Комментарий для ведущего




Ход игры

Классу объявляется название игры — «Ос­тров» и зачитывается общая инструкция.

Представьте, что мы все чудом оказа­лись на заброшенном в океане острове, где-то в южных тропических широтах. У нас осталось кое-какое личное имущество: то, что было в карманах, сумках. Когда нас спасут, неизвестно. Как минимум два месяца мы должны прожить на данном острове.

Перед нами стоят две основные задачи.

Первая — выжить.

Вторая — остаться при этом цивили­зованными людьми.

За 40 минут мы должны доказать са­мим себе, что способны решить эти за­дачи.

Итак, мы сидим на берегу и обсужда­ем. что нам делать дальше. Я пока буду выполнять роль старшего. Но потом вы сможете выбрать себе другого руководи­теля.

Если мы сумеем договориться об основ­ных путях решения наших задач, а также о распределении обязанностей, то сможем выжить и сохранить свое достоинство.

Далее ведущий изображает на доске об­щий план острова. Важно отметить, что здесь есть источник чистой пресной воды, а также сказать, что на острове водятся мелкие зверь­ки и птицы, в прибрежных водах есть рыба, растут какие-то съедобные растения.

Но по условию игры на острове нет пеще­ры, пригодной для проживания. Нет также иных людей, иначе вся игра превратится в выяснение отношений с ними.

Далее школьники предлагают, что им не­обходимо сделать для выживания. Обычно это — постройка жилья, организация пита­ния, руководство группой, охота и рыболов­ство, дежурство, поддержание огня и т.п. Все это ведущий записывает на доске в виде перечня в первой колонке таблицы (см. при­ложение).

Все эти предложения обсуждаются, и в результате на доске остаются наиболее важ­ные направления работы.

После того как написан перечень работ, необходимых для выживания, общими усилиями определяется, сколько человек нужно для каждой работы. Эти подсчеты ведутся с учетом общего количества участников игры вместе с ведущим.

На доске, напротив каждого направления работ, записывается необходимое количество работников. При этом кто-либо из участни­ков может сказать, что одни и те же люди способны одновременно выполнять разные работы. Ведущий замечает, что в особых слу­чаях это, естественно, допускается, но важ­но за конкретным игроком закрепить опре­деленный вид деятельности, чтобы было вид­но, кто за что отвечает.

Желательно не затягивать первые этапы игры: проводить их динамично. При этом по ходу игры ведущий постоянно напомина­ет участникам, что они должны уложиться в 40 минут (закончить игру до звонка или какого-то установленного времени), иначе будет считаться, что группа не смогла ре­шить поставленные задачи, а потратила все свои силы на выяснение отношений.

Далее ведущий предлагает поднять руки тем, кто хотел бы выполнять те или иные виды работ. Поочередно рассматривается каждый вид. При этом игрок может уча­ствовать только в одном виде работ.

На доске рядом с требуемым количеством работников записывается количество жела­ющих эту работу выполнять. Как правило, здесь возникает некоторое несоответствие. Оно-то и становится предметом для обсуж­дения. Ведущий может занять определен­ную позицию: «Раз вы не в силах обеспе­чить необходимое число работников по каждому направлению работ, то скорее всего, не сможете и выжить в условиях острова».

После этого ведущий задает дальнейший порядок игры. По каждому виду работ об­разуется группа, которая садится за отдель­ный стол.

В течение 3—5 минут обсуждается, каким образом выполнить свою работу, исходя из реальных возможностей. Напомним, что по условию игры школьники оказались на ост­рове со всем своим имуществом (в карма­нах, в сумках и т.п.).

Представители группы кратко рассказыва­ют всему классу о том, как они собираются строить жилище, готовить пищу, охотиться, ловить рыбу и т.п. Класс задает вопросы и потом решает, способна ли данная группа вы­полнить свою работу. Например, у группы «организация питания» можно поинтересовать­ся, в чем они собираются готовить пищу, у группы «охота-рыболовство» — чем они со­бираются ловить рыбу и т.п.

Все это ведущий отмечает на доске (на­против каждого вида работ оценивается го­товность каждой группы в баллах).

Далее (для усложнения игры) ведущий может заявить, что его поразила неизвест­ная тропическая болезнь и он уже не мо­жет руководить группой. Поэтому срочно требуется выбрать новое руководство. Также определяется, сколько человек для этого нужно. Участники выдвигают кан­дидатов. Иногда группа выбирает одного руководителя, иногда руководителя с одним-двумя помощниками (особенно если класс постепенно становится неуправля­емым). Выбранные руководители занима­ют место ведущего, а ведущий садится за последнюю парту. Этап смены руковод­ства должен занять 2—3 минуты.

Далее ведущий может заявить, что он в результате болезни постепенно превратился в «злого духа», который будет чинить группе всякие препятствия. Например, неожиданно напустить болезнь на отдель­ных (наиболее активных) участников, с помощью урагана разрушить некоторые постройки, делать разнообразные «злые чудеса» (скажем, объявить, что некото­рые рыбы обладают душой и разумом, поэтому употреблять их в пищу — пре­ступление) и т.п.

В какой-то момент ведущий намекает участникам, что на острове может воз­никнуть эпидемия, так как тропическая пища непривычна для европейцев и весь остров уже покрыт отходами, которые просто некуда девать и которые стано­вятся очагами серьезных инфекций. Иными словами, он побуждает участников к стро­ительству туалета, про который они часто забывают. Также можно намекнуть группе на необходимость строительства вы­гребной ямы для пищевых отходов.

Если группа решает соорудить такой важный для цивилизованной жизни объект, то сделать это необходимо в сжа­тые сроки и по всем правилам, то есть определить, сколько требуется для этого работников и кто именно будет этим за­ниматься. Важно определить, кто будет постоянно поддерживать порядок в туа­лете и вообще разбираться с мусором на территории острова... Нередко многие под­ростки стесняются выполнять такую ра­боту, стремясь заниматься более престиж­ными делами, поэтому есть риск, что эпи­демия поразит большинство игроков.

Само обращение к теме «туалета», «не­чистот», «мусора» — это попытка пораз­мышлять о благородстве, об аристокра­тизме, о подлинной элитарности в самом высоком смысле этих слов. В книге О. С. Муравьевой «Как воспитывали рус­ского дворянина» есть интересная исто­рия на эту тему. В конце 1940-х годов на одной из постоянных баз геологов ожи­дали очередную экспедицию, в которой работал потомок древнего княжеского рода. На базе это знали и ждали молодо­го дворянина, предвкушая его реакцию на отвратительно грязный туалет: «Мы-то, ладно, потерпим, — шутили геологи, — но что будет делать Его светлость?!» Его светлость, приехав, сделал то, что многих обескуражило. Он спокойно взял ведро с водой, швабру и аккуратно вымыл загаженную уборную... Это и был поступок истинного аристократа, твердо знающего, что убирать грязь не стыдно, стыдно жить в грязи (цит. по книге Вульфова Б. З., Иванова В.Д. Основы педагогики в лек­циях, ситуациях, первоисточниках. М.: Изд-во УРАО, 1997, с. 271).

Бывает так, что группа с самого нача­ла играет неудачно (школьники много спорят друг с другом, мало доброволь­цев на ответственные работы и т.п.). В этих случаях вмешательство ведущего в роли «злого духа» может вообще демо­рализовать участников, поэтому количе­ство и «качество» трудностей должно быть разумным.

Наконец, за 3—5 минут до конца заня­тия ведущий заявляет о прекращении игры и организует ее обсуждение.

Обсуждение игры

Ведущий задает участникам вопрос:

«Удалось ли нам выжить?» Школьники должны кратко обосновать свои выводы. Ведущий может также высказать свое мне­ние по этому вопросу.

Затем он задает вопрос: «Удалось ли островитянам сохранить человеческое лицо в трудных условиях?» При ответе уча­щихся на этот вопрос ведущий может об­ратить их внимание на такие моменты: оказывалась ли медицинская помощь за­болевшим, был ли организован досуг, или участники были озабочены только «вы­живанием», никак не заботясь о своей душе, возникали ли скандальные ситуа­ции между участниками и т.п.

Комментарий для ведущего

Участники вместе с ведущим могут ув­лечься каким-то одним аспектом игры, на­пример, слишком подробно обсуждать конкретные виды работ. Тогда на всю игру может просто не хватить времени.

Другая типичная трудность — возник­новение хаоса, когда участники по не­значительным вопросам начинают слиш­ком оживленно спорить, перебивать друг друга.

Часто возникают трудности при оценке классом своей готовности построить туалет. Кто-то даже может заявить, что «только в северных странах, в условиях консервиру­ющего холода зараза сохраняется надолго, а в тропиках без туалета можно обойтись». Ведущий может заметить, что даже многие животные на уровне инстинктивных реф­лексов стремятся закапывать свои испраж­нения (можно вспомнить собак, активно ра­ботающих задними лапками).

Опыт проведения игры показывает, что не всегда участники готовы признать, что их игровые действия оказались неудач­ными. Иногда кто-то говорит, что в ре­альных условиях он бы вел себя «намного активнее и благороднее». Тогда ведущий должен объяснить, что игра — это тоже модель реальности.

Николай ПРЯЖНИКОВ,

доктор педагогических наук

Приложение



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: