Также существует непроизвольное и произвольное мышление.




Вопрос 41. Понятие мышления. Виды мышления и возможности их классификации.

 

Понятие мышления.

1.1. Понимание мышления.

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой.

Мышление – психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых закономерных свойств и отношений действительности, осуществленных для решения познавательных проблем, систематической ориентации в конкретных ситуациях. Мыслительная деятельность – система мыслительных действий, операций для решения определенной задачи.

В широком смысле – ориентировочное действие, ведущее к улучшению адаптации.

В узком – решение проблем и задач.

Задача – цель, данная в определенных условиях.

Требование - > Цель

Условия - > Средства

Решение заключается в поиске средств для достижения цели.

 

Существуют разные психологические теории мышления. Согласно ассоцианизму само мышление не является особым процессом и сводится к простому сочетанию образов памяти (ассоциациям по смежности, сходству, контрасту). Представители вюрцбюргской школы считали мышление особым видом психических процессов и отделяли его от чувственной основы и речи. Согласно психологии мышление совершается в замкнутой сфере сознания. В итоге мышление сводилось к движению мыслей в замкнутых структурах сознания. Материалистическая психология подошла к рассмотрению мышления как к процессу, который формируется в общественных условиях жизни, приобретая характер внутренних «умственных» действий.

Мышление - высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.

1.2. Проблемный характер мышления. Фазы мыслительного процесса.

Мышление носит активный и проблемный характер. Оно направлено на решение проблем. Выделяют такие фазы мыслительного процесса:

1. Осознание проблемной ситуации – возникает осознание наличия информации о дефиците. Не стоит думать, будто это есть начало мышление, ведь осознание проблемной ситуации уже включает в себя предварительный мыслительный процесс.

2. Осознание наметившегося решения как гипотезы – включает в себя поиск вариантов решения.

3. Фаза проверки гипотез – ум тщательно взвешивает все «за» и «против» своих гипотез и подвергает их всесторонней проверке.

4. Решение проблемы – получение ответа на поставленный вопрос или решение поставленной задачи. Решение фиксируется в суждении по данному вопросу.

1.3. Мыслительные операции. Формы мышления.

1. Анализ – разложение целого на части или свойства (форма, цвет и т.д.)

2. Синтез – мысленное объединение частей или свойств в единое целое

3. Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различия

4. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим существенным признакам

5. Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от других.

6. Конкретизация - это процесс противоположный абстракции. Мы используем конкретные явления.

Эти операции не просто различные рядоположные и независимые варианты умственных действий, а между ними существуют отношения координации, поскольку они являются частными, видовыми формами основной, родовой мыслительной операции опосредования. Более того, произвольная регуляция мышления создает возможность обратимости операций: расчленение и соединение (анализ и синтез), установление сходства и выявление различий (или сравнение: если A>B, то B<A), обобщение и конкретизация (родо-видовые отношения)

Понятие и научное познание. Наше мышление будет тем точнее, чем более точные и бесспорные понятия мы связываем. Понятие возникает из обычного представления путем уточнения, оно является результатом процесса мышления, с помощью которого и ребенок и взрослый открывает взаимосвязи между предметами и событиями.

Формы – суждение, умозаключение, понятие, аналогия.

1.4. Обобщенность и опосредованность мысли.

Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека, позволяет отражать окружающую действительность, обобщать и устанавливать связи и отклонения между предметами и явлениями. Обобщенность мысли представлена вычленением общих отношений посредством операции сопоставления. Мышление – это движение мысли, раскрывающей связь, которая ведет от отдельного (частного) к общему. Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Слово делает человеческое мышление опосредованным. Мышление опосредованно действием.

2. Виды мышления.

Абстрактное мышление – мышление с использованием понятий, сопутствующих символизацией. Логическое мышление – вид мыслительного процесса, в котором используются логические конструкции и готовые понятия. Соответственно, абстрактно – логическое мышление – это особый вид мыслительного процесса, который заключается в использовании символичных понятий и логических конструкций.

Дивергентное мышление – особый вид мышления, который предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Конвергентное мышление – вид мышления, который предполагает, что существует лишь одно правильное решение проблемы. (может быть синонимом «консервативного» и «ригидного» мышления)

Наглядно – действенное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Наглядно – образное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с образами. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. Образное мышление – это мышление, в котором используются образы.(образная логика играет ведущую роль)

Практическое мышление – вид мыслительного процесса, который направлен на преобразование окружающей действительности на основе постановки цели, выработки планов, а также восприятия и манипулирования реальными предметами.

Теоретическое мышление – один из видов мышления, который направлен на открытие законов, свойств объектов. Теоретическое мышление – это не только оперирование теоретическими понятиями, но и тот мысленный путь, который позволяет прибегнуть к этим операциям в конкретной ситуации. Пример теоретического мышления – фундаментальные научные исследования.

Творческое мышление – один из видов мышления, характеризующейся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. Мышление творческое отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемых мышлением репродуктивным.

Критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения.

Пралогическое мышление - понятие, введенное Л.Леви-Брюлем для обозначения раннего этапа развития мышления, когда формирование его основных логических законов еще не завершено – существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме. Явления соотносятся по признаку причины-следствия и тогда, когда просто совпадают во времени. Партиципация (сопричастность) событий смежных во времени и пространстве служит основой для объяснения большинства событий, происходящих в мире. Человек при этом предстает тесно связанным с природой, особенно с животным миром.

При мышлении пралогическом природные и социальные ситуации осознаются как процессы, идущие под покровительством и при противодействии незримых сил – магическое мировоззрение. Леви-Брюль не связывал пралогическое мышление исключительно с ранними этапами формирования общества, допуская, что его элементы проявляются в сознании обыденном и в более поздние периоды (бытовые суеверия, ревность, страх, возникающие на основе парципации, а не логического мышления).

Аутистическое мышление – грезоподобная форма, оно подчинено аффектам (я швейцария потому что должна быть свободной),

Эмоциональное мышление - на первом плане стоят потребности практические — потребности чувства и воли, в отличие от судящего мышления, в котором на первом плане, так сказать, в фокусе нашего внимания познавательный интерес как таковой,

Вербально логическое мышление один из видов мышления с использованием понятий, логических конструкций. Функционирует на базе языковых средств и представляет собой самый поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений.

Пространственное мышление совокупность мысленных последовательно-операциональных пространственных преобразований и симультанного образного виденья объекта во всем многообразии и изменчивости его свойств, постоянное перекодирование этих различных мысленных планов.

Интуитивное мышление один из видов мышления. Характерные черты – быстрота протекания, отсутствие четко выраженных этапов, малоосознанно.

Реалистическое и аутическое мышление. Последнее связано с уходом от действительности во внутренние переживания.

Также существует непроизвольное и произвольное мышление.

3. Возможности классификации.

(Л.Л. Гурова) принятой классификации видов и форм мышления, отвечающей современной теории мышления, не существует. Так, неверно устанавливать разделительную границу между теоретическим и практическим мышлением, образным и понятийным, как это делается в старых учебниках психологии. Виды мышления следует различать по содержанию совершаемой деятельности – решаемых в ней задач, а формы мышления, по-разному связанные с содержанием, - по характеру выполняемых действий и операций, их языку.

Могут выделять таким образом:

û по форме: наглядно-действенное, наглядно-образное – абстрактно-логическое;

û по характеру решаемых задач: теоретическое – практическое;

û по степени развернутости: дискурсивное – интуитивное

û по степени новизны: репродуктивное – продуктивное.

 

  1. Основные подходы к объяснению психологических механизмов решения мыслительных задач.

В рассмотрении механизмов решения мыслительных задач можно выделить два основных подхода объектный и субъектный подходы.

Объектный подход: не учитывает активность субъекта, сводит сложный процесс решения к элементарным составляющим, использует общий универсальный язык для описания процесса решения мыслительных задач.

К данному подходу относятся: ассоцианизм, классический бихевиоризм и информационная теория.

 

  ассоцианизм бихевиоризм Информационная теория
1. Мышление - это Сочетание чувственных представлений Образование навыков и умений, решение интеллектуальных задач Процесс переработки информации
2. элементы мышления Чувственные представления Стимульно - реактивные связи Операции со знаками=элементарные информационные процессы (опознание, сличение)
3. связи между элементами ассоциации Механизм обуславливания Операторы – правила обработки информации
4. объяснительная модель мышления Представления о мышлении заимствованы из психологии житейской. Основная задача проинтерпретировать психологические основы формирования логического мышления.: понятие, суждение, умозаключение. Теория диффузных репродукций Мюллера: В проблемной ситуации может выделяться две части: S S и P. Каждая часть обрастает пучком ассоциаций, они диффузны и ненаправлены. Может случиться так, что свойство от Р встретится с другим свойством от S. Это процесс репродукции, выделение для них общего признака. Теория проб и ошибок (Торндайка) Информационная теория возникла в 50-е годы (Ньюэлл и Саймон) Процесс решения задач объясняется с помощью алгоритма. Объяснительная модель алгоритмическая программа. Это моделирование мыслительного процесса на машинном языке

В рамках объективного подхода появляются попытки объяснения специфики мышления.

Джеймас: Мышление – способность человека ориентироваться в сложных. Проблемных ситуациях.

Специфика мыслительного процесса. Существует три элемента суждения: исходный факт, предмет о чем пойдет речь, свойство, которое функционально необходимо в данной проблемной ситауции, чтобы её разрешить (требование в задаче) и существенный атрибут исходного факта, который обладает свойством. Например в комнате погас свет, у нас есть бумага, надо получить свет, существенным атрибутом будет свойство бумаги гореть.

Мыслительный акт – это силлогизм. В любом силлогизме есть большая посылка (знания, прошлый опыт) и малая посылка (наличие свойства, которое является значимым для решения ситуации). Путь от исходного факта к существенному атрибуту проницательность. Выделить в факте нужный атрибут. Может заменить весь исходный факт.

С помощью проницательности, обладая знаниями и умениями можно разрешить всю ситуацию.

В рамках бихевиоризма появляется направление необихевиоризма, которое предполагает наличие активного субъекта

В информационной теории - Пришли новые программы моделирования мыслительных процессов (полный вариант перебора характерен для машины но не для человека) - это эвристические программы.

Бойль. Эвристика – это перевод от репродуктивного к продуктивному, правило эффективного сокращения поиска решения, которое не всегда гарантирует правильный результат.

Субъектный подход. (Активный субъект, который ставит перед собой задачу, наличие у него прошлого опыта, анализирует средства мыслительной деятельности)

Вюрцбургская школа (Кюльпе, Ах, Бюлер, Зельц)

Основные понятия: задача. Говорили не о хаотичном потоке ассоциаций, который направлен на решение задачи, а главное это цель. Цель в задаче – определяет направленность субъекта. Она детерминирующая тенденция. Ах – детерминирующая тенденция определяет весь процесс решения задачи. Процесс решения задачи детерминирован целью.

Кюльпе: ввел метод систематической интроспекции. Исследуемый мыслительный акт не разделялся на отдельные части. Испытуемый рассказывал о том, как решал задачу, после её решения. Задачи при этом должны были быть простыми, знакомыми испытуемому, они были построены на вербальном материале (подобрать схожее понятие).

Вюрцбургцы изучали репродуктивный мыслительный процесс.

Зельц: описал механизм продуктивного мышления. Теория комплексов. Комплекс – это двухуровневая схема задачи. Задача представляется испытуемому схему в виде двух уровней.

1уровень - условия задачи (например исходное слово) и требуемый результат (слово, которое надо подобрать. Оно ещё неизвестно)

2 уровень – мысль, сознанность.

В комплексе есть связь между фактом и результатом через средства, однако, только если оно есть в прошлом опыте. Решение задачи есть актуализация метода из прошлого опыта и нахождение результата.

Антиципация – это предвосхищение через осознание в своем прошлом опыте метода ещё неизвестного результата.различие в решении задач отличается из-за актуализации прошлого опята. Чем чаще человек обращается к знаниям тем выше его способность решить задачу. Любое новое знание это перекомбинация имеющихся. (Рубинштейн: мышление процесс актуализации знаний при приближении к цели).

Творческое мышление тоже проходит с опорой на прошлый опыт. В прошлом опыте субъект может найти задачу принцип решения которой сходен с новой. Творческая задача решается путем обобщения, абстрагирования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: