ВАРИАНТ № 36
Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.
Гастрономия, гусеница, каталог, крапива.
2. Укажите, какие гласные звуки произносятся в словах:
Боккаччо, Вольтер, Шопен, Флобер, Золя.
Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Произведите синонимические замены иностранных слов.
Чартер, ноу-хау, лоббизм, коррупция, авеню.
2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.
Прейскурант цен, народный фольклор, монументальный памятник, габаритные размеры, реальная действительность, период времени.
3. Составьте словосочетания с паронимами.
Процесс – процессия, признание – признательность, здравница – здравица, обидный – обидчивый, одеть – надеть.
Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.
1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.
1. Получив с ворот поворот, фирмач обратился к другим поставщикам. 2. Скрепя душу, мы собрали вещи и тронулись в дорогу. 3. Сыр-бор в основном развернулся из-за закрытия стадиона.
2. Объясните смысл образных выражений.
1. Плясать под чужую дудку. 2. Весы Фемиды. 3. Сизифов труд.
Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).
Образец: (теплый) какао – теплое какао.
(Глубоководный) Эри, (красивый) тюль, (маленький) пони, (новый) кашне, (разноязыкий) Сан-Франциско.
2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.
Говорунья, черешня, стрельбище, сапог, якут.
Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.
Образец: Упрекать (бездеятельность) – упрекать в бездеятельности.
Приговорить, осудить (казнь), гордиться, радоваться (успехи), вопреки (угроза).
2. Замените придаточные предложения причастными оборотами.
1. Иллюстрации к рассказам, которые были присланы на конкурс, исполнены мастерски. 2. Матрос, который спас утопающих, награжден медалью. 3. Многие из тех, которые посетили выставку, были приезжими.
Задание № 6. НОРМЫПРАВОПИСАНИЯ.
Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
Напившись жаркого ча(я, ю) с медом и пышками такими белыми вкусными домашними что они таяли во рту мужчины с удовольствием покурили после чего гости через заднюю садовую к…литку спустились счас…ливо(усталые) к берегу и здесь в заливчике пос…дели на (полу)вытянутом из воды б…ркасе огляд…вая уже предзакатное небо с гр…дами перистых облаков тихую реку с теми же облаками тихую деревню разброса(н, нн)ую на бугре над луговой низиной.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ
«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС
ВАРИАНТ № 37
Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.
Директоров, договор, феномен, ходатайствовать, эксперт.
2. Укажите, какими звуками обозначается сочетание ЧН: [ ЧН ] или [ ШН ]?
Кузьминична, скворечник, яичница, ничто, друг сердечный.
Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Произведите синонимические замены иностранных слов.
Паблисити, ресурсы, рейтинг, инцидент, катаклизм.
2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.
1. На полгода были задержаны платежи по выплате зарплаты. 2. Покупатель потребовал прейскурант цен. 3. На завтрак был кофе и бутерброды с маслом.
3. Составьте словосочетания с данными паронимами.
Оборотливый – оборотный, опасный – опасливый, скрытый – опасливый.
Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.
1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.
1. Войска неприятеля потерпели огромные потери в сражении. 2. «Белая ворона» – так называют иногда человека совестливого, не равнодушного к тому, что плохо лежит. 3. Результаты эксперимента превзошли наши ожидания: практически погибла большая часть подопытных кроликов.
2. Объясните смысл образных выражений.
1. Оседлать Пегаса. 2. Пиррова победа. 3. Колесо Фортуны.
Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).
Образец: (теплый) какао – теплое какао.
(Прикубанский) РОНО, новый (плащ-палатка), (храбрый) шевалье, (громкий) сопрано, (экстренный) коммюнике.
2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.
Цыган, рекрут, габарит, карат.
3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.
7 щенков, 2 суток, 8 человек, с 675 рублями.