Великие географические открытия и их исторические последствия




Для создания мануфактур необходимы были два условия: свободные капиталы и наличие свободных рабочих рук. Эти два условия создавались в процессе первоначального накопления капитала, источниками которого в эпоху генезиса капитализма были доходы от внешней торговли, грабежа колоний, возникновения системы государственного долга, налогового гнета и развития откупной системы, политика протекционизма, торговые войны между европейскими странами и др.

Огромную роль в этом процессе сыграли Великие географические открытия, имевшие очень важные экономические и социально-экономические последствия, причем неодинаковые для разных стран.

Перемещение торговых путей. Прежде всего продвинулось развитие мировых производительных сил; известная к тому времени территория увеличилась за XVI в. в шесть раз, на ней все меньше оставалось белых пятен. Торговые пути из Северного, Балтийского и Средиземного морей переместились в Атлантический, Индийский и Тихий океаны. Благодаря этому торговые пути связали между собой континенты. Мореплавание позволило установить стабильные экономические связи между отдельными частями мира и обусловило формирование мировой торговли. Передислокация торговых связей определила быстрые темпы экономического развития европейских стран, расположенных на побережье Атлантического океана, и замедлила развитие Германии, Скандинавских стран, Южной Германии и особенно Италии, оставшихся феодальными.

Колониальная система зарождающего капитализма. Первыми создали колониальные империи Португалия и Испания, поделив мир по меридиану, проходящему через Анлантическии океан.

Португалия, бывшая небольшим государством с населением не более одного миллиона человек и не имевшая войск, необходимых для подчинения больших территорий, организовала свою систему угнетения их по методу «точечной» колонизации. Из созданных там факторий португальцы отправляли награбленное в Европу. Монопольным поставщиком колониальных товаров для Западной Европы стал Лиссабон. Однако сама Португалия в 1580 г. была завоевана испанским королем Филиппом II (1527-1598). Поэтому она лишилась и колоний. Через 60 лет Португалия освободилась от испанского господства, но вернуть азиатские владения ей не удалось.

Испания как единое государство образовалось в 1479 г., когда на основе династической унии объединились королевства Кастилия и Арагон. В XVI в. Испания утвердилась как абсолютистское государство, она достигла значительного экономического подъема и политического возвышения. К середине XVI в. на территории Центральной и Южной Америки сложилась огромная испанская колониальная империя. Испанские конкистадоры с помощью огнестрельного оружия и обмана легко захватили наиболее богатые и населенные части Нового Света – государства ацтеков в Мексике и инков в Перу.

На первых порах основным методом эксплуатации колоний был неприкрытый грабеж. Главным же источником доходов от колоний стала затем торговля, которая была неэквивалентной и приносила баснословную прибыль 300-400% и даже 800%.

В колониальном грабеже участвовали и другие европейские страны. Кроме Португалии и Испании, заокеанские колонии имели Голландия, Англия, Франция, Германия, Швеция и др. Размеры награбленного были огромны: так, Испания за 1521-1660 гг. вывезла из Америки 18 тыс. тонн серебра и 200 тонн золота.

Колонизаторы, и прежде всего Испания, стали использовать в создаваемых поместьях принудительный труд местного населения – идейцев. Это вело к массовому вымиранию туземцев. В условиях дефицита рабочей силы на вновь открытом континенте колонизаторы нашли выход из положения за счет привоза негров рабов из Африки, которые стали в испанских колониях основной производительной силой. Работорговля обеспечивала исключительно высокую прибыль и стала одним из источников первоначального накопления капитала. Большую прибыль давало и пиратство. Однако ни Испания, ни Португалия не нашли надлежащего хозяйственного механизма для преумножения награбленных богатств: в результате непроизводительного их использования феодальной знатью эти колониальные державы возвышались недолго. Экономическая политика испанских королей не выходила за рамки феодального способа производства. С середины XVI в. начался экономический упадок Испании. В войнах с Англией XVI-XVII вв. Испания утратила морское преобладание.

«Революция цен»и зарождение буржуазии. Различно отразилась на развитии стран и материальном положении отдельных слоев населения «революция цен» (см. гл. 5), способствовавшая обогащению зарождающейся буржуазии и обнищанию пролетариата. Реальные доходы населения упали вследствие роста цен и отставания от роста зарплаты. «Революция цен» создала благоприятные условия для спекулятивных сделок. Но феодалы, получавшие в этот период фиксированную ренту деньгами, проиграли. Таким образом, и «революция цен» вела к ускорению формирования капиталистического хозяйства и разложению феодализма.

Реформация в Германии

(Вариант 1)Причины экономического отставания Германии. В XV-XVII вв., т.е. на пороге нового времени, Германия переживала экономичекий упадок, обусловленный несколькими причинами. Как уже отмечалось, в результате Великих географических открытии торговые пути переместились из Балтийского и Средиземного морей на Атлантический океан. Ганзейский союз, объединявший города Северной Германии, пришел в упадок, потерял свои подворья. В конце XVI в. в его составе оставалось только три города Гамбург, Бремен и Любек. Из-за начавшегося упадка Северной Италии сократилась торговля южнонемецких городов. Сказывался и процесс децентрализации Германии. Она оставалась политически раздробленной, укрепилась автономия городов. Сепаратизм феодалов и религиозные войны были тому основной причиной. Германия не могла участвовать в географических экспедициях, мировой торговле, колониальных захватах, а следовательно, не имела внешних источников первоначального накопления капитала. Сказывалось влияние консервативных особенностей цеховой системы. В позднее Средневековье (XVI-XVII вв.) в Германии возродилось личное крепостничество, расширилась барщинная эксплуатация, усиливалось влияние помещиков. Эти процессы обусловили меньшую подвижность крестьянства, что задержало разложение феодализма и развитие капитализма.

Важнейшими событиями в истории Германии в XVI в. стали Реформация и Крестьянская война 1524-1526 гг.

Реформация. Реформация в Западной и Центральной Европе представляла широкое общественное движение, носившее в основе своей антифеодальный характер. По форме это была борьба против католической церкви, как известно, являвшейся главной идеологической опорой феодального строя.

Родиной Реформации стала Германия. Затем она быстро распространилась в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Англии, Италии. В Германии Реформация сопровождалась Крестьянской войной – самым крупным социальным движением Средневековья.

Началом Реформации считают выступления Мартина Лютера (1483-1546) в Виттенберге в 1517 г. с 95 тезисами против индульгенций, с XII-XIII вв. служивших средством обогащения духовенства. Второй крупнейший центр Реформации – Швейцария, где сформировались реформационные взгляды бежавшего от преследований француза Жана Кальвина (1509-1564).

Идеологи Реформации в выдвинутых ими тезисах отрицали необходимость католической церкви с ее иерархической структурой. По их мнению, человека приобщают к благодати не таинства церкви, а личная вера, поэтому сторонники обновления церкви отрицали духовенство и его посредническую роль между богом и людьми. Единственным авторитетным источником для христианина они признавали Священное писание, а не декреты пап. Они требовали уменьшения поборов на содержание служителей церкви, отрицали ее права на землю. Поэтому Лютер доказывал, что нужно секуляризировать церковное имущество, распустить монастыри и разместить в них школы и больницы.

Выделяют следующие основные направления Реформации: буржуазное (М. Лютер, Ж. Кальвин, Ульрих Цвингли (1484-1531)); народное, соединяющее требование упразднения католической церкви с борьбой за уничтожение феодальной эксплуатации, за установление равенства (Томас Мюнцер, анабаптисты); королевско-княжеское, отражавшее интересы монархов и светских феодалов, стремившихся укрепить свою власть и захватить земельные богатства церкви. Как уже отмечалось, под идейным знаменем Реформации проходили Нидерландская и Английская революции.

(Вариант 2) Реформация в Германии

Начало XVI в. в Европе – время радикального перелома в культуре; закладывались основы её развития на столетия вперёд.

Реформация – общепринятое название общественно-религиозного движения начала Нового времени, охватившего большую часть Европы. Ближайшими целями этого движения являлись преобразование церковной организации, корректировка официальной доктрины римско-католической церкви, пересмотр взаимоотношений духовной и светской власти.

Культурные предпосылки Реформации: гуманизм, развитие университетского образования, увлечение античностью, Макиавелли. Главное препятствие на пути к обновлению культуры – Римская церковь (Гоббс: «Римская церковь – привидение Римской империи, сидящее в короне на её гробу»).

Экономические предпосылки: всё население, от крестьян и ремесленников до крупных землевладельцев, платило огромные налоги церкви + священники продавали индульгенции, фабриковали фальшивые мощи святых, брали за них большие суммы. => упущенные возможности экономического развития. Вместе с тем – упадок торговли в Германии: кризис Ганзейского союза (показатель: 1478 год – захват Иваном III Новгорода, в котором находилась ганзейская контора). В городах и деревнях – неравенство, господа не оставляли крестьянам почти ничего, последнее забирала церковь; ремесленники – бедные, работали в чудовищных условиях. Император Св. Рим. Империи, управлявший Германией лишь номинально, способствовал папе в его грабительских начинаниях и тем самым настраивал князей против себя. Германия всё ещё была раздробленной, когда во Франции, Испании, Англии и России уже сложились национальные монархии. Чтобы объединить Германию, требовалось добиться в первую очередь идейной, а затем и экономической и политической независимости от Ватикана и папской курии.

=> Реформация в Германии. Предтеча – Ян Гус и гуситы (XV век, борьба против немецкого господства в Чехии и за причащение прихожан не только хлебом, но и вином из чаши). Мартин Лютер, Виттенберг (Саксония) 31 октября 1517 вывесил на дверях церкви «96 тезисов против индульгенций», в которых обличал папскую курию и католических священников. Богословская дискуссия превратилась в общественное движение: тезисы переписывали, переводили, перепечатывали. Целью тезисов было разрушение догматических принципов католицизма, учения о том, что спасение души невозможно без миссии церкви. Лютер заявляет, что между богом и человеком не должно быть посредников, потому что бог дает спасение по своей воле, а не под влиянием просьб и пожертвований грешника.

Вместе с тем лютеранство – умеренная, либеральная реформация. В Германии вскоре после выступления Лютера оформилась и радикальная ветвь Реформации, главным идеологом которой был Томас Мюнцер, проповедник из Штольберга. Первоначально, когда лютеровские выступления имели довольно общий характер, Мюнцер поддерживал Лютера, но со временем обнаружились серьёзные противоречия в их взглядах. В упрощённой форме оба богослова считали, что народ сам должен определять свою веру и управлять страной, но они вкладывали в слово «народ» разный смысл. Если Мюнцер подразумевал под народом крестьян и ремесленников и стремился к общей собственности, Лютер понимал под народом тех, кто влияет на мир – прежде всего немецких князей. Радикализм Мюнцера заключался и в том, что он параллельно с религиозной стремился провести политическую реформу, свергнуть князей и призывал городскую и деревенскую чернь взяться за оружие. Лютер, которого в его начинаниях поддерживал саксонский курфюрст Фридрих и многочисленные немецкие князья, предлагал ограничиться лишь религиозной реформой, вести службу на родном для паствы языке (в католической церкви используется латынь) и отменить индульгенции. Его нововведения были направлены на усиление власти князей, чьей поддержкой он пользовался. В сентябре 1522 года был напечатан перевод Библии на немецкий язык, подготовленный Лютером и закрепивший основы его учения. Противоречия между Лютером и Мюнцером вылились в 1524 году в крестьянскую войну, которая охватила по большей части южные и юго-западные земли Германии. Мюнцер возглавил это движение. В 1525 году крестьянские отряды Мюнцера были разгромлены.

Лютеровская реформация одержала победу, и лютеранство получило наибольшее распространение на севере Европы – особенно в Германии и Швеции. Усиление князей-протестантов привело в Германии к Шмалькальденской войне против императора Карла V, который, потерпев поражение, был вынужден отречься от престола. В 1555 году был подписан Аугсбургский религиозный мир, утвердивший принцип «Чья власть, того и вера»: отныне князь сам определял вероисповедание своих подданных. Все земельные владения католических монастырей и орденов подверглись секуляризации. В экономическом смысле Реформация способствовала смене прежних феодальных отношений на новые, капиталистические, резко снизились расходы на церковь, что привело к накоплению капитала. В результате экономическая ситуация в Германии улучшилась, и вскоре Германия в экономическом развитии уже значительно опережала католические государства.

Учите какой вам больше нравится.

Реформация в Швейцарии

Реформация в Швейцарии явилась логическим продолжением немецкой Реформации. Тут было два основных действующих лица – Ульрих Цвингли и Жан Кальвин, и, как и в Германии, сложились два крыла Реформации – либеральное и радикальное.

Ульрих Цвингли в 1522 г. произнёс проповедь против постов, установленных римской церковью («О свободе выбора пищи»), и в послании к констанцскому епископу высказался против безбрачия священников. Он объявил об уничтожении в Цюрихе статуса всех священников как особого сословия, всё церковное имущество должно было быть передано государству. Католическая месса и поклонение иконам были устранены, богослужение упрощено; латинский язык заменён немецким; причастие давалось под обоими видами; монастыри обращены были в школы, приюты и госпитали, монастырское имущество секуляризовано; безбрачие духовенства упразднено, и в 1522 г. сам Цвингли тайно женился на Анне Рейнхардт, брак оставался тайным до 1524 г. Учение Цвингли из Цюриха распространилось в Берне, Базеле, Шаффгаузене, С.-Галлене, Гларусе и во многих вольных имперских городах Германии. Лесные кантоны — Швиц, Ури, Унтервальден, Люцерн — остались верны католицизму. Однако мировоззрение Цвингли можно охарактеризовать как непоследовательное, «робкое» лютеранство, к тому же имевшее сходство с личной неприязнью к отдельным представителям духовенства. Это не устраивало ни католиков, ни бюргеров, которые стремились к полному освобождению от власти светских и духовных князей. Враждебные отношения между католиками и последователями Цвингли всё более обострялись. Обе стороны готовились к борьбе, заключая внешние союзы. В 1529 г. борьба была отсрочена заключением в Каппеле договора, по которому каждому кантону предоставлялось право устраивать церковные дела по своему усмотрению. Однако вскоре вспыхнула междоусобная война. 11 октября 1531 г. между цюрихцами и отрядами католических кантонов произошло сражение на Каппельской равнине: цюрихцы были разбиты наголову, сам Цвингли убит. Дело его продолжал и упрочил его друг Буллингер, редактировавший в 1536 г. первое гельветское исповедание.

Жан Кальвин застал основные идеи Реформации уже сформировавшимися. Сначала он выступает против католицизма в Париже, но бежит от инквизиции в Базель, где в 1536 году издаёт книгу «Наставления в христианской вере». В ней Кальвин излагал протестантские принципы в систематической форме, утверждал, что каждая церковная община должна пользоваться самоуправлением в делах веры, самостоятельно организовывать свое церковное управление, охранять свою веру. После переезда в Женеву он принял участие в борьбе против епископа и герцога Савойского на стороне ополчения протестантского Берна. Католические войска потерпели поражение, и Женева стала независимой, заключив с Берном союз о «вечном мире». Протестантизм был объявлен официальной религией всех свободных кантонов Швейцарии, запрещены и сожжены иконы, а посещения кальвинистских молитвенных собраний стали обязательными для граждан. Кальвинисты, в отличии от лютеран, требовали окончательного преобразования и демократизации церкви, упразднения духовных князей, конфискаций церковных земельных владений, отделения церкви от государства и освобождения его от власти Рима. Они считали, что верховная власть установлена не богом, а людьми, и если её представители не выполняют своих обязательств перед народом, они должны быть низвергнуты. Кальвинисты устроили в Женеве подобие инквизиции и во имя «христианского порядка» публично сожгли на костре Мигеля Сервета, выдающегося врача и гуманиста, осуждённого Кальвином за религиозное инакомыслие (он защищал доктрину пантеизма). Второй жертвой Кальвина стал поклонник таланта Эразма Роттердамского Себастьян Кастеллио.

Как и все представители гуманизма и всех антикатолических ересей, кальвинисты не отвергали христианских заповедей. Важнейшая основа их воззрений – учение о предопределении: бог раз и навсегда определил цикл жизни каждого верующего, и изменить его человек не способен. Спасение обеспечено лишь праведникам-кальвинистам. Борясь с королём и епископами, кальвинисты утверждали, что никто не должен стоять между богом и молящимся. Кальвинисты, опьянённые идеей своей богоизбранности, считали нормальным убийства «иноверцев», жестокость, обман и клевету. Их подчеркнутое благочестие сочеталось с лицемерием, ловкостью в делах и стяжательством.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: