Методика работы с алгоритмами




Необходимость использования алгоритмов при обучении орфографии

Однако использование алгоритмов не всегда возможно и целесообразно. Применять их необходимо лишь в следующих случаях:

- если правило содержит два и более условий, ограничений, примечаний (например, правописание Н и НН в прилагательных и причастиях);

- если правило предполагает сложный грамматический или логический анализ слов, словосочетаний, предложений (например, правописание глаголов на –ТСЯ и –ТЬСЯ, ЧТОБЫ– ЧТО БЫ, ЗАТО – ЗА ТО, ТАКЖЕ – ТАК ЖЕ);

- если несколько правил смешивается учащимися в процессе письма или же ошибочно объединяются и для устранения этого недостатка необходим определенный логико-грамматический анализ, позволяющий разграничить внешне сходные правила (таковы правила об употреблении НЕ и НИ; о слитном, раздельном и дефисном написании ПО; о правописании Ь после шипящих в конце слов).

Группы правил, НЕ нуждающихся в алгоритмизации

Нет необходимости в графическом оформлении и специальной разработке алгоритмических схем правил, основанных на одной операции и хорошо запоминающихся и усваиваемых в устной форме. Сюда относятся правила, охватывающие орфограммы типа: мороз (морозы), купален (купальня), -ИК/ЕК, -ЧИК/ЩИК и другие.

Правила, не поддающиеся логической обработке, схематизации, т.к. они не имеют четко выраженных сопоставлений. В основном это однозначные правила типа: «Частица -КА пишется через черточку», а также перечислительные правила (о переносе слов, о прописной букве в именах собственных, об образовании и правописании некоторых групп наречий).

Кроме того, есть правила, в которых строго не очерчивается сфера их применения. Вместо точных руководств и указаний они оперируют такими признаками: «в отдельных случаях», «некоторые», «часто», «многие» (таковы, например, правила о слитном написании многих наречий). Сюда же относятся факты орфографии, не поддающиеся разграничению: написание части слов с ПРЕ- и ПРИ-, написание иноязычных слов. Эти правила не могут быть представлены в виде алгоритмической схемы, т.к. строго регламентированное, однозначное применение их невозможно. В этих случаях решающую роль играют различные виды запоминания.

Виды алгоритмов

По характеру оформления создаются и используются предписания двух основных видов:

алгоритм в виде плана (алгоритм-инструкция), где указывается последовательность операций при определении искомой орфограммы;

и описание в виде «родословного дерева» (альтернативный алгоритм), который строится по принципу выбора между двумя возможными решениями (да или нет).

I. Правописание личных окончаний глагола.

Определи, ударное или безударное окончание.

Ударное Безударное

Пишу, как слышу

Поставь глагол в неопределенную форму.

Оканчивается ли он на –ИТЬ?

Да Нет

Это глагол II спр.: пиши И

(кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ)

3. Проверь, входит ли этот глагол в состав II исключений (смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, дышать, держать, гнать, слышать).

Да Нет

Это глагол II спр.: Это глагол I спр.

пиши И пиши Е

 

Возможно также использование двух видов описания в одном алгоритме. Пример такого алгоритма:

1. Произнеси отчетливо слово.

2. Определи, нужен ли разделительный знак …

3. Выдели корень. Начинается ли он с Е, Ю, Я?

4. Находится ли разделительный знак между корнем и приставкой на согласную?

Да Нет

Вывод: пиши ъ Вывод: пиши ь

По содержанию алгоритмы могут быть элементарными, т.е. составленными по одному правилу, и систематизирующими (обобщенными), т.е. объединяющими ряд правил (ср., например, алгоритмы «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О, -Е » и «Слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на -О, Е»).

При обучении, например, орфографии существуют такие разновидности алгоритмов:

- алгоритмы поиска, которые обеспечивают правильное вычленение грамматических признаков и безошибочное, быстрое выявление в тексте тех мест, где надо применять один из разрешающих алгоритмов;

- разрешающие алгоритмы, служащие разграничению сходных написаний и грамматических категорий и форм.

Разрешающие алгоритмы строятся по принципу задач с одним или несколькими альтернативными вопросами. Алгоритмы разрешения разнородны по объему: от 3-4 шагов до 30-40 и более.

Алгоритм с широким охватом орфографических правил можно назвать обобщающими. Они обобщают серию однородных правил. Основное преимущество обобщающих алгоритмов состоит в том, что они помогают с самого начала изучения материала формировать правильные и полные обобщения, учат школьников тому, как наиболее экономно и правильно находить ответ при решении учебно-познавательных задач.

Методика работы с алгоритмами

(фундаментально разработана в статье Е.М. Заморзаевой «Поэтапная отработка орфографических навыков на основе алгоритмов»).

До начала изучения каждой конкретной темы подготавливается база для работы с новым материалом. Закрепляются те навыки, на которых основываются «шаги» алгоритма. Так, до начала изучения орфограммы «Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах» отрабатывается умение образовать и определить форму глагола настоящего времени, 3-го лица, ед. числа и неопределенную форму; перед изучением теме «Правописание О-Е после шипящих и Ц» следует повторить буквы, обозначающие шипящие звуки, потренироваться в определении таких частей речи, как существительное, прилагательное, наречие, глагол, регулярно проводить морфемный анализ и т.д.

Наиболее важным, трудным и спорным моментом алгоритмизации является этап ввода нового правила и модели предписания (алгоритма), т.к. от этого зависит в дальнейшем успех в его использовании. Огромное значение имеет психологическая подготовка учащихся к усвоению алгоритма. Например, с учениками 5 класса провожу беседу о том, что даже привычные в быту вещи (телевизоры, пылесосы, фотоаппараты и т.д.) только тогда хорошо и надежно служат нам, если мы знаем инструкции по пользованию этими приборами, аппаратами. Для работы с орфографическими правилами тоже нужно составлять точные инструкции, чтобы не сделать ошибок.

Проблемным является вопрос о том, давать ли ученикам готовый алгоритм или составлять его с ними. Одни психологи и методисты рекомендуют обучать школьников самостоятельному составлению модели алгоритма (например, Д.Н. Богоявленский), другие рекомендуют давать готовые (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). Я считаю, что это зависит от трудности материала, подготовленности класса. При вводе готового предписания учащимся отводится лишь пассивная роль, поэтому предлагаю готовые модели только при повторении обобщающих тем (с целью экономии времени), и то после предварительной беседы с учащимися, в процессе которой в самой общей форме может быть выяснена структура алгоритма и его узловые моменты.

Итак, основной этап – знакомство с новым правилом и алгоритмом его применения. Школьники под руководством учителя анализируют структуру правила. При этом система вопросов по правилу организуется таким образом, что у учащихся должно создаваться впечатление, будто они сами открывают рациональные приемы мышления.

Все составленные алгоритмы записываются учениками в специальные тетради-справочники. Эти тетради необходимы при повторении, работе над ошибками, при подготовке к экзаменам. Тем более необходимы такие тетради в связи с тем, что многие алгоритмы могут оформляться постепенно, по мере изучения правил (например, алгоритм правописания приставок, алгоритм правописания О-Е после шипящих и Ц, алгоритм правописания Н и НН во всех частях речи и многие другие). Если есть возможность, алгоритмы, как и опорные конспекты, могут быть перенесены на большие листы и использоваться при повторении и обобщении материала.

При использовании алгоритмов учителю необходимо выбрать целесообразный темп прохождения школьниками всех этапов в зависимости от общего уровня подготовки класса и с учетом индивидуальных особенностей ребят. Учителю, который впервые обращается к данной методике, можно сначала испытать ее в занятиях с отстающими учащимися – на консультациях, в индивидуальной работе. Здесь прием дает наилучший эффект, и, занимаясь с небольшим количеством учеников, учителю легче будет овладеть методикой обучения по алгоритмам.

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗРЕШАЮЩИХ АЛГОРИТМОВ

Обучение использованию алгоритмов проходит 3 этапа.

1.Подготовительный этап – подготовка базы для работы с новым материалом, актуализация навыков, на которых основано применение алгоритма, формирование нового навыка. Учащиеся должны быть подготовлены к выполнению всех элементарных операций алгоритма.

Время, отведенное на эту работу, зависит от уровня подготовленности учащихся. Без этого этапа упражнения по алгоритму могут привести к закреплению ошибок.

2.Основной этап:

а)начинается с момента объяснения правила. Класс должен активно участвовать в составлении и записи алгоритма. Учитель проводит беседу, в результате которой на доске появляется запись алгоритма. Она облегчает понимание и усвоение алгоритма.

б)далее по схеме разбираются 2-3 примера.

в)раздаются карточки с алгоритмами или работа ведется по общей таблице.

Содержание перечитывается одним учеником. Затем выполняются тренировочные упражнения (сначала -коллективно, затем - самостоятельно). Необходима жесткая фиксация умственных действий (например, в форме таблицы).

шаг2

г)развернутое комментирование (карточки закрываются)

д) дети стараются не использовать карточки и комментарии (но при необходимости пользуются).

Тренировочный материал на этом этапе: упражнения учебника, специально подобранные слова и тексты, запись под диктовку и самостоятельно из учебника (словосочетания, предложения или выборочные слова).

3.Этап сокращения операций.

На этом этапе происходит процесс автоматизации навыка: некоторые операции совершаются параллельно, некоторые - интуитивным путем, без напряжения памяти. Процесс свертывания происходит неодновременно и разными путями у разных учащихся.

Своевременному свертыванию алгоритма способствуют сокращенные комментарии и образцы. Комментарии эффективны тогда, когда скрывают в себе стройную логическую систему, когда они связаны между собой общими признаками и имеют определенную последовательность.

Проблемы работы с обобщающими алгоритмами примерно те же.

Для улучшения усвоения модели алгоритма существуют специальные приемы:

1) выполнить дома упражнения по алгоритму и постараться запомнить последовательность операций;

2) письмо с использованием алгоритма без схемы, одному из учащихся можно предложить задавать альтернативные вопросы, а другому - отвечать на них;

3) вопросы учащихся типа: "что будем писать при двух ответах "да", при четырех "нет"?

Для формирования умения составлять алгоритмы детей нужно нау-чить: находить общий способ действия; выделять основные, элементарные действия, из которых состоит данное; планировать последовательность выделенных действий; правильно записать алгоритм.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: