Кафедра социологии
Т.Н. Клочкова
ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Учебно-методический комплекс
Нижний Новгород, 2005
Т.Н. Клочкова.
Прикладная социология: Учебно-методический комплекс. – ВВАГС; 2005. – 13 с.
Предназначено для студентов дневного отделения факультета управления, экономики и права (специальность: 061100 - Государственное и муниципальное управление).
Утверждено на заседании кафедры социологии 30.09.2004 г.
УТВЕРЖДАЮ: | |
Проректор по учебной работе _______________ В.В. Трушин «____» ______________200__г. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дисциплина: ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Специальность: 061100 – Государственное и муниципальное управление
Автор: к.с.н., доцент Т.Н. Клочкова
№ п/п | Темы занятий | Всего часов | в том числе | Использование ТСО | ||
лекции | пр., сем. | с использованием ПЭВМ | ||||
Понятие прикладной социологии. Место прикладной социологии в социальной практике. Виды прикладных социологических исследований | ||||||
Логика и программа прикладного социологического исследования | ||||||
Методы сбора социологической информации | ||||||
Выборочный метод социологического исследования | ||||||
Измерение в социологии. Виды шкал | ||||||
Обработка социологической информации. Группировка данных и представление результатов социологического исследования | ||||||
Итого: |
Форма отчетности: зачет, курсовая работа.
Рассмотрено и одобрено
на заседании кафедры
протокол № 1 от 30 сентября 2004г.
Зав. кафедрой __________________ Чернова И.И.
I. Пояснительная записка
1. Автор программы: к. соц. н., доцент кафедры социологии Клочкова Т.Н.
2. Миссия - назначение, роль и место дисциплины (курса) в профессиональной образовательной программе:
Включение дисциплины (учебного курса) в образовательные программы различного уровня | Кол-во часов |
Профессиональное образование | ДО 36 |
Профессиональная переподготовка | |
Повышение квалификации | – |
3. Цель дисциплины (учебного курса):
- дать студентам знания и практические умения в методике и технике, организации и проведении прикладных социологических исследований;
- выработать у студентов умение самостоятельно проводить прикладные социологические исследования, а также анализировать социологическую информацию;
- научить студентов использовать социологическую информацию в принятии управленческих решений.
4.Связь данной дисциплины с другими дисциплинами учебного плана.
Данная дисциплина связана с социологией, статистикой, информатикой, основами социального прогнозирования, демографией, системным анализом.
5. Лица, успешно завершившие обучение по программе должны:
- уметь получать и использовать социологическую информацию;
- знать логику анализа документов в социологическом исследовании;
- ориентироваться в направлениях социологических исследований;
- уметь составить примерную программу прикладного социологического исследования;
- обладать навыками составления социологических опросников, владеть методами сбора и обработки данных;
- уметь самостоятельно провести социологическое исследование;
- уметь обработать полученную в ходе исследования социологическую информацию;
- уметь обобщить и интерпретировать полученные в ходе исследования данные прикладного социологического исследования.
6. Контрольно-оценочная деятельность
- текущий контроль: самостоятельные работы, практические занятия;
- итоговый: зачет, курсовая работа.
Тема курсовой работы определяется студентом самостоятельно.
Программа курса
«Прикладная социология»
Лекции
Тема 1. Понятие прикладной социологии. Место прикладной социологии в социальной практике. Виды прикладных социологических исследований (2 часа)
Понятие методологических оснований прикладной социологии как конкретной науки о социальной действительности. Понятие прикладного социологического исследования. Виды прикладных социологических исследований: разведывательное, описательное, аналитическое, разовое, панельное, лонгитюдное.
Тема 2. Логика и программа прикладного социологического исследования (4 часа)
Общее понятие о программе как методологическом и технико-организационном инструменте конкретного социологического исследования. Функции программы: технико-методологическая, прогнозная, методическая, организационно-техническая. Основные разделы программы: методологический и процедурный. Логический анализ основных понятий исследования. Стратегический план исследования: разведывательный, описательный и экспериментальный.
Тема 3. Методы сбора социологической информации (4 часа)
Понятие об основных методах сбора социологической информации: анализе документов, наблюдении, опросе, эксперименте. Метод опроса как основной метод получения социологической информации. Анкетный опрос. Достоинства и недостатки анкетного опроса как метода сбора информации в эмпирическом исследовании. Виды анкетных опросов и их особенностей: очный, почтовый, телефонный, прессовый. Основные требования к структуре и построению анкеты. Понятие анкетного вопроса. Классификация вопросов анкеты по их функциям и структуре. Требования к формулировке анкетного вопроса. Ошибки в анкетных вопросах и ошибки альтернатив. Наблюдение как метод получения социологической информации. Виды наблюдения. Требования к эксперименту как методу получения информации в прикладном социологическом исследовании.