В каждом задании может быть 1,2 и более правильных ответов.




Дидактические единицы, обязательные для освоения

Орфография

1.1. Правописание безударных гласных в корнях (проверяемых и чередующихся)

1.2. Правописание непроверяемых гласных в корне слова

1.3. Правописание Ъ и Ь. Ь в грамматических формах слов

1.4. Гласные -О-/-Ё- после шипящих и -Ц- в корнях, суффиксах и окончаниях

1.5. Правописание суффиксов и окончаний существительных, прилагательных, глаголов и глагольных форм

1.6. Правописание приставок ПРЕ и ПРИ. Правописание суффиксов

1.7. Правописание гласных перед формообразующими суффиксами в формах глагола прошедшего времени и причастий

1.8. -Н- и -НН- в полных формах прилагательных, причастий и производных существительных

1.9. Дифференциация написания -Н- и -НН- в полной и краткой формах прилагательных, причастий, наречий

1.10. Правописание согласных в корне слова и на стыке морфем.

1.11. Правописание -НЕ- с различными частями речи

1.12. Правописание -НЕ- и -НИ- на основе их смыслового разграничения

1.13. Правописание НЕ и НИ в отрицательных и неопределенных местоимениях и отрицательных наречиях

1.14. Слитно-раздельно-дефисные написание различных частей речи.

Пунктуация

2.1. Тире в простом предложении

2.2. Знаки препинания при союзе И в простом и сложном предложении

2.3. Знаки препинания при однородных членах предложения

2.4. Пунктуация при обособлении второстепенных членов предложения

2.5. Разграничение вводных слов и членов предложения. Знаки препинания при обособлении вводных слов и вводных конструкций

2.6. Знаки препинания при союзе КАК и других сравнительных союзах

2.7. Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении

2.8. Тире и двоеточие в простом и сложном предложении

2.9. Знаки препинания во всех типах сложных предложений

2.10. Нормы оформления чужой речи. Знаки препинания при прямой речи и цитатах

Культура речи и стилистика

3.1. Орфоэпические нормы

3.2. Нормы лексической сочетаемости

3.3. Лексическое значение слова

3.4. Морфологические и синтаксические нормы

Текст

4.1. Русский литературный язык и его стили. Языковые показатели стилей

4.2. Изобразительно-выразительные средства языка

5. Система языка

5.1. Основные понятия фонетики

5.2. Лексический состав языка

5.3. Морфология. Классификация и грамматические признаки разных частей речи

5.4. Синтаксис. Понятие о грамматической основе предложения. Типы простых и сложных предложений по структуре

 


Тест для самоконтроля

По дисциплине «Русский язык и культура речи»

 

Часть А

В каждом задании может быть 1,2 и более правильных ответов.

 

А1. Буква А пишется в слове

1) эск...латор

2) сокр...щение

3) зар...сль

4) р...весник

5) ум...лять о помощи

 

А2. Ь знак пишется в слове

1) бул...он

2) к помещич...ему крыльцу

3) гвоз...дик

4) отреж...

5) восем…сот

 

A3. Буква О пишется в слове

1) ж...лудь

2) снож...м

3) заверш…нный

4) дириж...р

5) парч...вый

 

А4. Согласная буква пропущена в слове

1) ас…ортимент

2) рас...чертить

3) скольз...кий

4) гиган...ский

5) грам...отность

 

А5. Буква Е пишется в слове

1) пр...кончить

2) пр...дворный

3) пр…тендовать

4) отмет...нка

5) преодолевать

 

А6. Буква Е пишется во всех словах ряда

1) колыш...шь; он выпор...т

2) на знамен...; о чирикань...

3) к наступающ...му празднику; с приехавш...м отцом

4) о сверхприбыл...; о Севастопол...

5) о бильярд...; о мавзоле...

 

А7. А(Я) пишется в слове

1) брезж...щий

2) закач...нный газ

3) уч...щий латынь

4) тащ...щий

5) плач...щий

 

А8. НН пишется в слове

1) студс.ый

2) квалифицирова...ый

3) ветре...ый

4) моше.ичество

5) позолоче...ый

 

А9. -НН- пишется в предложении

1) Девушка была взволнова...а предстоящим объяснением, говорила быстро, не глядя в глаза собеседнику.

2) Скорость поездов на новой трассе была утрое...а.

3) Часто и нервно вспыхивали ракеты, лома...о обозначая передовые линии окопов противника.

4) Топилась щелястая, давно не маза...ая печь.

 

А10. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

1) (не)навсегда; (не)ряшливый вид

2) (не)проснувшись; (не)надолго, а на час

3) (не)виновность; (не)раз спрашивали

4) (не)чиненный еще велосипед; (не)спеша

5) очень (не)интересный рассказ; (не)по-товарищески

 

A11. НИ пишется в предложении

1) Положено было сообща бабушке не говорить об этом н... слова.

2) Кто н... понимает всей важности такого явления, тот пусть лучше не судит о нашей литературе.

3) С кем только н... воевал Суворов!

4) О чем, бывало, н... заговоришь с ним, он все сводит к одному: в городе душно и скучно жить.

 

А12. Пишется НЕ

1) Жить и писать ему (н...) для кого, потому что тех он ненавидит, а нас презирает.

2) Наконец акулы отстали, им было уже (н...)чего есть.

3) В области стихосложения с Тредиаковским не могли сравниться не только Ломоносов и Сумароков, но и (н...)кто другой из соотечественников.

4) (Н...)когда я протянула ему деньги, он почти злобно оттолкнул мою руку.

 

А13. Слитно пишется

1) (кролико)водство

2) (до)суха

3) (в)четвером

4) действовать (в)открытую

5) (нашатырно)анисовый

 

А14. Тире на месте пропуска ставится в предложении

1) От ума до рассудка _ гораздо дальше, чем полагают.

2) Танцы _ это искусство отдергивать свою ногу раньше, чем на нее наступит партнер.

3) Первое, что я увидел, вернувшись после долгого отсутствия, _ укоряющие глаза жены.

4) На хлеб зарабатывают руками, на масло _ головой.

А15. Запятая на месте пропуска ставится в предложении

1) Она приносит дрова, топит печь и чувствует, как расправляется ее одеревенелое лицо_ и как проясняются мысли.

2) Девочки залезли на крышу сарая_ и через редкий забор им было отлично видно, как цыганенок играл кнутом, а хромой мужик ругал его на непонятном языке.

3) Будет скоро тот мир погублен! Посмотри на него тайком, пока тополь еще не срублен_ и не продан еще наш дом.

4) Она привязывалась к нему все сильнее, обожала его_ и было немыслимо сказать ей, что все это должно иметь когда-нибудь конец.

 

А16. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1) Один из них, низенький, смуглый до черноты с рябым лицом и приплюснутым носом, вышел в сенцы.

2) Он слеп, упрям, нетерпелив, и легкомыслен, и кичлив.

3) Все то, о чем они говорили: о зимних воробьях, о видениях Дали, о способах заварки чая, о теории цвета Гёте, никак не соотносилось с заботами стоявшего на дворе времени.

4) Очень скоро она не только заняла угловую комнату, но и определилась в семье в статусе полуродственницы и всем стала необходима.

 

А17. Второстепенный член необходимо обособить в предложении

1) Не нравилось матери в нем и то, что он влюбленный в её дочь ездил в дом полтора месяца и чего-то как будто ждал.

2) В гостиной она остановилась глядя на дверь и тщетно стараясь придать своему лицу строгое и презрительное выражение.

3) Потом возникло слабое зареви полузатемненной Москвы и гулкие пустые платформы Белорусского вокзала.

4) Бойцы твои письма читали, и там на переднем краю они хорошо понимали святую неправду твою.

5) Кричит этот маленький древесный лягушонок только перед дождем.

 

А18. Запятая на месте пропусков ставится в предложении

1) На столе стоял букет полевых цветов, собранных_ должно быть_недавно.

2) Между тем_ снеговая крупа сменилась дождем.

3) Игра в карты, обжорство, пьянство отхватывают на свою долю лучшую часть времени, и_ в конце концов_ остается какая-то куцая, бескрылая жизнь.

4) По словам современников_ во всех обществах, во всех культурах любовь и брак существовали раздельно, сливаясь в одно только при исключительно редких и благоприятных обстоятельствах.

 

А19. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1) Он любил свою газету, как сигару после обеда, за производимый ею в голове туман.

2) За десять лет он так и не узнал, как следует, своих сослуживцев.

3) Пристал, как банный лист, со своими расспросами.

4) И этот засыпанный снегом бульвар казался ему не чем иным, как преддверием мира.

 

А20. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1) У меня столько хлопот по дому, что если со мной случится что-то ужасное, я смогу начать огорчаться не раньше, чем через две недели.

2) Мне не написали ни почему изменились его планы, ни когда он теперь собирается заехать к нам.

3) Когда телега что привезла Леонтьева за кордон, скрылась, он посмотрел вокруг и вздохнул.

4) Она не заметила, как ушел поезд, и обнаружила его исчезновение только после того, как обратила внимание на открывшиеся по его отбытии вторые пути.

 

А21. Чужая речь НЕПРАВИЛЬНО оформлена в предложении

1) Швондер, вспыхнув, сказал Филиппу Филипповичу, что вы исказили наши слова.

2) «Позвольте, профессор», начал Швондер, меняясь в лице.

3) По сообщениям синоптиков, «во второй половине дня ожидается дождь», но я абсолютно уверен, что вопреки прогнозам будет ясно.

4) Шарль Бодлер парадоксально заметил, что: «Работать не так скучно, как развлекаться».

 

А22. Укажите, в каком месте допущена пунктуационная ошибка:

Единственное средство умственного общения людей есть слово, (1) и (2) для того чтобы общение это было возможно, (3) нужно употреблять слова так, (4) чтобы при каждом слове вызывались у всех соответствующие, (5) точные понятия.

 

А23. Ударение НЕВЕРНО поставлено в слове

1) слив о вый

2) эксп е ртный

3) торт ы

4) ст а туя

5) туфл я

 

А24. Нормы лексической сочетаемости нарушены в предложении

1) Мы должны собраться и обсудить ряд вопросов.

2) Скоропостижный отъезд Чацкого, однако, не говорит о его поражении: он не сломлен, не отказался от своих принципов.

3) Тактично дай ему понять, что его присутствие у нас на даче в воскресенье нежелательно.

4) По сути, из наших кошельков нефтяные короли столбят место в мировой элите.

5) При этом он испытал нетерпимую душевную боль.

 

А25. Слово употреблено в НЕСВОЙСТВЕННОМ ему значении в предложении

1) Родители жалуются, что только на учебники и тетради каждого ученика приходится инвестировать больше тысячи рублей.

2) Проиллюстрируйте свою мысль примерами.

3) Книгу написал некто В. Петров. Но я такого писателя не знаю, он для меня аноним.

4) Хирург своими большими добрыми руками берет скальпель и делает надрез.

 

А26. Речевая ошибка допущена в словосочетании

1) пирожки с яблочной повидлой

2) часовые поясы

3) на полноводном Миссисипи

4) признаться в допущенном просчете

 

А27. Речевая ошибка допущена в предложении

1) Поднявшись на вершину горы, перед нами открылась великолепная панорама.

2) У меня двое близких подруг, и обе живут в Петербурге.

3) Выразительное чтение это не только выражение голосом эмоций, обусловленных содержанием текста, но и правильный выбор темпа, соблюдение пауз, верное логическое ударение.

 

Часть В

Ответы заданий части В запишите на бланке ответов рядом с номером задания (В1 В13).

 

В1. Найдите слово с орфографической ошибкой и напишите его ПРАВИЛЬНО (в той форме, в которой оно употреблено в предложении).

Для нас диктант оказался легким. Но на следующий день мы узнали, что нам поставили по четверке - как оказалось, не за ошибки, а за кляксы и помарки. Зато в чтении отрывков из

хрестоматии мы были на высоте. Сказалась наша любовь к чтению русских писателей-классиков. Мы выделялись из экзаменующихся, большинство которых читали тексты очень по детски и запинаясь.

 

В2. Найдите слово с орфографической ошибкой и напишите его ПРАВИЛЬНО (в той форме, в которой оно употреблено в предложении).

Необыкновенно величественной показалась мне гора с юга - мрачная и тяжелая, почти кубичиская глыба из исполинских пластов, которые наваливались, плющились, громоздились друг на друга и, казалось, лезли к небу в слепом старании подняться выше. Рядом стояли еще две такие лее глыбы какой-то очень грубой титанической формы, словно обрубленные топором.

 

В3. Найдите слово или словосочетание с речевой ошибкой и напишите его ПРАВИЛЬНО (в той форме, в которой оно должно быть употреблено в предложении).

Вам надо только знать, что вы делаете. Всегда были люди с интуитивным пониманием того, как применять законы воспитания и приручения. Мы называем их талантливыми учителями,

блестящими военачальниками, выдающими тренерами, гениальными дрессировщиками.

 

В4. Укажите цифрой количество грамматических основ в следующем предложении.

Лошади бегут, солнце все выше, и кажется, что тогда, в детстве, степь не бывала в июне такой богатой, такой пышной; травы в цвету зеленые, желтые, лиловые, белые, и от них и от

нагретой земли идет аромат; и какие-то странные синие птицы по дороге.

 

В заданиях В5-В8 нужно установить соответствие между двумя колонками. Ответом должно быть сочетание цифр и букв. Запишите их в бланке ответов, соблюдая последовательность цифр первого столбца (без пробелов и запятых). При этом могут быть использованы не все данные из второго столбца. НАПРИМЕР: 1Г 2A 3Б.

 

В5. Укажите тип каждого предложения по структуре

1) Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. А. Простое.  
2) Вероятно, он заподозрил какую-нибудь мистификацию и на Верочкины настойчивые просьбы отвечал очень сухо. Б. Сложносочиненное.
3) Но я по-прежнему не чувствовал себя свободным, ибо у входа в мою хижину была поставлена стража - вооруженные копьями воины. В. Сложноподчиненное.  
  Г. Бессоюзное сложное.

 

В6. На месте пропуска в предложении

1) Чайка прилетела _ скоро лед пойдет. А. Следует поставить двоеточие.
2) После вчерашнего дождя снова стояла сухая _ ветреная погода. Б. Следует поставить тире.  
3) По утрам окраины тайги оживали _ тысячи птиц кричали без умолку на разные голоса. В. Следует поставить запятую.  
  Г. Не следует ставить никакого знака.

 

В7. Определите, какой частью речи являются выделенные слова. (Цифра относится к следующему за ней слову). Выпишите номер слова и соответствующую букву.

Всякая (1) интеллектуальная задача представляет собой поиск способа (2) достижения поставленной цели, а иначе это (3) будет не решением задачи, а просто действием по точной инструкции, мало (4) чем (5) отличающимся от работы станка-автомата.

А. Существительное

Б. Прилагательное

В. Причастие

Г. Местоимение

Д. Глагол

Е. Наречие

 


В8. Установите значение слова

1) Риторический А. (перен.) Равномерный, налаженный, размеренный.
2) Парадоксальный Б. Отличающийся приподнятостью изложения, напыщенный.
3) Проблематичный В. Отвлечённый, не опирающийся на опыт, на практику.
4) Респектабельный Г. Предположительный, маловероятный, сомнительный.
  Д. Почтенный, вызывающий уважение, солидный.
  Е. Совершенно невероятный, удивительный.

 

В9. Определите стиль приведенного ниже текста.

Милый мой, только твой образ, только мысль о тебе и с тобой дают мне силы как-то бороться, что-то делать. Изнемогаю от бессилия, обиды, непонимания. Мой маленький ум, мои больные нервы, больная психика не вмещают, не могут справиться с ужасами творящегося и творимого. Времена апокалипсические. Страны нет. Мы оккупированы, завоеваны. Всё, всё непереносимо! Ну разве здесь нужны слова? Ну как же всё это рассказывать? Да и зачем

и кому передавать? Собственное бессилие, слабость? Конечно, вот это и хочется передать. Хочется поддержки, ласки, логики. Ощущаешь только свое бессилие и боль. Ах, я всю жизнь жила в иллюзиях, что что-то могу, понимаю! И теперь, на старости лет, вижу всю иллюзорность своих представлений. Жизнь ужас. Война реальность.

 

В10. Укажите происхождение подчеркнутого слова.

 

В11. Укажите, какое средство выразительности употреблено в выделенных предложениях.

 

В12. Каким членом предложения является выделенное жирным шрифтом слово?

 

В13. Укажите (цифрами) количество звуков в словах (цифры записывайте в том же порядке, в котором написаны слова).

молния

полёт

дуешься

лестный

 

Ключ

Часть А

А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10
                   
А11 А12 А13 А14 А15 А16 А17 А18 А19 А20
                   
А21 А22 А23 А24 А25 А26 А27      
                   

Часть В

В1 по-детски
В2 кубическая
В3 выдающимися
В4  
В5 1Б2А3В
В6 1Б2Г3А
В7 1Б2А3Д4Г5В
В8 1Б2Е3Г4Д
В9 разговорный
В10 заимствованное - греческое
В11 риторический вопрос
В12 сказуемое
В13  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: