Рыцарство и его культура




Этимология слова рыцарь – от старогерманского *riter* - всадник. Рыцарство было вызвано к жизни христианством. Хотя между появлением учения и возникновением рыцарства лежит пропасть в 7 веков, именно религия лежит в основе явления, и именно религией объясняются особенности их культуры. Хотя первые христиане отвергали военную службу, со временем(и после принятия императором Константином Великим христианства) взгдялы стали меняться. Возникшая в 4 веке н.э. ересь Арианство провозглашала человеческую природу Бога первичной, а значит, люди имеют право браться за оружие для защиты Бога и церкви. В земли язычников – готов это течение христианства было принесено епископом Ульфилой. Готские воины, мечом воюя с врагами христиан, старались по мере сил следовать в жизни религиозным принципам вероучения.

***

Зарождение рыцарства относится к 7-8 векам н.э., когда получило распространение феодальное замлевладение. Феодал, владелец земли, давал ее(бенефиций) в пользование рыцарю при условии, что он будет нести военную службу в дружине своего сеньора 40 дней в году + некоторые другие условия(денежная помощь в непредвиденных экстренных ситуациях). Договор скреплялся клятвой – оммажем. В Западной Европе в континеттальных монархиях действовал принцип *вассал моего вассала – не мой вассал*.

***

Воспитание – до семи лет, мальчик жил дома и воспитывался матерью, потом переходил в мужские руки: его отправляли жить к сеньору. Там он жил в качестве пажа до 14 лет. После он становился оруженосцем(было много разновидностей оруженосцев, в зависимости от того где именно юноша занят – на конюшне или у стола). Если юноша был достоин звания рыцаря, то к 21 году происходило торжественное посвящение. Посвящение происходило в церкви: епископ благословлял меч, потом сеньор облачал юношу в доспехи и наносил ему ритуальный удар - *коле*.

***

Образ жизни:

Средневековая европейская культрура – «культура рыцарских замков».

Все рыцари образовывали «пирамиду», потому что почти все феодалы (за исключением короля и мельчайших рыцарей) одновременно были чьими-нибудь сеньорами и чьими-нибудь вассалами. Действовал принцип майората, и рыцарь не мог делить свой бенефиций между сыновьями – земля, а вместе с ней и обязанность служить сеньору переходили к старшему сыну. Младшим оставалось только получить коня, доспехи и оружие и отправиться странствовать в поисках лучшей доли.(их называли голяками)

Они стремились найти себе сеньора. Это можно было сделать, странствуя по городам и весям, а можно было участвовать в турнирах. Турниры были главным увеселительным мероприятием для населения, одновременно – возможность для рыцарей продемонстрировать свои умения; для недавнопосвященных – попробовать себя в деле; рыцарь, желавший стать чьим-либо вассалом, в случае победы мог рассчитывать на выгодное предложение; наконец, за победу в турнире давалось вознаграждение, и можно было забрать у проигравшего доспех и выгодно продать. Если для простолюдинов – жестокая и пустая забава, то для рыцаря значение турниров было символичным и огромным.

Крестовые походы: множество бедных рыцарей откликнулись на призыв уйти в Святую Землю. Обещание Папы Урбана 2 простить всем участникам грехи сыграло свою роль; кроме того, рассказывалось о сказочных богатствах восточных правителей. Следствиями крестовых походов были: рост образованности, установка связей с Востоком, уход ненадежных и склонных к волнениям бедных вооруженных рыцарей из Европы.(это было нужно, так как хозяйство экстенсивное, рост населения – кормить нечем, опасно.)

***

Культура:

Мистицизм. Отсутствие фантазии, абстрактного и критичного мышления, слепая вера в чудеса, описанные в Священных Книгах, наполняли жизнь любого средневекового человека. (в том числе рыцаря) Везде люди искали скрытый смысл, тайный знак, глубинный слой.

Двойственность мышления. Противоречие между праздной придворной жизнью и идеалами странствующего рыцаря. Любовь к Богу, готовность пойти на смерть во имя веры – с другой стороны, рыцари грабили церкви. Реальность и выдуманный идеальный мир противоречили друг другу.

Культ Прекрасной Дамы. Связан с образом Девы Марии, которую возвеличивали в западной христианской традиции, именуя *королевой небес* - а следом за ней стали возвеличивать и земную женщину. Хотя – выборочно: по отношению к крестьянкам никакого почтения не было(право первой ночи). К своей жене – тоже. Прекрасная Дама – это часто абстрактная женщина, Идеал, во имя которого совершаются подвиги. Дамой могла стать жена сеньора, что женщина замужем – неважно(ревность в то время считалась преступной). Рыцарь лишь служит ей, Даму это ни к чему не обязывает. Платоническая любовь, никакого секса! (для физического удовлетворения рыцаря существовали куртизанки)

Литература. Было два вида романов – героическая литература, воспевавшая честь рыцарства как класса, и куртуазная, воспевавшая любовь, отношения и индивидуальную честь. Рыцари воспитывались на таких произведениях.

Честь. У рыцаря был Кодекс Чести. Положения Кодекса: быть отважным, уметь владеть оружием, защита веры, щедрость, защита слабых, любовь к поэзии и музыке, верность. Если рыцарь преступал Кодекс, то доходило и до лишения рыцарского сана. Для остальных рыцарей этот человек как бы умирал, его отпевали. Ломали оружие, стирали герб, проклинали в назидание потомкам.

Защита Веры. Конечно, рыцари были христианами. Одно из положений Кодекса – защита христианской веры с оружием в руках.

Добродетельность. 7 рыцарских добродетелей(умений) – верховая езда, фехтование, искусство обращаться с копьем, плавание, навыки коллективной охоты, игра в шашки, сочинение и исполнение стихов в честь Прекрасной Дамы.

Подвиги. Это - не просто свершения, требовавшие мужества, силы и находчивости; это – смысл жизни. Мог покинуть своего сеньора, сорвавшись в дальний путь за подвигами по велению Дамы или просто так.

Отсутствие патриотизма. Отечеством каждый рыцарь считал землю своего бенефиция, символом принадлежности рыцаря к земле был его сеньор. Поэтому девиз Жанны Д Арк *За милую Францию!* был им непонятен.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: