Что читается во время стояния?




Способ первый.

Тринадцать рак‘атов, начиная с двух лёгких, которые, скорее всего, являются сунной вечерней молитвы (‘иша), или же просто двумя рак‘атами, открывающими ночную молитву.

Об этом сказано в хадисах. — Зейд ибн Халид аль-Джухани, да будет доволен им Аллах, передаёт: «Я решил непременно понаблюдать за тем, как Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) совершает ночную молитву. Он совершил два лёгких рак‘ата, потом два долгих, потом два рак‘ата короче, потом два рак‘ата ещё короче, потом два рак‘ата ещё короче, потом два рак‘ата ещё короче и завершил молитву одним рак‘атом. Таким образом, всего он совершил тринадцать рак‘атов». Муслим № 765.

— Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, передаёт: «Однажды я заночевал у Маймуны, и по прошествии трети или половины ночи Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) проснулся, подошёл к бурдюку с водой и совершил малое омовение. Я совершил малое омовение вместе с ним. Он встал на молитву, и я встал слева от него, однако он поставил меня справа, а потом положил руку мне на голову так, будто хотел потрепать меня за ухо и разбудить меня, после чего совершил два лёгких рак‘ата, причём в каждом из них он читал “Аль-фатиху”. Затем он произнёс слова таслима, после чего продолжил молиться. Он совершил одиннадцать рак‘атов, включая витр, после чего уснул. Потом к нему пришёл Биляль и сказал: “Молитва, о Посланник Аллаха!” Тогда он встал, совершил молитву в два рак‘ата, после чего совершил утреннюю молитву с людьми». Аль-Албани, «Сахих сунан Абу Дауд», № 1215.

— ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Встав ночью, Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), совершал начала два лёгких рак‘ата, потом восемь (обычных), и один рак‘ат витра ». А в другой версии говорится: «Он совершал вечернюю молитву (‘иша), после чего совершал два коротких рак‘ата и готовил сивак и воду для омовения. Потом, когда Аллах желал этого, он пробуждался, чистил зубы сиваком и совершал малое омовение, после чего совершал два рак‘ата, потом вставал и совершал восемь рак‘атов, читая примерно одинаковый объём в каждом рак‘ате, и завершал молитву девятым рак‘атом (витр). Когда же Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), вступил в пожилой возраст и отяжелел, он стал совершать шесть рак‘атов вместо восьми и совершал витр седьмым рак‘атом. Потом он молился сидя, читая: “Скажи: ‹О вы, неверующие›” и “Когда земля сотрясётся”». Ат-Тахави, т. 1, с. 165. Он приводит два варианта, с безупречным (сахих) иснадом. Первая часть первого варианта приводится у Муслима, № 767, а также у Абу Аваны и других.

Способ второй.

Тринадцать рак‘атов, и в восьми из них таслим произносится после каждых двух рак‘атов. После восьми следует совершить ещё пять рак‘атов, садясь только в пятом.

‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), ложился спать, а, проснувшись, чистил зубы сиваком и совершал малое омовение. Потом он совершал восемь рак‘атов, садясь и произнося таслим после каждых двух рак‘атов. А потом он совершал витр в пять рак‘атов, садясь и произнося таслим только в пятом рак‘ате. А когда муаззин произносил призыв на молитву, он вставал и совершал два лёгких рак‘ата ». (Ахмад. Хадис с безупречным (сахих) иснадом, отвечающий условиям альБухари и Муслима. Также Муслим, № 737, Абу Дауд, ат-Тирмизи, который назвал его достоверным, и Абу Авана).

Способ третий.

Одиннадцать рак‘атов с произнесением таслима после каждых двух рак‘атов и одним рак‘атом витра.

‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, передаёт: «Обычно Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), совершал в период между вечерней молитвой и рассветом по одиннадцать рак‘атов. Он произносил слова приветствия после каждых двух рак‘атов, и завершал свою молитву одним рак‘атом. При этом каждый его земной поклон продолжался столько времени, что любому из вас его хватило бы на то, чтобы прочитать пятьдесят аятов, и только после этого он поднимал голову. Кроме того, после того, как первый муаззин заканчивал призыв на утреннюю молитву, он всегда совершал дополнительную молитву в два лёгких рак‘ата, после чего лежал на правом боку до тех пор, пока к нему не приходил муаззин, звавший его на молитву». Муслим, № 736, и другие.

Способ четвёртый.

Одиннадцать рак‘атов по схеме: четыре рак‘ата — таслим — четыре рак‘ата — таслим — три рак‘ата — таслим. Аль-Бухари и Муслим, со слов ‘Аиши.

Из хадиса можно понять, что Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), садился после каждых двух рак‘атов, но не произносил слова таслима.

Способ пятый.

Одиннадцать рак‘атов. Первые восемь рак‘атов читаются без сидения. В конце восьмого человек садится, произносит ташаххуд и саляват, а потом встаёт, не произнеся таслим. Потом он совершает ещё один рак‘ат витра и произносит таслим. А потом он совершает ещё два рак‘ата сидя. Этот способ описан в хадисе ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах.

Са‘д ибн Хишам ибн ‘Амир, передаёт, что он спросил Ибн ‘Аббаса о витре Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), и тот сказал в ответ: «Не указать ли тебе на того, кто лучше всех людей на земле знает о витре Посланника Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям)? Он спросил: “Кто?” Он сказал: “Аиша. Пойди к ней и спроси её”». И он пошёл к ней и попросил её: «О мать верующих, расскажи мне о витре Посланника Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям)». Она ответила: «Мы готовили для него сивак и воду для омовения, и он просыпался ночью, когда было угодно Аллаху, чистил зубы сиваком и совершал малое омовение. Потом он совершал молитву в девять рак‘атов, во время которой сидел только после восьмого рак‘ата. В восьмом он поминал Аллаха, восхвалял Его и призывал благословение на Пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), обращался к Аллаху с мольбами и вставал, не произнося таслим. Затем он совершал девятый рак‘ат, и поминал Аллаха, восхвалял Его и призывал благословение на Пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), обращался к Аллаху с мольбами и произносил таслим так, что мы слышали его. Затем, после таслима он совершал молитву в два рак‘ата сидя, всего же количество рак‘атов молитв, которые он совершал ночью, было равно одиннадцати, о сынок. А когда Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), достиг преклонного возраста и отяжелел, он стал совершать витр в семь рак‘атов. После чего совершал молитву в два рак‘ата так же, как и прежде, всего же количество рак‘атов молитв, совершавшихся им ночью, стало равняться девяти, о сынок».1

 

 

Способ шестой.

Девять рак‘атов. Из них шесть без сидения между ними. После шестого молящийся садится, произносит ташаххуд и саляват, после чего встаёт, не произнеся таслима, потом совершает один рак‘ат витра и произносит таслим, а потом совершает два рак‘ата сидя. Этот способ описывался в приведённом выше хадисе ‘Аиши.

 

Так Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), совершал ночную молитву и витр. Можно добавить и другие способы, уменьшив число рак‘атов в упомянутых способах, поскольку известно, что разрешается ограничиваться одним рак‘атом. Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), сказал: «Кто желает, пусть совершает пять рак‘атов, а кто желает, пусть совершает три рак‘ата, а кто желает, пусть совершает один рак‘ат». Этот хадис приводится выше. Этот хадис является доказательством того, что разрешается совершать витр тремя упомянутыми способами, хотя и нет достоверных сообщений, указывающих на то, что сам Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), поступал так. В достоверном хадисе ‘Аиши говорится, что он не совершал витр меньше чем в семь рак‘атов, как говорилось выше. Эти три или пять рак‘атов человек может совершать с одним сидением и одним таслимом, как описывалось во втором способе, и он может садиться после каждых двух рак‘атов без таслима, как указано в четвёртом способе. А если желает, он может садиться и произносить таслим после каждых двух рак‘атов, и это лучше всего, как описано в третьем и других способах.

 

 

Должен ли молящийся садиться между вторым и третьим рак‘атом, если он совершает витр в три рак‘ата?

 

Мухаммад ибн Наср аль-Маррузи, да помилует его Аллах, сказал: «О нежелательности совершения витра в три рак‘ата передаются некоторые сообщения как от Пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), так и от сподвижников и их последователей». Далее он привёл слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:

«Не совершайте витр в три рак‘ата, уподобляя его закатной молитве. Совершайте пять рак‘атов…». Этот хадис передали аль-Хаким, № 1137, Ибн Хиббан, № 2429. Аль-Албани сказал: «Иснад этого хадиса слабый, однако, ат-Тахави и другие приводят его другим путём с безупречным (сахих) иснадом.

При взгляде на него кажется, что он противоречит хадису Абу Аййуба, в котором говорится: “а кто желает, пусть совершает три рак‘ата”. Их можно согласовать, если отнести запрет к совершению трёх рак‘атов с двумя ташаххудами, потому что в таком виде витр становится похожим на закатную молитву (магриб). Если же молящийся садится только в конце третьего рак‘ата, то сходство исчезает. Нечто подобное сказал Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» т. 4, с. 301. Ас-Санани также одобрил это мнение в “Субуль ас-салям” Том 2, с. 8. А чтобы сделать витр, состоящий из трёх рак‘атов, ещё менее походящим на закатную молитву, нужно отделить первые два рак‘ата таслимом от третьего, и это очевидно.

Поэтому Ибн аль-Каййим приводит в “Зад аль-маад” следующие сообщения: “Маханна спросил Абу ‘АбдуЛлаха Ахмада ибн Ханбаля: ‹Что ты скажешь о витре с таслимом после двух рак‘атов?› Он ответил: “Да, (это узаконено шариатом)”. Я спросил: “На основании чего ты даёшь такой ответ?” Он ответил: “Потому что хадисы об этом способе сильнее, и их от Пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), передаётся больше”. А также: “Харб передаёт, что Ахмада спросили о витре, и он сказал: “Следует произносить таслим после двух рак‘атов. Хотя если молящийся не сделает этого, я надеюсь, ему это не повредит, но если исходить из того, что передаётся от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то лучше всё-таки произносить таслим”.

 

Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что разрешается совершать витр любым из упомянутых способов, и каждый из этих способов хорош. Что же касается совершения витра в три рак‘ата подобно закатной молитве, то относительно него не передаётся ни одного достоверного и ясного хадиса и этот способ не свободен от нежелательности. Поэтому мы выбираем мнение, согласно которому молящийся не должен садиться в витре между вторым и третьим рак‘атом. А сев, он должен произнести таслим. Это наилучший вариант, как уже было сказано. А Аллах помогает, и нет Господа кроме Него». Если желаете, можете обратиться за более подробным разъяснением этого вопроса к книге «Зад аль-ма‘ад», Том 1, с. 327, а именно — к главе, посвящённой ночной молитве и витру Пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям).

Что читается во время стояния?

(Эта тема взята из книги аль-Албани «Кыйам рамадан» с небольшими изменениями).

Если говорить о том, что следует читать во время выстаивания ночной молитвы в рамадане и в другое время, то Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), не ограничивал это чтение определённым объёмом, не подлежащим изменению. Сам Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), читал по-разному, иногда много, иногда мало. Бывало, что он читал в каждом рак‘ате суру “О завернувшийся”, Ахмад и Абу Дауд. Хадис с безупречным (сахих) иснадом. А в ней двадцать аятов. А иногда он читал по пятьдесят аятов. Аль-Бухари, № 1123. Муслим, № 1216.

 

Известно также, что он говорил:

«Кто прочитал сто аятов в намазе ночью, тот не будет записан вместе с небрежными». Источник: «Сыфат салят ан-наби», с. 120. И «Описание намаза Пророка », с. 148. Пятое изд., 2010. «Сахих ат-таргыб», № 634.

 

А в другом хадисе говорится: «Кто прочитает двести аятов, тот будет записан среди покорных и искренних». «Однажды ночью, когда он был болен, он прочитал семь длинных сур, а именно: “Корова”, “Семейство Имрана”, “Женщины”, “Трапеза”, “Скот”, “Преграды” и “Покаяние”». Источник: «Сыфат салят ан-наби», с. 118.

 

А в истории о том, как Хузайфа ибн аль-Йаман совершал молитву под руководством Посланника Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), говорится, что он прочитал в одном рак‘ате суры «Корова», «Женщины» и «Семейство ‘Имрана», и читал он их неторопливо, плавно. Муслим, № 772.

 

До нас дошли сообщения с безупречными иснадами, в которых говорится, что когда ‘Умар велел Убаййу ибн Ка‘бу совершать с людьми молитву в одиннадцать рак‘атов в рамадане, он прочитывал сотни аятов, так что люди даже опирались на свои палки из-за долгого стояния. Убайй завершал молитву перед самым рассветом. Малик. См. «Салят ат-таравих», с. 52.

 

Известно также, что ‘Умар позвал к себе чтецов в рамадане и велел самому быстрому из них читать тридцать аятов, читающему со средней скоростью — двадцать пять аятов, а читающему медленно — двадцать аятов. ‘Абду-р-Раззак и аль-Байхакы. См. «Салят ат-таравих», с. 71.

 

Таким образом, если человек выстаивает молитву в одиночестве, то он может совершать её сколько угодно долго. Так же он может поступать, если вместе с ним молитву совершат подобные ему. Чем дольше он читает аяты, тем лучше. Однако не следует растягивать молитву так, чтобы она продолжалась всю ночь. Так можно поступать лишь изредка, поскольку мы должны следовать словам Пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям): «А наилучшее руководство — руководство Мухаммада». Муслим, № 867.

 

Если же человек руководит молитвой людей, тогда он не должен проводить молитву слишком долго, чтобы не создавать затруднения для тех, кто совершает молитву под его руководством, потому что Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), сказал:

«Когда один из вас проводит молитву с людьми, пусть он облегчает молитву, ибо, поистине, среди них есть малые и старые, и среди них есть больные и имеющие какие-то нужды. Если же человек выстаивает молитву в одиночестве, пусть совершает её сколько угодно долго». Аль-Бухари, № 703. Муслим, № 467.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: