ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ ДЕЙСТВИЯ К РАЗВИТИЮ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ (ШИРЕ – МЫШЛЕНИЯ)»




ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ ДЕЙСТВИЯ К РАЗВИТИЮ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ (ШИРЕ – МЫШЛЕНИЯ)»

Бугакова Р.Г., учитель русского языка и
литературы первой квалификационной
категории ГКОУ РО РОЦОНУ,
Житлова Л.П., учитель русского языка и
литературы, учитель-дефектолог высшей
квалификационной категории ГКОУ РО РОЦОНУ

Г. Ростов – на – Дону

Г.

ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ ДЕЙСТВИЯ К РАЗВИТИЮ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ (ШИРЕ – МЫШЛЕНИЯ)»

Неслышащим учащимся чрезвычайно трудно оформлять свою речь грамматически правильно. Находясь в условиях очень ограниченного речевого общения, глухие не пользуется изменением слов в самостоятельной речи. Они затрудняются устанавливать различные связи слов в словосочетаниях, не чувствуют изменение окончаний слов.

Зная эти особенности, учим наблюдать над языком, воспитывать обучающихся внимательно воспринимать написание слов, сравнивать слова друг с другом по особенностям их строения.

Это способствует закреплению их своеобразия, запоминанию присущих им отличий. Грамматических ошибок, которые делают глухие дети бывает много.

Каждое слово должно быть осмысленно, объяснено. Глухому ребенку не трудно овладеть теоретическими знаниями о склонении слов, ему трудно изменять слово на практике. Поэтому изучаем с ними распространенные словосочетания, чтобы они могли ими оперировать в своей речи.

Одним из приемов, воспитывающих у глухих детей потребность в словесной речи, является систематическая переписка, переписка с родными, с друзьями. Письмо, полученное учеником от родных и близких, вызывает в нем желание поскорее ответить на него.

Учим правильно писать СМС-сообщения, общаться через компьютерную связь, правильно строить предложения

Нужно добиваться того, чтобы учащийся захотел общаться словесной речью, а для этого обеспечить для него речевую практику. Без этих условий усилия учителей воспитать словесную речь только во время классной работы при пассивном отношении к этому учащихся будут не эффективными.

В средних и старших классах потребность в общении создается всем ходом обучения. Но здесь встает другая трудность, которой нет в младших классах, а именно, критическое отношение учащихся к своему произношению.

Глухие ученики очень чувствительно относятся к тому, как слышащие понимают их устную речь. Они стесняются говорить, боясь, что их не поймут. Стараемся путем систематических и организованных упражнений и наблюдений над фактами языка добиться понимания, что в таком-то случае надо сказать так, а в другом иначе:

Положите книгу на стол. – Книга лежит на столе.

Выйди из класса. – Войди в класс. Подойди к доске, к окну, к столу. Отойди от окна, стола, шкафа.

Надо формировать и развивать речь, затрагивая одновременно и мысли. Помогают опорные схемы-таблицы, которые мы составляем совместно с учащимися.

Речь нельзя привить и взрослому и ребенку, как нечто внешнее, несвязанное с содержанием мысли говорящего. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы во всех упражнениях, начиная с простейших и кончая сложными, осуществлялась связь между мыслью и речью, чтобы неслышащий учился выражать свои мысли, чтобы выбор слова, его формы, построения предложения происходил в процессе логического мышления, что способствует развитию личности учащегося.

Составление предложений разного рода, их перефразировка и восстановление. Проводим наблюдения над предложениями, уточняю значения слов, учим детей рассуждать, сравнивать, сопоставлять, устанавливать сходство, классифицировать и систематизировать, обобщать. Все это в результате систематических упражнений откладывается в сознании учащихся.

Выстраиваем работу на уроке так, чтобы учащиеся самостоятельно пришли к тому или иному выводу. Думаем, что все методы хороши, если заставляют ребят активно работать на уроке, помогают быстро и надолго усвоить материал. Преподаватели постоянно находятся в творческом поиске, и цель нашей работы - научить, заинтересовать, разжечь желание и стремление узнать предмет глубже.

В своей работе необходимо проводить комплексное обучение: развивать речь (монологическую, диалогическую, письменную), мышление.

Задача педагога коррекционной школы научить учащегося пользоваться основными видами речевого общения: говорения, письма, диалогической и монологической речи, чтения. Поэтому ведущий принцип обучения неслышащих учащихся – научить ребенка самостоятельно думать и работать, научить учиться.

Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность,

чем грозная необходимость. /Августин Аврелий/

 

Как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью. А учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Родной язык они часто воспринимают как свод орфографических и пунктуационных правил. Поэтому в преподавании русского языка особое значение приобретает развитие интереса к предмету у каждого ученика.

Развитие интеллекта ученика возможно только с опорой на эмоциональное, т.е. не равнодушное отношение к изучению русского языка. Решению данной задачи помогают разные виды работы с текстом, как образом выражения мысли.

Освоение разных способов работы с текстом на уроках русского языка направлено на формирование мыслящей, грамотной, творческой, компетентной личности школьника.

Другим видом работы является работа с карточками. Карточки позволяют дифференцированно подойти к уровню подготовки каждого ученика, проконтролировать знания большего количества детей, развивают самостоятельность учащихся.

Тестирование используется для текущего и итогового контроля. Тесты помогают учащимся самим определить степень усвоения пройденного материала.

Работа с опорными схемами и таблицами – позволяет структурировано анализировать, систематизировать и обобщать. Наглядность влияет на качество запоминания материала.

Для неслышащих учащихся важно различать значение однокоренных слов с различными приставками, например: взнос, поднос, перенос, донос. Таким образом, решается главная задача урока: развитие языкового чутья, познавательной активности.

Основным источником расширения потенциального словарного запаса, развития догадки о значении незнакомых слов являются: наличие в словах корней, приставок, суффиксов. Учащиеся должны овладеть навыками словообразовательного анализа – выделением компонентов слова, соотнести их значения.

Ученику необходимо закрепить полученные знания практическими действиями. Выполняя поручения и задания учителя, ученик обязан оформить свои действия полным ответом, включающим словообразовательный анализ состава слова (здесь глагола).

Например, на одном из уроков я обращаюсь к учащимся с просьбой: вырезать кружочек из бумаги; отрезать полоску бумаги; срезать уголки; прорезать отверстие и др. Отвечая на вопросы учителя: «Что ты делаешь? Что ты сделал?», учащиеся, отвечая, делают словообразовательный разбор глаголов.

Доказательством выше сказанного может являться фрагмент урока с мотивацией: самостоятельно сделать вывод о роли приставки в образовании слов.

Например, по просьбе учителя, учащиеся выполняют следующие действия:

1 .Налей воду в кружку.

2. Вылей воду из кружки в горшок с цветком.

3. Налей ещё воды в кружку.

4. Отлей немного воды из кружки в стакан.

5. Долей стакан водой из графина.

6. Перелей воду из стакана в кружку.

7. Полей цветы водой.

Таким образом, работа над словом, его значением и способами образования является ведущей в развитии речи неслышащих учащихся в урочное и внеурочное время. Изучение состава слова, способствует расширению потенциального лексического запаса и ведёт к количественному росту активного словаря, оно даёт возможность учащимся лучше и полнее осмыслять значение слова, их связь между собой, способствует выработке правильного и точного понимания смысла слов.

Для формирования указанных умений, используются следующие виды заданий:

Задание 1. Назвать одним словом:

1) маленький стол, маленький стул; 2) тот, кто строит; тот, кто учит;

3) человек,который ремонтирует часы; 4)человек, который работает в буфете.

Задание 2. Дополнить слова, вставив -чик, -ник, -ист.

1) Автомат – автомат…; печь – печ… и т.д.

2) Парашют… опустился на лесную поляну. Из пушек стреляет артиллер….

Задание 3. Распределить слова в таблице.

Предметы Человек Взрослые животные Детёныши животных Помещение (дом, комната)

Телятина, лыжи, кот, булка, телята, сахар, телятник, булочник, телятница, котёнок, булочная, сахарница.

Практика показывает, что необходимо развивать и углублять умения учащихся обобщать, систематизировать знания на конкретно изученных темах. Выделяются специальные уроки (часть урока) по усвоению отдельных словообразовательных моделей различных частей речи. (Тема «Морфология»).

Например, при изучении темы «Имя прилагательное», знакомим учащихся с прилагательными, образованными с помощью суффикса -ист, который придаёт следующие оттенки в значениях:

1.Наличие чего-либо (нередко в большом количестве): ветвистый, лесистый, болотистый, мускулистый, морщинистый и т.д.

2.Похожий на что-либо: шелковистый (сравнить – шёлковый), маслянистый, золотистый и т.д.

3.Склонный к известному действию или качеству: задиристый, голосистый, наваристый и т.д.

На уроке выделяются этапы, на которых последовательно решаются задачи:

1) прочитать текст и выбрать прилагательные с суффиксом -ист;

2) на основании контекста выявить значение суффикса -ист;

3) разобрать слова по составу и провести словообразовательный анализ (от каких слов образованы);

4) подобрать родственные слова, сравнить значение однокоренных прилагательных с разными суффиксами, например, лесной – лесистый; горный – гористый….

Развитию логического мышления, повышению эмоционального отношения способствует такой вид работы на уроках русского языка, литературы или развития речи, как перифраз, т.е. использование другой конструкции для выражения той или иной мысли, изложение её другими словами.

Например: Быстрая ходьба полезна. – Быстро ходить полезно. Зелень улиц радует глаз. – Зелёные улицы радуют глаз. В фотокружке ученики занимались изучением фотоаппарата. Ученики в фотокружке изучали фотоаппарат.

В старших классах этот вид работы необходимо усложнять синтаксическими конструкциями: заменить придаточное предложение причастным оборотом; простые предложения с причастным и деепричастным оборотами заменить сложноподчинёнными предложениями; заменить прямую речь косвенной и наоборот; написать СМС (маме); при работе с простым предложением можно разнообразить виды работ фразеологизмами; при работе с аллегориями и изобразительно-выразительными средствами на материале басен, сказок, лирических произведений.

Одним из средств, развивающих образное мышление, переосмысление значения слов и осознания их переносного значения, является использование загадок и пословиц, которые создают установку на восприятие и переосмысление прямого значения, на понимание иносказаний:

· Трусливому зайцу везде страшно.

· Люди пахать, а он руками махать.

· Делали наспех, сделали на смех.

· Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Мотивировать учащихся на упражнения, которые направлены на формирование умения понять значение слова в данном контексте и умения употребить его в определённом значении. Для этого хороши следующие задания:

Задание 1. Определить, в каких с/с слово бежит употреблено в одном значении. Мальчик бежит. Время бежит. Дни бегут. Конь бежит. Ручей бежит. Минуты бегут.

Задание 2. Составить возможные с/с из слов, данных в знаменателе, и слов, данных в числителе. Чистый
-----------------------------------------------------------------------------------------------

волосы, платье, туман, ночь, совесть, небо.

Человек
------------------------------------------------------------------------------------------------солёный, седой, порывистый, острый, злой.

Задание 3. На уроке по изучению деепричастия, чтобы определить роль этой части речи в художественном тексте, ребятам было предложено найти в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» деепричастия. Ученики отметили, что деепричастия делают речь более точной, выразительной, дорисовывают основное действие.

Задание 4. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.

· «Глаз» автомобиля. «Свежезамороженный» дождь.
«Слово» регулировщика. «Архитектурное строение» пчел.

· Родной или крестный. Шляпка на ножке.
Лесной барабанщик. Собачья радость.

· Такса, а не собака. Орел, а не птица. Не носки и не чулки.

Для развития исследовательской деятельности неслышащих учащихся используются вопросы проблемного характера (выбор одного варианта из нескольких, разграничение двух правильных вариантов, сопоставление вариантов).

Так, начиная тему «Глагол», предлагается ситуация: опираясь на имеющиеся у учащихся представления о существительном и его признаках. Дети должны сопоставить однокоренные глагол и существительное зеленеть и зелень в предложениях:

Я любовался яркой зеленью молодой травы. На лугу зеленеет трава.

Задаю вопрос: «Почему слова зелень и зеленеет при всем сходстве их значений следует отнести к разным частям речи?»

Учение с увлечением - это вовсе не учение с развлечением. Все знают: у кого большие способности, у того обычно интерес к занятиям. Но есть и обратное правило: у кого больше интереса. у того быстрее развиваются способности. Пробудить интерес - наша задача.
Из всего выше сказанного следует, что неслышащие обучающиеся могут овладеть коммуникативной функцией речи только благодаря специальной организации их деятельности, включающей полученные знания о себе, о мире профессионального труда.

Создание особых условий для развития природного потенциала личности и её социализации способствуют межпредметные и внутрипредметные связи при обучении неслышащих учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Быкова Л.М., Горбунова Е.А., Зыкова Т.С., Носкова Л.П. Методика обучения русскому языку в школе для глухих детей. Издательство «Просвещение», М., 1991.

2. Зимняя И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения. Издательство «Просвещение», М., 1977.

3. Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. Издательство «Педагогика», Москва, 1978.

4. Боскис Р.М. Основы специального обучения слабослышащих детей. Издательство «Просвещение», М., 1968.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. «Русский язык», М., 1956

6. Русский язык. 6-7 классы. Мониторинг качества знаний. 30 вариантов типовых тестовых заданий с ответами. Сост. Малюшкин А.Б., Рогачёва Е.Ю. – «ТЦ Сфера», М., 2016.

7. Андреева О.С. Организация учебной деятельности на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС. Учебное пособие. Изд. ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, Ростов-на-Дону, 2017.

8. Павлова Т.И., Чигвинцева О.Н. От текста к исследовательской деятельности. На материале донского краеведения. Учебное методическое пособие. Издательство ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, Ростов-на-Дону, 2015.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: