1. Социально-экономическое развитие.
После второй мировой войны в США наблюдался быстрый экономический рост.
Причины экономического роста:
- 2-ая мировая война (промышленное производство с 1938 по 1948 гг. выросло более чем в 2 раза, численность безработных сократилась на 10 млн. человек);
- финансовое могущество (страна обладала более чем 70 % мирового резерва монетарного золота, за долларом была закреплена роль мировой конвертируемой валюты);
- осуществление плана «Маршалла»;
- война в Корее (1950-1953), война во Вьетнаме (1964-1973)
- НТР в 50-70-е годы, которая получила серьёзную финансовую поддержку со стороны государства;
Наблюдалось чередование 2-х экономических политик: кейсианства и неоконсервативной политики («рейганомики»).
Однако в 70-е годы разразился мировой энергетический кризис, который наиболее остро проявился в США. Кейнсианская концепция (модель) была заменена неоконсервативной моделью («рейганомика»):
-сокращение налогов на предприятия и личных подоходных налогов;
-сокращение социальных расходов;
-проведение жесткой денежно-кредитной политики.
-глубокая структурная перестройка на основе НТР.
Но это не означало отказа от государственного регулирования и полного возвращения к свободным рыночным отношениям. Центр тяжести переносился с прямого вмешательства на косвенные экономические методы.
На рубеже ХХ-ХХ!! в. государственное регулирование стало органической частью американского рыночного механизма. Об этом свидетельствует заметное сближение позиций обоих ведущих партий: о необходимости государственного вмешательства по следующим направлениям:
-эмиссия денег;
- инфраструктурные отрасли;
-охрана окружающей среды;
-оборона страны и др.
Проблемы:
-теневая экономика;
-подверженность циклическим кризисам;
-проблема социальной дифференциации населения;
-ограниченная доступность высшего образования;
-сокращение доли молодёжи в возрасте от 16 до 24 лет (с 25% до 16%);
-увеличивается зависимость от других держав (14 трл. $ должны КНР).
2. Анализ внутриполитического положения
После второй мировой войны у власти находились поочередно 2 политические партии: демократическая и республиканская:
президенты-демократы: Трумэн (1945-1952) «Справедливый курс», Кеннеди (1960-1963) «Новые рубежи», Джонсон(1964-1968) «Построение великого общества», Картер (1976-1980) - Лауреат Нобелевской премии, Клинтон (1992-2000),Обама (с 2008, -лауреат Нобелевской премии)
президенты-республиканцы: Эйзенхауэр (1952-1960),Никсон (1968-1974) «НЭП»-новая экономическая политика, Форд(1974-1976) «затягивание поясов», Рейган(1980-1988) «рейганомика »,Буш-старший(1988-1992),Буш-младший(2000-2008).
Во внутриполитической жизни после второй мировой прослеживались следующие тенденции:
- при Трумэне, Эйзенхауэре наблюдался ярко выраженный антикоммунизм (1950-1953- маккартизм,1954-закон о преследовании коммунистов);
- наблюдалось ограничение деятельности профсоюзов( при Трумэне в 1947 г.- закон Тафта-Хартли, при Эйзенхауэре в 1959 г.- закон Лэндрема-Гриффина);
- были характерны дискриминация, расизм (при Джонсоне в 1967 году был убит негритянский священник Мартин Лютер Кинг, при Никсоне в 1970-1972 году состоялся суд над негритянской коммунисткой Анжелой Дэвис);
- наблюдались забастовки, митинги для разгона которых правительство нередко использовало даже оружие (при Никсоне в 1970 – против студентов, при Рейгане было подавление забастовки авиадиспетчеров), в 2012 году в США развернулось мощное движение «Оккупируй Уолт-стрит»;
- из положительных моментов следует отменить принятие законопроектов против дискриминации, программы помощи бедным (Кеннеди), законы о гражданских правах, закон об инвалидах, охране воздуха (Буш старший);
- В настоящее время Обама выступает против смертной казни, также выступает за соблюдение прав человека, за реформы образования и здравоохранения.
-11 сентября 2001 – террористическая атака исламских террористов (здание Всемирного торгового центра в Нью-Йорке), погибло 3 тыс. американских граждан).
3. Анализ внешней политики
Анализируя внешнюю политику США после Второй мировой войны, следует отменить на некоторых этапах её агрессивный, захватнический характер, свидетельством чего являются:
§ при Эйзенхауэре война в Корее (1950-1953гг);
§ при Джонсане,Никсоне война во Вьетнаме (1964-1973гг);
§ при Эйзенхауэре произошли интервенции в Ливан(1958), Панаму(1989), Ирак (1991) – «Буря в пустыне», Кубу - Карибский кризис (1961);
§ при Эйзенхауэре- вмешательство в Суэцкий кризис (1956);
§ при Буше младшем окупация Ирака - свержение режима Хусейна (2003)
Характеризуя советско-американские отношения следует отметить, что здесь можно выделить в несколько этапов: от политики конфронтации, холодной войны (при Трумэне – доктрина “сдерживания коммунизма”, при Эйзенхауэре – доктрина “массированного воздействия”(нападение на КНР и СССР), при Рейгане объявление СССР “империей зла ” до политики разрядки напряженности: первой попыткой к пересмотру отношений с СССР явились призывы Кеннеди, в 70-е годы состоялся обмен визитами Никсона и Брежнева, встречи с Фордом, Картером, подписание договоров ОСВ-1,,ОСВ-2однако в конце 70-х произошел срыв процесса разрядки в связис вводом советских войск в Афганистан, но с началом перестройки в СССР стало наблюдаться потепление отношений (в 1987 году состоялся визит Горбачева в США).
В отношениях с латиноамериканскими странами наблюдалась с одной стороны политика “большой дубинки” (Карибский кризис 1961 г.,вторжение на Панаму), а с другой стороны проводилась политика “доброго соседа ” (при Кеннеди в 1963 году была принята Программа “Союз ради прогресса”, в 1961 году был послан “Корпус мира”).
США подписали ряд договоров о запрещениии ядерного оружия6 при Кеннеди в 1963 году – в космосе, воздухе, под водой), при Рейгане в 1987 году был подписан договор о ликвидации ракет средней дальности.
После распада СССР в 1991 году США превратились а лидера на международной арене.
В начале 80-х годов была разработана Программа СОИ (стратегическая оборонная инициатива), в 2011 г. произошла ликвидация У. бен Ладена, наблюдается обострение отношений с Ираном, Сирией.