Современные воинские ритуалы и чинопоследования донских казаков




Этнос: Русские (казаки)
Конфессия: Православие
Язык: русский, церковнославянский

Паспорт объекта

Воинские ритуалы сохраняются донскими казаками и в наши дни. Свою актуальность не потеряли традиционные обряды воинских инициаций (посвящения), чествования памяти усопших воинов, чины благословения и освящения воинских оружий, знамен. Они часто включаются в православные праздники и торжества, посвященные датам военной истории. Основные виды воинских чинопоследований имеют окказиональный характер, однако некоторые закреплены за определенными календарными датами.
Традиция специальных воинских служб и церемониалов, восходящая к византийской эпохе, уже во времена Ивана Грозного приобрела государственное значение и национальный характер. В XVIII–XIX веках помимо чинов благословения «воинских оружий» и освящения хоругви, военного судна, поминовения о православных воинах, в круг воинских чинопоследований входили благодарственные молебны (о дарованной победе) и «Службы благодарственные». К современным воинским чинопоследованиям можно отнести «Чин освящения самолета», «Чин благословения в воздушное путешествие» и др. и молебны (благодарственный молебен «О победе над фашистской Германией»). К воинским относятся также церемониалы и обряды войсковых казачьих сообществ.

 

Порядок проведения воинских чинопоследований отражен в рукописных и старопечатных богослужебных книгах и изданных в более позднее время Требниках (Митрополита Петра Могилы, мирском, Большом, Воинском и др.).

 

В дореволюционной истории казачества регламентация духовной жизни казаков определялась как церковью, так и военным ведомством и была отражена в Уставах строевой казачьей службы (например, 1881, 1899, 1900 года и в др.). Кроме того, обучение командиров младшего звена подразумевало освоение порядка отправления вседневных молений и праздничных богослужений.

 

Поскольку в настоящее время имеющиеся казачьи подразделения Российской Армии осуществляют службу по общеармейскому уставу, а в регламентирующих документах войсковых казачьих обществ в вопросах религиозной практики нет должного единства, инициативу унификации и регламентации канонической стороны воинских ритуалов взяла на себя Русская Православная Церковь.

 

Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством совместно с Геральдической комиссией Совета по делам казачества при Президенте Российской Федерации и Министерством регионального развития РФ в 2011 году издало «Сборник чинопоследований войсковых казачьих обществ». Издание включает порядок проведения основных окказиональных церемониалов и обрядов. Книга является практическим руководством для священнослужителей и представителей казачества. В ней даны указания по проведению открытия и завершения Круга и учредительного Круга войскового общества, приведения атамана и казака к присяге, освящения и прибивки знамени, благословения воинских оружий, воинского знамени. «Сборник чинопоследований» был представлен председателем Синодального комитета епископом Ставропольским и Невинномысским Кириллом на заседании Совета по делам казачества при Президенте РФ 16 июня 2011 года.

Помимо указанного издания, воинские чинопоследования были опубликованы в нескольких богослужебных книгах. В 1999 году на основе издания Сретенского монастыря был выпущен Воинский требник, включающий чинопоследования «Молебнаго пения ко Господу Богу, певаемого во время брани против супостатов, находящих на ны», «Чин освящения воинского знамения», «Чин благословения воинских оружий», «Чин освящения колесницы», «Чин благословения в путешествие», «Чин благословения новаго корабля или лодки», «Чин благословения воднаго судна ратного, на сопративные отпущаемого...», «Чин освящения самолета», «Чин благословения в воздушное путешествие», «Чин освящения новаго дома», «Чин поминовения о православных воинех и о всех за веру и отечество на брани убиенных» и др.

Одним из старейших, кратких и часто употребляемых казачьими обществами является «Чин благословения воинских оружий». Он складывается из общего начала (пс. 34), молитвы на освящение оружия с последующим его кроплением водой и отпуста.

 

Сохранение чина связано с особым статусом оружия в культуре казаков и важностью концептов, относящихся к военной сфере в их картине мира [См. Библиографию №9]. Символика оружия присутствует в обычаях и обрядах казаков. Шашка передавалась по наследству, скрепляя поколения мужчин казачьего рода, была непременным атрибутом казака. В этом своем значении она использовалась в обрядах жизненного цикла и военно-траурных церемониях. Сакрализация оружия в культуре казаков связана с православными ритуалами благословения и освящения. Благословение – «внешний знак преподания благодати Святого Духа» [См. Библиографию №7]. Благословение воинских оружий производится во время крупных праздничных мероприятий или шермиций (военных состязаний).

 

Время и место их проведения регламентируется православным календарем и датами военной истории. Они также приурочивались к братским поминовениям, военно-траурным церемониям и казачьим праздникам.

Шермиции проходят на святом для казаков месте — в урочище Монастырского городка, в народе именуемом «каплицей» или «кампличкой» (от cappella – часовня). На займище (заливаемом участке) близ станицы Старочеркасской шермиции проводились в XVIII–XIX веках, на что указывали в своих трудах А. И. Ригельман и В. Д. Сухоруков.

 

В настоящее время они проводятся как своего рода соревнования, официальными организаторами которых являются Федерация традиционных игр и этноспорта России и Федерация воинских искусств (шермиций). Для их проведения создается и публикуется специальное положение, включающее цели и задачи, место и сроки проведения, требования к участникам и условия их допуска, программу. Однако шермиции сохраняют ритуальный характер и включают молебен, чин освящения оружия, казачьи инициации (посажение на коня казачат-трехлеток), казачьи состязания и игры. Помимо обряда посажения и состязаний во владении холодным оружием и рукопашной борьбой во время шермиций проходит обучение подрастающих казаков.

Все этапы празднества по традиции сопровождаются оружейными залпами, имеющими практически во всех обрядах казаков ритуальный характер и подразумевающими владение освященным в соответствии со специальным чином оружием. Чин благословения воинских оружий, как правило, входит в качестве составной части в более крупные чинопоследования, такие как молебны (чины и последования «освящения воды», «пред началом всякого доброго дела» и др.).

 

Молебен на празднике шермиций служится на открытом воздухе, перед часовней и сопровождается рядом действий. Перед его началом казаки обнажают головы, во время чтения Евангелия шашки наполовину вынимают из ножен, при освящении оружия производятся оружейные залпы. В чинопоследование включаются молитвы о казаках и воинстве.

 

Освящение воинских оружий предваряется чтением молитвы «Господи Боже наш, Боже сил, сильный в крепости и крепкий в бранех <...> на оружие сие небесное твое благословение низпосли и рабу твоему (рабам твоим) сему (сим): сие (сия) носити ко укреплению и заступлению церкви твоея святыя <...> и сопротив всякому вражию ополчению сими грозна и страшна сотвори, и победоносна всегда в славу твою яви...», после чего их кропят водой [См. Библиографию №11].

 

Традиционные ритуалы получают свое современное воплощение в рамках праздников и торжеств, инициированных казачьими сообществами и государственной властью. Благословение воинских оружий во время шермиций продолжает древние воинские традиции и служит сохранению основ казачьей культуры.

Казачья сабля шашка

Геннадий Коваленко 1

Казачья сабля (шашка).

Казачья сабля, позднее шашка, являлась символом личной свободы и одним из элементов юридического полноправия казака: наряду с шапкой с шапкой или фуражкой, обладанием им паевым земельным наделом. Она говорила о принадлежности человека к казачьему сословию и «государевым» людям, находящимся на царской службе.
Сабля, а впоследствии шашка, вручалась на станичном сборе казаку малолетку в 17 лет стариками. За особые заслуги и проявленное мужество и раньше. Это давало право её обладателю участвовать в казачьем Круге или станичном сборе наравне с остальными казаками, но до своего совершеннолетия (21 год)он не имел права голоса. Вручаемая малолетку сабля (шашка) не имела темляка, что говорило о его не полном юридическом равноправии. Темляк, погоны и кокарду (бант) казак получал в 21 год перед отправкой на службу. С этого момента он становился полноправным казаком.
Темляк представлял собой кожаную ремённую или тканевую петлю, вделанную в рукоять оружия, и надеваемую во время боя на руку, для того, чтобы сабля или шашка, не упали на землю, выбитые из рук. Темляки делились на офицерские и для рядового состава. Темляки для рядовых казаков и урядников делались из выделанной кожи окрашенной в коричневый или чёрные цвета. Офицерские темляки изготавливались из дорогой, хорошо выделанной кожи, окрашенной в белый цвет или шёлковой ленты или тесьмы.
Носить офицерские темляки разрешалось казакам имевшим под офицерский чин, но ещё не произведённым в офицеры, а так же портупей юнкерам. Офицеры награжденные орденом св. Анны, имели право носить темляки сделанные из «аннинской» ленты. Награждённые же орденом св. Георгия и георгиевским оружием – из «георгиевской» ленты. Темляки зачастую украшались казаками кистями, что не запрещалось уставом.
Начиная со своего зарождения и почти до конца 18 века, казаки в станицах и хуторах, с утра и до ночи не расставались с саблей и огнестрельным оружием. Связанно это было с угрозой внезапного нападения на казачьи городки и станицы нагаев, крымских татар, турок и горцев. После же окончательного разгрома Крымского ханства и нагайских Орд, и установлении русских рубежей по р. Кубань, донские казаки надевали сабли и шашки идя на станичный сбор, церковные праздники. Или по особо торжественным случаям: при приезде войскового, окружного атамана, на смотры и службу. В церкви, в момент чтения Евангелия, полагалось обнажать до половины, в знак готовности казачества встать на защиту Отечества и веры.
Казачья сабля, а впоследствии и шашка, хранилась в курене, на самом видном месте, рядом с другим оружием и ронзыками (конской сбруей, украшенной серебром). Обычно её вешали на ковре, над постелью казака, чтобы она даже ночью была под рукой. Сабля передавалась от деда к внуку, когда старик «терял силы», он менял казачью саблю на стариковский байдик (посох). Если в казачьем роду не оставалось наследника, шашка ломалась пополам и её обломки ложились в гроб к умершему.
Потерять саблю или шашку, считалось для казака делом позорным и бесчестило его, равно как и потеря шапки. Не важно было где и как потерял саблю: по пьяному делу или в жестоком сражении. Это влекло за собой наложение пени, снятие с должности и к ограничению казака в правах. Такой казак переходил в разряд «пенных» или «штрафованных». Он не мог принимать участие в Круге, станичных сборах, до искупления своего бесчестья. В случае если сабля в бою перерубалась противником или ломалась, казак должен был сохранить её обломок с рукоятью. Иначе его могли обвинить в утере своего оружия.
Сойдясь в Круг, казаки голосовали поднятыми вверх саблями и шашками. По решению Круга или станичного сбора, казак мог быть лишён права ношения сабли или шашки, за поступки порочащие казачье звание. Такой казак так же попадал в разряд пенных или штрафованных и больше не имел права присутствовать в Кругу или на станичном сборе, и лишался права голоса. В случае если казак не исправлялся, его могли исключить из списков казаков и выселить из станицы или хутора.
Войсковая сабля относилась к войсковым клейнодам; то есть знакам власти войскового атамана. Лично атаману она не принадлежала. Войсковая сабля как и все прочие клейноды, хранилась как в церкви или войсковом правлении. Кроме того она могла храниться у войскового атамана, как знак его атаманской власти. Ножны войсковой сабли богато украшались золотом, серебром и драгоценными камнями.
В случае если в Кругу казаки приговаривали известного преступника или врага Войска Донского, к смертной казни, для приведения её в исполнение, войсковому есаулу выдавалась войсковая же сабля.
Впервые сабля, как особый вид холодного оружия, появилась на арабском востоке в 7 – 8 веках, как очень эффективное оружие легковооружённого воина. Хотя в раскопах сарматских могильников, археологи обнаружили изогнутые мечи, датируемые 2 веком до н. э. Их относят к трофейному фракийскому оружию, но по мнению специалистов, это скорее меч, чем сабля.
Сабля представляет собой колюще-рубящее оружие с изогнутым клинком 80 – 90 см. с остриём на конце; и рукояти-эфеса, с перекрестьем или гардой (защитной полосой) предохранявшей кисть руки от удара клинка противника. На Дону, в 16 – 18 веках сабля называлась «полосой», отчего и говорили: «И татарин косой не рад встречи с полосой».
Сабли и шашки, как впрочем и всю остальное оружие в Войске Донском не производились, а добывались в бою, набеге или покупались казаками у торговых людей. В основном это были клинки турецкой, персидской, крымской и польской работы. С расширением географии боевых действий, у донских казаков стали появляться западно-европейские сабли и палаши, горские шашки. Часть сабель, как впрочем и другого оружия закупалась донцами как в России, так и русских торговых людей, привозящих их для продажи на Дон.
Особенно ценились у казаков булатные клинки дамасской стали, любовно называемые «дамешками». Обладание таким клинком, было заветной мечтой многих донцов и ценились на вес золота. «Дамешки» обладали уникальными свойствами, где твёрдось стали сочиталась с гибкостью: «Сабля наша острая не сломается, она из кольца в кольцо свивается». Действительно, клинок такой сабли можно было согнуть практически в кольцо.
С продвижение России на Кавказ, в начале – середине 18 века, казаки стали постепенно перенимать у горцев булатные шашки, как наиболее подходящее оружие в горах и лесах Кавказа. Наряду с «дамешками», они высоко ценились в казачьих станицах и хуторах. В переводе с одного из горских наречий, «са-шхо», в буквальном смысле означает: «длинный нож». Шашка, это по сути дела та же сабля, с более прямым клинком с обоюдоострым концом. Поэтому две разновидности этого холодного оружия, зачастую отождествляют, называя одновременно как саблей, так и шашкой. Но так ли это на самом деле?
Давайте рассмотрим чем отличаются сабли от шашек. Во первых, как уже говорилось, у шашки более прямой клинок. Во вторых, шашка отличается от сабли способом ношения. Сабля носилась на портупее лезвием вниз. Но во внезапных, скоротечных схватках в горах Кавказа, при выхватывании сабли, всадник зачастую ранил шею своего коня.
Кроме того, для нанесения удара выхваченной саблей, её нужно было поднять для замаха, что требовало драгоценного времени. Шашка же, носилась лезвием вверх, и при её выхватывании из ножен, этого не происходило. Кроме того это облегчало её переноску, так как позволяло убирать её за спину на марше. Форма подвеса лезвием к себе была известна казакам задолго до переселения на Кубань. Так запорожцы носили сабли, все дело в скорости извлечения оружия.
Удар же шашкой, можно было наносить сразу после выхватывания её из ножен. Всё это вместе взятое, давало всаднику вооружённому шашкой, ощутимое преимущество в бою.
Но главное конструктивное отличие в шашке заключается удачных весовых пропорциях. Благодаря легкому эфесу центр тяжести а, следовательно, и точка удара располагается ближе к боевому концу клинка, тем самым оружие по своему действию, как бы удлиняется, а благодаря малому изгибу клинка, шашкой можно наносить очень быстрые рубящие удары в обе стороны.
Казаки первыми в русской армии оценили преимущество горской шашки и быстро вооружились трофейным оружием. Однако в отличие от горской шашки, рукоять казачьей не входила в ножны.
У горцев Кавказа шашка хранилась в так называемых «колчанных ножнах». Главная особенность заключается в том, что они закрывают рукоятку (эфес) шашки, тем самым предохраняя ее, оставляя снаружи только "гусёк" - латунный, медный или серебряный набалдашник эфеса в виде стилизованной головы гуся. В ножнах фиксируется лишь боевой конец шашки. Эта особенность имела как свои плюсы, так и свои минусы. С одной стороны такая конструкция способствовало попадание влаги внутрь ножен, и шашка ржавела, окисляясь под действием этой воды, её приходилось всё время смазывать и протирать. Но зато такая конструкция ножен позволяла гораздо быстрее, чем из обычных ножен, выхватить шашку и разрубить противника одним ударом. Это можно сделать одной рукой подбив, гусек шашки мизинцем. Если правильно выполнить элемент шашка выскакивает сама и ложиться в руку для удара, который осуществляется на одном движении. Такое преимущество в тех не простых условиях было решающим. Казаки смирялись с необходимостью протирать свою шашку, только ради возможности её скорейшего извлечения из ножен, потому что от этого зависела их жизнь. Никакие запреты начальства не помогли изжить колчанные ножны. В конечном итоге командованию пришлось смириться с их существованием, и они появились на уставной шашке казачьей образца 1904 года. Далее на шашке кавказского образца 1913 года.

Русская регулярная кавалерия и конная артиллерия стали постепенно вооружаться шашками только после наполеоновских войн, а офицеры всех родов войск, только к концу 19 века.
Казачья шашка не предназначалась для фехтования в бою. Задача казака была в том, чтобы нанести стремительный сокрушающий удар, вложив в него всю свою силу и мощь. Если мы заглянем в устав казачьих войск проект издания 1902 г., то найдём, что весь арсенал казака состоял из 3 видов уколов и 3 видов ударов. Уколы наносились: 1. налево, 2. в пол оборота налево, 3. в пол оборота направо. Удары шашкой наносились: 1. в пол оборота направо, 2. направо, 3 вниз направо. Не смотря на столь скудный арсенал приёмов, история казачьих войск показала их высокую эффективность.
История некоторых горских булатных шашек насчитывала многие века и начиналась ещё в Средневековье. У казаков они фигурировали под различными названиями: гурда, волчёк, калдын, терс-маймунов, крестовиков, франков и т. д.. Удар такой шашки перерубал не только вражеские клинки, но и ружейные стволы, чем приводил всех в изумление.
На многих клинках этих древних шашек, перекованных из средневековых мечей, встречаются выгравированные гербы Византийской империи, крылатые юноши, всадники в венгерских доломанах, полу истёртые латинские и греческие надписи, тексты молитв и воззваний к Богу или рыцарские девизы.
Так в 1839 г., при взятии русскими войсками аула Ахульго, в качестве трофея была взята шашка с латинской надписью: “Vivat Zawicha”. Примечательно, что русских войсках, взявших аул, проходил службу потомок этого известного польского рода, которому и была преподнесена эта шашка в подарок.
Но среди всех этих превосходных булатных шашек, особо ценились клинки изготовленные известным итальянским мастером Феррари, с выграверованным именем мастера и волчьей головой в качестве клейма. В девятнадцатом веке, таких шашек было известно всего несколько штук.
Пределом мечтаний всех казаков было получить в собственность такое сокровище. Многие из них были готовы пойти на преступление или даже убийство своего одностаничника, чтобы получить вожделенную шашку. Имя владельца знаменитой шашки, быстро становилось известным не только в полку, но и в станице, округе, возбуждая зависть и недоброжелательство. Подобное обстоятельство, заставляло владельцев редких шашек, их не афишировать.
Впрочем, среди булатных шашек, имевших европейские корни, встречались отличные клинки местных мастеров, сумевших раскрыть тайну булата, такие как гурда, галакх, тур, дает, гама. Согласно одной старинной легенде, название шашки «гурда», произошло от восклицания «смотри»! Однажды мастер, выковавший эту удивительную шашку, был оскорблён другим мастером, выразившим сомнение в её качестве. В ярости он воскликнул – «гурда»! – и разрубил пополам клинок соперника и его самого. Не менее гурды, ценились шашки и кинжалы мастера Базлая. Ими можно было как огнивом высекать искры из кремня, легким движением руки рассекать тончайшую шёлковую ткань и бриться вместо бритвы.
В 1881 г. производство шашек в России было стандартизировано, одним из известнейших конструктором оружейником, генерал лейтенантом А. П. Горловым На Златоустовском заводе, основанном в 1812 г. несколькими золингеновскими мастерами, стали выпускаться казачьи шашки двух видов: для рядового состава и офицерские, отличавшиеся превосходным качеством. Булатная сталь для холодного оружия производилась по технологии изобретённой выдающимся русским металлургом П. П. Аносовым. Однако после смерти Аносова, златоустовские оружейники не смогли добиться высокого качества булата. Не смотря на это, шашки выпускаемые заводом, превосходили качеством аналогичное холодное оружие выпускаемое промышленным способом за рубежом.
За образец казачьих шашек были взяты кавказские шашки «волчок». Клинок стальной, незначительной изогнутый, однолезвийный, с одним широким долом. Боевой конец двулезвийный. В начале XX в. были распространены также произвольные клинки.
Ножны деревянные, обтянутые кожей. Металлический прибор состоит из устья, гайки и наконечника. На устье с внутренней стороны имеется скоба, а на гайке кольцо для пасовых ремней портупеи. В 1881-1894 гг. на гайке вместо кольца имелась треугольная скоба.
Длина общая до 1020мм, длина клинка до 870 мм, ширина клинка до 33 мм. Масса всех шашек была стандартной и составляла 3 фунта и 10 золотников или 1355г.

Эфес состоит из одной рукояти. Рукоять деревянная, с продольными наклонными желобками. Головка рукояти металлическая, раздвоенная, с отверстием для крепления темляка. На нижней части рукояти металлическая втулка. Шашка заменила в 1881 г. казачьи шашки образца 1838 г. во всех казачьих частях, за исключением кавказских казачьих войск. Такие шашки назывались «степовыми», ими вооружались все казачьи полки Российской армии, кроме расквартированных на Кавказе, где казаки по традиции установившейся ещё со времён Кавказских войн, вооружались более лёгкими «кавказскими» шашками. Длинна их равнялась длинне степовых, но они были на фунт легче и весили около 950 грамм. Офицерские шашки, в отличие от оружия рядового состава, отличались более дорогой отделкой эфеса и ножен, конец эфеса украшала стилизованная голова сокола.

В 18 – 19 веках и в начале 20 века, на Дону, среди богатого казачества широко распространилась традиция «семейных шашек». Казаку отправлявшемуся на службу, отцы и деды вручали шашку отделанную особым образом, характерным только для этого казачьего рода. Ножны этих шашек богато украшались золотыми и серебряными накладками особой формы, отделанные чеканкой, чернью и эмалью. Каждый известный донской род имел свою, устоявшуюся и характерную для него форму накладок, рисунок насечки и чеканки. По ним, ещё издалека можно было узнать, к какому казачьему роду принадлежит тот или иной офицер, даже если он не знаком лично. Это был своего рода герб и визитная карточка известных казачьих родов Войска Донского.

Искусству владения саблей и шашкой, казачат обучали с 7 – 8 лет. По традиции этим занимался дед или крёстный отец. Вначале казачёнку «ставили» руку. Для этого из кувшина лили воду тонкой струёй и учили рассекать её так, чтобы она не разбрызгивалась. Для этого вода должна была рассекаться с большой скоростью и под определённым углом. Скорость определялась на слух, если шашка издаёт характерный свист при нанесении удара, то она достаточная.
На втором этапе обучения, шла рубка лозы – краснотала. Для этого бралась лоза диаметром 10 – 15 мм. Вначале казачат учили просто правильно рубить: справа и слева, сверху вниз. После чего их учили рубить по меткам, левой рукой, с двух рук. Здесь так же были свои хитрости. Рубить учили с «оттягом», чтобы клинок не только рубил, но и резал при этом «противника», что увеличивало эффективность удара. Срубленная лоза должна была падать вертикально вниз, отлетевшая в сторону или повисшая на коре, говорила о не готовности обучаемого. К 16 – 17 годам, толщина лозы доводилась до 15 – 20 мм. Параллельно с этими занятиями, шло обучение боевым приёмам рубки: ударам, уколам, отбивам ударов противника и т. д.

На третьем этапе обучения казачат учили рубить мишень сделанную из сырой глины. По его окончании, когда обучаемым исполнялось лет 11 – 12, их сажали на коней и всё повторялось сначала: рубка лозы, глиняного болвана, рубка по меткам тальникого чучела и так далее. Вначале учили рубить со стоящего на месте коня, а впоследствии на всех алюрах.
07. 04. 2013 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: