МОДУЛЬ 1. Экология как наука. Теоретическая экология




Кафедра гуманитарных дисциплин

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

(протокол от «31»мая 2012г. №11)

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по самостоятельной работе студентов

и проведению семинарских занятий

 

Дисциплина: «экология»

 

Cпециальность: 036401.65 «Таможенное дело»

Квалификация выпускника: специалист

 

Ростов-на-Дону


Автор

А.Н. Бурлуцкий, доцент кафедры гуманитарных дисциплин

Ростовского филиала Российской таможенной академии,

кандидат философских наук, доцент

 

 

Ответственный за выпуск

В.М. Левин, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин

Ростовского филиала Российской таможенной академии,

кандидат философских наук, доцент

 

Рецензенты:

Ю.Н. Меринов, доцент кафедры международных экономических отношений

Ростовского филиала Российской таможенной академии,

кандидат географических наук, доцент;

И.С. Василенко, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Ростовского филиала Российской таможенной академии,

кандидат социологических наук

 

 

 

©Российская таможенная академия,

Ростовский филиал, 2012

 

Самостоятельная работа студентов.

Семинарские занятия

МОДУЛЬ 1. Экология как наука. Теоретическая экология

Тема 1.1. Экология - наука, междисциплинарное знание, мировоззрение

I.Задания для самостоятельной работы

1. Изучить историю становления экологии как междисциплинарной науки.

2. Законспектировать учебный материал на тему: «Человек в системе «человек – общество – природа».

3. Сделать анализ экологического мировоззрения, способствующего формированию всесторонне развитой личности.

II.План семинарского занятия

1. Исторические аспекты развития экологического знания.

2. Экология в системе современных естественных и гуманитарных наук.

3. Экологическое мировоззрение как способ осмысления глобальных проблем современности.

III.Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям

При изучении этой темы надо рассмотреть вопросы, отражающие становления экологии как науки. Важно обратить внимание на то, что экология зародилась в рамках биологии и первоначально понималась как экономика природы (Э.Геккель). В своем развитии экология прошла три этапа (первый этап – конец XVIII – первая половина XIX вв., второй период – вторая половина XIX – первая половина ХХ вв., третий этап – вторая половина ХХ в. - настоящие время) и сегодня представляет собой междисциплинарное знание, которое включат в себя биологию, химию, экономику, социологию, этику и т.п. При ознакомлении с темой следует затронуть проблему актуализации экологического мировоззрения и его роли в процессе формирования личности.

IV.Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Коробкин, В. И. Экология: учебник / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. – С.16-25.

2. Николайкин, Н. И. Экология: учебник / Н. И. Николайкин, Н. Е. Николайкина, О. П. Мелехова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004. – С.7- 24.

3. Передельский, Л. В. Экология: учебник / Л. В. Передельский, В. И. Коробкин, О. Е. Приходченко. - М.: Проспект, 2008. – С.13-53.

Дополнительная литература

1. Коммонер, Б. Замыкающий круг / Б. Коммонер. – Л.: Гидрометеоиздат, 1974. – 280 с.

2. Небел, Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир / Б. Небел. – М.: Мир, 1993. – 750 с.

3. Степановских, А. С. Экология: Учебник для вузов / А. С. Степановских. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С. 519, 21-24.

4. Реймерс Н. Ф. Надежды на выживание человечества: концептуальная экология / Н.Ф. Реймерс. – М.: «Россия молодая», 1992. – 365 с.

5. Уайт, Л. Исторические корни нашего экологического кризиса // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / Л. Уайт. – М., 1990. – С. 188-202.

V.Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какое знание лежит в основе экологии?

2. Кто вел в научный оборот понятие «экология»?

3. Сколько этапов становления прошла экология как наука?

4. Зачем необходимо формировать экологическое мировоззрение?

 

Тема 1.2. Экология как наука, ее предмет, структура, основные

понятия, задачи, методы и проблемы

I.Задания для самостоятельной работы

1. Систематизировать проблемы теоретической и прикладной экологии.

2. Написать контрольную работу «Экологическое знание и необходимость научного обоснования рационального природопользования.

3. Подготовить сообщение на тему: «Живые организмы и среда их обитания в контексте экологических исследований».

II.План семинарского занятия

1. Экология как наука, ее предмет и структура.

2. Основные понятия, задачи, методы и проблемы экологии.

3. Уровни организации живой природы как исследовательская область экологии.

III.Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

При изучении данной темы следует уяснить, что современная экология делится на два больших раздела (фундаментальная и прикладная экология), причем фундаментальная экология обосновывает практические мероприятия, т.е. положения прикладной экологии. Изучение темы, также предполагает знакомство с категориальным аппаратом дисциплины (экосистема, биоценоз, биогеоценоз, трофическая цепь и т.п.), ее предметом (взаимоотношение в системе «среда – организм»), методологий (системный подход, мониторинг окружающей среды и т.п.) и проблемами (глобальный экологический кризис и т.п.).

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Коробкин, В. И. Экология: учебник / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 602 с.

2. Николайкин, Н. И. Экология: учебник / Н. И. Николайкин, Н. Е. Николайкина, О. П. Мелехова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004. – 524 с.

Дополнительная литература

1. Акимова, Т. А. Экология. Природа – Человек – Техника / Т. А. Акимова, А.П. Кузьмин, В.В. Хаскин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С.7-23.

2. Коробкин, В. И. Экология: учебник / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. – С.12-16.

3. Степановских, А. С. Экология: Учебник для вузов / А. С. Степановских. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С. 19-21, 24-27.

4. Одум, Ю. Основы экологии / Ю. Одум. – М.: Мир, 1986. – 376 с.

5. Реймерс, Н. Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы) / Н.Ф. Реймерс. – М.: «Россия молодая», 1994. – 367 с.

V.Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем заключается междисциплинарный смысл экологии как науки?

2. Какова структура экологического знания?

3. Какие научные категории использует экология?

4. Какие методы используются в прикладной экологии?

 

Тема 1.3. Теоретическая экология: объекты исследования (особи, популяции, сообщества, экосистемы), основные принципы и законы

I.Задания для самостоятельной работы

1. Подготовить сообщение на тему: «Живые организмы и среда их обитания в контексте экологических исследований».

2. Прочитать и законспектировать учебный материал на тему «Среда обитания. Факторы среды и адаптация к ним организмов».

3. Познакомится с проблемой соотношения естественных и искусственных экосистем.

II.План семинарского занятия

1. Организация жизнедеятельности на уровне особей, популяций и сообществ.

2. Виды, структура и функции экосистем.

3. Экосистемы и связанные с ними естественно-природные явления и процессы.

III.Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

При изучении темы надо усвоить, что теоретическая экология объектом своего исследования делает определенные уровни живой природы, а именно уровни жизнедеятельности особей, популяций, сообществ (биоценоз) в окружающей среде и функционирования экосистем. Освоение темы предполагает рассмотрение вопросов, затрагивающих знание о видах (естественные и искусственные экосистемы), структуре (абиотический и биотический компоненты) и функциях (энергосберегающая, функция поддержания гомеостаза и т.п.) экосистем. Для нужного понимания схем функционирования экосистем важно разобраться в сущности законов экологии.

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Николайкин, Н. И. Экология: учебник / Н. И. Николайкин, Н. Е. Николайкина, О. П. Мелехова. - 3-е изд.,стереотип. - М.: Дрофа, 2004. – С.48-92, 94-110, 113-148, 152-192.

2. Передельский, Л. В. Экология: учебник / Л. В. Передельский, В. И. Коробкин, О. Е. Приходченко. - М.: Проспект, 2008. – С.63-78.

Дополнительная литература

1. Акимова, Т. А. Экология. Природа – Человек – Техника / Т.А. Акимова, А. П. Кузьмин, В. В. Хаскин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С.24-40, 69-94.

2. Коробкин, В. И. Экология: учебник / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. – С. 2642, 43-82, 84-153.

3. Новиков, Г. А. Очерки истории экологии животных / Г. А. Новиков. – Л.: Наука, 1980. -284 с.

4. Степановских, А. С. Экология: Учебник для вузов / А. С. Степановских. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. –С.41-49, 50-107, 237—246, 251-172, 296-321, 322-404.

5. Шварц, С. С. Экологические закономерности эволюции / С. С. Шварц. - М.: Наука, 1980. – 278 с.

V.Контрольные вопросы для самопроверки

1. Как организована жизнь на уровне популяций?

2. Какие бывают экосистемы?

3. Какие функции выполняет экосистема?

4. Как глобальный экологический кризис влияет на экосистему?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: