Вопрос. Педагогические методики проверки слуха.




1)“горохов метод”, где в кач-ве источника звука служат пластмас коробочки, заполнен на 1/3 различ крупой: горохом (источник звука 70 – 80 дБ), гречей (источник звука 50 – 60 дБ), манкой (источник звука 30 –40 дБ).

По рез-там исслед-я можно предположить НС, если у ре в возр до 3-х мес. Отсут-ет р-ция на звук баночки с горохом, в 4 – 5 мес. отсут р-ция на звук баночки с гречей, а в 6 мес. и старше - на звук баночки с манкой.

Важно отметить недостат эффек-сть этого метода при обслед-ии де с патологией ЦНС т. к. отсут-ие двигат реакции на звук у них м/быть след-ем наруш-я как слух ф-ции, так и ЗПР

2)Обследование слуха речью. Слух де, уже влад-щих в той или иной ст-ни речью, следует проверять при предъяв-ии им хорошо знаком слов шепотом с расст-я 6 м. Наиб труд-ти возникают при обслед-ии ре 2го-3го годов жизни. Если малыш уже говорит, то, наладив с ним контакт, проверить слух можно в ходе выполнения им прост игров упр-ий. Можно поместить перед ре игрушки: куклу, зайку, мишку, собачку и шепотом произносить фразы типа: Покажи мишку; Где собачка?; Покажи у куклы ручки (рот, глазки); Покажи у собачки хвостик. Сначала фразы произнос-ся около ре, а затем с расст-я 6 м (или 3 м, если ре стоит спиной). Если при произ-ии шепотом заданий (или назыв-ии игрушек, предметов) малыш их не выполняет, то поруч-ия (слова) произн-ся голосом разговор гром-ти на небольшом расстоянии от него. В случае успеха аналогичная фраза произнос-ся шепотом опять с расстояния 6 м.

Слух детей старше 3-х лет провер-ся хорошо знакомыми им низко- и высокочаст словами, н-р, предложенными Л.В.Нейманом (1954). Из этих слов сост-ны два списка, в каждом — 5 низкочастот и 5 высокочастот слов:

зайчик, дом, Вова, шишка, рыба, часы, птичка, ухо, чай, волк;

мыло, дым, чашка, окно, щи, Саша, город, чайка, море, спичка.

При обслед-ии слуха детей слова каждого списка предъявляются в случайной послед-ти.

Ре ставят боком к проверяющему. В противополож ухо вставляют ватн тампон, поверх-ть к-рого слегка смочена к-либо маслом, н-р, вазелиновым.

Провер-щий просит ре повтор слова, к-рые он будет произносить шепотом. 1ые два слова произносятся около него, а затем с расстояния 6 м (или 3 м, если ре стоит спиной). Ре может упрямиться, стесняться и не повторять слова. В этом случ следует предл-ть ему показывать соотв-щие картинки, к-рые помещ-ся на столе перед ним. Если ре не узнал слово, произнесенное шепотом, оно повтор-ся голосом разговор гром-ти, а затем — шепотом. После предъяв-я следующ слов вновь повтор-ся то слово, к-рое вызвало затруднение. Аналогично вторым списком слов проверяется другое ухо.

3) Музык инстр-ты. В кач-ве звуков стимулов исп-ся звучащ игрушки: низкочастот (барабан), среднечастот (дудка, гармошка), высокочастот (шарманка, погремушка). Звуков стимулы предла-ся в случайной послед-ти то справа, то слева.

Безуслов ориентировочн р-ция на звук прояв-ся в замирании (двигат тормож-ии) или, наоб-от, активиз-я движ-ий, повороте головы или глаз в сторону звука, плаче, расшир-ии глаз, прекращ-ие или активиз-ия сосания и т.п.

В спец протоколе отмеч-ся: наличие или отсут-ие р-ции; расстояние, на к-ром она обнаружена;способ-ть ре локализовать звук.

При тугоухости ре также реагирует на все предъявляемые стимулы, но расстояние, с которого отмечаются реакции, нестабильно, оно изменяется в пределах 0,5-5 м. Де способны локализовать источники звука, но лишь в тех случаях, когда стимул воспр-ся на расстоянии не менее 1 м.

При значит тугоухости ребенок воспринимает, как правило, неполный набор предъявляемых неречевых стимулов. Сокращ-е их числа происходит за счет звучаний, имеющих наиболее выраженные высок частоты. Расстояние, с к-рого ре реаг-ет на разн звуч-я, нестабильно и колеблется от 0,1-0,3 м при воспр-ии высокочастот стимулов до 2,5-5 м. при воспр-ии средне- и низкочастотных. Ре способен локализовать звучания, к-рые ощущает на расстоянии не менее 1 м.

38 вопрос. Психолого-педагогическое обследование ребенка с нарушениями слуха (принципы, задачи, содержание).

При обследовании особенностей психического развития детей и взрослых с нарушениями слуха реализуются основные принципы психологической диагностики, (А. Р.Лурия, С.Д.Забрамная, В.И.Лубовский, Т.В.Розанова).

Принцип комплексности — это составная часть обследования ребенка, в его процессе используются сведения, полученные специалистами других направлений — медиками, педагогами, социальными работниками. Для психологического изучения ребенка с нарушением слуха необходимо располагать сведениями о семье — составе, уровне образования, трудовой деятельности родителей, наличии других детей в семье, о нарушениях слуха у родителей или других родственников.

Принцип целостного системного изучения ребенка дает возможность обнаружить не отдельные проявления нарушений психического развития, а установить связи между ними. Иссл-я в проц-е эмоционального общения, предметной, игровой, учебной, трудовой.

Принцип динамического изучения, согласно которому важно выяснить не только то, что дети знают и умеют в настоящее время, но и их потенциальные возможности, «зону ближайшего развития». Результаты самостоятельного решения задач разной степени сложности и оценка влияния оказываемой помощи позволяют судить не только об уровне развития познавательных процессов ребенка, но и о возможных путях их дальнейшего совершенствования в условиях специально организованного обучения и воспитания.

В период младенчества обращают внимание на развитие двигательной сферы — умение держать головку, развитие прямо-стояния. Раннее нарушение слуха часто сопровождается небольшой задержкой развития прямостояния, скомпенсированной к 1,3— 1,4 годам.

В раннем детстве, дошкольном и младшем школьном возрасте особое внимание следует уделять особенностям развития речи и познавательной сферы, в первую очередь — формированию взаимоотношений между мышлением и речью, а также развитию движений.

Диагностика уровня психического развития ребенка с нарушенным слухом в младенчестве, раннем детстве и дошкольном возрасте продолжает оставаться сложной проблемой. Сложности отграничения глухоты от частичной потери слуха, от снижения интеллекта, от речевых нарушений зачастую приводят к тому, что, например, глухие дети квалифицируются как умственно отсталые, слабослышащие — как сенсорные и моторные алалики.

При проведении психолого-педагогического изучения детей с нарушениями слуха первых 3 — 4 лет жизни необходимо учитывать:

1. Развитие общения — сначала его дословесных форм (вокализации, мимика, естественные жесты, взгляды, движения тела).

2. Степень развития слухового восприятия. Реакция ребенка на погремушку рано позволяет судить о том, воспринимает ли он звуки. В дальнейшем нужно обращать внимание на интерес ребенка к звучащим игрушкам, звукам радиоприемника и телевизора.

3. Особенности развития движений. Кроме указанных ранее особенностей, таких, как задержка прямостояния, у детей с нарушениями слуха в раннем детстве и дошкольном возрасте отмечаются некоторая неустойчивость сохранения равновесия, недостаточная координация движений, отставание в развитии мелкой моторики, дифференцированных движений.

4. Характер подражания. Его развитие замедлено.

5. Реакция на одобрение и неудачу. До двух лет меньше реакций на оценку их действий, дети не ждут одобрения. В дошкольном возрасте реакция на одобрение становится адекватной.

6. Представления о самом себе. У детей с нарушениями слуха выделение себя и собственных качеств формируется позднее: они начинают указывать на себя, выделять части своего тела позже, чем слышащие дети (хотя могут это делать в отношении взрослых и игрушек).

38 вопрос (2 часть). Психолого-педагогическое обследование ребенка с нарушениями слуха (принципы, задачи, содержание).

При проведении обследования детей с нарушениями слуха Т. В. Розанова советует использовать предварительное аналогичное задание, относительно более легкое, но по существу такое же, как основное. Только после того как ребенок выполнит предварительное задание, можно переходить к основному. В более старшем возрасте возможно письменное предъявление инструкций.

Большое значение при обследовании детей с нарушениями слуха имеет анализ продуктов деятельности, в этом случае изучению подлежат материальные или материализованные результаты разных видов деятельности — изобразительной, конструирования, учебной, трудовой. Составление заключения и психолого-педагогической характеристики по результатам обследования ребенка с нарушением слуха имеет некоторые особенности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: