Сущность и основные события Смутного времени.




Это понятие пришло к нам из дореволюционной литературы. Понятие «Смутное время» представляется наиболее точно отражающим сущность событий конца 16 начала 17 века. В большинстве современных исторических исследованиях «смута» представляется как период глубокого, социально-экономического, политического и духовного кризиса русского общества. События конца 16 начала 17 века стали результатом сложного переплетения экономических, духовно-нравственных, политических, сословных (классовых), национальных, межгосударственных противоречий.

В основе нарастания кризисных моментов в развитии русского общества этой поры лежат, в конечном счете, социально-экономические причины. Это:

а) последствия опричнины привели к разорению и опустошению земель и дальнейшему закрепощению крестьянства и усилению его эксплуатации.

б) Отсюда, нарастало недовольство тяглового населения, натерпевшегося от войн и неурожаев.

в) В 1601-1603 годах на страну обрушились неурожаи и голод.

г) Недовольны были и феодалы, служивые люди, число которых росло, а фонд поместных земель сокращался в ходе великого разорения 70-80 годов. Особенно страдали мелкие феодалы, у которых переманивали крестьян крупные феодалы.

Экономические проблемы и трудности получали свое отражение на уровне политики. К политическим причинам и мотивам «Смутного времени» можно отнести:

а) гибель царевича Дмитрия и смерть бездетного Федора в 1598 году означали прекращение наследственной династии Рюриковичей. Пресечение династии внесло огромную политическую нестабильность в русское общество в силу отсутствия наследственных прав на царскую власть у Б. Годунова, а также недоверия к нему у широких народных масс.

б) боярство, запуганное и разоренное опричниной, было недовольно тем, что трон достался худородному Борису Годунову.

в) недовольно было и крестьянство попранием своих традиционных прав Юрьего дня, казачество - наступлением правительства на казацкую вольницу.

В 1602 году в Литве объявился человек, выдававший себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия. Согласно официальной версии правительства Годунова под именем Дмитрия скрывался монах Чудова монастыря в Москве Григорий (в миру – мелкий дворянин Юрий Богданович Отрепьев). В Польше Лжедмитрий принял католичество и обещал папе римскому распространить католичество в России, помочь Польше в войне против Швеции и передать смоленские, новгородские и псковские земли.

Авантюра Лжедмитрия не была только его личным делом. В образной форме диалектику внутренних и внешних факторов (причин) появления Лжедмитрия раскрыл В.О.Ключевский во фразе, что самозванец был лишь «испечен в польской печке, а заквашен в Москве». Московская бывшая удельная знать откровенно ориентировалась на иноземные силы, на Речь Посполитую, подобно тому, как это делали и раньше соперники московского великого князя. Вариант с самозванцем устраивал и правящие круги Польши, потому, что давал возможность осуществить давние агрессивные планы под флагом поддержки «законного» царя.

Навербовав наемников и используя недовольство казаков, Лжедмитрий двинулся на Москву. Сначала он был разбит, но после внезапной смерти Б.Годунова, царские войска перешли на сторону Лжедмитрия. Новый царь Федор Борисович и его мать были арестованы и тайно убиты.

20 июня 1605 года Лжедмитрий торжественно вступает в Москву и становится царем (1605 -1606). Однако положение Лжедмитрия было непрочным. Его изначально поддерживали слишком разные слои общества (казаки, крестьяне, холопы, мелкопоместные дворяне, стрельцы, просто искатели легкой жизни), интересы которых слишком противоречили друг другу. Поэтому ему пришлось вести политику лавирования, постепенно теряя кредит доверия. Лжедмитрий 1 активно раздавал земли дворянам. В поисках средств обратился к монастырям, что вызвало их неудовольствие. Волновало русское общество принятие царем католичества, засилье поляков и литовцев в его окружении, которые нарочито попирали русские традиции. Московский люд не мог принять нарушение Лжедмитрием 1 привычных правил придворной жизни русских царей. Например, тот ходил без охраны и придворных, в простом платье, одевался на иностранный манер. Крестьяне были недовольны тем, что он не восстановил Юрьев день. Поляки были недовольны тем, что не выполнил обещаний польскому королю: ни о территориальных уступках, ни о строительстве католических храмов на русской земле речи не шло.

17 мая 1606 года недовольные бояре и церковники устроили заговор и убили Лжедмитрия 1. На престол был «выкрикнут» вне Земского собора князь Василий Шуйский. (1606 – 1610). Он дал клятву (крестоцеловальную запись) не судить бояр без участия Боярской думы и вотчин у них не отнимать. В этой записи бояре стремились вернуться к доопричным временам.

Однако смута не прекращается. При В. Шуйском происходит восстание под руководством Ивана Исаевича Болотникова (1606 – 1607), в котором участвовали холопы, крестьяне, стрельцы, казаки и даже дворяне. Восстание охватило юг и юго-запад Руси. Болотников сумел осадить Москву, но был отброшен от нее. Восставшие верили в царевича Дмитрия и отказывались присягать Василию Шуйскому. Люди, объединившиеся в борьбе против В.Шуйского, были слишком разные по своим интересам и целям. Дворяне поссорились с казаками и перешли на сторону В.Шуйского. Восставшие болотниковцы были окончательно разгромлены под Тулой в октябре 1607года. Сподвижника Болотникова Илейку Муромца повесили, а самого Болотникова ослепили и утопили в проруби в Каргополе. В победе над войсками Болотникова большую роль сыграл видный полководец М.В. Скопин-Шуйский.

В этот момент (1608) польский король и польская шляхта помогли собрать войско новому авантюристу и претенденту на русский престол – Лжедмитрию 2 (Тушинский вор). Его происхождение неизвестно. Для борьбы с Лжедмитрием 2 Василий Шуйский призывает на помощь шведских наемников. Оказав помощь, шведские войска не уходят, захватывают и грабят Новгород и северо-западные земли. В 1609 году в открытой форме началась польская интервенция, когда поляки осадили Смоленск, Троице-Сергиев монастырь и совершили поход на Москву. Перед вступлением поляков В.Шуйский был свергнут и подстрижен в монахи. Власть захватила «семибоярщина ». Боярская дума пошла на сделку с поляками и согласилась призвать на русский престол 16-летнего польского королевича католика Владислава, что было предательством национальных интересов.

Россия оказалась в страшной опасности. В этих условиях спасти ее мог только сам народ. В условиях угрозы потери политической самостоятельности и религиозной самобытности социальные противоречия на время ушли в тень, на первый план выдвинулась общенациональная задача спасения государственности. Мобилизующую роль сыграли отдельные представители Русской православной церкви и особенно патриарх Гермоген, которого поляки посадили в темницу и заморили голодом. Пренебрегая опасностью, больной и старый владыка писал свои письма-обращения к городам и весям с призывами бороться против басурман.

В 1611 году в Рязани сложилось первое ополчение во главе с дворянином П. Ляпуновым. Оно штурмовало осенью Москву. Но неудачно.

Осенью 1611 года по призыву торгового человека Кузьмы Минина в Нижнем Новгороде формируется второе народное ополчение, в состав которого входят представители многих городов Поволжья. Военным руководителем ополчения становится князь Дмитрий Михайлович Пожарский, который был участником рязанского ополчения и был ранен во время штурма Москвы. Осенью 1612 года Москва была освобождена от польских интервентов.

Символом верности России служит также подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, который ценой собственной жизни спас будущего царя Михаила от расправы над ним польского отряда.

4. Последствия и значение Смуты. В трудные годы Смуты, когда верхи своей корыстной и бездарной политикой развалили страну и сами спровоцировали иностранную интервенцию, именно Земля и земские соборы сыграли большую конструктивную роль, собрав и укрепив разрушенное государство. Земский собор 1613 года был наиболее представительным и правомочным. На нем присутствовали делегаты от черносошного крестьянства и казачества. Достаточно широко обсуждался и вопрос о пределах царской власти. На нем из нескольких кандидатур единодушно был избран 16-летний Михаил Федорович Романов (1613 – 1645). Вскоре ведущее место в управлении занял его отец – патриарх Филарет. В течение ряда лет земские соборы обсуждали все важнейшие вопросы. Но инициатива их созыва оставалась за правящими кругами и, укрепившись, самодержавие перестало к ним обращаться, Власть восстановилась в форме самодержавной монархии. Руководители борьбы с интервентами получили скромные назначения. Дмитрий Пожарский направлен воеводой в Можайск, Козьма Минин стал думным воеводой. Вскоре Минин умирает и его забывают. Его могилу с трудом находят по приказу Петр 1, который перед Азовским походом приезжает в Нижний Новгород.

Сил для продолжения войны с интервентами не было. В 1617 году Россия заключила Столбовский мир со Швецией. Новгород и некоторые другие захваченные шведами города были возвращены, но Ивангород, Орешек, Ям, Копорье остались у Швеции. Россия окончательно лишилась выхода к Балтийскому морю.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: