора между слоеной или полупрозрачной отрисовкой элементов интерфейса; 4. Произвольное масштабирование графич элементов; 5. Разнообр векторные шрифты; 6. Разнообразные способы работы с меню, текстовыми и графич редакторами. Ср-ва, предост G2 конечному пользователю: изображения – исп для того, чтобы предоставить пользователю возможность увидеть значение переменных и выражений (отчет, циферблат, измеритель, график, диаграмма, таблица); управляющие в


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: