1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.
Образец: Упрекать (бездеятельность) – упрекать в бездеятельности.
Вследствие (предрассудки), вспомнить (благоговение), очарован (пейзаж), оказаться (иллюзия), основан (Петр Великий).
2. Замените определительные предложения причастными оборотами.
1. Стрелы, которые были пущены в него, упали на землю. 2. Приказчик снял кнут, который висел у него на плече. 3. Я читаю книгу, которую взял у друга, который живет по соседству.
Задание № 6. НОРМЫПРАВОПИСАНИЯ.
Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
Море огромное лениво вздыхающ… у берега уснуло и (не)подвижно (в) дали облит… голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое оно сл…лось там с син…м южн…м небом и крепко спит отр…жая в себе прозрачную ткань пер…стых обл…ков (не)подвижных и (не)скрывающ…х собой золотых узоров звезд. Горы поросш… деревьями уродл…во изгнутыми норд-остом ре…кими взмахами подняли вершины в син…ю пустыню над ними суровые контуры округлились одетые теплой и ласковой мглой южной ноч….
ВАРИАНТ № 28
Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.
Грушевый, избалованный, переходный, премированный, таможня.
Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Произведите синонимические замены иностранных слов.
Адекватный, гипертрофированный, лояльный, позитивный, спонтанный.
2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.
1. Это свойство свойственно всем писателям. 2. Необходимо реалистично и без иллюзий взвесить наши экономические шансы. 3. Автобиография жизни.
3. Составьте словосочетания.
Масленичный – масличный, обидный – обидчивый, пастырский – пасторской.
Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.
1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.
1. Прятаться за чужие широкие спины – дело недостойное. 2. Для всей школы этот ученик стал басней во языцех. 3. Играть важную скрипку.
2. Объясните смысл образных выражений.
1.Гомерический смех. 2. Буря в стакане воды. 3. Узы Гименея.
Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания.
Кофе, кашне, пони, Сухуми, тюль.
2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.
Ананасы, баклажаны, иглы, карты, туфли.
3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.
156, 375, 1256, 1919.
Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.
Образец: Упрекать (бездеятельность) – упрекать в бездеятельности.
Достичь (берег), радоваться (успехи), оплатить (проезд), информация (погода), согласно (приказ).
2. Исправьте речевые ошибки в предложениях.
1. Вернувшись на Родину, эмигрантам было предъявлено обвинение, и они были арестованы НКВД. 2. Подходя к лесу, мне стало холодно. 3. Он был менее ранимее меня.
Задание № 6. НОРМЫПРАВОПИСАНИЯ.
Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
Каждый вечер перепл….чик Крапцер подм…тал маст…рскую соб…рал работу и выйдя на крыльцо дома долго гл…дел сквозь р…гатые очки на небо. Потом раскур…вал трубку возвр…щался обратно и по винт…вой лес…нице подн…мался в к…морку. Тут он заж…игал лампу ставил ее плотно (по)средине стола и с важностью усаж…вался в полома(н, нн)ое кресло.
ВАРИАНТ № 29
Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.
Истекший, небо, компас, мизерный, феномен.
Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Произведите синонимические замены иностранных слов.
Тривиальный, утилитарный, фатальный, эксцентричный, регресс.
2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.
1. Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше участников. 2. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера. 3. Монументальный памятник.
3. Составьте словосочетания с данными паронимами.
Абонент – абонемент, представить – предоставить, бережно – бережливо.
Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.
1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.
1. Я привык отдавать себе отчеты во всех вопросах. 2. Он ругал всех на чем свет стоял. 3. У нас было несколько медовых месяцев.
2. Объясните смысл образных выражений.
1. Рог изобилия. 2. Прометеев огонь. 3. Со щитом или на щите.
Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания.
Колибри, картофель, меню, Чили, цеце.
2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.
Бланки, гектары, носки, оладьи, ясли.
3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.
178, 250, 275, 1100.