Роль семьи в правовом воспитании и формировании культуры неприятия нарушений, в том числе коррупционных




 

С начала своего формирования и функционирования система антикоррупционного воспитаниявыступила и продолжает выступать как органическая часть правового, духовно-нравственного воспитания. Вместе с тем это относительно самостоятельная системавоспитания, которая как таковая не может не заявлять о своей цели, своих задачах, направлениях и принципах.

Формирование и реализация системы антикоррупционного воспитания в общеобразовательной организации может осуществляться на основе двух моделей. Первая проектируется на узко предметном поле, прямо выходя на антикоррупционное образование в рамках факультативного или элективного курса. В рамках второй модели антикоррупционное воспитание формируется и реализуется как составная часть правового, духовно-нравственного воспитания в широком проблемно-тематическом пространстве, наполненном нормами права, нравственными ценностями. Она более распространена и эффективна.

Как показывает практика,широкие возможности для реализации информационно-просветительской составляющей антикоррупционного воспитания предоставляют уроки истории и обществознания на базовом уровне и уроки права, экономики на профильном уровне. Содержание могут составить вопросы, связанные с историей возникновения коррупции, причинами её распространенности и последствиями коррупционной деятельности, а также вопросы, раскрывающие политико-правовой, социально-экономический и духовно-нравственный вред коррупции для развития государства, социума, гражданина. В предметном контексте это может быть реализовано при освещении следующих аспектов:

- История:причины зарождения и развития коррупции и история борьбы с ней в различные периоды мировой истории, истории Казахстана и их роль в реализации антикоррупционной политики;

- Обществознание:антикоррупционный тезаурус, коррупция и противодействие ей в экономической, политико-правовой, социальной и духовной сферах жизнедеятельности общества;

- Право, экономика:вопросы нормативно-правового обеспечения антикоррупционной деятельности в повседневной жизни, в сфере экономики и права.

Внеурочная деятельность. Реализуется посредством мероприятий, обеспечивающих активное участие обучающихся в осуществлении правомерной деятельности:

- через системные формы работы в рамках различных клубов, детских и молодежных объединений правовой направленности;

- через социальные практики: проекты, акции, встречи с представителями властных, правовых структур, общественно полезную деятельность;

- через классные часы по нравственно-этической и правовой проблематике.

Будучи целостным процессом, антикоррупционное воспитание не может не иметь определенного своеобразия на ступенях общего образования, проявляющегося в его содержании, формах и методах, соотношении информационно-просветительской и ценностной составляющих. На обеспечение этого своеобразия ориентирует, как уже отмечалось, принцип дифференцированного подхода к разным возрастным группам обучающихся, находящихся на разных ступенях обучения (начальная школа, основная школа, старшая школа).

В соответствии с «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Казахстана», а также с учетом требований в настоящее время определены общие задачи воспитания и социализации младших школьников.

В ходе формирования личностной культуры обучающегося в начальной школевыделяют такие важные задачи, как:

· укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности обучающегося поступать согласно своей совести;

· формирование осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;

· формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

· формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

В рамках воспитательного процесса педагогическим работникам начальной ступени общего образования необходимо обратить внимание на решение задач антикоррупционного воспитания. Следует иметь в виду, что на ступени начального общего образования понятия «коррупция» и «антикоррупция» не используются, знания обучающихся о коррупции, если и есть, то обрывочны.

Для решения задач антикоррупционного воспитания в начальной школе приоритетное значение имеет такой учебный предмет, как «Литературное чтение». Он располагает совокупностью средств, направленных на формирование нравственных убеждений, к которым относятся рассказы на этическую тему, этические беседы.

Рассказы на этическую тему помогают воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Они служат источником знаний, способом использования положительного примера в воспитании, обогащают нравственный опыт личности опытом других людей. Цель этической беседы – углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Особенность проведения этических бесед в начальных классах состоит в том, что в них можно включать инсценировки, декламацию. Но при ϶ᴛᴏм не следует забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог.

Неотъемлемой частью учебной деятельности в начальных классах является чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг, которые помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают тексты, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, порядочности, бескорыстии.

Впроцессе внеурочной деятельности обучающийся должен научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Осуществляя антикоррупционное воспитание в ее рамках, классный руководитель заранее предусматривает включение в программу воспитательных действий комплекса классных часов указанной тематики. Рекомендуется также предусмотреть антикоррупционную тематику в цикле родительских собраний.

На ступени основного общего образования обучающиеся усваивают представления об историческом прошлом и современной жизни человечества в контексте эволюции понимания правосообразности и гражданственности; формируются представления о гражданско-правовой системе Казахстана, осваиваются ценностные и поведенческие ориентиры посредством приобретения знаний об обществе, государстве и праве, в том числе и о коррупции как социально-юридическом явлении, формируется чувство уважения к закону, развивается компетенция межличностного взаимодействия. У обучающихся складывается система ценностных ориентиров, за основу которых принимается нравственно-правовое регулирование общественной жизни, формируются навыки применения гражданско-правовых знаний.

Эти компоненты антикоррупционного воспитания реализуются как в урочном, так и во внеурочном пространстве.

Программы по истории Казахстана предусматривают знакомство обучающихся с процессом зарождения и развития идей демократии и гражданского общества, практическим опытом их реализации. Обучающиеся знакомятся со становлением права как социального института, его исторической обусловленностью, с правовыми понятиями, усваивают представление о роли права в жизни человека. На уроках истории они узнают, что коррупция су­ществовала на протяжении всей человеческой истории, включая древние цивилизации, это не только чисто казахстанское явление, как иногда трактуется на бытовом уровне. Раскрывается роль коррупции, взятки как ее эле­мента в истории Казахстана. Содержание целого ряда сюжетов, событий всемирной и отечественной истории позволяет акцентировать внимание обучающихся на стремлении, попытках государства ограничить коррупцию ввиду ее негативного, разлагающего влияния на государственные устои, на граждан и их жизнь.

Используя для достижения цели и решения задач антикоррупционного воспитания соответствующий информационно-познавательный и ценностный потенциал истории и обществознания, не следует забывать об аналогичном потенциале других учебных предметов, таких, как, например, литература и изобразительное искусство.

На уроках литературы через художественные образы осмысливаются философские вопросы бытия человека, его самоценности, конкретизируются нравственно-этические категории достойного поведения. В контексте антикоррупционного воспитания используются фрагменты, сюжеты многих литературных произведений.

Антикоррупционное воспитание должно найти себе соответствующее место во внеурочной, внеклассной деятельности. Для него есть пространство на классных часах, неделях правового знания, фестивалях, посвященных Международному дню борьбы с коррупцией.

Заключение

Закон «О противодействии коррупции» определяет коррупцию как социально-юридическое явление, означающее «злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение деяний, указанных выше, от имени или в интересах юридического лица».

Общее образование - основной институт педагогического воздействия на становление и развитие личности гражданина Казахстана. Основным субъектом, реализующим цели и задачи, определяющим непосредственные пути и методы антикоррупционного воспитания, является педагогический коллектив общеобразовательной организации.

Формирование и реализация системы антикоррупционного воспитания требуют от педагогического коллектива нестандартных, творческих и ответственных подходов. Во внимание должны быть приняты все базовые компоненты этой системы, их взаимосвязи, информационно-просветительская, ценностная и деятельностная составляющие, формирующие личность возможности урочной, внеурочной, внеклассной, общественно полезной деятельности.

Общим итогом предпринимаемых усилий должна быть действующая, действенная, развивающаяся система антикоррупционного воспитания. Базовый критерий ее эффективности - повседневное правомерное, нравственное поведение обучающихся. Он свидетельствует о массовости, результативности профилактики коррупции как непременного условия изживания этого явления.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: