Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.




1. Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Было теплое со…нце яркий су(б,бб)отний мартовский день с…ял в Москве везде та…л сразу почерневший снег (кое)где дымились сухие пролысины тр…туаров всюду зеркально бл…стели лужи на мостовых шло много прохожих одетых уже (по)весе(н, нн)ему. В машине стало даже жарко тесно от со…нца блещущего на переднем стекле на к…поте и было легкое свободное ож…дание того что сейчас вы…дет из Москвы на подсохшее в полях ш…(с, сс)е и через сорок минут будет в загородном доме отдыха среди двоих детей и жены которых отвез на каникулы неделю назад.

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС

ВАРИАНТ № 39

 

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Деньгам, о гусе, профессоров, ходатайствовать, эксперт.

 

2. Вставьте, где нужно, буквы.

Дерма…тин, преце…дент, дико…браз, конью…ктура, юрис…пруденция.

 

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Дендрарий, депеша, инквизиция, апелляция, менеджер.

 

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ. 2. Яснее нам стали видны возможности и пути нашего движения вперед. 3. Участники творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее.

 

3. Составьте словосочетания с паронимами

Оборотный – оборотливый, нестерпимый – нетерпимый, выборный – выборочный, тактичный – тактический.

 

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. За давностью лет у нас сложился дружеский коллектив. 2. «Ботинки, - учил нас воспитатель, - нужно чистить с вечера, чтобы утром надевать их на свежую голову». 3. Посетитель так и ушел несолоно похлебавши.

 

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Из мухи делать слона. 2. Лукуллов пир. 3. Кануть в Лету.

 

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания.

Авеню, салями, пенальти, фиаско, мацони.

 

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Пригоршня, кухня, шпроты, ясли, тихоня.

 

3. От данных прилагательных образуйте все возможные краткие формы и простые формы сравнительной степени. Расставьте ударения.

Круглый, полный, годный, смешной, тяжелый, четкий, ясный.

 

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) – упрекать в бездеятельности.

Ориентироваться (мир книг), информация (погода), чуждый (музыка), предложить (входить), превосходство (противник).

 

2. Замените определительные предложения причастными оборотами.

1. Делегаты, которые приехали вчера, разместились в центральной гостинице. 2. Студенты, которые вошли в аудиторию, заняли свои места. 3. На выставке, которая недавно открылась в Москве, представлено немало картин.

Задание № 6. НОРМЫПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

В белом уже изрядн(о, а) поноше(н, нн)ом (полу)фраке с княжеского плеча но тщательно отутюже(н, нн)ом с (не)вероятным каким (то) шарфом на шее круглолиц…й и кривоногий с ореховой тростью в руке Афанасий медле(н, нн)о кружил в (н…)котором отд…лении от в…ранды с точ(?)ностью определяя име(н, нн) такое ра(с, сс)тояние которое позв…ляло ему (не)быть св…дет…лем госпо…ской беседы и одновреме(н, нн)о в нужный м…мент улавл…вать любые желания князя.

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС

ВАРИАНТ № 40

 

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Характерный, красивее, иначе, мельком, некролог.

 

2. Укажите, какими звуками обозначается сочетание ЧН: [ ЧН ] или [ ШН ]?

Яичница, что бы это значило, скворечник, нарочно, ничто.

 

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Афера, бартер, верификация, дебитор, имидж.

 

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. Середина 60-х годов знаменательна расцветом и апогеем «сурового стиля». 2. Яснее нам стали видны возможности и пути нашего движения вперед. 3. Эти успехи – результат улучшения агротехники возделывания сельскохозяйственных культур.

 

3. Составьте словосочетания с данными паронимами.

Длинный – длительный, злой – злостный, запасный – запасливый.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: