Возрастные особенности типов ВНД ребёнка. Неврозы




Приспособительные реакции родившегося ребёнка на внешние

воздействия обеспечиваются ориентировочными рефлексами. Условные

рефлексы в период новорожденности носят очень ограниченный характер и

вырабатываются только на жизненно важные стимулы. Уже в первые дни

жизни ребёнка можно отметить образование натурального условного рефлекса

на время кормления. В дальнейшем условный рефлекс появляется на различные

первосигнальные стимулы: свет, звук, обонятельные раздражения.

Выработка у ребёнка внутреннего торможения является важным фактором

воспитания. На первом году жизни целесообразно воспитывать торможение,

привлекая мимику и жесты, характеризующие отрицательное отношение

взрослых, или раздражители, отвлекающие внимание ребёнка, т.е. являющиеся

внешним тормозом. Для правильного развития ребёнка первого года жизни

очень важным является строгий режим. К концу первого года жизни очень

важное значение приобретает слово.

Формирование индивидуально-типологических особенностей в процессе

онтогенеза определяется постепенностью созревания высших нервных центров.

Н.И. Красногорский выделил 4 типа нервной деятельности в детском

возрасте:

1. Сильный, уравновешенный оптимально возбудимый быстрый тип.

Характеризуется быстрым образованием условных рефлексов, прочность этих

рефлексов значительная. Дети этого типа способы к выработке тонких

дифференцировок. Имеют хорошо развитую речь с богатым словарным

запасом.

2. Сильный уравновешенный медленный тип. У детей этого типа условные

связи образуются медленно, угасшие рефлексы восстанавливаются также

медленно. Дети этого типа характеризуются выраженным контролем коры над

безусловными рефлексами и эмоциями. Они быстро обучаются речи. Только

речь у них несколько замедленная. Активны, стойки при выполнении сложных

заданий.

3. Сильный, неуравновешенный, повышенно возбудимый, безудержный

тип. Характеризуется недостаточностью тормозного процесса, сильно

выраженной подкорковой деятельностью, не всегда контролируемой корой.

Условные рефлексы у таких детей быстро угасают, а образующиеся

дифференцировки неустойчивы. Дети такого типа отличаются эмоциональной

возбудимостью, вспыльчивостью. Речь быстрая с отдельными

выкрикиваниями.

4. Слабый тип с пониженной возбудимостью. Условные рефлексы

образуются медленно, неустойчивы, речь часто замедленная. Легкотормозимый

тип. Такие дети трудно привыкают к новым условиям. Легко утомляются.

Неврозы. В школе И. П. Павлова все функциональные нарушения высшей

нервной деятельности стали определять как экспериментальный невроз, однако

такой подход затруднял сопоставление клинических и экспериментальных

неврозов.

Термин «невроз» ввел более 200 лет тому назад шотландский врач У.

Куллен. С тех пор представление о неврозе многократно пересматривалось.

Вначале к этой группе заболеваний относили большое число болезней без

явного патоморфологического дефекта. Определение невроза как «заболевания

нервной системы без органических поражений» оказалось неудачным.

Современная физиология считает, что невроз — это заболевание,

обусловленное психической травмой.

22 билет Условное (внутреннее) торможение. Такой вид торможения характерен для высших отделов центральной нервной системы и развивается только при отсутствии подкрепления условного сигнала безусловным раздражителем, т. е. при несовпадении во времени двух очагов возбуждения. Оно вырабатывается постепенно в процессе онтогенеза, иногда с большим трудом. Выделяют угасательное, дифференцировочное условное торможение.Угасательное торможение развивается, если повторение условного сигнала не подкрепляется безусловным. Например, хищник реже появляется в тех местах, где количество добычи уменьшилось, потому что выработанный ранее условный рефлекс из-за отсутствия подкрепления пищей, которое было условным раздражителем, угасает. Это способствует приспосабливанию животных к меняющимся условиям жизни.

2) Торможение условных рефлексов Условные рефлексы не только вырабатываются, но и исчезают при определенных условиях. И. П. Павлов различал два вида торможения условных рефлексов: безусловное и условное.Безусловное торможение является врожденным, оно может проявляться в любом отделе центральной нервной системы. Безусловное торможение может быть Внешним и запретным.Внешнее торможение возникает под влиянием нового раздражителя, который действует одновременно с условным сигналом. Внешний раздражитель должен быть более сильным -- доминантным. Например, болевое раздражение кожи у собаки может резко затормозить пищевые условные рефлексы. Положительное значение внешнего торможения состоит в том, что организм переключается на новый, более важный в данный момент, вид рефлекторной деятельности.Запредельное торможение возникает при значительном увеличении силы или продолжительности действия условного сигнала. При этом условный рефлекс резко ослабевает или полностью исчезает. Например, у собаки был выработан слюноотделительный условный рефлекс на звонок. Если постепенно увеличивать силу условного сигнала (звонка), то вначале количество отделяемой слюны увеличивается. При дальнейшем нарастании силы условного сигнала отделение слюны уменьшается и, наконец, полностью тормозится.По своей природе запредельное торможение является пессимальным. Оно выполняет охранительную функцию, препятствуя истощению нервных клеток.Запредельное торможение легче развивается при снижении лабильности, работоспособности нейронов коры большого мозга, например, после тяжелого инфекционного заболевания, у пожилых людей и т. д.Условное (внутреннее) торможение свойственно только клеткам коры большого мозга. Это торможение, как и условные рефлексы, вырабатывается. Основным условием для проявления внутреннего торможения является неподкрепление условного раздражителя безусловным. Например, если у собаки выработан прочный слюноотделительный условный рефлекс на свет, а затем условный сигнал (свет) применять много раз изолированно без подкрепления (без дачи пищи), то выделение слюны постепенно уменьшается и, наконец, прекратится. Условный рефлекс угас -- угасательное торможение. Подкрепление условного сигнала безусловным раздражителем восстанавливает условный рефлекс. Однако даже при отсутствии подкрепления условный рефлекс может вновь проявиться после отдыха, при наличии положительных эмоций. Это явление получило название растормаживания условных рефлексов. Быстрее и легче угасают непрочные недавно выработанные условные рефлексы. За счет угасательного торможения Организм освобождается от ненужных, потерявших сигнальное значение условных рефлексов.Значение торможения условных рефлексов. За счет торможения условных рефлексов достигается точное и совершенное приспособление организма к условиям существования, уравновешивание организма с окружающей средой, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность головного мозга.Значение условных рефлексов. Условные рефлексы имеют сигнальное (приспособительное) значение для организма. Они предупреждают человека или животное об опасности, дают знать о близости пищи и т. д. В борьбе за существование выживает то животное, у которого быстрее и легче формируются условные рефлексы.Условные рефлексы в зависимости от условий могут появляться и угасатьили исчезать. В результате за счет условных рефлексов организм может более совершенно приспосабливаться к окружающей среде, к меняющимся условиям существования.И. П. Павлов, характеризуя значение условных рефлексов, подчеркивал, что условные рефлексы уточняют, утончают и усложняют отношения организма с внешней средой. Цени сложнейших условных рефлексов лежат в основе формирования дисциплины, процессов воспитания и обучения.Системность в работе корыбольших полушарий. Динамический стереотип. В обычных условиях существования на организм человека и животных действует сложная система разнообразных раздражителей. Приспособление организма к этим раздражителям осуществляется при помощи условнорефлекторной деятельности коры большого мозга. Одним из проявлений этой деятельности является образование так называемого динамического стереотипа.Динамический стереотип -- выработанная и зафиксированная в коре большого мозга человека или животного устойчивая последовательность условных рефлексов, вырабатываемая в результате многократного воздействия следующих в определенном порядке условных сигналов.Для того чтобы образовался динамический стереотип, на организм должен действовать комплекс раздражителей в определенном порядке и через определенные промежутки времени (внешний стереотип). Так, например, у собаки вырабатывают условный слюноотделительный рефлексна комплекс, состоящий из трех раздражителей: звонок, свет и механическое раздражение кожи. Если изменить порядок действия раздражителей или интервал между ними, даже на 15 с, происходит нарушение работы клеток коры большого мозга: условный рефлекс угасает или полностью исчезает, тормозится.При выработке динамического стереотипа в центральной нервной системе происходит соответствующее распределение процессов возбуждения и торможения. В результате этого у человека или животного возникает связанная цепь условных и безусловных рефлексов (внутренний динамический стереотип). Динамическим стереотип называется потому, что он может быть разрушен и вновь образован при изменении условий существования. Его перестройка иногда происходит с большим трудом и может вызвать развитие невроза (нарушений функций высшей нервной деятельности). С большим трудом ломка динамического стереотипа и образование нового происходит у пожилых людей, у которых нервные процессы малоподвижны и ослаблены.Перестройка динамического стереотипа наблюдается в жизни каждого человека в различные возрастные периоды в связи с изменениями условий жизни: поступление ребенка в школу, смена школы на специальное учебное заведение, переход на самостоятельную работу и т. д. Большая роль в облегчении перестройки динамического стереотипа у человека принадлежит общественному укладу жизни, а также своевременной помощи родителей, воспитателей, учителей.

При наличии динамического стереотипа условные рефлексы протекают легче и автоматичнее. Динамический стереотип лежит в основе выработки различных привычек, навыков, автоматических процессов в трудовой деятельности. Вследствие этого опытный рабочий выполняет привычную для него работу быстрее и с меньшим утомлением, чем начинающий.

Динамический стереотип определяет характер поведения животных и человека в окружающей среде.

Взаимоотношения процессов возбуждения и торможения в коре большого мозга. Сложнейшие взаимоотношения между организмом и разнообразными условиями жизни достигаются благодаря тончайшим взаимодействиям основных нервных процессов -- возбуждения и торможения -- в центральной нервной системе и, особенно, в нейронах коры большого мозга.

Только одно возбуждение не может обеспечить нормальную деятельность организма. Ничем: не сдерживаемое возбуждение (отсутствие торможения) постепенно приведет к истощению нервной системы и гибели организма. Если бы в нервной системе постоянно существовал только процесс торможения, то организм оказался бы нежизнедеятельным, неспособным реагировать на все сигналы, поступающие из внешней и внутренней среды. Нервные процессы подчиняются определенным закономерностям: иррадиации, концентрации и индукции. Нервные процессы обладают способностью распространяться (иррадиировать), а затем собираться (концентрироваться) в том участке центральной нервной системы, где они возникли.

В настоящее время установлено, что процессы возбуждения способны распространяться. Природа иррадиации и концентрации процесса торможения окончательно не выяснена.

Процессы возбуждения и торможения связаны между собой по принципу индукции (наведение). Различают взаимную и последовательную индукцию.

Взаимная индукция. При возникновении очага возбуждения или торможения в центральной нервной системе по его периферии происходит изменение функциональных свойств нервных клеток. Вокруг участка возбуждения снижается возбудимость и лабильность нейронов и в этих Клетках легко развивается процесс торможения (очаг возбуждения индуцирует зону торможения). Это явление получило название отрицательной взаимной индукции. Примером такого состояния нервных процессов могут служить взаимоотношения между центрами глотания и дыхания. При возбуждении центра глотания деятельность дыхательного центра тормозится и дыхание задерживается.

По периферии участка торможения активность нервных клеток повышается и в этих нейронах легко возникает процесс возбуждения (очаг торможения индуцирует аону возбуждения). Это явление получило название Положительной взаимной индукции.

Последовательная индукция. Возбуждение, возникшее В нейронах, через некоторое время в этих же нервных клетках последовательно сменяется торможением и обратно, торможение переходит в возбуждение. Примером того вида индукции может служить смена бодрствования и сна.

23 билет Леворукость Праворукость является видовым признаком человечества. Статистика свидетельствует, что 90—91% всего человечества — правши и лишь 3—5% — левши, остальные — амбидекстры, т. е. люди одинаково владеющие обеими руками. Таким образом, леворукость — редкое проявление морфофункциональной асимметрии человека, или, как говорят ученые, инвертности в системе моторного анализатора мозга.
Специально проведенные массовые обследования населения (А. П. Чуприков и соавт.) показали, что распространенность леворуких среди населения колеблется от 2 до 8%. Их больше среди мужчин. Среди различных национальных групп они распределены неравномерно. Рождаются левши преимущественно во второй половине года, наиболее редко — весной. Небезынтересно, что леворукие явно тяготеют к некоторым профессиям. Так, зарубежные ученые неоднократно отмечали устойчивое накопление леворуких среди студентов архитектурного факультета, причем успеваемость их в среднем была выше, чем у праворуких. Нередко левши встречаются среди скульпторов, художников, артистов. В ряде случаев они имеют преимущество и в спорте. По утверждениям некоторых специалистов, их реакция на раздражитель на несколько тысячных секунды быстрее, чем у праворуких. К примеру, сильнейшие теннисисты США, 4 чемпиона по фехтованию, некоторые сильнейшие боксеры нашей страны из числа выступавших на Московской Олимпиаде - левши.
Леворукость порождает определенные социальные проблемы. Ведь все, начиная от бытовых товаров и заканчивая станками, расположением приборов и рычагов в кабине самолета, рассчитано на праворуких. Вот почему работа у быстродвижущегося конвейера таит для леворукого серьезные опасности. Утомившись при выполнении однообразных операций, он может начать действовать левой рукой. В результате — нарушение техники безопасности и производственный травматизм.
С леворукостью связан ряд проблем и сугубо медицинского характера. Так, при поражении верхнемедиального отдела височной доли в левом полушарии мозга у праворуких или в правом у некоторых леворуких больные не понимают обращенную к ним речь, не могут рассказать о своем состоянии, сообщить о возможной леворукости, т. е. возникает так называемая сенсорная афазия. В ряде случаев такое состояние вызвано опухолью мозга или абсцессом. При этом требуется неотложная операция, включающая трепанацию соответствующего отдела черепа с удалением пораженного патологическим процессом участка. Нетрудно представить, какая разыграется трагедия, если нейрохирург заранее не выяснит, что больной — левша, т. е. нейрохирургическому вмешательству может подвергаться совсем не та область и будет нанесена ненужная травма и потеряно время.
Изложенное делает очевидным необходимость заблаговременного выявления леворукости. Возможно, в дальнейшем латеральную структурно - функциональную характеристику человека будут, как и группы крови, отмечать в паспорте.
Следует также отметить, что у леворуких несколько чаще, чем у праворуких, могут отмечаться различные аномалии строения и расположения внутренних органов. Об этом должны помнить хирурги и терапевты.
Важно также подчеркнуть, что у левшей бывает своеобразной клиника многих нервно-психических заболеваний.
Так, эпилепсия у них зачастую протекает в виде акинезии и двусторонних двигательных реакций (кивание, раскачивание корпусом, 'сжимание и разжимание кистей, выстукивание руками определенного ритма, похлопывание по телу и т. д.). Данные проявления зачастую сопровождаются разнообразными вегетативными расстройствами. Это, видимо, отражает сравнительно неглубокую утрату сознания и очаговый характер приступа. Галлюцинации, феномены дереализации, деперсонализации при эпилепсии у левшей значительно отличаются от аналогичных проявлений у правшей.
Небезынтересно, что и шизофрения у левшей может протекать своеобразно, например с акцентированием и усилением эмоциональных нарушений, приступообразностью течения, психопатоподобным поведением (А. П. Чуприков).
Следует также отметить, что многие практически здоровые левши отличаются большим размахом и цикличностью эмоциональных колебаний. У некоторых из них отмечаются определенная эмоционально-волевая неустойчивость, колебания настроения от ощущения счастья до угнетенно-дисфорического эффекта. Им также свойствен определенный психический инфантилизм: чрезмерная игра воображения, детскость и поверхностность суждений. Все это может сочетаться с такими чертами характера, как чрезмерная настойчивость, стремление добиваться своего.
Иногда врачам-педиатрам и психиатрам приходится сталкиваться с невротическими состояниями у леворуких детей в возрасте 6—8 лет. Какова их причина?
Сравнительно редко возникают такого рода состояния, как реакции на насмешки сверстников, которые подчас с большой настойчивостью преследуют своих леворуких товарищей. Некоторые дети-левши остро переживают свою необычность, замыкаются, избегают контактов с товарищами.
Однако гораздо чаще и тяжелее ребенок-левша реагирует на переобучение — на необходимость писать правой рукой. Во многих школах педагоги младших классов настойчиво переобучают леворуких школьников. Следует подчеркнуть, что нет и никогда не было директивного документа, который обязывал бы их к этому. Делается же это из лучших побуждений — зачем ребенку выделяться и подвергаться насмешкам? К этому процессу подключаются и родители, иногда они прибегают к «дедовскому» способу — во время подготовки письменных заданий привязывают левую руку ребенка к туловищу.
К чему это приводит? У многих леворуких детей такое насильственное переобучение способствует усилению раздражительности, вспыльчивости, несдержанности; кроме того, ухудшается засыпание, появляются ночные страхи: внезапно среди ночи во сне ребенок вскакивает, кричит, плачет, зовет мать. В отдельных случаях может появиться заикание. В школе такой ребенок отстает от сверстников в выполнении письменных заданий — пишет медленнее, с пропусками букв и слогов, необычайно коряво и с наклоном влево. Отсутствие успехов приводит к тому, что у школьника — левши пропадает желание учиться, о письме он думает с отвращением, по утрам при мысли о необходимости идти в школу у него снижается настроение. У одного наблюдаемого нами леворуковго мальчика перед уходом в школу возникала упорная рвота. У других мы наблюдали в этот период обострение нейродермита, экземы, бронхиальной астмы или других заболеваний.
Большинство переобучаемых детей через полгода — год постепенно овладевают навыками писать правой рукой, и острота невротических переживаний постепенно, обычно к 3-му классу, значительно сглаживается, однако эти переживания не проходят бесследно. В письме правой рукой дети-левши никогда не достигают того совершенства, которое было бы свойственно им при письме левой рукой, при этом они совершают ошибки, типичные для переобученных левшей. По мнению некоторых ученых, в характере и поведении таких детей фиксируются некоторые нежелательные перемены. Таким образом, насмешки товарищей по своим последствиям для леворуких детей — меньшее зло, чем их насильственное переобучение.
Родители и педагоги не учитывают того, что изменять нейрофизиологические межцентральные связи мозга, заложенные самой природой, опасно. Многие переобученные левши всю жизнь дублируют те автоматизированные программы, которые лежат в основе письма — сначала эта программа проигрывается в правом, доминантном полушарии мозга, затем переносится в левое полушарие, координирующее движения правой руки, т. е. необходимый навык осуществляется неэкономно, с излишними затратами.
Долг всех медицинских работников — разъяснение населению лозунга «Берегите левшей!» В проведении, такой работы должны участвовать все. И далеко не последнюю роль здесь призваны сыграть фельдшера и акушерки, которые тесно связаны с населением, проводят большую санитарно-просветительную работу, и подчас именно с ними население советуется в первую очередь.
Достаточно прост и в то же время запутан вопрос о диагностике леворукости. Запутан в силу распространенности среди врачей заблуждения, что леворукость можно определить путем выполнения обследуемым по левому типу таких несложных тестов, как переплетение пальцев рук, перекрест рук на груди, проба на доминантный глаз. Определяемые в ходе таких проб признаки мы называем латеральными функциональными признаками, которые важны для оценки индивидуального профиля латеральной функциональной активности организма. Но если пытаться по ним определять леворуких, то число последних, необычайно возрастет — до 30—40% населения, что будет ошибочно.

24 билет диагн. Шк. Зрел!Готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребенка в детском саду и семье.Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости:интеллектуальный, эмо­циональный и социальный. Обинтеллекту­альной зрелости говорит способность ре­бенка концентрировать внимание, устанав­ливать связи между явлениями и событиями и др. Эмоциональная зрелость проявляется в ослаблении импульсивных реакций на со­бытия и в умении длительно выполнять не всегда привлекательную работу (произволь­ность поведения). Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками, умение слушать и выполнять указания учителя; подчинять свое поведе­ние установленным правилам.Однако не следует путать интеллектуаль­ное развитие детей и их обученность. На­пример, ребенок, поступивший в школу, не умеет читать, писать или считать, но при этом обладает такой высокой обучаемостью (не обученностью!), что через пару месяцев легко догоняет своих одноклассников.Обученность может облегчить жизнь ре­бенку в первые месяцы школьной жизни и даже создать временную успешность. Но здесь же кроется и опасность – ему будет скучно учиться. Кроме того, в определенный момент резерв обученности истощится. По­этому взрослым целесообразнее сосредото­чить свое внимание не на форсировании учебных умений, а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость, ина здоровье будущего первоклассника. Ведь с приходом в школу физическая нагрузка на организм увеличивается. Часто болеющий ребенок выбивается из нового ритма жизни, ему приходится догонять пропущенное. До­полнительная психическая и физическая нагрузка тяжела для ребенка, он может по­терять веру в свои силы.Еще в детском саду выясняется, есть ли у ребенка дефекты речи. Воспитатель должен объяснить родителям: речевые дефекты затрудняют процесс овладения грамотой, тор­мозят формирование навыка правильного письма. Поэтому необходимо обратиться к логопеду за консультацией и своевременно начать занятия.Очень важный момент – желание учиться. Опросы детей подготовительных групп по­казали: поступить в школу хотят практичес­ки все, но причины этого желания разные: одни идут в первый класс потому, что там будут учиться их друзья; другим нравится новый ранец и тетрадки; третьих интересу­ют звонки и перемены в школе. Эти ответы говорят о том, что дети еще не осознали важности учебы и не готовы к новому, важ­ному шагу в жизни.Правильно сформированная внутренняя позиция будущего первоклассника являет­ся основой его готовности к школе.Ребенка нужно научить слушать взрослого, четко выражать свои мысли, быть вниматель­ным, усидчивым, контактным, содержать в по­рядке рабочее место. Важно, чтобы он умел правильно держать карандаш и ручку, уве­ренно рисовал, лепил, пользовался ножница­ми, умел составлять рассказ по картинке.Кроме того, будущий ученик должен об­ладать и таким необходимым качеством, как самостоятельность. Если он умеет бегло чи­тать, но не способен завязать шнурки и сло­жить книги в ранец, в его школьной жизни возникнут определенные трудности.Таким образом «портрет» идеального пер­воклассника предполагает наличие опреде­ленных качеств:

физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками

любознательный, активный

эмоционально отзывчивый

овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений

способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе

овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

владевший необходимыми умениями и навыками.

25 билет Мышцы. Основные группы мышц. Возрастные особенности.

Мышцы - это органы тела животных и человека, состоящие из упругой, эластичной мышечной ткани способной сокращаться под влиянием нервных импульсов. Предназначены для выполнения различных действии: движения тела, сокращения голосовых связок, дыхания. Мышцы состоят на 86,3 % из воды. Мышцы позволяют двигать частями тела и выражать в действиях мысли и чувства. Человек выполняет любые движения — от таких простейших, как моргание или улыбка - до топких и энергичных, какие мы наблюдаем у ювелиров или спортсменов — благодаря способности мышечных тканей сокращаться. От исправной работы мышц, состоящих из трёх основных групп, зависит не только подвижность организма, но и функционирование всех физиологических процессов. Основные группы мышц. В зависимости от расположения мышцы можно разделить на следующие большие группы мышцы головы и шеи, мышцы туловища и мышцы конечностей. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Безусловно с возрастом наш организм изменяется. Изменяется и мышечная система. У взрослого человека скелетная мускулатура составляет более 40% массы тела. При старении интенсивность снижения массы мышц более выражена, чем уменьшение массы тела в целом Форма мышцы с возрастом изменяется.

26 билетМышцы (мускулы) - органы тела человека, состоящие из мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов. Хотя этим свойством обладают клетки многих тканей, в мышечных тканях способность к сокращениям становится главной функцией. В совокупности мышцы образуют мышечную систему. У человека мышцы составляют от 28-32% (женщины) до 35-45% (мужчины) массы тела.Структура мышц.Структурными элементами всех типов мышц являются мышечные волокна. Поперечнополосатые мышечные волокна в скелетных М. образуют пучки, соединённые друг с другом прослойками соединительной ткани. Своими концами мышечные волокна сплетаются с сухожильными волокнами, через посредство которых мышечная тяга передаётся на кости скелета. Волокна поперечнополосатых М. представляют собой гигантские многоядерные клетки, диаметр которых варьирует от 10 до 100 мкм, а длина часто соответствует длине М., достигая, например, в некоторых М. человека 12 см.Волокно покрыто эластичной оболочкой — сарколеммой и состоит из саркоплазма, элементами которой являются т митохондрии, рибосомы, трубочки и пузырьки саркоплазматической сети, Т-системы и т. д. В саркоплазме обычно в форме пучков расположено множество нитевидных образований толщиной от 0,5 до нескольких мкм — миофибрилл, обладающих, как и всё волокно в целом, поперечной исчерченностью. Каждая миофибрилла разделена на несколько сот участков длиной 2,5—3 мкм, называемых саркомерами. Каждый саркомер, в свою очередь, состоит из чередующихся участков — дисков А и I.Несколько иную структуру имеют гладкие мышечные волокна. Они представляют собой веретенообразные одноядерные клетки, лишённые поперечной исчерченности. Длина их обычно достигает 50—250 мкм (в матке — до 500 мкм), ширина — 4—8 мкм; миофиламенты в них обычно не объединены в обособленные миофибриллы, а расположены по длине волокна в виде множества одиночных актиновых нитей (рис. 4). Упорядоченная система миозиновых нитей в гладкомышечных клетках отсутствует.Строение мышц.В типичной М. есть активно сокращающаяся часть – тело (брюшко) и пассивная часть – сухожилие, которое, как правило находится на обоих концах М. и прекрепляет ее к костям скелета. Каждая М. обильно снабжена нервными волокнами и каппилярами, подходящими к ней через соединительнотканные оболочки – перимизий и эндомизий. Например, в одном кубическом миллиметре в норме у человека приходится около 2 000 капиляров; одно нервное волокно может иннервировать от 3-9 машечных волокон (в латеральной прямой мышце глаза) до 120-160 (в трехглавой мышце голени). Все М., кроме мимических, окружены фасциями. Мышечная система осуществляет движение организма, поддержание равновесия тела, а также дыхательные движения, транспортировку пищи, крови внутри организма. В тканях мышечной системы химическая энергия превращается в механическую и тепловую.
Мышечная система представляет собой совокупность способных к сокращению мышечных волокон, объединённых в пучки, которые формируют особые органы - мышцы или же самостоятельно входят в состав внутренних органов.
У человека выделяют три типа мышц:
1. Скелетные мышцы (они же поперечнополосатые, или произвольные). Прикрепляются к костям. Состоят из очень длинных волокн, длина от 1 до 10 см, форма - цилиндрическая. Их поперечная исчерченность обусловлена наличием чередующихся двоякопреломляющих проходящий свет дисков - анизотропных, более темных, и однопреломляющих свет - изотропных, более светлых. Каждое мышечное волокно состоит из недифференцированной цитоплазмы, или саркоплазмы, с многочисленными ядрами расположенными по периферии, которая содержит большое число дифференцированных поперечнополосатых миофибрилл. Периферия мышечного волокна окружена прозрачной оболочкой, или сарколеммой, содержащей фибриллы коллагеновой природы. Небольшие группы мышечных волокон окружены соединительнотканной оболочкой - эндомизием, endomysium; более крупные комплексы представлены пучками мышечных волокон, которые заключены в рыхлую соединительную ткань - внутренний перемизий, perimysium internum; вся мышца в целом окружена наружным перимизием, perimysium externum. Все соединительнотканные структуры мышцы, от сарколеммы до наружного перимизия, являются продолжением друг друга и непрерывно связаны между собой. Всю мышцу одевает соединительнотканный футляр - фасция, fascia. К каждой мышце подходит один или несколько нервов и кровоснабжающие её сосуды. И те и другие проникают в толщу мышцы в области так называемого нервнососудистого поля, area nervovasculosa. С помощью мышц сохраняется равновесие тела, производится перемещение в пространстве, осуществляются дыхательные и глотательные движения. Эти мышцы сокращаются усилием воли под действием импульсов, поступающих к ним по нервам из центральной нервной системы. Характерны мощные и быстрые сокращения и быстрое развитие утомления.2. Гладкие мышцы (непроизвольные). Они находятся в стенках внутренних органов и сосудов. Для них характерны длина: 0,02 -0,2 мм, форма: веретеновидная, одно ядро овальное в центре, нет исчерчености. Эти мышцы участвуют в транспортировке содержимого полых органов, например, пищи по кишечнику, в регуляции кровяного давления, сужении и расширении зрачка и других непроизвольных движений внутри организма. Гладкие мышцы сокращаются под действием вегетативной нервной системы. Характерны медленные ритмические сокращения, не вызывающие утомления.3. Сердечная мышца. Она имеется только в сердце. Эта мышца неутомимо сокращается в течение всей жизни, обеспечивая движение крови по сосудам и доставку жизненно важных веществ к тканям. Сердечная мышца сокращается самопроизвольно, а вегетативная нервная система только регулирует её работу.
В теле человека около 400 поперечнополосатых мышц, сокращение которых управляется центральной нервной системой. Функции мышечной системы
• двигательная;
• защитная (например, защита брюшной полости брюшным прессом);
• формировочная (развитие мышц в некоторой степени определяет форму тела);
• энергетическая (превращение химической энергии в механическую и тепловую

27 -28 билет Органы дыхания обеспечивают поступление в организм кислоро-да, необходимого для процессов окисления, и выделение углекислого газа, являющегося конечным продуктом обменных процессов. По-требность в кислороде для человека важнее, чем потребность в пище или воде. Без кислорода человек погибает в течение 5-7 мин, в то вре-мя как без воды он может прожить до 7-10 дней, а без пищи — до 60 дней. Прекращение дыхания ведет к гибели прежде всего нервных, а затем и других клеток. В дыхании выделяют три основных процесса: обмен газов между окружающей средой и легкими (внешнее дыха-ние), обмен газов в легких между альвеолярным воздухом и кровью, обмен газов между кровью и межтканевой жидкостью (тканевое ды-хание).Фазы вдоха и выдоха составляют дыхательный цикл. Изменение объема грудной полости совершается за счет сокращений инспира-торных и экспираторных мышц. Основной инспираторной мышцей является диафрагма. Во время спокойного вдоха купол диафрагмы опускается на 1,5 см. К инспираторным мышцам относятся также на-ружные косые межреберные и межхрящевые, при сокращении кото-рых ребра поднимаются, грудина смещается вперед, боковые части ребер отходят в стороны. При очень глубоком дыхании в акте вдоха участвует ряд вспомогательных мышц: грудино-ключично-сосцевид-ные, лестничные, большая и малая грудные, передняя зубчатая, а также мышцы, разгибающие позвоночник и фиксирующие плечевой пояс (трапециевидная, ромбовидная, поднимающая лопатку).

При активном выдохе сокращаются мышцы брюшной стенки (ко-сые, поперечная и прямая), в результате уменьшается объем брюш-ной полости и повышается давление в ней, оно передается на диа-фрагму и поднимает ее. Вследствие сокращения внутренних косых и межреберных мышц опускаются и сближаются ребра. К вспомога-тельным экспираторным мышцам относятся мышцы, сгибающие по-звоночник. Дыхательные пути образуются носовой полостью, носо- и рото-глоткой, гортанью, трахеей, бронхами различных калибров, включая бронхиолы.Полость носаВоздух поступает через ноздри, сближенные между собой и на-правленные вниз. Нос имеет верхушку и спинку, а также хрящевые крылья. Полость носа делится на преддверие полости и собственно полость. Преддверие полости выстлано неороговевающим плоским эпителием и содержит волосы, сальные и потовые железы. Полость носа покрыта слизистой оболочкой. В ней содержатся клетки, выде-ляющие слизь, которая благодаря движению ресничек передвигается кнаружи и удаляет различные твердые частицы. Кроме того, слизь ув-лажняет дыхательный воздух. В день выделяется около пол-литра слизи. Слизистая оболочка также согревает воздух.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: