КОНЦЕПЦИЯ «ИДЕАЛЬНОЙ» ЦЕЛИ




q Идеальная цель должна достаточно сложной, но реальной, достижимой.

q Идеальная цель должна быть однозначной и понятной.

q Степень достижения идеальной цели может быть объективно определена.

q Идеальная цель имеет чёткие временные параметры её достижения.

 

5. Внешняя среда организации

ВНЕШНЯЯ СРЕДА ПРЯМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации и испытывают на себе прямое же влияние этой деятельности:

q потребители

q конкуренты (прямые, косвенные)

q поставщики (сырьё, материалы, капитал)

q посредники

q трудовые ресурсы

q государственное регулирование, органы власти

q отраслевые ассоциации и союзы

q акционеры

ВНЕШНЯЯ СРЕДА КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на организацию, но тем не менее сказываются на её деятельности и управлении ею:

q экономические

q научно-технические и технологические

q социокультурные

q географические, климатические

q демографические

q политические

q международные

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

q сложность

q взаимосвязанность факторов внешней среды

q подвижность

q неопределённость

6. Ресурсы организации: состав, значение.

РЕСУРСЫОРГАНИЗАЦИИ

Ресурс – количественная или качественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат.

Виды ресурсов организации:

q Производственные (средства производства)

q Финансовые (капитал)

q Материальные (сырье, комплектующие)

q Человеческие, в т.ч. руководитель организации

q Информационные

q Интеллектуальные (технологии)

q Организационные

Задачи:

q Наращивание, привлечение

q Распределение

q Экономия

ПОТЕНЦИАЛ

ОРГАНИЗАЦИИ -

совокупность

средств,

возможностей

организации

в какой-нибудь

области

 

7. Организационная структура: понятие, функции.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА -

упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.

Ключевые понятия организационной структуры:

q Элементы

q Связи

q Уровни

q Полномочия

Задачи организационной структуры:

q Координация всех функций менеджмента

q Определение прав, обязанностей и ответственности исполнителей

q Предопределение способности организации к выживанию и развитию

q Определение поведения сотрудников

 

8. Принципы формирования организационной структуры

Принципы формирования организационной структуры:

q Принцип иерархичности уровней управления – каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему.

q Принцип целеполагания – организационная структура должна отражать цели и задачи организации

q Принцип соответствия полномочий и ответственности

q Принцип разделения труда между органами управления и объемом их полномочий

q Принцип ограничения полномочий миссией и целями организации, факторам внешней среды, уровнем культуры, традициями и нормами.

q Принцип адаптации к внешним и внутренним изменениям.

 

9. Модель организации Генри Минцберга

Высшее руководство принимает стратегические решения, определяет ключевые ценности, формулирует миссию организации.

Менеджеры среднего звена обеспечивают управление производством, его связь с высшим руководством.

Производственное ядро составляют рабочие и сотрудники, выпускающие конечную продукцию, обслуживающие клиентов.

Технологическая структура (техноструктура) координирует деятельность всей организации.

Вспомогательный персонал обеспечивает жизнедеятельность организации.

10. Линейная организационная структура: особенности, преимущества, недостатки

ОСОБЕННОСТИ

q Деление организации по вертикали сверху вниз

q Непосредственная подчиненность низшего звена высшему

 

ПРЕИМУЩЕСТВА

q Единство и четкость распорядительства

q Согласованность действий исполнителей

q Четкая система взаимных связей между руководителем и подчиненными

q Быстрота реакции на указания

q Личная ответственность за результаты

 

НЕДОСТАТКИ

q Плохая управляемость при существенном возрастании числа уровней

 

11. Функциональная организационная структура: особенности, преимущества, недостатки

ОСОБЕННОСТИ

q Создаются подразделения по определенной группе проблем.

q Осуществляется группировка персонала в соответствии с решаемыми задачами

ПРЕИМУЩЕСТВА

q Высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций

q Освобождение линейных менеджеров (производственников) от решения многих специальных вопросов

q Возможность получения консультации опытных специалистов.

НЕДОСТАТКИ

q Дублирование и несогласованность указаний и распоряжений (отход от принципа единоначалия)

q Снижение ответственности исполнителей за работу в результате получения указаний от нескольких функциональных руководителей

q Отсутствие взаимопонимания между функциональными службами

q Длительная процедура принятия решений

q Затрудненные коммуникации между функциональными службами

12. Дивизиональная организационная структура: особенности, преимущества, недостатки

ОСОБЕННОСТИ

q Сочетание автономности подразделений с централизованным процессом распределения ресурсов и оценки результатов.

q Используется при производстве широкого ассортимента продукции для разных рынков.

ПРЕИМУЩЕСТВА

q Создает благоприятные условия для роста

q Дает большую автономность и самостоятельность менеджерам

q Прямые коммуникации с потребителями «на местах»

q Улучшает процессы координации внутри компании

q Улучшает адаптивность структуры

НЕДОСТАТКИ

q Рост уровней иерархии

q Дублирование работ для подразделений

q Потеря возможности контроля

q Коммуникационные проблемы

q Слабые связи с головным предприятиям

 

13. Матричная организационная структура: особенности, преимущества, недостатки

ОСОБЕННОСТИ

q Двойное подчинение исполнителей – непосредственному руководителю функциональной службы и руководителю проекта, который наделен полномочиями в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством.

q Уместна для организаций с высокой корпоративной культурой и достаточным количеством квалифицированных кадров

ПРЕИМУЩЕСТВА

q Возможность быстрого реагирования и адаптация к изменяющимся условиям

q Хорошая ориентация на проектные цели

q Возможность снижения расходов на проектные работы и более эффективное текущее управление

q Вовлечение руководителей и специалистов в сферу активной творческой деятельности

q Гибкость и оперативность маневрирования ресурсами при одновременном выполнении нескольких проектов

q Усиление личной ответственности руководителя проекта

q Сокращение времени реализации проекта

НЕДОСТАТКИ

q Сложная структура

q Размытая ответственность за работу подразделений

q Опасность возникновения внутриорганизационных конфликтов.

 

14. Проектная организационная структура: особенности, преимущества, недостатки

ОСОБЕННОСТИ

q Временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи

ПРЕИМУЩЕСТВА

q Высокая гибкость связей

q Сокращение численности управленческого персонала

q Возможность привлечения нужных специалистов (аутсорсинг)

НЕДОСТАТКИ

q Сложное взаимодействие между проектами

q Дробление ресурсов

q Высокие требования к руководителю проекта

q Затрудняет процесс развития организации как единого целого.

 

15. Организационная культура: понятие, признаки, функции.

Организационная культура – система общих ценностей, правил и норм поведения, принимаемых членами организации (национальные, гендерные, региональные, религиозные, профессиональные и проч. особенности).

Двойственный характер организационной культуры. С одной стороны, на культуру корпорации влияют цели, господствующие идеи и ценности, лидеры, принятые нормы, стандарты и правила; с другой – она сама формирует систему корпоративных ценностей.

Носители организационной культуры - сами члены организации.

Основные признаки организационной культуры:

q всеобщность – пронизывает всю организационную структуру, охватывает все виды действий в организации;

q неформальность – отсутствие официальных распоряжений, документированных требований и норм (хотя может быть сформулирована миссия, некие «кодексы» и т.п.) В силу этого результаты её воздействия, эффективность очень сложно измерить и оценить;

q устойчивость – нормы и правила характеризуются традиционностью, сохраняются в процессе смены поколений работников организации.

Функции организационной культуры:

q охранная – барьер для проникновения нежелательных тенденций и отрицательных ценностей внешней среды;

q интегрирующая – объединяет членов коллектива, формирует имидж организации;

q регулирующая – формирует и контролирует поведение членов организации, задает некоторую однозначность и упорядоченность;

q замещающая – замещает формальные механизмы управления;

q адаптивная – помогает адаптации новых сотрудников;

q образовательная и развивающая по отношению к членам коллектива;

q функция управления качеством (работы организации в целом, микроклимата и т.д.);

q функция достижения баланса между корпоративными ценностями и ценностями внешней среды, приспособления организации к нуждам общества.

Критерии сравнения организационных культур (С.П. Роббинс):

q Степень ответственности, свободы и независимости, которой обладает человек в организации.

q Готовность работника пойти на риск.

q Координация и согласованность действий людей внутри организации.

q Помощь и поддержка со стороны управленческих служб.

q Виды контроля и наблюдения за поведением сотрудников.

q Степень отождествления сотрудника со своей компанией.

q Степень учета выполненных работ и система поощрений.

q Готовность сотрудников открыто выражать свое мнение и идти на конфликт.

q Соотношение формальной иерархии и подчиненности с неформальными взаимодействиями.

 

16. Жизненный цикл организации

17. Школа научного управления: представители, идеи, результаты.

Фредерик Уинслоу ТЭЙЛОР

(период исследований: 1882 – 1915)

4 научных принципа:

q систематическое исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности;

q отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, профессиональный отбор и обучение;

q сотрудничество администрации с рабочими в деле рационализации труда;

q равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами.

Результатом работ Тэйлора стала научная система знаний о законах рациональной организации труда, элементами которой, в частности, явились:

q Математический способ исчисления себестоимости

q Дифференцированная система оплаты труда

q Инструкционные карточки и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: