И закономерности ее развития




А.А.Волочков, Институт психологии ПГПУ, г. Пермь, 2012 г.

volochkov@pspu.ru

 

Учебно-познавательная мотивация

и закономерности ее развития

 

 

1. Учебная мотивация в структуре учебной деятельности.

 

  Своеобразный ключ к успешности и многим аспектам развития: М.В.Матюхина, (1984) младшие шк.: УМ0,7УСП 0,6   Умств/СП   Л.И.Божович (1968); В.А.Якунин (1998) студенты: интеллект, УМ и успеваемость.   УМ – совокупность побудителей к УД: Рефлексы Установки Нужды Потребности Мотивы Цели Эмоции, чувства и т.д. 2. Основные принципы изучения (наблюдения, исследования УМ).   1. Учитывать особую роль эмоций (аффективной стороны) в понимании и управлении мотивационных процессов. Например, в общепсихологической структуре мотива (по В.С.Мерлину):
 
 

 


Н П Ц

 

Эм. (… нет неэмоциональных мотивов»)!!!

 

2. Учитывать всю гамму… (любая деят-ть полимотивирована).

3. Найти доминирующий побудитель (мотив).

4. Учесть изменчивость м/сферы, мотивационную динамику:

· Соц/ист. (Л.И.Божович, 1960-е: 1-2-3 кл – буквы)

А.Д.Андреева 1952 – 1989 и др.)

· Возрастная (1-2 кл; м/криз 3 кл; адаптации, подростковые и юношеские проблемы, взрослые).

· Индивидуальная.

  1. Учет индивидуальных особенностей мотивационной сферы.

 

 

  3. Вариант общей структуры учебно-познавательной мотивации (Л.И.Божович; А.К.Маркова; В.Э.Мильман; М.В.Матюхина; Н.В.Елфимова; С.С.Занюк; Д.Аптер; Э.Дэси; Д.Смит; Д.Барбуто; Р.Сколл; Х.Хекхаузен и др.).   УМ (+)   Внутренняя (познавательная) Внешняя (социальная; достижения)
               
       
 


бескорыстный интерес к: утилитарный интерес к УД:

                   
   
       
 

 


к содержанию (М_сод) к процессу (М_проц) ШСМ М._взгр М. срвн

           
     
 


- долг - одобритываение с другими:

- ответств-ть - отметка 1!

П/интерес Тв. - патриотизм - подарки не хуже др.!

Люб-ть глубина; Поиск с самим собой

Люб-во диффер-ть Репр.

(дшв устойч-ть

пенс.) +/эм

Познавательная потребностьСоциогенные потребности (достижения …)

Соотношение?

 

 

Наряду с позитивной мотивацией в любой сфере взаимодействия возможна т.наз. «отрицательная» мотивация. Как правило, это побуждения к активности, вызываемой осознаниием неприятностей, наказания в случае невыполнения какой-либо деятельности. Страх наказания, избегание неприятностей, выбор «наименьшего из зол» и т.п. Доминирует в таком случае мотивация избегания, приводящая к пассивности (как минимум) или даже к активному сопротивлению.   В случае позитивной мотивации к деятельности человек активен как источник своего поведения.   В случае негативной мотивации – он лишь «пешка», объект, от которого ничего не зависит.

 

 


4. Познавательная потребность как основа внутренней УМ. Особенности познавательной потребности. Пирамида потребностей А.Маслоу: ФизБезЛУС «…человек тем более человек, чем более высокими потребностями он движим». «Здоровый человек мотивируется главным образом потребностью развиваться и актуализировать в наиболее полной степени свой потенциал и способности. Если у человека активно проявляются иные базовые потребности, да еще в хронической форме, тогда он просто нездоровый человек. Он наверняка болен, как если бы у него развилась острая недостаточность солей или минеральных веществ» Maslow A., 1954; 1943)   НО - Где еще две потребности (эстетическая и познавательная)? Особенности ПП: 1. Ненасыщаемость (почемучки; лавочки) 2. Бескорыстная (вопреки!) – Варвара, Моцарт, Высоцкий и т.п. 3. Связь с адаптацией (ориентировочная реакция; самые адаптированные животные – это …). Зачем бежать из рая? 4. Глубокие +/эмоции. 5. Наибольшее влияние на развитие интел/спос-й, одаренности. 6. Своеобразный психофизиологический механизм (по О.И.Близнецовой): Ориент/Р_ Оборон/Р 6 лет (по В.С.Юркевич) – лишь 20% ….    

 

5. Некоторые условия сохранения и развития познавательной потребности и внутренней
мотивации учения.

 

  1. Особенности развития в дошкольном детстве (БЗП+ЛБВ+СВБ=): 1) Роды и первые 1,5 - 48 часов (импринтинг?). 2) Эм/ и телесный контакт (Бьянка Заззо, Фр: мама, прижми меня покрепче; мама, пусти, мама …). 3) Любовь 1х1 (Пушкин; Лермонтов; Выготский). 4) Свобода движений (матери РФ и США …); Формо – двухлетний малыш, член племени Форэй …Сорренсон – Папуа, Новая Гвинея – кресла для ношения малышей). 5) Игрушки! Какие? Как приобретать? Взрослые игрушки… 2. Оптимальное сочетание домашнего и общ./воспитания? (Б.Заззо – идеальный детский сад; 2 – 9 класс; Карл Бюттнер – семейное(материнское) – институциональное (отцовское) воспитание. 3. Закрепление в семье оптимальной стратегии поведения в неопределенных познавательных ситуациях. I. М + Р (эм!) II. М …/…Р   III. (I.) М /Проф + Р IV. М: сиди и … 4. Любовь к чтению (до 10-ти лет!; опасность рваного внимания в приучении). 5. Создание ситуаций свободного выбора в ходе обучения (выбор ДЗ; групп; способов; тем; плана изучения; максимум или минимум? и т.п.). 6. Движение к реальной субъектности в деятельности (Sучитель – КРS в КРД – S инд.). Технология групповой работы (состав, лидеры, заместители, стратегия и тактика, тренинги капитанов и т.п.).   7. Диалог и культура диалога (Обеспечение безопасности интеллектуального риска в диалоге!) Сократ, 6 в. до н.э. (Учитель рисует на доске схему предложения и спрашивает, кто может придумать к ней примеры. Юра тянет руку, важно выходит к доске, берет указку и … молчит. Пауза затягивается. Юра начинает нервно теребить волосы. Учитель: Юра, ты, конечно, можешь придумать свое предложение к схеме, но еще не придумал. Так? Юра радостно кивает и бодро возвращается на место. Учитель: Никита, а ты придумал? Никита: Я тоже могу, но еще не придумал. Учитель: Придумай и скажи: нам интересно! Следующим к доске вышел Леня. Он начал, ведя указкой по схеме, говорить свое предложение, но сам себя прервал. Леня: Ой, я перепутал! Вместо четырех слов придумал пять! Ой, я глупый!.. Учитель: Леня, разве ты глупый, если САМ себя исправил?! По-моему, признать свою ошибку может только очень умный и храбрый человек). Цукерерман Г.А. Оценка без отметки. – М.-Рига, 1999. С. 22-23).   8. Нарастание уровня трудности! (3-4 классы и мотивационный кризис).   9. Эмоциональная радость в процессе познания и учения. «Учение – не цирк …?» · Еврейские традиции приучения к чтению (печенье – только месяц!). · В.А.Сухомлинский («Школа радости». День киви?). · Острота переживаний – иду на риск (В.Китлинская – «Сережа») · Б.Беттельгейм. · Пример из практики («пирожки-то часто печете?»).
 
 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: