Сытин Иван Дмитриевич – крупнейший отечественный издатель




Суворин Алексей Сергеевич — известный русский журналист, издатель, театральный критик и драматург

Изложение из Википедии

Биография

Ранние годы

Родился в 1834 г. в селе Коршеве Бобровского уезда Воронежской губернии (ныне Бобровский район Воронежской области), умер11 (24) августа 1912 в Петербурге. Отец его был государственный крестьянин того же села, отданный по набору в солдаты, раненый при Бородине и получивший затем офицерский чин; он дослужился до капитана, что в то время давало потомственное дворянство.

Суворин учился в воронежском Михайловском кадетском корпусе и в специальных классах Дворянского полка (ныне Константиновское военное училище), откуда выпущен в сапёры. Вскоре он вышел в отставку, выдержал экзамен на звание учителя уездного училища и отдался педагогической деятельности, сначала в Боброве, затем в Воронеже, где сблизился с М. Ф. Де-Пуле и поэтом И. С. Никитиным.

В изданной Де-Пуле «Воронежской беседе» (1861) Суворин поместил, между прочим, рассказ из народной жизни «Гарибальди», получивший большую известность благодаря тому, что его часто читал на литературных вечерах знаменитый актёр Садовский. С 1858 г. Суворин стал помещать переводные стихи и мелкие статейки в «Вазе», «Московском вестнике», «Весельчаке» и «Русском дневнике». Несколько корреспонденций из Воронежа (под псевдонимом Василий Марков) в «Русской речи» (1861) обратили на себя внимание издательницы этого журнала, графини Е.В. Салиас-де-Турнемир, которая предложила Суворину переселиться в Москву и принять постоянное участие в «Русской речи». Когда «Русская речь» прекратилась, Суворин занялся составлением книжек для народного чтения, для московского «Общества распространения полезных книг» («Ермак, покоритель Сибири», «Боярин Матвеев», «История Смутного времени»; последняя не была пропущена цензурой). Повесть «Солдат и солдатка» был напечатан в журнале «Современник» (1862, № 2), «Жизнь патриарха Никона» — в «Ясной Поляне» Л. Н. Толстого (есть отдельное издание), в журнале «Отечественные записки» — рассказ «Отверженный» (1863, № 1) и повесть «Алёнка» (1863, № 7 и 8).

Петербург

В 1863 г. Суворин переселился в Петербург, где писал обозрение журналов в «Русском инвалиде» (за подписью А. И-н) и стал секретарём и ближайшим сотрудником «Санкт-Петербургских ведомостей», занявших после перехода к В. Ф. Коршу одно из первых мест в рядах умеренно-либеральной печати. Здесь Суворин под псевдонимом А. Бобровский поместил ряд полубеллетристических очерков текущей жизни, собранных затем в отдельной книжке под заглавием «Всякие» (Санкт-Петербург, 1866). Прибавленные главы послужили поводом к возбуждению против Суворина в 1866 г. судебного преследования. Окружной суд приговорил автора к 2 месяцам тюремного заключения; судебная палата заменила это наказание 3 неделями содержания на гауптвахте. Самая книга была сожжена (изложение её содержания см. в «Сборнике сведений по книжно-литератур. делу за 1866 г.» Черепина, М., 1867).

Широкую известность Суворин приобрёл во второй половине 1860-х годов, когда он под псевдонимом Незнакомец стал писать в «Санкт-Петербургские ведомости» воскресный фельетон («Недельные очерки и картинки»). Крупное значение в газетном деле этому фельетону впервые дал блестящий талант Суворина, соединявший в себе тонкое остроумие с искренностью чувства и уменьем к каждому предмету подойти со стороны его общественного значения. Суворин расширил рамки воскресного фельетона, введя в него обсуждение самых различных сторон современной государственной, общественной и литературной жизни.

Это были лучшие опыты русского политического памфлета, не стеснявшиеся нападать очень резко на отдельных лиц, но вместе с тем только на общественную сторону их деятельности. Самые сильные удары Суворин наносил представителям реакционной журналистики — Каткову, Скарятину, князю Мещерскому и другим. По своим убеждениям Суворин был умеренно-либеральный западник, исходивший из принципов широкой политической свободы, терпимости и протеста против узкого национализма. Это сближало его, между прочим, с «Вестником Европы», где он в 1869—1872 гг. помещал заметки о новых книгах и ряд критических и других статей (более крупные из них: «Новый роман Виктора Гюго», 1869, №№ 6 и 7; «Французское общество в новом романе Флобера», 1870, №№ 1 и 2; «В гостях и дома (Заметки о Германии)», 1870, №№ 9 и 10; «Русская драматич. сцена», 1871, № 1; «Историческая сатира» («История одного города» Щедрина), 1871, № 1).

Огромный успех фельетонов Незнакомца сделал его имя ненавистным в известных кругах, и когда в 1874 г. В. Ф. Корш и его редакция были устранены от «С.-Петер. вед.» (см. Б. Маркевич, Корш, СПб. вед.), то одним из главных к тому мотивов были выставлены фельетоны С. Вынужденный уход С. из «СПб. вед.» вызвал всеобщее сожаление, сказавшееся весьма ярко, когда С. в начале 1875 г. выпустил две книжки своих «Недельных очерков и картинок». Очерки, в основном писанные на злобу дня, в значительной степени уже утратили интерес, но тем не менее были раскуплены в несколько дней — факт для книжной торговли того времени почти небывалый.

«Новое время»

В конце 1875 г. Суворин стал писать воскресные фельетоны в «Биржевых ведомостях» Полетики, а в начале 1876 г. приобрёл вместе с В. И. Лихачевым «Новое время». В роли официального редактора он не мог выступить по цензурным причинам и считался только издателем, кем и оставался до конца жизни. Ожидания, возбужденные переходом «Нового времени» к Суворину, были большие; никто не сомневался в том, что воскресают Коршевские «СПб. вед.»; Салтыков и Некрасов дали свои произведения для первых номеров. Но этим ожиданиям не суждено было сбыться. Став наиболее яркой выразительницей симпатий к болгарскому восстанию 1876 г., газета имела огромный успех не только среди прежних поклонников таланта Суворина, но и в публике совсем иного сорта. Это повело к тому, что через 1-2 года духовный облик издателя становится до неузнаваемости иным, скорее консервативного направления.

Лично Суворин, впрочем, не может быть отождествлён с его газетой. Литературная его манера осталась, в общих чертах, та же, какая была у него в «С.-Петерб. ведом.»; она в основном была свободна от грубого задевания личности, от вульгарных издевательств (в отличие от ведущего критика «Нового времени» В. П. Буренина). Публицистическая деятельность Суворина с приобретением «Нового времени» в общем ослабела. От воскресного фельетона он себя освободил и только изредка вёл рубрику «Маленькие письма».

Последние годы Суворин усердно занимался театром, к которому издавна был близок, как театральный рецензент, и стал во главе литературно-артистического кружка (Малый театр [1]).

Драматург

Как драматург, Суворин известен пользующеюся большим успехом драмой «Татьяна Репина» (отд. СПб., 1889, 3 изд. СПб., 1899); такой же успех имела и драма «Медея», написанная Сувориным в сотрудничестве с В. П. Бурениным (СПб., 1883, 3 изд., СПб., 1892). Кроме того, Суворин написал шутки и комедии: «Биржевая горячка», «Не пойман, не вор», «Он в отставке», «Честное слово», «Женщины и мужчины» и др. Другие литературные произведения С.: роман «В конце века Любовь» (СПб., 1893, 3 изд., 1898), вступительный этюд к изданию «Горя от ума» (СПб., 1886) и подробный анализ подделки пушкинской «Русалки» (СПб., 1900).

Издатель

С 1872 г. Суворин издавал весьма распространеный «Русский календарь». Почти одновременно с приобретением «Нового времени» Суворин основал книжный магазин и издательскую фирму, занимающую одно из первых мест в русской книжной торговле. В ряду его многочисленных изданий особенного сочувствия заслуживает серия «Дешёвая библиотека» (образцом для неё послужили нем. «Universal-Biblothek» Реклама и франц. «Bibliothèque Nationale»), выпустившая уже несколько сот книжек классических произведений русских и иностранных писателей. Ср. «Библиограф», 1893 г.

 

Изложение из учебника Махониной

До «Нового времени»

Имя Алексея Сергеевича Суворина (1834—1912), журналиста, издателя, писателя, владельца крупнейшей национальной общерусской газеты «Новое время», удачливого предпринимателя, главы театрального товарищества. Канва жизни А.С. Суворина начиналась в самой центральной, срединной России — в селе Коршево Бобровского уезда Воронежской губернии, где еще сохранился и действует храм Вознесения, в котором его крестили, где до недавнего времени, до 70-х годов нашего века в здании четырехклассной школы, построенной на его средства в 1907 году, учились дети.

Алексей Сергеевич Суворин, родился в 1834 году в семье бывшего участника Бородинского сражения, государственного крестьянина, дослужившегося до капитана, что дало возможность поступить Алексею в Михайловский воронежский кадетский корпус, а затем в Константиновское военное училище.

Военного из Суворина не получилось, было желание продолжать учение в университете, но средств не оказалось, и он вернулся в Воронеж, учительствовать. Суворин преподает историю и географию в Воронежском уездном училище, в двух женских пансионах и имеет частные уроки. Судьба ли, литературные ли увлечения, но в Воронеже составился постепенно кружок, душой которого стал преподаватель русского языка М.Ф. Де-Пуле и поэт И.С. Никитин, с которым Суворин видится ежедневно в его магазине, просматривая книжные новинки столиц.

Итак, в воронежском литературном кружке составляют сборник «Воронежская беседа». Суворин поместил в нем рассказ «Гарибальди», который впоследствии имел большой успех благодаря Прову Садовскому, изумительно читавшему его на публичных чтениях и при высочайшем дворе, и повесть «Черничка». Сборник был замечен, Никитин поместил в нем «Записки семинариста» (в них входило и знаменитое «Вырыта заступом яма глубокая ») и поэму «Тарас». Окрыленный успехом Суворин посылает рассказ «Солдат и солдатка» в «Современник», а когда приезжает в Петербург за гонораром, знакомится с Чернышевским за несколько дней до ареста последнего. Кроме того, он пишет корреспонденции в еженедельную «Русскую речь», они замечены, и графиня де Салиас, владелица газеты и литературное имя, приглашает его в Москву.

Это было начало. Москва встретила хорошо новообращенного журналиста: «Это было началом моей журнальной деятельности и моих знакомств в литературном мире». В московской жизни круг его новых знакомств впечатляюще серьезен. Здесь и Лесков, с которым они вместе пришли в «Русскую речь», вместе работали, дружили на протяжении всей жизни, хотя и неровно, и Слепцов, Левитов. У А.Н. Плещеева, привечавшего все новое, молодое, он знакомится с Л.Н. Толстым, А.Н. Островским, М.Е. Салтыковым, Н.А. Некрасовым. Плещеев же устроит потом Суворина, не имевшего средств, в почтовый вагон и даст ему свое пальто, чтобы тот смог доехать до Петербурга. В Толстом Суворин сразу же почувствовал отличие от всех независимостью убеждений, которые вовсе не подходили к общему тону, и эта смелость в нем ему чрезвычайно понравилась. У И.С. Аксакова он видел весь славянофильский кружок и приезжавших из Царства Польского и Литвы, у графини Салиас познакомился с И.С. Тургеневым. Все складывалось удачно, много печатается в «Русской речи», помещает повесть «Аленка» и рассказ «Отверженный» в «Отечественных записках» (1863г.).

«Русская речь» кончилась с первым номером 1862 года, и начались первые трудности, в это время Алексей Сергеевич и откликается на предложение Общества для распространения полезных книг написать исторические рассказы. Так появляется «Боярин Матвеев», «Ермак Тимофеевич». Л.Н. Толстой в это же время обращается к нему с просьбой написать биографию Никона для его книжной серии «Ясная Поляна». В конце 1862 года Суворин переезжает в Петербург, работает в «Санкт-Петербургских ведомостях» В.Ф. Корша. Долгое время газета была заполнена учеными и профессорскими именами, но постепенно Корш сумел сделать из нее рупор либеральной политической оппозиции. Сам Корш, родственник и ученик Кавелина, был членом кружка Грановского и всю свою жизнь посвятил отстаиванию тех принципов, которые лежали в основе Великой реформы 1861 года.

Увлечение литературой в русском смысле — это особая статья, особая тема. Русский человек всегда с благоговением относится к печатному слову, и желание не просто высказаться, а всенепременнейше изменить нечто неправедное, дурное, не просто сказать, а сделать словом — вот главное направление русской словесности. А.С. Суворин, человек деятельный, напористый, решает издавать свою собственную газету, и отныне его имя в русской истории будет всегда связано с «Новым временем».

 

«Новое время»

Алексей Сергеевич приступает к работе в своей уже газете как раз тогда, когда разразилась русско-турецкая война, и сразу же отправляется на театр военных действий, его корреспонденции снискали популярность и его газете: живо, образно, с болью за судьбы славянства, считая славянский вопрос русским вопросом и связывая освобождение славян с освобождением России, — вот главное содержание того, что писалось им. При «Новом времени» создаются славянские комитеты, фонды помощи славянам, бьет ключом суворинская энергия. Патетика призывов к России выполнить свою историческую миссию освобождения славян, впрочем, была созвучна и настроению всего российского общества. Газета быстро набирала обороты, как из-за своей мобильности, умело подхватывая звучащее у всех на устах, так и из-за хлестких фельетонов и передовиц Суворина и Буренина. Действительно, как выражался современник, провидение, похоже, специально подготовило эту войну для «Нового времени», которое к концу ее стало одним из наиболее распространенных периодических изданий в империи.

Суворин, бойкий газетчик, имел нечто большее в своей предприимчивой натуре, чем только журналистский нюх. Чувство инициативы, любовь к нововведениям, умение «сделать» журналиста, чутье на газетного человека — вот его качества как редактора. Один из его сотрудников в начале века писал, что главным талантом его была «особенная способность или искусство делать журналистов. Именно делать, а не только отыскивать».

Особая атмосфера царила в редакции «Нового времени», когда еще Суворин был в силах. Алексей Сергеевич говорил: «Настоящий редактор не должен покидать газету ни на минуту», «дверь редакторского кабинета должна быть всегда открыта для кого угодно». И действительно: все, что приходило в редакцию, — все неизменно и внимательно прочитывалось, более того, был принят хороший литературный стиль (это шло от Суворина), и все тщательно исправлялось перед набором.

Журналистский азарт и пристрастие питал Суворин к литературным новостям, слухам и скандалам. Как-то это уживалось в нем одновременно: хороший литературный вкус (это отмечали все, даже недоброжелатели из демократов) и страсть к скандальному факту из области литературных кулуаров.

Одним из первых Суворин угадал в Чехове крупную величину в литературном мире и начал печатать его рассказы на страницах «Нового времени» без ограничений и жестких рамок времени.

Она немало мешала Суворину как литератору: необходимость все время следить за подпиской, держать нос по ветру, уметь определить читательский интерес раньше его рождения — вот что такое популярность «Нового времени».

Газета при Суворине держалась на умении привлечь таланты и заставить их работать на себя, на непризнании узких партийных рамок, недаром он называл свою газету «парламентом» и не стеснял сотрудников «направлением», отчего на ее страницах нередко возгорались ожесточенные споры даже между постоянными сотрудниками. Газета держалась и на хлесткой литературной, театральной критике, и на отклике на любой мало-мальски скандальный повод, и на самом Суворине-журналисте с его «Маленькими письмами»-передовицами, и на организованной внелитературной среде. В эту среду входили и заключенный контракт с железными дорогами на продажу газет и книг, и объявления, приносящие стабильный доход (к ним особенно имела претензии демократическая пресса), и особые магазины по стране, и организация Товарищества с кредитами крупнейших банков и вкладами солидных пайщиков, и хорошо поставленное типографское дело с новейшими печатными машинами, выписанными из-за границы, и даже то, что Суворин редко когда экономил на гонорарах.

Так, только благодаря умело организованному типографскому производству удалось Суворину не только печатать свою газету с приложениями, но и приступить к выпуску книг, что позволило в дальнейшем профессору Кирпичникову назвать его «Наполеоном книжного и издательского дела России». При типографии была открыта первая в России частная школа типографского дела, в курс которой входили и иностранные языки. За весь период существования, с 1884 по 1911 год, школа выпустила 320 учеников, многие из которых влились в ряды служащих типографии. Особо отметим социальные гарантии, принятые для тех, кто работал над газетой: служащие типографии, магазина и конторы «Нового времени» образовали в 1898 году Ссудно-сберегательное и Взаимно-вспомогательное товарищество, похоронную кассу, основной капитал для которых был дан Сувориным. Кроме того, для них была устроена бесплатная амбулатория с выдачей лекарств.

Особую любовь питал Алексей Сергеевич к книжному делу. Страстный собиратель книг, он сумел создать у себя хорошую библиотеку, которая после его смерти была передана в Румянцевский музей. Многие писатели пользовались ею, и он никогда не отказывал в нужной книге любому. Кроме того, в его собрании были и запрещенные книги, с которыми, например, он знакомил А.П. Чехова. Самостоятельным издателем он становится в 1872 году, когда выпустил первый «Русский календарь», издававшийся впоследствии ежегодно и так горячо любимый публикою. Просьба выслать очередной выпуск этого справочника знаний о России присутствует во многих письмах писателей.

Кроме журналистики и издательской деятельности, Суворин имел и особую страсть к театру, которая обнаружилась еще во времена юности, во время работы в «Петербургских ведомостях», где среди прочих репортерских заметок он нередко писал и о театре, был знаком со многими петербургскими актерами, дружил с ними. С 1895 года он становится во главе Литературно-художественного общества (Малый театр), как всегда развивает кипучую деятельность, добивается от цензуры разрешения постановки драматических произведений, которые были долгое время под строгим запретом, таких, как «Власть тьмы» Л.Н. Толстого. При этом, как всегда, он не забывает и себя. Ставит на этой сцене свои пьесы — драму «Медея», написанную совместно с В.П. Бурениным, «Татьяну Репину», «Вопрос», ряд водевилей и пятиактную драму «Царь Дмитрий Самозванец и царевна Ксения».

Организационная машина «Нового времени»

Суворин — издатель в первую очередь периодики. Книжная продукция его издательской фирмы служила для поддержания материального положения газет и журналов Суворина, главной из которых являлось «Новое время». Он практически первый предприниматель, поставивший дело издания газеты на капиталистические рельсы. «Суворин был едва ли не единственным в России образцово и первооткрывательски буржуазным газетчиком».

«Новое время» с его громадными ротационными и другими машинами, с его многочисленным контингентом служащих (конторщиков, метранпажей, корректоров и т.д.) и рабочих, с разными учреждениями для них (пенсионная касса, школа и т.д.) есть хорошо устроенная фабрика», — писал Кривенко6.

Суворин создал и возглавил один из первых в России газетно-издательских концернов. Начав выпускать «Новое время» в 1876 г., он в 1882-м основал издательство и наладил книжную торговлю. В издательстве, кроме книг, выходили «Русский календарь» и справочные издания «Весь Петербург», «Вся Москва» и «Вся Россия», публикации которых интересны и полезны и по сей день. Помимо своего основного детища, «Нового времени», А.С. Суворин издавал и финансировал «Земледельческую газету», газеты «Московский телеграф», «XX век», «Русская земля», «Маленькая газета», «Вечернее время», журналы «Исторический вестник», «Русское обо­зрение», «Наборщик и печатный мир», «Конский спорт», «Лукоморье» и др.

Кроме типографии, оснащенной самыми современными машинами, Суворин владел 30 тыс. десятин леса и бумажной фабрикой, что давал после смерти писателя, в годы Первой мировой войны, был прекращен ввоз бумаги из Финляндии, где производилось 80% всего бумажного запаса России, и многие газеты оказались перед проблемой бумажного голода. Суворинское издательство могло обеспечить себя само. Издатель периодики хорошо понимал значение отлаженной системы распространения прессы. В стране с огромными расстояниями и слабо развитой сетью железных дорог это было делом непростым. Почтовые пересылки стоили дорого, на них уходило до 18% подписных денег. Когда на рубеже веков начала распространяться розничная торговля газетами и журналами, ее удалось наладить в основном в столицах, в провинцию печатная продукция доходила плохо. В 1913 г. розничная продажа велась в 409 из 1280 городов России.

Учитывая все это, Суворин создал собственное Агентство по распространению своей печатной продукции. Он купил право продажи издаваемых им газет и книг на железных дорогах страны. В это время в России было 60 железных дорог, на 44 из них была организована продажа книг, газет и журналов в 600 киосках, поставленных на железнодорожных станциях, пристанях и курортах. Эта сторона деятельности Суворина вызвала много недовольства среди других издателей.

Издательство Суворина имело отделения в Москве, Одессе, Харькове, Саратове, Ростове-на-Дону. Такое большое дело трудно было вести одному человеку, поэтому в 1911 г. было учреждено издательское, типографское и книготорговое «Товарищество «Новое время» с основным капиталом в 4 млн. рублей. Среди пайщиков, кроме семьи Сувориных, были А.И. Гучков, Н.Н. Шубинский, С.Г. Морозов, А.А. Столыпин, Н.Л. Барк, а также Волжско-Камский коммерческий банк. Но в делах царил хаос, который усилился после смерти Суворина в 1912 г. Конечно, такое огромное дело не могло функционировать без сбоев и неприятностей. Некоторые сотрудники были замешаны в финансовых спекуляциях, другие входили в правления банков, что в глазах современников было страшным грехом. В 1914 г. бывший сотрудник газеты В. Снесарев выпустил скандальную, «разоблачительную» книгу о беспорядках в издании газеты — «Мираж «Нового времени».

Но при всем своем предпринимательском характере издательское дело Суворина отличалось от появившихся в XX в. издательских фирм, целью которых было получение прибыли и только. Суворин был, наверное, последним в русской журналистике предпринимателем, который в одном лице совмещал три роли — издателя, редактора и автора своей газеты. Е.А. Динерштейн в своей книге сообщает интересные и мало известные сведения о социальной сфере, развитой на предприятиях Суворина. Содержание типографии ему обходилось дороже, чем другим, так как ставки заработной платы у него были выше по сравнению с остальными. Рабочие жили в артельных квартирах, бесплатно пользовались освещением и некоторыми коммунальными услугами, имелись страховая касса, библиотека, аптека с бесплатной выдачей лекарств, свой врач и фельдшер.


Сытин Иван Дмитриевич – крупнейший отечественный издатель

 

Изложение из Инета

Сытин Иван Дмитриевич родился 24 января (по ст. стилю) 1851 г. в с. Гнездниково Солигаличского уезда Костромской губернии. Русский.

Отец – Сытин Дмитрий Герасимович, волостной писарь. Мать – Ольга Александровна Сытина.

Сытин окончил три класса сельской школы. С 12 лет начал работать: продавец с лотка меховыми изделиями на Нижегородской ярмарке, ученик маляра и др.

13 сентября 1866 Сытин приехал в Москву и был определен "мальчиком" в книжную лавку известного московского купца-меховщика П.Н. Шарапова (в меховой торговле вакантных мест не нашлось). Он покорил хозяина редким трудолюбием и сообразительностью.

В 1876 г. женился на купеческой дочке Евдокии Ивановне Соколовой. Получив в приданное 4.000 рублей и заняв у П.Н. Шарапова 3.000 рублей, приобрел литографию для печатания лубочных картинок. 7 декабря 1876 г. Сытин открыл литографическую мастерскую на Воронухиной горе в Дорогомилове. Первый капитал нажил во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг., печатая карты военных действий и батальные картины.

В 1879 г. Сытин покупает собственный дом на Пятницкой и оборудует литографию на новом месте (ныне - Первая образцовая типография).

1 января 1883 г. открыл свою первую книжную лавку на Старой площади, в феврале основал товарищество на вере "И.Д. Сытин и К°" (основной капитал 75.000 руб.). Получил достаточную известность как издатель лубочных картин и книжек, распространяя свой товар через бродячих торговцев-офеней по России.

С 1884 г. Сытин начал работать с Л.Н. Толстым для издательства "Посредник", выпуская дешевые книги для народа. В конце 1884 г. отпечатан первый сытинский "Всеобщий календарь на 1885 год". В 1884 г. Сытин открывает второй книжный магазин на Никольской улице в Москве. В 1889 г. учреждено книгоиздательское Товарищество под фирмой И.Д. Сытина с капталом 110 тысяч рублей. В 1893 г. зарегистрировано "Товарищество Печатания, издательства и книжной торговли И.Д. Сытина" с уставным капиталом 350.000 руб. В 1894 г. - получил звание купца II гильдии.

В 1890-е гг. он превратился в крупнейшего издателя, выпускавшего дешевые и хорошо изданные учебники, детские книги, сочинения классиков, православную литературу, журнал "Вокруг света" (его Сытин купил в 1891 г. и журнал становится излюбленным чтением русского юношества, в качестве литературных приложений журнал печатал классиков мировой литературы М. Рида, Ж. Верна, А. Дюма, В. Гюго, А. Конан-Дойла и др.), газеты "Русское Слово" (с 1895 г., к 1917 г. ее тираж достиг 1 млн. экз. - фантастической цифры для того времени), иллюстрированное приложение к "Русскому слову" журнал Искры". С 1895 года он стал издавать "Библиотеку самообразования". Всего в ней было выпущено 47 книг по истории, философии, экономическим наукам, естествознанию.

В 1904 г. по проекту А.Э. Эриксона на Пятницкой было выстроено большое 4-х этажное здание типографии с современным оборудованием. Во время московской смуты декабря 1905 г. сытинская типография была сожжена после боя солдат русской армии с левыми боевиками, соорудившими баррикаду на Пятницкой. Перед этим бригада печатников под охраной вооруженных боевиков выпустила на оборудовании незаконный тираж газеты "Известия Московского совета рабочих депутатов" - бумага и типографская краска была "позаимствована" у Сытина, разумеется, бесплатно.

В 1911 г. вышло великолепное издание "Великая реформа", посвященное отмене императором Александром II крепостного права. В 1912 г. выходит многотомное юбилейное издание "Отечественная война 1812 года и русское общество. 1812-1912"". В 1913 г. издается великолепнейшее историческое исследование "Три века" (к 300-летию Дома Романовых).

Огромное культурно-просветительное значение имел выпуск Сытиным дешевых изданий собраний сочинений Пушкина, Гоголя, Л. Толстого и др. писателей-классиков. К 1916 году фирмой Сытина было издано 440 учебников и пособий только для начальной школы. А его "Букварь" переиздавался на протяжении тридцати лет.

Также для детей Сытин издавал азбуки, сказки русских и других народов, кроме народных он издавал авторские сказки: Пушкина, Жуковского, братьев Гримм, Ш. Перро и др.; хорошо проиллюстрированные повести, рассказы, сборники стихов. Кроме этого он издавал научно - популярную литературу для детей. Издательство Сытина выпускало целый ряд детских журналов: "Друг детей", "Пчелка", "Мирок".

К 1916 году издавался 21 вид календарей, тираж каждого вида превышал 1 миллион экземпляров.

Сытин издал целый ряд популярных энциклопедий: "Военную энциклопедию" - 18 томов, "Народную энциклопедию научных и прикладных знаний" - 21 том, "Детскую энциклопедию" - 10 томов.

Распространение изданий происходило через сеть собственных книжных магазинов по всей России: в Москве, Петербурге, Киеве, Харькове, Варшаве, Екатеринбурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Иркутске.

Народная школа и учительство составляли предмет его особого внимания, в 1911 году он выстроил на Малой Ордынке, 31 "Учительский дом" с педагогическим музеем, кабинетами, библиотекой, большим зрительным залом.

Свои типографии Сытин оборудовал новейшей техникой, имел школы для подготовки специалистов. При типографии на Пятницкой в 1903 г. была основана школа технического рисования и литографического дела. Особо талантливых мальчиков посылали потом в Московское училище живописи, ваяния и зодчества для получения высшего образования.

К 1914 продукция Сытина составляла четверть книжных изданий России.

Издания, принадлежавшие И.Д. Сытину, либо финансировавшиеся им (в качестве частного лица или через "Товарищество И.Д. Сытина")

· Журналы

o "Вокруг света" (1892-1917), Москва, еженедельный, иллюстрированный. Ред.: Е.Н. Киселев, Е.М. Поливанов, Н.В. Тулупов, В.А. Попов.

o "Заря" (1913-1916), Москва, ежемесячный, иллюстрированный. Ред.: Н.И. Сытин.

o "Для народного учителя" (1907-1916), Москва, 20 номеров в год. Ред.: Н.В. Тулупов, П.М. Шестаков.

o "Друг детей" (1902-1903; 1905-1907), Москва, 2 номера в неделю, иллюстрированный. Ред.: А.В. Мельницкая, Н.В. Тулупов.

o "Пчелка" (1906-1907), Москва, 2 номера в месяц, для детей. Ред.: Н.В. Тулупов.

o "Нужды деревни" (1907), Санкт-Петербург, еженедельный, иллюстрированный. Ред.: А.П. Мутвого.

o "Мирок" (1911-1916), Москва, ежемесячный, для детей. Ред.: В.А. Попов.

o "Нива" (1916), Санкт-Петербург, еженедельный, иллюстрированный.

o "Война с Японией" (1904), Москва, еженедельный, иллюстрированный. Ред.: И.И. Митропольский, И.Д. Сытин.

· Специальные и литературные журналы

o "Просвещение" (1907|, Москва, 2 номера в неделю. Ред.: В.П. Вахтеров и В.Д. Соколов.

o Библиотека "Русского слова" (1913-1914), Москва, еженедельный, литературные серии. Ред.: И.И. Сытин.

o "Вестник книжного, учебного и библиотечного дела" (1907-1911), Москва, 31 номер в год. Ред.: В.А. Попов.

o "Вестник школы" (1914-1916), Санкт-Петербург, еженедельный, для учителей. Ред.: И.В. Скворцов, И.С. Иванов, С.В. Скворцов.

o "Северное сияние" (1909), Москва, ежемесячный, литературный. Ред.: И. Бунин.

o "Голос минувшего" (1913-1916), Москва, ежемесячный. Ред.: С.П. Мельгунов и В.М. Семевский.

· Газеты

o "Книговедение" (1906-1907), Москва, ежедневная. Ред.: В.А. Кожевников.

o "День" (1912), Санкт-Петербург, ежедневная. Ред.: С.П. Скворцов.

o "Дума" (1906), Санкт-Петербург, ежедневная. Ред.: П.Б. Струве, Ф.А. Винберг.

o "Раннее утро" (1916-1917), Москва, ежедневная. "Русская правда" (1906), Москва, ежедневная. Ред.: М.М. Гаккебуш.

o "Русское слово" (1897-1917), Москва, ежедневная. "Воскресный деньв (1901-1916), Москва, еженедельная. Ред.: С.Я. Уваров, С.К. Уварова.

o "Телефон "Русского слова" (август 1904), Ред.: Ф.И. Благов

o "Правда Божия" (1906), Москва, ежедневная. Ред.: Г.С. Петров.

· Иллюстрированные приложения

o "Журнал приключений" (1916), Москва, ежемесячное приложение к журналу "Вокруг света".

o "Модный журнал" (1904 1905), Москва, ежемесячное приложение к журналу "Вокруг света". Ред.: Е.М. Поливанова.

o "Вестник спорта и туризма" (1914), Москва, ежемесячное приложение к журналу "Вокруг света".

o "На суше и на море" (1911-1912; 1914), Москва, ежемесячное приложение к журналу "Вокруг света".

o "Искры" (1901-1917), Москва, еженедельное приложение к газете "Русское слово". Ред.: Е.Н. Киселев, Ф.И. Благов.

o "Мировая война в рассказах и иллюстрациях" (1915), Москва, ежемесячное приложение к журналу "Вокруг света".

В 1917 большевиками были национализированы сытинские типографии, закрыты газеты (в частности, "Русское слово" было закрыто за резкое принципиальное осуждение захвата власти в Петрограде). В апреле 1918 г. Сытина без суда был ненадолго заключен в тюрьму.

Сытину пришлось работать консультантом Госиздата, новая власть использовала его мировой авторитет для приобретения оборудования, материалов и новых технологий. Большевики продолжали печатать книги под маркой издательства Сытина (прежде всего, брошюры с коммунистической пропагандой).

После перехода к нэпу возродил лишь малую часть былого издательского гиганта ("Книжное товарищество 1922 года"), которая смогла просуществовать до 1924.

С 1927 г., лишенный дела всей своей жизни, Сытин жил на персональную советскую пенсию (250 руб.).

Награды:

  • бронзовая медаль Всероссийской промышленной выставки (1882 г.);
  • золотая медаль Всероссийской выставки печати (1895 г.).

В 1916 г. к 50-летию Сытина был выпущен литературно-художественный сборник "Полвека для книги (1866-1916 гг.) ", объем его составил 600 страниц.

Умер в 23 ноября 1934 г. в Москве. Похоронен на Введенском (Немецком) кладбище, на могиле установлен памятник с барельефом (скульптор Ю.С. Динес, арх.М. М. Волков).

 

Изложение из учебника Махониной

Капиталистическим предприятием было издательство И.Д. СЫТИНА, но, в отличие от Проппера, Сытин имел репутацию просветителя, издававшего книги русских писателей и книги для народа. Этой славе способствовало происхождение Сытина — крестьянский сын, он начал свою трудовую деятельность «мальчиком» в лавке купца Шарапова. С артелью офеней — торговцев лубочной литературой для народа он исходил многие губернии юга России. Симпатии русского общества вызывал и факт близости Сытина к издательству «Посредник», существовавшему под эгидой Л.Н. Толстого. Основным делом И.Д. Сытина было его книжное издательство, где печатались произведения русских писателей, книги для народа, которыми торговали на ярмарках, календари. Став на йоги как издатель, Сытин начал заниматься и периодикой. Первым и самым любимым для издателя был журнал «Вокруг света», долгое время остававшийся в его личной собственности. Наибольшую известность ему и его издательству принесла газета «Русское слово», о которой уже было подробно рассказано. Сытинскому издательству принадлежали также журналы «Вестник спорта и туризма», «Вестник школы», «Для народного учителя», «Заря», «Мирок», «Модный журнал», «Нужды деревни», «Пчелка», «Искры» и т.д., — часть из них была приложением к «Русскому слову». Кроме журналов, издательство принимало участие в выпуске газет «Дума», «Русская правда», «Правда Божия» и др. В последние годы перед революцией фирма Сытина имела в Москве газеты «Раннее утро» и «Вечерние известия». В 1916 г. Сытин купил издательство А.Ф. Маркса с самым распространенным в стране журналом «Нива». Фирма Сытина имела книжные магазины и отделения в Петербурге, Варшаве, Екатеринбурге, Иркутске, Киеве, Ростове-на-Дону, Одессе, Самаре, Саратове и на Нижегородской ярмарке.


ДОРОШЕВИЧ Влас Михайлович [1864—1920] — один из виднейших фельетонистов дореволюционной печати. Работу в газетах начал, еще будучи учеником московской гимназии. Был репортером "Московского листка", "Петербургской газеты", писал юмористические статейки в "Будильнике". Известность его началась со времени работы в 90-х годах в одесских газетах. Д. обратил на себя внимание остроумными, хлесткими фельетонами на местные темы. Внешней особенностью его статей была "короткая строчка". Он ввел в дореволюционную печать стиль короткой, не знающей дополнительных предложений, афористической фразы. Нападая на провинциальные власти, Д. никогда не поднимался выше умеренного либерализма, в политике всегда был обывателем. Хлесткая фраза составила ему репутацию смелого обличителя провинциальных нравов, власти смотрели на него как на опасного публициста.

В 1897 Д. предпринял путешествие на Восток. Очерки Сахалина впервые открыли перед читателем картину каторжных тюрем на этом острове. Но наблюдения Д. были поверхностны, и книга, нашумевшая во время своего появления (и



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: