Введение в православное богословие 5 глава




 


Часть 3

    Est (Theologia) scientia, qua fides saluberrima, quae ad beatitatem veram ducit, gignitur, nutriur, defenditur, roboratur.
    Augustin., de Trinit. lib. XIV, cap. 1.
   Христианская Вера, составляющая предмет православного Богословия, всегда одна и та же по своему существу; источники, т. е. св. Писание и св. Предание, в которых содержится учение о ней, также всегда неизменны сами в себе. Но способ (метод) изучения Христианской Веры на основании этих источников может быть различен. Можно изучать её, во-первых, непосредственно из св. Писания (разумеется, под руководством Церкви), изучать в том самом порядке, в каком следуют священные книги одна за другой, и в каком изложены в них все подробнейшие истины Божественного откровения: это способ изучения библейский. Можно изучать её, во-вторых, из писаний св. Отцов Церкви, как главнейших хранителей св. Предания, следуя хронологическому порядку происхождения этих писаний: это способ изучения патристический или отеческий. Можно изучать её, в-третьих, из тех исповеданий или катехизисов, которые предлагает, как образ здравых словес, и в порядке, в каком изложены в них истины Веры: это способ изучения катехизический. Наконец, можно изучать Христианскую Веру систематически. Имея в виду подробнее раскрыть понятие об этом последнем способе изучения Христианской Веры, который один возводит Богословие на степень науки, вначале мы скажем о системе православного Богословия вообще, а потом о составных частях этой системы в особенности.
I. ХАРАКТЕР СИСТЕМЫПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛОВИЯ
§ 153. Понятие о ней
   Под именем системы православного Богословия (сообразно с общепринятым понятием о системе) должно разуметь такой способ изложения истин православной Веры Христовой, по которому они представляли бы собой одно стройное целое, как бы один живой и совершенный организм. Для этого от системы православного Богословия требуется:
   а) чтобы она имела одно начало: одну общую, коренную истину (идею), которая бы обнимала собой весь предмет науки, заключала в себе, как в семени, все её части, и потом, когда части эти будут выведены, проникала и оживляла их, как оживляет душа все члены тела;
   б) чтобы из этого начала все части или отрасли науки были выведены самым точным, логическим образом, были поставлены каждая на своём месте и в самой правильной и тесной связи между собой;
   в) наконец, чтобы даже в каждой из этих отраслей все детальные истины были развиты со строгой логической последовательностью, и, таким образом, каждая отрасль представляла собой особую систему (науку) в общей системе Богословия, а полная система Богословия заключала под собой стройную совокупность Богословских наук.
   Отсюда уже само собой открывается:
§ 154. Отличие этого способа изучения Христианской Веры от прочих способов и его относительное достоинство
   Отличие состоит в том, что, при систематическом способе изучения, все сведения о Христианской Вере искусственным образом подводятся под одно начало, и затем выводятся из него и раскрываются в строгом последовательном порядке; а при других способах такого искусственного построения истин не бывает: напротив, при способе библейском, изучение Христианской Веры следует порядку, в каком расположены книги св. Писания и все отдельные истины в этих книгах; при способе патристическом — хронологическому порядку творений св. Отцов и учителей Церкви; при способе катехизическом — порядку, в каком излагается Христианское учение в катехизисах, т. е. порядку Символа Веры, Господней, учения о блаженствах и десятословия. Во всех этих способах, очевидно, есть свой порядок, но не систематический.
   А относительное достоинство систематического изложения Христианских истин — то, что при этом способе их можно изучить и усвоить:
   а) Гораздо скорее и с большей лёгкостью, нежели при способах библейском и патристическом. Тогда как в библии и в писаниях отеческих одни и те же истины повторяются несколько раз, в разных книгах, и раскрываются в разных местах этих книг то с той, то с другой стороны,— в системе они бывают сведены воедино и расположены в таком порядке, что одна другую или подкрепляют, или поясняют. Тогда как в библии и в писаниях отеческих очень нередко истины, относящиеся к одному предмету, рассматриваются вместе с истинами другого рода, догматические с историческими или нравственными и пр.,— в системе истины располагаются по классам. Однородные отделяются от разнородных, те и другие рассматриваются порознь, хотя и в живой связи между собой. А вследствие всего этого, то, что в библии и писаниях отеческих изложено весьма обширно и многосложно, в системе представляется в виде более сжатом и раздельном.
   б) С большей полнотой и основательностью, нежели при способе катехизическом. Ибо в катехизисах предлагаются только начатки Христианского учения, объясняются Символ веры, Господня, учение о блаженствах и десять заповедей, и притом кратким образом. Почему в таком виде и преподаётся Христианское учение только для детей и для людей малообразованных. Между тем как в системе истины Христианской Веры рассматриваются все и во всём объёме, с надлежащими подробностями, со всеми доказательствами и пояснениями.
   в) С большей ясностью и отчётливостью, нежели при всех других способах. Это по свойству самой системы, в которой истины, будучи верно распределены по классам, излагаются в возможно строгом порядке, со всей раздельностью в подробностях и доказательствах и с возможной точностью в самом слоге.
   Надобно, однако же, заметить, что все означенные преимущества систематический способ изучения Христианской Веры может иметь перед другими способами только для людей довольно образованных и навыкших последовательному мышлению; а для людей необразованных или малообразованных и вообще с неразвитыми понятиями он крайне труден и почти недоступен. Поэтому-то он и употребляется только в школах, и притом для воспитанников, уже приготовленных к слушанию Богословского курса,— особенно же для воспитанников Духовных, готовящихся быть учителями Веры, которым, потому, нужно бывает, в краткий срок своего воспитания, запастись возможно-удовлетворительнейшими сведениями о Христианской Вере для своего будущего служения. А вне школы и для всех вообще верующих, между которыми находятся люди всякого образования преимущественно же малообразованные и вовсе необразованные, систематический способ изложения и преподавания Христианской Веры не годится. Напротив, все прочие способы не систематические: библейский, отеческий и катехизический несравненно и проще, и доступнее, и легче, почему и предпочитаются систематическому. Словом: систематический способ хорош и выгоден только для некоторых довольно образованных, и даже сравнительно выгоднее прочих способов,— между тем, как эти прочие способы равно хороши и полезны для всех как образованных, так и необразованных.
§ 155. Отличие системы православного Богословия от прочих систем
   Отличаясь, таким образом, от прочих способов изучения Христианской Веры, система православного Богословия отличается и от прочих систем некоторыми своими особенностями.
   Первая особенность та, что система эта не может быть строгой системой во всех своих частях. Истины Христианской Веры, хотя относятся к одному предмету, весьма разнородны между собой: одни из них доступны для человеческого ума, другие отчасти доступны и отчасти нет. Третьи вовсе не доступны; есть между ними истины догматические, и есть нравственные, есть исторические и опытные, есть теоретические и сверхопытные, и есть как бы смешанные. А потому, хотя они и могут быть подведены под одно начало, но не могут быть развиты из этого начала во всех своих подробностях, с полной логической последовательностью. Не все могут быть поставлены между собой в живой, внутренней связи, а нередко должны быть скрепляемы только связью внешней. Почему православное Богословие относится к числу наук нестрого систематических.
   Вторая особенность, отличающая систему православного Богословия уже не от некоторых только, а от всех систем, есть та, что в этой системе отнюдь не может быть допущена деятельность ума человеческого в такой мере, в какой она допускается в прочих. В прочих науках ум полный господин: имея предметом своим истины, для него доступные, он распоряжается ими совершенно по произволу, усвояет их себе, поверяет по своим началам, даёт им тот или другой вид, и потом как бы из самого себя созидает системы. В Богословии православном этого быть не может, потому что здесь, кроме истин, постижимых для разума, есть истины или мало или вовсе непостижимые для него, которые, следовательно, он не в состоянии и не вправе поверять по своим началам. Не вправе изменять по своим каким-либо соображениям, чтобы удобнее поместить их в ту или другую систематическую форму. Его дело здесь — принимать непостижимые истины так, как передаёт ему эти истины Вера, и, не касаясь внутреннего их содержания, заботиться только о внешнем, по возможности, стройном и последовательном их распорядке. Т. е. ум и в православном Богословии такой же архитектор, как и в прочих науках. Но здесь некоторых материалов он не имеет права обделывать по своему усмотрению, а должен полагать их в здание в их естественном, неизменном виде, хотя и от него зависит положить их в том или другом месте здания, где найдёт лучшим.
§ 156. Изменяемость и усовершимость системы православного Богословия и постоянный закон
   Как дело ума человеческого, система православного Богословия может изменяться, хотя предмет Богословия — Христианская Вера, как Божественное откровение, неизменен по своему существу. Изменяемость эта может зависеть:
   а) От свойства частных умов, которым придётся составлять Богословскую систему. Естественно, что ум более светлый, более последовательный и основательный может составить и лучший план для этой системы, и лучше раскрыть в ней все детальные истины, нежели ум менее совершенный.
   б) От различия точек зрения, с каких можно рассматривать один и тот же предмет православного Богословия. Предмет этот весьма обширен и многосторонен. И соответственно тому, с какой точки мы будем рассматривать его, одни стороны его, по необходимости, представятся нам в большем свете, другие в меньшем, а третьи как бы в тени. Оттого происходит, что в одних системах Богословия обстоятельнее бывает раскрыта известная часть, в других другая, и то, что в одних занимает собой небольшой трактат или главу, в других является нередко в виде особой Богословской науки.
   в) От различия целей, для которых составляется система Богословия. Та система, которая составляется для преподавания воспитанникам в средних духовных заведениях, без сомнения, не должна иметь ни такой полноты в целом составе своём, ни такой обширности в подробностях, какие приличны в системе, преподаваемой в высших духовных заведениях: потому что и возраст воспитанников и назначения этих заведений различны между собой.
   г) Наконец, от обстоятельств времени. В разные времена бывают разные нравственные потребности, господствуют разные заблуждения касательно Веры. Соответственно этим потребностям, в опровержение этих заблуждений, система Богословия может одни из частей своих нарочито распространять, другие сокращать, третьим давать новый вид и направление.
   Подлежа изменяемости, система православного Богословия подлежит вместе и усовершимости, хотя Вера Христианская, предмет Богословия, не усовершима по своему существу. Одна система может отличаться большей полнотой, большей правильностью в разделении частей, большей строгостью, ясностью и основательностью в раскрытой частных истин, нежели другая. И хотя нельзя ожидать Богословской системы совершеннейшей во всех отношениях, так как она есть дело ума человеческого, которое никогда не может быть чуждо каких-либо недостатков. Однако же, стремиться к тому, чтобы система Богословия, время от времени, более усовершалась, особенно в высших духовных учебных заведениях, и более соответствовала потребностям и назначению учащихся, есть долг преподавателей этой науки.
   Надобно только помнить, при всей этой изменяемости и усовершаемости Богословской системы, один неизменный закон, которому постоянно она должна быть подчинена, и который можно выразить в следующих трёх правилах:
   1) Как система, она неуклонно должна сообразоваться, сколько только возможно, по свойству её предмета, с общими условиями системы, какие предписывает логика.
   2) Как система Богословия Христианского, должна неуклонно сообразоваться с существом Христианской Веры, дарованной нам самим Богом сверхъестественным образом. И потому заимствовать учение о ней только из чистых, Божественных источников, св. Писания и св. Предания, и твёрдо помнить и уважать характер её истин, из которых одни доступны для человеческого ума, а другие не доступны.
   3) Как система Богословия православного, должна неуклонно сообразоваться с положительным учением православной церкви и иметь её своей главной руководительницей, при раскрытой всех Богословских истин.
   В случае нарушения какого-либо из этих трёх правил, а тем более — всех, система православного Богословия соделается уже недостойной своего имени.
II. УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УСПЕХА ПРИ СИСТЕМАТИЧЕСКОМ ИЗУЧЕНИИ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛОВИЯ
§ 157. Разделение
   Мы заметили (§ 154), что систематический способ изучения Христианской Веры может быть особенно полезен только для некоторых, и употребляется в одних школах. Но и здесь требуется ещё для этого, со стороны учащихся, выполнение некоторых необходимых условий. Условия эти касаются:
   а) качеств воспитанников,
   б) круга приготовительных наук для слушания системы Богословия и
   в) самых занятий Богословием.
§ 158. Качества воспитанников
   Качества, необходимые в воспитанниках для успешного изучения Богословской системы, двух родов: умственные и нравственные, и вообще суть почти те же самые, какие требуются при изучении всякой другой науки, с немногими особенностями, соответственно Христианской Вере, предмету Богословия.
   Эти умственные качества состоят в том, чтобы воспитанник -
   а) имел рассудок не только здравый от природы, но и довольно уже развитый и приученный к последовательному мышлению: иначе воспитанник не в состоянии будет следить за постепенным изложением Богословской системы, взвешивать и усвоять себе предлагаемые истины и отличать их от заблуждений;
   б) имел, по крайней мере, не слабую память, которая бы способна была принимать и сохранять передаваемые ей познания, и потом воспроизводить их, по требованию, для сличения с познаниями, вновь приобретаемыми;
   в) не был напитан какими-либо предрассудками, противными Христианской Вере, и заражён духом вольномыслия или скептицизма: ибо то и другое служило бы для воспитанника постоянным препятствием на избранном им поприще.
   Из нравственных качеств в изучающем Богословские науки необходимы:
   а) любовь к истине и познаниям вообще, любовь искренняя и постоянная, которая бы воодушевляла и подкрепляла его в его нелёгких занятиях;
   б) особенно же любовь к Христианской Вере, составляющей собой предмет Богословских наук: ибо только вследствие этой любви в воспитаннике может поддерживаться истинная любовь к самим Богословским наукам;
   в) любовь к добродетели и страху Божьему: ибо живое познание истин Христианства приобретается не одним умом, но вместе и сердцем (); в злохудожну душу премудрость Христианская не внидет (; сн.), и не любяй не может познать Бога ().
§ 159. Круг приготовительных наук
   Круг наук приготовительных для Богословия определяется понятием о предмете Богословия, Христианской Вере, и о самом Богословии, как науке.
   1) Христианская Вера есть Божественное откровение, сообщённое нам в Слове Божьем, устном и писанном, объяснённое в словесных произведениях древних вселенских учителей, и ныне преподаваемое в живом слове Церкви; с другой стороны, главная цель систематического изучения Богословия духовными воспитанниками та, чтобы со временем они могли, посредством слова, передавать приобретённые ими познания о Вере своим пасомым: отсюда потребность для изучающих Богословие некоторых наук словесных.
   2) Христианская Вера, хотя есть откровение сверхъестественное, но содержит в себе многие и естественные истины, доступные для человеческого ума. Истины эти могут делаться гораздо более понятными для воспитанников в науке Богословия, если, при объяснении их, будет призываемо на помощь и естественное откровение, данное нам в природе: отсюда потребность — некоторых наук естественных.
   3) Цель Христианской Веры та, чтобы пособить нуждам человека, открывшимся в нём вследствие его падения, нуждам всего его существа и, в частности, нуждам его ума и сердца; а потому для надлежащего уразумения Христианской Веры требуется предварительно узнать природу человека, преимущественно духовную, со всеми её силами, способностями и потребностями; с другой стороны, для изучения системы Богословия, как мы уже заметили (§ 157), требуется в воспитаннике ум, довольно развитой и навыкший мышлению: отсюда потребность — наук философских.
   4) Наконец, Христианская Вера, явившись на земле ещё с тех пор, как даровано людям первое обетование о Мессии, существовала непрерывно в продолжение всех веков, и имела близкое отношение ко многим событиям в человеческом роде, к области наук, к состоянию нравственности в разные времена. Отсюда, для обстоятельного изучения Христианской Веры, потребность — наук исторических.
   В частности из наук (употребляем это слово в смысле неточном) словесных необходимы или полезны для приготовляющегося к слушанию православного Богословия:
   1) Изучение языков:
   а) еврейского, на котором написан;
   б) Греческого, на котором написан; употребляется в православной Церкви Греческой и Завет Ветхий в древнейшем переводе семидесяти толковников; написаны многочисленнейшие творения Отцов Церкви;
   в) Латинского, на котором также написаны многие творения Отцов, и кроме того написаны в позднейшее время многие весьма важные Богословские сочинения;
   г) Церковно-Славянского, на котором употребляется священное Писание и совершается богослужение в нашей отечественной Церкви;
   д) наконец, некоторых языков новейших, преимущественно немецкого и французского, на которых также являются, по временам, весьма учёные Богословские сочинения. Какие из этих языков необходимы для духовного воспитанника, и какие только полезны, это определить весьма удобно.
   2) Изучение отечественной Словесности,- чтобы воспитанник духовный, когда соделается пастырем, в состоянии был правильно и ясно преподавать своим пасомым, на отечественном языке, учение Веры, и вообще выражать свои мысли о предметах Веры. С этой целью в низших Духовно-учебных заведениях преподаётся Грамматика отечественного языка, в средних — Риторика, в высших — правила высшего красноречия и Эстетика.
   Из естественных наук более других признаётся полезной для будущего слушателя Богословия Физика, как наука, занимающаяся изучением самых сил и законов природы, и через то вводящая человека как бы во внутреннейшее естественного откровения. Но не менее могут быть полезны: естественная История, показывающая следы премудрости и благости Божьей в каждом творении на лице земли. И Астрономия, по крайней мере, общенародная, показывающая следы изумительного всемогущества, премудрости и благости Божьей на лице неба, невольно окрыляющая дух к помыслам горним и возносящая его к престолу Вседержителя.
   Из наук философских:
   а) Логика, изучающая коренные формы и законы мышления и познания, и
   б) чистая Математика со своими отраслями: Алгеброй, Геометрией и прочими, как подробнейшее теоретическое развитое тех же самых форм и законов: эти две науки весьма важны для пробуждения и утверждения здравой, отчётливой, последовательной выделительности в будущем слушателе Богословия;
   в) Метафизика со своими отраслями: Мирословием, проясняющим естественный взгляд человека на мир, Богословием, проясняющим естественные, доступные разуму человеческому, понятия о Боге, и Антропологией, показывающей человеку самого человека, с его устройством, силами, способностями, законами, слабостями и потребностями. Эти науки, как занимающиеся теми же самыми предметами, только с естественной точки зрения, которыми занимается и Христианское Богословие на основании сверхъестественного откровения, естественно приготовляют воспитанника к удобнейшему слушанию и изучению Богословия;
   г) наконец, нравственная философия или философское нравоучение, раскрывающее человеку при свете одного разума те самые нравственные законы, которые начертаны в его совести и сердце. И которые потом, в большей ясности и полноте, вновь начертаны для падшего человека на скрижалях откровения: в рассуждении этой науки должно повторить только сказанное касательно отраслей Метафизики по отношению к Богословию.
   Из наук исторических:
   а) всеобщая История человеческого рода, как до пришествия Мессии, так и после пришествия. Здесь, со всей осязательностью, увидит готовящийся к изучению Богословия, чем соделался человек вследствие своего падения. Каково было всегда состояние его без истинной, откровенной Веры, и каким великим благодеянием, и для частных лиц, и для целых народов, являлась повсюду св. Вера Христова, где только принимали её с любовью и покорностью; и -
   б) История отечественная: отсюда, в частности, узнает Духовный воспитанник судьбу своего Отечества как до просвещения его м, так и после просвещения, узнает влияние Христианства на эту судьбу, и познакомится с характером своих соотечественников, посреди которых ему придётся со временем действовать на поприще пастырского служения.
   Что касается до преподавания всех этих приготовительных для Богословия наук, то мы сделаем здесь только два главнейшие и более общие замечания.
    Первое: эти науки должны быть преподаваемы в таком духе и направлении, чтобы действительно приготовляли воспитанников к слушанию Богословского курса, соделывали их способными к пониманию и усвоению священных истин Веры Христовой, и таким образом были воспитанникам полезными, а не вредными. Ибо, к прискорбию, большая часть из этих наук, особенно философские, могут быть преподаваемы и в направлении превратном, могут наперёд напитывать, ум и сердце питомцев такими понятиями и убеждениями, которые совершенно противны Евангельскому учению, и со временем принесут плод по виду своему.
    Второе: эти науки должны быть преподаваемы сообразно с возрастом, понятиями и назначением воспитанников. А потому, иначе должны быть преподаваемы в средних Духовно-учебных заведениях, и иначе в высших, в одном объёме — в первых и в другом — в последних.
§ 160. Занятия Богословием
   Занятия Богословием в школах, как и занятия всякой другой наукой, двух родов: одни классические под непосредственным руководством наставников, другие домашние.
   Лучший метод классических занятий, т. е. слушания профессорских лекций, тот, чтобы воспитанник, имея в руках или подробный конспект науки, или готовое руководство:
   а) пред началом каждой лекций, хоть бегло, обсудил то, о чём имеет быть лекция, и этим приготовил себя к удобнейшему её уразумению;
   б) во время самой лекций — с постоянным вниманием следил за её развитием, замечая, если возможно, даже малейшие её подробности и, во всяком случае, её общий план и основные положения;
   в) по окончанию лекций — снова обсудил её со всех сторон, с полной отчётливостью и критикой, и таким образом окончательно усвоил себе всё, слышанное от наставника.
   К занятиям домашним относятся:
   1) Чтение. Изучающий Богословские науки:
   а) более всего должен читать книги св. Писания, как первый и главнейший источник Богословия;
   б) затем писания св. Отцов и учителей Церкви, в которых преимущественно сохраняется священное Предание: чтение этих писаний всего лучше расположить так, чтобы оно соответствовало порядку самых лекций Богословских, т. е. чтобы в то время, когда идут лекции о Св. Троице, и отеческие сочинения читать о Св. Троице; когда лекций о Божестве Спасителя, или о соединении двух естеств в нём, или о его первосвященническом служении, отеческие сочинения читать об этих же самых предметах;
   в) должен читать и перечитывать Символические книги, существующие в православной Церкви, как постоянное руководство в деле Веры и в области православного Богословия;
   г) читать Богословские сочинения и частных людей, отличающиеся благонамеренностью, светлостью взгляда и учёностью, как пособие к скорейшему и основательному изучению тех или других отраслей или частных трактатов Богословской системы.
   2) Размышление и упражнение в собственных сочинениях. Эти оба средства, как справедливо признаются вообще самыми лучшими к развитию рассудка в человеке, а вместе к уяснению, отчётливости и основательности всяких познаний, нами приобретаемых, так, в частности, должны быть признаны лучшими и по отношению к познаниям Богословским.
   3) Диспуты умеренные и благопристойные. Будучи справедливо изгнаны из классов, диспуты, тем не менее, могут быть употребляемы воспитанниками, как средство домашнее для изощрения своих понятий,— средство, которое, действительно, может быть весьма полезным для этой цели, если только им будут пользоваться по правилам Логики.
   4) Молитва к Богу. Ею должны начинаться, должны сопровождаться и оканчиваться все Богословские занятия: ибо, кроме того что она очищает, возвышает нашу душу и делает её способной к этим возвышенным занятиям, молитва необходима нам по самому свойству предмета Богословия. Истины Христианской Веры, хотя открыты Богом, но большей частью непостижимы для человека; и потому он не может усвоить их себе так, как усвояет прочие истины, посредством своего естественного разума. Для этого остаётся одно средство: чтобы сам отверз в нас, сверхъестественным образом, восприемлемость к усвоению этих истин посредством Веры, которая потому и называется даром Божьим (). И как вообще весь род человеческий никогда не познал бы Бога, если бы единородный Сын Божий, сый в лоне Отчи, не исповедал (): так точно и из частных людей тот только может познать Бога и его тайны, емуже аще волит тот же Сын открыти (). А потому ищущий Богословского ведения и Христианской мудрости должен непрестанно просить её от дающего Бога всем нелицеприемне, и непоношающего (), и при всех собственных занятиях Богословием взывать к Богу, подобно Давиду: открый очи мои, и уразумею чудеса от закона твоего ().
III. СОСТАВ СИСТЕМЫПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛОВИЯ
§ 161. Общее разделение Богословских наук
    Православное Богословие должно рассматривать Христианскую Веру в том самом виде, как она существует ныне в Церкви православной (§2): и все науки, на которые подразделится оно в этом случае, составят собой круг наук православного Богословия существенных. Но известно, что Христианская Вера не ныне только явилась и начала существовать в Церкви православной, а существовала, вместе с самой Церковью, и прежде со времени своего происхождения. Известно также, что Христианская Вера существовала и существует не в православной только Церкви, т. е. не в своём только чистом, неиспорченном виде, но существует и в церквах или обществах неправославных, в виде более или менее искажённом. А потому для основательного и раздельного уразумения православной Веры Христовой, её можно изучать ещё исторически и сравнительно или полемически,— так как и всякий предмет гораздо лучше узнаётся, при пособии его истории и при сравнении его с другими однородными предметами. Отсюда происходит круг наук православного Богословия вспомогательных, т. е. таких, которые хотя не относятся к существу православного Богословия, не излагают Христианской Веры в том именно виде, как она существует в Церкви православной, но весьма много помогают к обстоятельному и отчётливому уразумению её в этом виде.
§ 162. Существенные науки православного Богословия
   Истинным началом для всякой системы может быть только истинное и совершенно полное понятие о её предмете: ибо из этого только начала могут быть выведены все её части. Следовательно, и началом для системы православного Богословия должно быть надлежащее понятие о её предмете, т. е. о Христианской Вере, как она содержится православной Церковью. Что же, в точности, надобно разуметь здесь под именем Христианской Веры? Не что иное, как «Божественное откровение, на основании которого в Церкви православной существуют: учение, священнодействия и управление — для усвоения людям этого откровения, для освящения их и приведения к жизни вечной». Если так: то Христианскую Веру в православном Богословии следует рассматривать с трёх сторон:
   а) в её основании или источниках,
   б) в её составных частях и
   в) в её приложении.
   Или, если уподобим Христианскую Веру древу (), то можем сказать, что православное Богословие должно рассматривать её:
   а) в семени (которое есть Слово Божье или Божественное откровение),
   б) в стволе, возросшем из этого семени (учении, священнодействиях и управлении, основывающихся на Слове Божьем), и
   в) в самых плодах (или приложении к жизни). Таким образом, возникают три класса наук православного Богословия существенных:
   I) науки касательно источников Христианской Веры,
   II) науки касательно самого состава Христианской Веры, и
   III) науки касательно приложения Христианской Веры.
   Первые как бы отвечают на вопрос: где заключается Христианская Вера? Вторые: что такое Христианская Вера? Третьи: как человеку усвоить её себе? Первые, сравнительно с двумя последними классами, можно назвать науками предварительными: так как источники Христианской Веры предваряют и состав её, и приложение; вторые — составными; третьи — прикладными.
    I. Науки предварительные
   Источники православной Веры Христовой суть: св. Писание и св. Предание, по разумению православной Церкви; а потому и предварительные науки подразделяются на три рода:
   1) Одни занимаются св. Писанием. Это:
   а) свящ. Герменевтика, излагающая правила к уразумению и истолкованию св. Писания, и
   б) свящ. Экзегетика или истолковательное чтение св. Писания, прилагающая эти правила к действительному истолкованию или отдельных книг и частей, или всего св. Писания.
   2) Другие — св. Преданием. Это собственно Патристика, наука, которая извлекает из писаний св. Отцов и сводит воедино замечательные мысли обо всех предметах Христианского учения, показывая особенно непрерывное, в течение веков, согласие между собой этими знаменитыми учителями Веры, как живое свидетельство хранящегося в Церкви Апостольского предания.
   3) Третьи содержат в себе Символическое учение православной Церкви, как главное руководство, при употреблении св. Писании и св. Предания. Это по преимуществу:
   а) Православное Исповедание кафолической и Апостольской Церкви восточной и
   б) Пространный Христианский Катехизис православной кафолической восточной Церкви, издаваемый от св. Синода.
    II. Науки составные
   Составные науки православного Богословия подразделяются также на три рода, соответственно трём средствам, какие, на основании Божественного откровения (т. е. св. Писания и св. Предания), содержит и употребляет православная Церковь для своей цели, и именно:
   1) Одни из этих наук систематически излагают учение, существующее в православной Церкви. Это:
   а) Догматическое Богословие, излагающее учение Христианской веры, и
   б) Богословие нравственное, излагающее учение Христианской деятельности.
   2) Другие имеют предметом своим священнодействия православной Церкви: это Литургика, или наука о богослужении православной Церкви.
   3) Третьи — управление: это каноническое Право православной Церкви.
    III. Науки прикладные
   Приложение Христианской Веры к жизни верующих в православной Церкви совершается пастырями Церкви и вместе самими верующими, под руководством пастырей. А потому и прикладные науки православного Богословия одни должны наставить пастыря, как совершать это приложение, т. е. как достойно проходить своё служение Церкви, другие — наставить пасомых.
   1) Для первой цели служат:
   а) пастырское Богословие, руководствующее пастыря, как проходить все вообще свои обязанности в пасении словесного стада Христова, и
   б) Гомилетика, по обширности предмета отделившаяся от пастырского Богословия в виде особой науки, и подробно наставляющая пастыря, как проходить, в частности, одну из его обязанностей церковного учителя.
   2) Для последней цели служит: Аскетика, указывающая средства для преуспеяния в Христианском благочестии.
§ 163. Вспомогательные науки православного Богословия
   Вспомогательные науки православного Богословия, как мы видели (§ 161), разделяются на два класса: исторические и сравнительные.
    I. Науки исторические
   Из исторических одни можно назвать вспомогательными равно для всех существенных наук православного Богословия; другие — только или для наук предварительных, каждой в особенности, или для наук составных, или для наук прикладных.
   А) Вспомогательные для всех существенных наук православного Богословия суть:
   1) Собственно История Веры и Церкви:
   а) ветхозаветной,
   б)новозаветной и
   в) в особенности Церкви Русской;
   2) Науки вспомогательные для самой церковной истории, как то:
   а) церковная География и
   б) церковная Хронология.
   Эта общая история Веры и Церкви обнимает собой предметы всех прочих, частных исторических наук, вспомогательных для православного Богословия, к исчислению которых переходим, и потому служит для них как бы общим корнем и источником.
   Б) Вспомогательные для существенных наук предварительных:
   1) Занимающихся св. Писанием:
   а) Введение в книги св. Писания, рассуждающее о происхождении каждой из этих книг, об их собрании в один состав, о судьбе их текста и пр., и
   б) библейская Археология, объясняющая древности Иудейские, упоминаемые в св. Писании;
   2) Занимающихся св. Преданием: Патрология, излагающая биографию и библиографию св. Отцов;
   3) Содержащих символическое учение православной Церкви: Историческое обозрение Символов и других исповеданий, кратких и обширных, появлявшихся в Церкви по разным обстоятельствам, равно как и содержащегося в этих Символах учения.
   В) Вспомогательные для существенных наук составных, и именно:
   1) Для догматического и нравственного Богословия, систематически излагающих учение Церкви:
   а) История догматов и
   б) История нравоучения Христианского;
   2) Для литургики, занимающейся священнодействиями Церкви: церковная Археология;
   3) Для канонического Права, имеющего предметом своим церковное управление: Историческое обозрение канонического Права.
   Г) Вспомогательные для некоторых наук прикладных:
   1) Для Гомилетики: История церковного Кра<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: