Для этого используются все средства проводной, радио-




УТВЕРЖДена

На заседании учебно-методического совета кафедры

________________________

 

«___»______________201_г

 

 

Тема № 10

Силы и средства единой государственной си­стемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных си­туаций и гражданской обороны

Преподаватель

Непочатов В.К.,

профессор МОИУП

 

ИВАНТЕЕВКА

 

Тема 10.

Силы и средства единой государственной си­стемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных си­туаций и гражданской обороны

 

Основные вопросы

Силы и средства РСЧС.

2.Финансирование и материальное обес­печение деятельности РСЧС.

Литература

Основная литература

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— 8-е издание, стереотипное — М.: Высшая школа, 2009. — 616 с.: ил.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов (под ред. Арустамова Э.А.) Изд.12-е, перераб., доп. – М.: Дашков и К, 2007.- 420 с.

 

Дополнительная литература

1. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/С.В.Белов, В.А.Девисилов, А.Ф.Козьяков и др. Под общ. ред. С.В.Белова.- 6-е издание, стереотипное - М.: Высшая школа, 2008.- 423 с.

2. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда: Учебное пособие для вузов / П.П.Кукин, В.Л.Лапин, Н.Л. Пономарев. - Изд. 4-е, перераб. – М.: Высшая школа, 2007. – 335 с.: ил.

3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Занько Н.Г, Малаян К.Р., Русак О. Н. - 12 издание, пер. и доп. – СПб.: Лань, 2008. – 672 с.: ил.

4. Б.С. Мастрюков Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. Учебник для вузов / Б.С. Мастрюков.- М.: Академия, 2009. – 320 с.: ил.

5. Б.С. Мастрюков Безопасность в чрезвычайных ситуациях. – Изд. 5-е, перераб.- М.: Академия, 2008.- 334 с.: ил.

6. Сборник №3. Библиотечка журнала "Военные знания". М:, 1998. 47 с. С. 3-9.

7. «Гражданская защита», 1999, №8, С 13-16

8. В А Владимиров Современная война и гражданская оборона

 

  1. Силы и средства РСЧС

Федеральный закон «О гражданской обороне» в статьях 14 и 15 установил:

- для выполнения мероприятий по гражданской обороне со­здаются федеральные, республиканские, краевые, областные, автономные области и автономные округа, районные и город­ские службы гражданской обороны, а также службы граждан­ской обороны организаций;

- силы гражданской обороны - воинские формирования, спе­циально предназначенные для решения задач в области граж­данской обороны, организационно оформленные в Войска гражданской обороны, а также гражданские организации граж­данской обороны.

Силы и средства воинских формирований и гражданских ор­ганизаций гражданской обороны и составляют силы и средства РСЧС.

Постановлением правительства РФ от 3 августа 1996г. № 924 «О силах и средствах единой государственной системы преду­преждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» к силам и средствам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций отнесены:

 

а) Силы и средства наблюдения и контроля в составе'.

- служб (учреждений) и организаций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдение и кон­троль за состоянием окружающей природной среды, за обста­новкой на потенциально опасных объектах и прилегающим к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения.

Наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды на всей территории РФ осуществляет служба России по гидромете­орологии и мониторингу окружающей среды.

Она ведет контроль:

- за р/а загрязнением - путем измерения мощности дозы гам­ма-излучения - в 1394 пунктах;

- за выпадением и концентрацией радиоактивных аэрозолей в приземном слое - более 500 пунктов;

- за содержанием трития и стронция-90 в пробах атмосфер­ных осадков, морских и пресных вод - 102 пункта;

- за химическим заражением - в 325 городах России + 661 пункт контроля загрязнения воздуха, за концентрацией ОВ на 1326 водных объектах и на 603 станциях контроля морских вод;

- за химическим составом осадков - в 239 пунктах, снежного покрова и в 586 пунктах контроля за загрязненностью почв и т.д.

Ведется контроль за чистотой сырья и готовой продукции. Его осуществляют Госкомсанэпиднадзор, Минсельхозпрод, Рос-комрыболовства, имеющие сотни лабораторий и постов.

Ведется наблюдение за природными явлениями и процесса­ми - сейсмологическими, геологическими, геофизическими и т.п. с использованием различных систем, в том числе располо­женных на спутниках.

Так Российский научно-исследовательский институт косми­ческого приборостроения разработал комплекс контроля обста­новки и раннего обнаружения аварий. Он будет осуществлять экологический контроль и «засекать» аварийные выбросы в ат­мосферу опасных веществ. Уже создана опытная установка. Этот проект выиграл конкурс Европейской Экономической комис­сии.»

Не менее важным является контроль за опасными процесса­ми в техносфере, он осуществляется с помощью систем аварий­ного контроля промышленных объектов.По оценке МЧС обес­печенность системами аварийного контроля потенциально опас­ных объектов промышленности по России составляет: - 79,3%, гидродинамически опасных - 53%, пожаро- и взрывоопасных -78,5%, магистральных трубопроводов в зонах угрозы жизни и здоровью людей - 72,3%. Что явно недостаточно. И это опреде­ляет возрастающее значение деятельности сотрудников предпри­ятий -»киповцев», т.е людей, занимающихся контрольно-изме­рительной аппаратурой и автоматикой и необходимость выделения нужных средств..

Основные данные по контролю за обстановкой поступают в органы управления РСЧС федерального, регионального, терри­ториального, местного и объектового уровней управления и их рабочие органы (МЧС, региональные центры, штабы по делам ГО и ЧС), которые оценивают и принимают решение на прове­дение защитных мероприятий, оповещают население об опасно­сти и информируют его о порядке действий. С целью обеспече­ния оперативности управления в ЧС создается автоматизирован­ная информационно-управляющая система РСЧС (АИУС РСЧС). Она обеспечивает поступление информации от объектов до центра управления МЧС в кризисных ситуациях.

Оповещение органов управления и населения о характере и масштабах угрозы, а также о поведении в создавшейся обстанов­ке осуществляется с использованием федеральных, территори­альных и локальных систем оповещения. Все эти системы нахо­дятся в стадии создания.

Так территориальные системы за 5 минут способны опове­стить территорию, на которой проживает 82% городского и 54% сельского населения. А в зонах опасного радиоактивного загрязнения, катастрофического затопления, химического за­ражения создана лишь 301 локальная система оповещения, что составляет 9% от требуемого количества (данные за 1995г.).

Очевидна необходимость поддержки заявок штаба ГОЧС пред­приятия по поддержанию в готовности системы оповещения.

б) силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе:

- военизированных и невоенизированных противопожар­ных, поисковых, аварийно-спасательных, аварийно-восстано­вительных, восстановительных и аварийно-технических фор­мирований федеральных органов исполнительной власти;

- формирований и учреждений Всероссийской службы ме­дицины катастроф;

- формирований ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;

- военизированных служб по активному воздействию на ги­дрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

- формирований гражданской обороны Российской Федера­ции территориального, местного и объектового уровней;

- специально подготовленных сил и средств Войск граждан­ской обороны Российской Федерации, других войск и воин­ских формирований, предназначенных для ликвидации чрезвычаиных ситуаций;

- аварийно-технических центров Министерства Российской Федерации по атомной энергии;

- служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;

- восстановительных и пожарных поездов Министерства пу­тей сообщения Российской Федерации;

- аварийно-спасательных служб и формирований Федераль­ной службы морского флота России (включая Государственный морской спасательно-координационный центр и спасательно-координационные центры), Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.

Указанное выше постановление утвердило Перечень сил по­стоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоя­нии постоянной готовности.

В перечень сил включены: МЧС России:

- Центр управления в кризисных ситуациях (орган повсед­невного оперативного управления силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС) в г. Москве;

- Центральный аэромобильный спасательный отряд в г. Жу­ковском Московской области;

- Поисково-спасательные службы;

- Центр специального назначения в г. Москве;

- Сводные мобильные отряды соединений и воинских частей Войск гражданской обороны РФ;

- Отдельные вертолетные отряды в Центральном, Уральском, Восточно-Сибирском, Дальневосточном региональных центрах; Минатом России:

- Департамент безопасности, экологии и чрезвычайных си­туаций (орган управления аварийно-спасательными формирова­ниями отрасли) в г. Москве;

- Аварийно-технические центры с базами дислокации в г.г. Санкт-Петербурге, Нововоронеже Воронежской области, Сне-жинске Челябинской области, Северске Томской области, Capoве Нижегородской области;

- Аварийно-спасательная служба концерна «Росэнергоатом»;

- Газоспасательная станция в г. Кирово-Чепецке Кировской области;

- Отдельная военизированная аварийно-спасательная часть в пос. Малышева Свердловской области;

- Отдельный военизированный горноспасательный отряд в г. Краснокамске Читинской области; МВД России:

- Региональные специализированные отряды по тушению крупных пожаров Государственной противопожарной службы в г.г. Реутове Московской области, Хабаровске, Екатеринбурге, Петропавловске-Камчатском, Новосибирске, в пос. Кулешовка Ростовской области;

Минприроды России:

- Главное управление Государственной инспекции по мало­мерным судам (орган управления территориальными инспекци­ями по маломерным судам) в г. Москве;

Минсельхозпрод России;

Ветеринарная служба:

- Департамент ветеринарии (с республиканским эпизоотиче­ским отрядом) в г. Москве;

- Республиканская научно-производственная ветеринарная радиологическая лаборатория в г. Москве;

- Республиканская научно-производственная ветеринарная лаборатория в г. Москве;

- Республиканский эпизоотический отряд при Московской городской ветеринарной лаборатории;

- Республиканская ветеринарная экспедиция по борьбе с осо­бо опасными болезнями в г. Москве;

- Республиканская экспедиция по борьбе с особо опасными болезнями в г. Омске;

Служба защиты растений:

- Главное управление химизации и зашиты растений (орган управления территориальными службами защиты растений) в г. Москве;

- Российская республиканская станция зашиты растений в г. Раменское Московской области;

- Российская республиканская лаборатория диагностики и прогнозов развития и распространения вредителей и болезней в г. Москве;

- Всероссийский научно-исследовательский институт защиты растений в г. Рамонь Воронежской области;

Служба предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах отрасли:

- Главное управление по ликвидации последствий радиаци­онных аварий, гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и охране природы в г. Москве;

- Российский научно-технический центр по чрезвычайным ситуациям в агропромышленном комплексе в г. Москве; Служба по карантину растений:

- Государственная инспекция по карантину растений Рос­сийской Федерации (орган управления территориальными го­сударственными инспекциями по карантину растений) в г. Москве;

- Служба резервов продовольственных и кормовых ресурсов;

- Департамент пищевой и перерабатывающей промышленно­сти в г. Москве; Минстрой России:

- Управление горного надзора и военизированных горноспа­сательных частей (орган управления военизированными горно­спасательными частями отрасли) в г. Москве;

Минтопэнерго России:

- Департамент по экологии и промышленной безопасности открытого акционерного общества «Нефтяная компания «Роснефть» (орган управления противофонтанными военизирован­ными частями нефтяной отрасли) в г. Москве;

- Центральный штаб военизированных горноспасательных частей угольной промышленности в г. Москве;

- Фирма «Газобезопасность» (орган управления военизиро­ванными частями по предупреждению возникновения и ликви­дации открытых газовых и нефтяных фонтанов, обслуживающи­ми предприятия Российского акционерного общества «Газ­пром») в г. Москве;

Минтранс России:

- Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации ФАС России в г. Москве (с вхо­дящими в нее аварийно-спасательными формированиями реги­ональных управлений воздушным транспортом;

- Главное управление Государственной морской аварийно-спасательной специализированной службы Российской Федера­ции и Государственный морской спасательно-координационный центр Росморфлота в г. Москве;

- Государственное учреждение «Подводречсторй» Росречфлота в г. Москве (с входящими в него судоподъемными группами в регионах России;

МПС России:

- Управление военизированной охраны (орган управления силами и средствами пожарных подразделений) в г. Москве;

- Главное управление по безопасности движения и экологии (орган управления силами и средствами восстановительных по­ездов) в г. Москве;

Госкомсанэпиднадзор России:

- Управление государственной санитарно-эпидемиологичес-кой службы Российской Федерации (орган управления террито­риальными санитарно-эпидемиологическими формированиями) в г. Москве;

Росгидромет:

- Гидрометеорологический научно-исследовательский центр Российской Федерации в г. Москве;

- Научно-производственное объединение «Тайфун» в г. Обнинске Калужской области; Роскомметаллургия:

- Специализированное производственное объединение по обеспечению противоаварийной защиты предприятий «Металлургбезопасность» (орган управления военизированными горно­спасательными частями металлургической промышленности) в г. Москве;

Роскомхимнефтепром:

- Аварийно-спасательная служба акционерного общества «Агрохиминвест» в составе штаба спецподразделений фирмы «Агрохимбезопасность» в г. Москве, Березниковского отдельного военизированного горноспасательного отряда в г. Березники Пермской области. Кировского отдельного военизированного горноспасательного отряда в г. Кировске Мурманской области, Тольяттинского военизированного специального отряда быстро­го реагирования в г. Тольятти Самарской области, Новомосков­ского военизированного газоспасательного отряда акционерной компании «Азот» в г. Новомосковске Тульской области;

Рослесхоз:

- Центральная база авиационной охраны лесов «Авиалесохрана» в г. Пушкино Московской области;

Всероссийская служба медицины катастроф:

- Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» (с вхо­дящими в него формированиями и учреждениями) Минздрав-медпрома России в г. Москве;

- Подразделения постоянной готовности медицинских фор­мирований и учреждений, клинических и научных баз централь­ного подчинения Минздравмедпрома России, Минобороны России, МВД России, МПС России, Госкомсанэпиднадзора России, других федеральных органов исполнительной власти, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанно­стями в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвы­чайных ситуаций.

Постановление Правительства РФ №924 от 3 августа 1996 г. рекомендовало органам исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации утвердить на своем уровне перечни сил и средств постоянной готовности территориальных подсистем РСЧС.

Силы постоянной готовности, входящие в различные минис­терства и ведомства, могут быть привлечены к действиям по единому сигналу из центра управления в кризисных ситуациях МЧС России.

Для оперативного руководства силами и средствами установ­лены единые режимы функционирования РСЧС на всех уров­нях:

1. Резким повседневной деятельности - функционирование си­стемы в мирное время при нормальной производственно-про­мышленной, радиационной, химической, биологической (бакте­риологической), сейсмической и гидрометеорологической об­становке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии и эпифитотий.

2. Резким повышенной готовности - функционирование систе­мы при ухудшении производственно-промышленной, химичес­кой, биологической (бактериологической), сейсмической и гид­рометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС.

3. Режим чрезвычайной ситуации - функционирование систе­мы при возникновении ЧС на протяжении всего времени ее ликвидации.

В интересах более четкого и продуманного принятия мер по предупреждению ЧС и минимально возможного снижения по­терь людей и экономического ущерба в РСЧС внедрена прак­тика планирования действий в различных режимах: при по­вседневной готовности составляются планы на установленные сроки, а при повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации по вариантам действий в зависимости от вида и мас­штаба Ч С.

Такое планирование проводится на всех уровнях РСЧС. Со­ставляются федеральный план действий, региональные планы взаимодействия субъектов РФ, планы действий субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий и организаций.

В соответствии с п. 5 Статьи 11 ФЗ «О гражданской обороне» начальники гражданской обороны в пределах своих полномочий и в установленном порядке имеют право

- вводить в действие соответствующие планы гражданской обороны,

- принимать решения об эвакуации населения, материальных и культурных ценностей,

- издавать приказы по вопросам гражданской обороны, кото­рые обязательны для исполнения всеми гражданскими и долж­ностными лицами

Руководители органов управления гражданской обороны ад­министративно-территориальных образований, ведомственных структур и объектов, т е начальники управлений, штабов, отде­лов ГОЧС имеют право от имени начальников ГО отдавать рас­поряжения по вопросам гражданской обороны, обязательные для исполнения подчиненными начальнику ГО должностными лицами, органами управления, формированиями а также граж­данами О наиболее важных распоряжениях, отданных по своей инициативе, руководитель органа управления ГОЧС докладыва­ет начальнику гражданской обороны

Созданная в 1995 г единая государственная система преду­преждения и ликвидации ЧС, по оценке экспертов, позволяет ежегодно предупредить гибель 800-1000 человек, а предотвра­щенный экономике ущерб составляет более 700 млн рублей

Это достигнуто за счет объединения сил и средств различных ведомств, территории и объектов в единую систему, что позво­ляет при возникновении ЧС оперативно сосредоточить под еди­ным руководством необходимое количество техники и специа­листов и грамотно их использовать

Пример Успешно были применены силы и средства РСЧС в г Томске 17 07 97г в 5 50 на спящих курсантов-третьекурсников Томского училища связи обрушились чердачные перекрытия, насквозь проломив второй и третий этажи. В ка­зарме находилось 150 человек, под завалами оказались 50 из них погибло 12 человек.

Оперативный дежурный штаба ГО ЧС области получил ин­формацию в 6 00 от станции скорой помощи, в течение 40 ми нут оповестил должностных лиц, все заинтересованные ведомст­ва и службы, но при этом лишь в 6 45 оповестил оперативного дежурного регионального центра МЧС, поскольку тот оказался предпоследним в списке 14-ти первоочередных абонентов, а ведь именно в региональном центре должны были опера­тивно принимать ре­шение на привлече­ние дополнительных спасательных сил и средств региона

В остальном уп­рекнуть в чем-то ор­ганы управления ГО ЧС и спасателей нельзя, так началь­ник местного центра Медицины катаст­роф Н Кулеш при­влек оперативную группу центра, че­тыре травматологи­ческих отделения в лечебных учрежде­ниях Томска, воен­ный госпиталь, об­ластную клиничес­кую больницу, городскую больницу, клинику медицинского университета, областное бюро судмедэкспертизы. Врачи под­готовили к работе 20 аппаратов искусственная почка, плазму крови, городскую станцию переливания крови.

К томичам обратились по радио с просьбой сдать кровь. Пришло несколько сотен тысяч человек помочь пострадав­шим Многие не уходили по 3-4 часа в ожидании своей оче­реди Сотрудники станции срочно развернули еще одну опе­рационную.

Ошибка с оповещением, естественно, снизила возможности спасения людей. В очаге ЧС в первое время действовали лишь медики и городские спасательные формирования, подразделе­ния служб охраны общественного порядка и энергетики

С 11 часов стали прибывать спасатели из Новосибирска, Барнаула, Кемерово Вместе с ними прилетел и начальник регионального центра генерал-майор М Романенко По пла­ну взаимодействия на вертолете прибыла оперативная группа Восточно-Сибирского регионального центра с 15 спасателями из поисково-спасательного отряда.

В целях более оперативного и эффективного ведения работ генерал-майор Романенко произвел перегруппировку и расста­новку формирований по участкам и направлениям. Каждая группа спасателей стала работать строго на своих участках.

Во второй половине дня в Томск прибыла оперативная группа МЧС России во главе с С. Шойгу. Следом за ним при­летели спасатели Центроспаса и Центра по проведению спаса­тельных операций особого риска («Лидер») - всего 52 человека и 3 единицы техники. С этого момента обследование завалов стали проводить с помощью специально обученных собак, ко­торые помогали определять места нахождения под завалами пострадавших. После этого работу по их извлечению продол­жали только спасатели ЦАМО и «Лидера», как наиболее под­готовленные в своем деле специалисты.

Темпы спасательных работ: к 7.00 извлекли из-под завалов 3-х курсантов, к 8.00 - еще 20, в течение последующего часа -9 пострадавших...

Всю работу закончили засветло.

На больничных и госпитальных койках оказалось 54 военно­служащих с повреждениями различной степени тяжести.

В спасательных и неотложных работах на I этапе участвовало 672 человек и 54 единицы техники. К завершению операции группировка сил и средств в зоне ЧС насчитывала 1109 чел и 79 единиц техники."

Это лишь один из примеров, свидетельствующих о том, что РСЧС становится силой быстрого реагирования.

2. Финансирование и материальное обеспечение деятельности РСЧС

Финансирование и материальное обеспечение ликвидации чрезвычайных ситуаций производится в порядке, установленном в Ст. 2 «Положения о единой государственной системе преду­преждения и ликвидации ЧС» (см. пост. Правительства РФ от 5 ноября 1995 г., № 1113).

С этой целью создаются:

- резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации и последствий стихийных бедствий а также запасы материальных ресурсов для проведения первоочередных работ при ликвидации ЧС, накапливаемые в со­ставе государственного материального резерва, - за счет средств федерального бюджета;

- ведомственный резерв финансовых и материальных ресур­сов - за счет средств федерального органа исполнительной вла­сти (т.е. министерства, госкомитета, службы РФ);

- резерв финансовых и материальных ресурсов субъекта РФ -за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации;

- местный резерв финансовых и материальных ресурсов орга­на местного самоуправления - за счет средств местного бюджета;

- объектовый резерв финансовых и материальных ресурсов -за счет собственных средств организации;

Номенклатура и объемы резервов финансовых и материаль­ных ресурсов определяются органом, их создающим.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997г. №567 Минфин России обеспечивает поддержание на текущем бюджетном счете МЧС России оперативного резерва на уровне 0,1% от установленного в федеральном бюджете размера резервного фонда Правительства РФ на ликвидацию аварий, ка­тастроф и стихийных бедствий. МЧС России разрешается аван­сировать финансовые средства на эти цели при обязательном ежемесячном представлении в Правительство информации о поступлении указанных средств и их целевом использовании.

Средства на ликвидацию ЧС из резервного фонда Правитель­ства РФ выделяются при возникновении федеральных и регио­нальных чрезвычайных ситуаций, а в отдельных случаях и мест­ных, если для их ликвидации средств местных бюджетов недо­статочно. Потребность в дополнительных денежных ресурсах определяется органами исполнительной власти субъектов рос­сийской Федерации с обязательным участием представителя МЧС России. При подтверждении необходимости в них пред­ставляется соответствующая заявка в Правительство.

По поручению правительства РФ МЧС, министерства финан­сов и экономики РФ с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной вла­сти субъектов Российской Федерации рассматривают вопрос об оказании финансовой помощи из резервного фонда и вносят предложения в установленном порядке. В случае непредставле­ния в месячный срок документов, обосновывающих размер финансовой помощи, вопрос о выделении средств из резервного фонда не рассматривается.

Средства, выделяемые из резервного фонда Правительства РФ на ликвидацию ЧС и перечисляемые Министерством по чрезвычайным ситуациям региональным центрам МЧС России, могут расходоваться только на определенные цели:

- проведение поисковых, аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ по устранению не­посредственной опасности для жизни и здоровья людей на объек­тах жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы и др;

- закупка, доставка и кратковременное хранение материаль­ных ресурсов для первоочередного жизнеобеспечения постра­давшего населения;

- оказание единовременной помощи пострадавшему населе­нию - погашение государственных жилищных сертификатов;

- развертывание и содержание временных пунктов прожива­ния и питания пострадавших граждан в течение необходимого срока, но не более месяца;

- возмещение расходов, связанных с командированием со­трудников министерств, ведомств и организаций, привлекаемых МЧС России для проведения мероприятий по ликвидации чрез­вычайных ситуаций.

Финансирование последующих мероприятий по восстановле­нию объектов экономики и территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, осуществляется за счет собствен­ных средств организаций, средств соответствующих бюджетов и других источников, а в необходимых случаях - за счет государ­ственных инвестиций, предусматриваемых в установленном по­рядке в федеральном бюджете.

Единовременная помощь пострадавшему населению за счет средств резервного фонда Правительства РФ оказывается через отделения Сберегательного банка РФ из расчета не более 10 ус­тановленных минимальных размеров оплаты труда на одного че­ловека.

До выхода решения Правительства и начала финансирования Минфином указанных мероприятий в исключительных случаях по решению МЧС России деньги могут быть выделены из оперативного резерва Министерства на мероприятия первооче­редного жизнеобеспечения пострадавшего населения в счет средств, которые должны быть выделены Правительством.

С использованием резервных средств Правительства предусмотрено обеспечение жильем граждан, лишившихся крова вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок получения уста­новлен постановлением Правительства РФ от 9.10.95г. №982 «Об утверждении порядка выпуска и погашения государствен­ных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, ли­шившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и сти­хийных бедствий».1) Срок предъявления сертификата для полу­чения жилья устанавливается в течение года с даты его выдачи. В случае нарушения срока предъявления он подлежит аннулиро­ванию, о чем производится запись в реестре государственных жилищных сертификатов. Министерство финансов имеет право продлить срок предъявления сертификата для получения жилья.

Компенсация органу исполнительной власти субъекта РФ стоимости общей площади жилья, предоставляемой владельцу сертификата, осуществляется Минфином РФ на основании дан­ных о размере и стоимости предоставленного жилья в соответ­ствии с установленным порядком.

Орган исполнительной власти субъекта РФ в течение пяти рабочих дней с момента предъявления сертификата делает за­прос в Минфин или уполномоченному финансовому органу о правомочности владельца сертификата. Минфин или финансо­вый орган обязаны дать ответ в течение пяти дней с момента по­лучения запроса.

В случае получения подтверждения орган исполнительной власти субъекта РФ в срок не более трех месяцев со дня получе­ния им сертификата выделяет его владельцу общую площадь жи­лья из имеющегося в его распоряжении муниципального жилья.

В 1997г. Правительством Российской Федерации была оказа­на финансовая помощь территориям, пострадавшим от чрезвы­чайных ситуаций в 1995-1996 гг.,а также части территорий, по­страдавших в 1997г. на общую сумму 860 млдр руб.2)

В качестве дополнительного источника финансирования ме­роприятий РСЧС может быть использована чрезвычайная стра­ховая компания, созданная в июле 1995г. Ее назначение - стра­хование и перестрахование рисков ЧС, государственное обяза­тельное страхование военнослужащих Войск гражданской обо­роны, спасателей, другого персонала, участвовавшего в ликвида­ции ЧС, а также грузов и имущества.

Резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС - это запа­сы аварийно-спасательной техники, инструмента, продовольст­вия и пищевого сырья, медицинского имущества и медикамен­тов, транспортных средств, строительной техники и материалов, топлива, средств индивидуальной защиты, иных ресурсов, необ­ходимых для проведения аварийно-спасательных и других неот­ложных работ, а также первоочередного жизнеобеспечения на­селения, пострадавшего в ЧС.

Создаются такие резервы на всех уровнях РСЧС.

Постановлением Правительства РФ от 10.11.96г. №1340 ут­вержден «Порядок создания и использования материальных ре­сурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера».

В практике необходимо учитывать то обстоятельство, что нормативно-правовые документы РСЧС продолжают разрабаты­ваться и корректироваться.

Так 12.02.98г. вступил в силу федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О государственном материаль­ном резерве», который, в частности, внес такие изменения:

- земельные участки, на которых расположены государствен­ные резервы, и участки недр, которые используются для хране­ния государственного резерва, являются федеральной собствен­ностью и не могут быть использованы в качестве залога;

- государственный резерв не подлежит приватизации;

- органы исполнительной власти субъектов РФ, местного са­моуправления и общественные организации не вправе вмеши­ваться в деятельность организаций по формированию, хранению и обследованию запасов государственного резерва.

По вопросам финансирования, создания и использования материально-технических ресурсов подробнее смотрите публи­кацию Н. Локтионова в журнале «Гражданская защита», 1997г. №9, с.66-70 и федеральный закон «О государственном террито­риальном резерве».

Оповестить – значить спасти

Население, предупредить его о стихийном бедствии, передать информацию о случившейся аварии или катастрофе или же сообщить о возможных поражающих факторах при применении ОМП в условиях военного времени.

Для этого используются все средства проводной, радио-

и телевизионной связи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: