ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОСЛАВИЯ




ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

1. Общая характеристика православия.

2. Становление и современное состояние Русской православной церкви.

3. Православие в Беларуси в современный период.

4. Старообрядчество.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОСЛАВИЯ

Православие – одно из трех основных направлений христианства. Оно исторически сложилось, сформировалось как его восточная ветвь. Распространено православие главным образом в Восточной Европе, на Балканах и на Ближнем Востоке. Незначительное количество верующих живет в странах Америки, Азии, Африки.

Термин «православие» переводится с греческого слова «ортодоксия», что означает учение, суждение, отдание хвалы Богу. Как самостоятельное вероучение возникло после раздела Римской империи на Западную и Восточную (395 год). Основы православия сформировались в Византии, где оно в IV – XI веках было господствующей религией. Окончательное отделение восточной церкви от западной произошло в 1054 году.

Основой вероучения являются Священное Писание (Библия) и Священное Предание (решения семи Вселенских соборов IV-VIII веков, а также труды крупнейших церковных авторитетов). Православная церковь считает, что Священное Предание невозможно развивать. Святые отцы и первые семь Вселенских соборов сформировали христианское вероучение и его следует сохранять. На первом Вселенском соборе, который проходил в Никее в 325 году, христианская церковь в борьбе с ересью выработала первую часть Символа веры. После Никейского собора православными стали называть тех христиан, кто придерживался решений Никейского собора. Православную церковь называют еще и греко-католической.

На втором Вселенском соборе, проходившем в 381 году в Константинополе, была вновь осуждена деятельность раскольников и в Символ веры, выработанном на Никейском соборе, были внесены дополнения. В результате сформировались основы христианского вероучения.

Символ веры состоит из 12 частей или членов. В первом члене говорится о Боге как творце мира, первой ипостаси Святой Троицы. Во втором – о вере в Сына Божия единородного – Иисуса Христа. В третьем члене – сказано, что Иисус Христос для спасения людей сошел с неба, принял тело от Духа Святого и Девы Марии и стал человеком. В четвертом, пятом и шестом членах говорится о страданиях и смерти Иисуса Христа, о его воскресении и вознесении на небо. В седьмом члене Символа Веры сказано о втором пришествии Иисуса Христа, что он будет судить живых и мертвых и его владычеству не будет конца. В остальных членах говорится о вере в «Духа Святого, Животворящего, Иже от Отца исходящего….», об отношении к церкви, о таинстве Крещения, о будущем всеобщем воскресении мертвых, о жизни вечной.

Важное место в православии занимают обряды – таинства, во время которых, по учению церкви, на верующих сходит невидимая благодать Божия. Всего 7 таинств.

Крещение. Это таинство, во время которого верующий троекратно погружается в воду или обмывается водой с призыванием Бога-Отца и Сына и Святого Духа. При этом человек обретает духовное рождение, с него снимается первородный грех, он становится членом церкви.

Миропомазание. В этом обряде верующему крестообразно мажут некоторые части тела маслом (миром). Это означает, что на человека спускается Дух Святой, чтобы помочь ему содержать свою жизнь в чистоте и укреплять ее силой духовной.

Причащение, или евхаристия. Под видом хлеба и вина верующие принимают тело и кровь Иисуса Христа. Это таинство дает возможность верующему соединиться с Христом, укрепиться в вере, получить залог будущего воскресения.

Исповедь, или покаяние. Это признание своих грехов перед священником, который от имени Бога отпускает их.

Таинство брака. Совершается в храме при венчании, благословляется супружеский союз между мужчиной и женщиной.

Священство (рукоположение) – посвящение в священнослужители. Таинство священства совершается только над лицами мужского пола, православного вероисповедования, состоящем в первом браке, освещенном церковью. Право совершения этого таинства принадлежит только епископу.

Елеосвящение (соборонование). Это таинство совершается над больными с целью поддержать их в вере, облегчить страдания. Считается, что при помазании тела елеем на больного нисходит благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.

В настоящее время в мире насчитывается более 220 миллионов приверженцев православия. Оно никогда не имело единого центра управления. Во времена Византийской империи было четыре самостоятельных религиозных центра. Сейчас в мире имеется 15 автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольская (Турция), Александрийская (Египет), Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская (Израиль), Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греция), Албанская, Польская, Чешская и Словацкая, Американская. Кроме этого имеется 4 автономных православных церкви: Синайская (юрисдикция иерусалимского патриарха), Финляндская и Критская (юрисдикция константинопольского патриарха), Японская (юрисдикция патриарха Московского и всея Руси).

 

2.СТАНОВЛЕНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

 

Самой многочисленной из православных церквей является Русская православная церковь. Официальной датой принятия христианства на Руси является 988 год, когда по приказу князя Владимира крещение приняли жители Киева. После этого христианство вводилось и в других городах Древнерусского государство. Не везде этот процесс проходил мирно. Введение христианства заняло длительный период времени.

Православная церковь Древнерусского государства зависела от Константинопольского патриарха. Он назначал сюда митрополита, который носил титул «Киевского и всея Руси». После разорения Киева татаро-монголами митрополит переехал вначале во Владимир-на-Клязьме (1300 год), потом в Москву (1326 год). Такое положение не устраивало князей Великого княжества Литовского и они настаивали на перенесении кафедры митрополита из Москвы в Киев или учреждения в Великом княжестве Литовском отдельной православной митрополии. Константинопольский патриарх, учитывая просьбы князей, учредил в Великом княжестве Литовском отдельную митрополию, которая некоторое время существовала независимо от Московского митрополита.

В середине XV века на Флорентийском соборе (1439 год) Константинопольская иерархия заключила унию с римско-католической церковью. С этим были не согласны иерархи Московской митрополии. В связи с этим в 1448 году собор русских епископов, не согласовывая с константинопольским патриархом, избрал митрополитом Московским и всея Руси Иону. Этим было положено начало автокефалии Русской православной церкви.

Патриаршество в Русской православной церкви (РПЦ) было установлено в 1589 году. Первым патриархом стал митрополит Иов. В 1721 году Петр I ликвидировал патриаршество и учредил Духовную коллегию, которая вскоре была преобразована в Святейший Правительствующий Синод. Большое влияние на деятельность Синода оказывал светский человек-обер-прокурор Синода, назначаемый императором.

Восстановлено было патриаршество в РПЦ в ноябре 1917 года. Патриархом был избран Тихон Белавин. После его смерти в 1925 году патриарх не избирался. РПЦ возглавлял патриарший местоблюститель. В 1943 году вновь был избран патриарх. В настоящее время патриархом является Алексей II. Он носит титул «Патриарх Московский и всея Руси».

Патриарх избирается поместным собором пожизненно. При патриархе действует совещательный орган – Священный Синод. Православная церковь состоит из экзархатов, епархий, благочиний и приходов (общин). Епархии возглавляют архиереи, которые подчинены патриарху. Русская православная церковь имеет свои монастыри. Наиболее известные из них: Троице-Сергиев, Киево-Печерский, Александро-Невский, Почаевско-Успенский.

Православная церковь придает большое значение праздникам и постам. Пост предшествует большим церковным праздникам. Больших многодневных постов в РПЦ четыре: перед Пасхой, перед днем Петра и Павла, перед Успением Богородицы и перед Рождеством Христовым.

Самым почитаемым праздником в православной церкви является Пасха. Затем следуют 12 наиболее значимых праздников, называемых двунадесятыми. Некоторые из них называются неподвижными или непереходящими. Они празднуются каждый год в одно и тоже время. Другие же праздники называются подвижными или переходящими. Они отмечаются в разное время в зависимости от дня празднования Пасхи.

 

3.ПРАВОСЛАВИЕ В БЕЛАРУСИ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД

 

В 1989 году православная церковь в Беларуси получила статус экзархата. Это решение принял Архиерейский собор Русской православной церкви. В настоящее время она имеет два официальных названия: Белорусский экзархат Московского патриархата и Белорусская православная церковь. Экзархат канонически составляют все епархии с их благочиниями, с приходами и монастырями, находящимися на территории Республики Беларусь. Возглавляется экзархат экзархом. Сейчас им является митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев).

Высшим органом Белорусской православной церкви является Синод. Он состоит из всех правящих архиереев, включая экзарха. Синоду принадлежит высшая законодательная, исполнительная и судебная власть.

В состав Белорусской православной церкви входит десять епархий: Брестская, Витебская, Гомельская, Гродненская, Новогрудская, Минская, Могилевская, Пинская, Полоцкая, Туровская. Управляет епархией архиерей. Он избирается и назначается Священным Синодом. Епархия разделяется на благочиннические округа, а они – на приходы.

На 1 января 2003 года на территории Беларуси имеются 1265 приходов, в том числе в Брестской области 320, Витебской – 205 Гомельской – 157, Гродненской – 178, Могилевской – 83, Минской – 292, городе Минске – 30. Зарегистрировано 19 монастырей, 16 братств, 8 сестричеств.

Подготовкой кадров занимаются духовные учебные заведения. В 1989 году возобновила деятельность Минская духовная семинария, которая была закрыта в 1962 году. Это высшее духовное учебное заведение, готовящее священнослужителей и богословов. При Европейском гуманитарном университете в Минске в 1998 году открыт богословский факультет. Обучающиеся получают специальность теолог и преподаватель теологии. С 1996 года начала работать Минская духовная академия. Руководителей церковных хоров готовит Минское духовное училище. Открыто двухгодичное духовное училище в Витебске.

Белорусская православная церковь занимается издательской деятельностью. Издается богословская и богослужебная литература, газеты и журналы. С 1990 года начал выходить «Вестник Белорусского Экзархата».

Белорусская православная церковь принимает участие в актах благотворительности и милосердия. При Минском Епархиальном управлении действует медицинский центр «Самарянин». В Минске открыт Дом милосердия, который работает как реабилитационный центр.

Деятельность Белорусской православной церкви разнообразная и многоплановая. Она выступает инициатором проведения различных мероприятий, направленных на укрепление единства между народами, на гармонизацию межконфессиональных отношений, участвует в экменическом движении, в деятельности различных фондов и фестивалей.

 

4. СТАРООБРЯДЧЕСТВО

 

Старообрядцы или староверы в России появились в XVII веке в результате раскола в Русской православной церкви. Поводом к этому явилась богослужебная реформа, которая проводилась по инициативе патриарха Никона. Среди священнослужителей и верующих были сторонники и противники реформы. Сторонники реформы выступали за то, чтобы установить единообразие в богослужебной практике, привести богослужебные книги в соответствие с византийскими образцами, изменить некоторые обряды. Они выступали за ограничение числа земных поклонов при чтении молитв, за замену двухперстного крестного знамения на трехперстное и др.

Противники нововведений выступали в защиту «старой веры», «старых» обрядов. Часть верующих считала, что вводится новая вера, не признавала новые книги, продолжала молиться по старым.

Внутри православной церкви началась ожесточенная борьба. Это привело к расколу. С одной стороны - «обновленная» никоновская церковь, с другой – церковь «старого обряда», которая получила название старообрядческой.

Против противников реформы начались преследования и гонения, все противники реформы в 1685 году были объявлены вне закона, к ним стали применять различные меры наказания. Многие приверженцы старой веры вынуждены были бежать от преследований. Они поселялись в непроходимых лесах, бежали за границу.

На белорусских землях староверы появились во второй половине XVII века. Прибыли они сюда из разных мест России: на севере – из Поморья и Новгорода, на юго-востоке – из Стародубья (Черниговщина) и Дона, Центром старообрядчества на Беларуси стала Ветка на Гомельщине. Царское правительство неоднократно пыталось вернуть беглецов на прежние места проживания, применяя при этом и вооруженную силу. Однако деятельность староверов продолжалась.

Староверы делятся на два направления: поповцев и беспоповцев. В Беларуси большинство староверов составляют беспоповцы. На 1 января 2003 года в республике действовало 33 старообрядческие общины.

В 1971 году Поместный Собор Русской православной церкви снял проклен со староверов. Это дало канонические условия для преодоления раскола. Но староверы по-прежнему ведут себя обособленно и не настроены на воссоединение с Русской православной церковью.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Введение христианства на Руси. М., 1987.

2. Гордиенко И. С. – Современное русское православие. Л., 1989.

3. Грыгаровіч У. У. – Беларуская іерархія. Мн., 1992.

4. Канфесіі на Беларусі (к. XVIII- XXст.). Мн., 1998.

5. Короткая Т. П., Прокошина Е. С., Чудникова А. А. - Старообрядчество в Беларуси. Мн., 1992.

6. Начаткі праваслаў'я. Мн., 1998 г.

7. Основы христианской православной веры. М., 1994 г.

8. Филист Г. М. – Введение христианства на Руси. Мн., 1998 г.

9. Христианство в Беларуси: история и современность. (Короткая Т. П., Осипов А. И., Теплова В. А.). Мн., 2000 г.

 

ТЕСТ

 

1. Где состоялся первый Вселенский собор?

А) Константинополе;

Б) Никее;

В) Риме.

 

2. Когда образовалась Полоцкая епархия?

А) 990 год;

Б) 1015 год;

В) 992 год.

 

3. Как в православной церкви называется управляющий епархией?

А) архиерей;

Б) епископ;

В) митрополит.

 

4. Какое другое официальное название имеет Белорусская православная церковь?

А) митрополия;

Б) Экзархат;

В) поместная церковь.

 

5. Как называется настоятель православного монастыря?

А) благочинный;

Б) пастор;

В) игумен.

 

ГЛОССАРИЙ

 

Наименование понятия, термина, определения   Его содержание
Автокефалия Архиерей Благочинный Всенощная Игумен (игуменья) Иконостас Патриарх Скит Экзархат Административная независимость поместной православной церкви     Общее название для священнослужителей высшей степени православной и католической церковной иерархии. В Русской православной церкви- духовное лицо, возглавляющее епархию.     В Русской православной церкви старший священник, назначаемый для канонического надзора за другими служителями культа.     Вечернее богослужение в Русской православной церкви накануне воскресенья и некоторых религиозных праздников. Всенощная иногда продолжается до восхода солнца.     Духовный титул в православии, который обычно дается настоятелю мужского или женского монастыря.   В православном храме стена, уставленная иконами и отделяющая алтарь.     Высшее духовное лицо в некоторых христианских церквах.   Старообрядческий монастырь, расположенный в глухих, отдаленных местах     В православных церквах церковный округ, иногда объединяющий несколько епархий. Возглавляется экзархом, подчиненным патриарху.  

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

 

1. Когда введено христианство на Руси?

2. Что означает понятие автокефалия?

3. Какое было положение православной церкви после Люблинской унии?

4. Как можно охарактеризовать деятельность старообрядческих общин Беларуси?

5. Какая организационная структура Русской православной церкви?

6. Когда был создан Белорусский экзархат? Кто его возглавил?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: