Особенности развития зрительного восприятия детей с нарушениями слуха.




Большое значение для компенсации нарушений слуха приоб­ретает зрительное восприятие. Развитие зрительного восприятия сле­дует рассматривать в соответствии с этапами его формирования в детском возрасте.

Как показало исследование К.И.Вересотской, у детей с нарушениями слуха наблюдается замедленное по сравнению со слы­шащими сверстниками узнавание предметов. Так, глухим и слы­шащим детям младшего школьного возраста показывали изобра­жения хорошо знакомых предметов на короткие промежутки вре­мени (от 22 до 7 с). Это позволило выявить, какое время необходи­мо детям для узнавания предметов. У глухих детей восприятие и узнавание протекало более медленно, чем у слышащих сверстни­ков. Им требовалось больше времени для того, чтобы выделить информативные признаки предмета. Еще большие трудности у них возникали при необходимости узнавания знакомых предметов — геометрических фигур, разрозненных элементов (групп точек и ли­ний) в перевернутом на 180° положении. По мнению исследовате­лей, это связано с менее подробным анализированием и синтези­рованием предметов в прошлом опыте, с замедленным формиро­ванием у глухих детей произвольности процесса восприятия.

Выделение и различение форм предметов облегчается благода­ря овладению соответствующими обозначениями и применению их на практике. Исследование А. И. Дьячкова продемонстрировало большую роль речи в развитии восприятия форм предметов. Оказа­лось, что 7 —8-летние дети, не владевшие жестовыми обозначе­ниями форм предметов, плохо различали их по этому признаку. Дети, владевшие жестовыми обозначениями, подбирали предме­ты в 2—3 раза точнее. При этом степень различения форм прямо зависела от степени знания жестовых обозначений. Еще меньше трудностей в различении форм отмечено у детей, с раннего дет­ства находившихся в условиях специального обучения и овладева­ющих словесной речью.

По данным А. А. Венгер и А. Л. Венгера, уже глухие дошкольни­ки оказываются в состоянии различать многие предметы по фор­ме. Это свидетельствует о компенсаторных возможностях разви­тия восприятия у детей с нарушениями слуха, в частности о воз­можности формирования у них такого свойства восприятия, как осмысленность.

Зрительное восприятие формы предметов складывается в прак­тической предметно-манипулятивной деятельности детей при од­новременном овладении соответствующими обозначениями. У глу­хих детей дошкольного возраста появляются целостные образы пред­метов, что дает им возможность справляться со складыванием раз­резных картинок из 2—5 частей. Способность складывать разрез­ную картинку указывает на наличие анализа и синтеза в процессе зрительного восприятия. По данным А. А. Венгер, Г. Л. Выгодской и Э.И. Леонгард, половине детей 4-го года жизни удается сло­жить картинку из двух-трех частей, из пяти частей — половине детей старше шести лет. Таким образом, более сложные процессы, требующие не только наличия зрительного образа, но и способно­сти синтезировать целое, формируются у детей с нарушениями слуха медленнее, им труднее дается единый аналитико-синтетический процесс, а неполнота анализа часто приводит к неверному объединению элементов.(речь идет о необученных или в значительной мере недостаточно обученных детях)

Для точного восприятия формы предмета важно выделять его контур. Умение узнавать предмет по контуру формируется посте­пенно, так как требует определенного уровня развития анализа и абстракции. При исследовании узнавания глухими детьми контур­ных плоских изображений хорошо знакомых предметов оказалось, что у глухих детей такое умение формируется позднее, чем у слы­шащих сверстников (А. П. Гозова). Так, в младшем школьном возрас­те слышащие дети не узнавали третью часть предъявленных пред­метов, глухие — более половины. В процессе дальнейшего обуче­ния это умение у всех детей значительно совершенствовалось, при­чем у глухих более интенсивно, так что к 14—15 годам по разви­тию этого умения они приближались к слышащим сверстникам.

Особенности развития осмысленности восприятия отчетливо проявляются при анализе восприятия изображений, картин. На картине всегда изображена какая-то часть действительности. Под­бирая картинки, показывая их детям разного возраста, мы полу­чаем возможность судить о тех ступенях, через которые ребенок проходит в восприятии действительности. Восприятие изображе­ний у слышащих детей формируется постепенно, при постоянном речевом общении со взрослыми, в то время как у глухих речевое общение нарушено и обеднено. Как показало исследование Н.В. Яшковой, при восприятии изображений глухие дети испытывают затруднения в восприятии и понимании перспективных изображений, пространственно-временных отношений между изображенными предметами; у них возникают трудности в восприятии предметов в движении, в не­обычном ракурсе, при восприятии контурных изображений; дети не узнают предмет, если он частично закрыт другим.

Для ребенка с нарушением слуха зрительное восприятие — это и главный источник представлений об окружающем мире, и ка­нал, обеспечивающий возможности общения с другими людьми, восприятия обращенной к нему речи. В процессе обучения и воспи­тания у этих детей совершенствуется тонкость и дифференцированность зрительного восприятия, в том числе мимики, движений губ, лица и жестов партнеров по общению, изменений положения пальцев при дактилировании.

Таким образом, зрительное восприятие детей с недостатками слуха развивается по тем же законам, что и восприятие слыша­щих, но специфика нарушения приводит к несвоевременному формированию межфункциональных взаимодействий (между вос­приятием и речью), а это, в свою очередь, отрицательно влияет на развитие одного из самых сложных свойств восприятия — осмыс­ленности. Аналогичные нарушения можно обнаружить при анали­зе других видов восприятий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: