Количество прихожан в процентах от общего числа населения сел.




Современное Православие в Прибайкальском районе.

 

Территория Прибайкальского района должно быть, одно из самых красивых мест в нашей стране, а, может быть, и на всей планете. Вся она представляет собой цепи невысоких гор, покрытых лесом, с быстрыми чистыми реками и уютными долинами. Типично сибирский резко континентальный климат с холодной зимой и очень жарким летом позволяет заниматься многими видами сельского хозяйства, что и делали с успехом наши предки.

Русские появились в этом краю в XVIIвеке, и уже «к первой половине XVIII века долина реки Селенги руками пашенных крестьян была превращена в крупный земледельческий район»

Территории, входящие ныне в Прибайкальский район, в начале XIXвека принадлежали в основном Ильинской и Итанцинской волостям, входившим в Верхнеудинский уезд. О численности населения в то время дает достаточно полное представление дело «О доставлении ежегодных ведомостей в размножении скотоводства всякого рода», где указывалось число жителей (душ мужского и женского пола). Так, в 1824 году население Итанцинской волости составляло 2820 человек. В числе их были 4 католика (скорее всего, ссыльные поляки), один еврей и один магометанин, остальные – православные русские крестьяне. Согласно переписи 1824 года в волости проживало уже 3624 человека, из них магометан – 109, 10 евреев, 8 католиков, 1 старообрядец. Остальные – православные.

Сегодня в Прибайкальском районе 38 сел и 3 железнодорожные станции. В этих населенных пунктах проживают 26847 человек (на 1 января 2017 г.). Как и прежде, большинство – русские (94,6%). Только вот православными это население уже не назовешь. Хотя почти все крещены в церкви, и большинство из них после смерти будет отпето. Еще знают про крещенскую воду и пасхальные куличи и яйца. Все остальное мало кому интересно. Процветает вера в приметы, сглаз, порчу и т.п., причем даже и среди местной интеллигенции. Проезжая через перевал, почти каждый бросит копеечку на всякий случай, нередки случаи обращения в дацан или к шаманам. При этом даже не подозревают, насколько строго Православная церковь осуждает и запрещает все это.

Православные тоже есть, но очень немного. По каким же признакам они отличаются от всех остальных? Есть формальные критерии «православности», своего рода «православный минимум». Это крещение в Православии, регулярное участие в Богослужениях и церковных Таинствах, посильное соблюдение постов, ежедневные молитвы.

Есть люди, которые «верят в душе», не находя нужным участвовать в каких-либо обрядах. Насколько это оправдано, не нам судить, но к православию это отношения не имеет. Также не считаем тех, кто заходит в церковь иногда, «свечку поставить».

Собственно православных приходов на территории района зарегистрировано 8.Кроме того, есть два монастыря: Свято-Троицкий Селенгинский мужской и Батуринский женский. В монастырях приходы не оформляются. Хотя службы бывают весьма многолюдными, а традиционные Крестные ходы их Свято-Троицкого монастыря на Иоаннову гору собирают до 2,5 тыс. человек, в большинстве своем это паломники из Иркутской области, Красноярского края и других областей нашей страны. Например, из с. Троицкое в монастыре на службах постоянно бывают всего две женщины, и то одна из них несколько лет назад переехала из южного региона России.

В 7 приходах (без Турунтаево) насчитывается 127 прихожан, что составляет около 1% от населения данных сел.

Количество прихожан в процентах от общего числа населения сел.

Приходы Численность населения села Количество прихожан Количество прихожан в процентах
  Турунтаево Татаурово Ильинка Таловка Югово Мостовка Гремячинск Горячинск Всего 11227 (без Турунтаево)   1,7 0,7 1,6 1,97 1,1 0,6 0,7 1,13

 

Большую часть прихожан составляют женщины (88%). Основная возрастная категория – 60-69 лет (29%). Немало 40-49 летних (17%), 50-59 (15%), 70-79 (16%). Меньше всего молодежи в возрасте 18-30 лет (3%). Юных прихожан до 18 лет 7%. Детей, пришедших к вере без родителей, нет. Но на приходах есть молодые люди из семей верующих, 13-17 лет, очень серьезно относящиеся к своей вере, постоянно посещающие церковные службы, регулярно исповедующиеся и причащающиеся.

Больше половины прихожан (54%) не работают, в основном в силу своего возраста. Двое назвали себя безработными, то есть они хотели бы работать, но негде, в селе закрылось последнее «градообразующее» предприятие. Есть один инвалид.

29% работают, в основном это педагоги, медики, бухгалтеры, экономисты, библиотекари и т.п. Вообще интеллигенция, работающая и уже находящаяся на пенсии, составляет 60% всех прихожан. 24% - рабочие (водители, охрана, повара, продавцы и т.п.), 6% - предприниматели, 10% - учащиеся. Среди православных есть одна глава местной администрации, заведующая почтой, библиотекой, две заведующих детским садом.

Образование высшее у 29% верующих, 43% имеют среднее специальное, 13% - среднее. 5% не закончили среднюю школу, в основном это люди старшего возраста, чье детство пришлось на военное и послевоенное время. 10% еще учатся.

Таким образом, если представить себе собирательный «усредненный» образ современной прихожанки, то это будет женщина около 60 лет, с приличным образованием, работающая или работавшая на достаточно престижной на селе должности. Немногочисленные мужчины тоже вполне успешные люди. Среди них – инженеры, учители, предприниматели.

Вопреки расхожему мнению, на приходах практически нет людей опустившихся, без средств к существованию. Вовсе не беспросветное существование, горе и болезни привели нынешних христиан к вере. Абсолютное большинство их выросло в атеистических семьях. Сегодняшние бабушки и дедушки формировались как личности в 50-60-70-е годы, во времена самого оголтелого безбожия.Многие не были крещены, крестились в зрелом возрасте, придя к вере. А пришли они сами, каждый своим путем, часто преодолевая сопротивление и даже враждебность окружающих.

Трудно сказать, почему люди стают христианами. Ведь Иисус не обещал своим последователям ни крепкого здоровья, ни богатства, ни еще каких-либо земных благ. Цели православия высоки и трудно постижимы. Но почему-то до сих пор находятся в нашем прагматичном мире люди, которые ради этих малопонятных целей встают в выходные рано-рано и вместо того, чтобы отоспаться как следует, стоят, не позавтракав, 3 часа на ногах. Свои главные праздники – Пасху и Рождество они отмечают, опять же стоя всю ночь в храме. А еще есть посты, даже по 49 дней. И дежурства в храме, и работа на Крестных ходах и т.п.

Так или иначе, а благодаря этим людям не погибла в этом мире вера в Бога, бьется это «сердце бессердечного мира» и существует маленькая, но живая частица Святой Руси.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: