ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКОЙ




Мурманск 2008

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Производственная практика студентов является составной частью учебного процесса, направленного на подготовку высококвалифицированных специалистов во всех сферах народного хозяйства. Она проводится в соответствии с Учебным планом для студентов очной и заочной формы обучения специальности 080105 «Финансы и кредит».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Цель производственной практики:

Получение студентами практических навыков в составлении и обработке первичных документов, обработки документов для заполнения всех форм и видов отчётности, ознакомление с приёмами и способами финансово – экономических расчётов, проведение исследовательской работы и сбор материалов для выполнения курсовых и дипломных работ.

Основные задачипроизводственной практики:

Закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами по специальным дисциплинам – теории финансов, финансам предприятия, организации и финансированию инвестиций, банковскому делу, страхованию, налогам и налогообложению, экономике и другим финансово – кредитным дисциплинам:

o ознакомление и овладение практическими навыками по составлению, проверке и обработке первичных документов;

o ознакомление с методами финансового планирования, прогнозирования;

o приобретение практических навыков по комплексному анализу контроля и управления деятельностью организации, её структурных подразделений;

o приобретение опыта анализа и оценки инвестиционной деятельности организации;

o сбор и обработка материалов по профилю специальности для проведения научно – исследовательской работы (при получении задания от кафедры);

o сбор, систематизация и обработка материалов для написания отчёта о производственной практике и курсовых работ.

ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКОЙ

 

Производственная практика студентов очной и заочной форм обучения специальности 080105 «Финансы и кредит» организуется в соответствии с законами РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утверждённого 17 марта 2000 года, учебным планом и Положением о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, утверждённым приказом Министерства образования РФ от 25 марта 2003 года №1154.

Методическое руководство производственной практикой осуществляется кафедрой финансы и кредит.

 

Студенты, направляемые на практику, получают следующие документы:

o направление на практику;

o программу производственной практики, индивидуальные задания;

o образец ведения дневника, рекомендации к оформлению отчёта по практике;

o бланк отзыва – характеристики.

2.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРАКТИКИ

Руководитель производственной практики от института обязан:

1. На начальном этапе:

o ознакомиться с программой производственной практики;

o в первый день практики провести организационное собрание, инструктаж

по технике безопасности и вводный инструктаж;

o выдать задание на производственную практику, сформулировать цели и задачи, дать рекомендации по выполнению задания.

2. В период прохождения практики:

o осуществлять постоянный контроль за прохождением практики, за выполнением задания по практике;

o консультировать студентов по вопросам, возникающим в процессе практики, а также по составлению отчёта по проделанной работе.

3. На заключительном этапе:

o проверять и оценивать отчет о прохождении практики;

o принимать участие в работе комиссии по защите отчетов о прохождении практики.

Обязанности руководителя практики от предприятия:

o совместно с руководителем практики от кафедры организовать прохождение практики закрепленных за ним студентов непосредственно на рабочих местах в полном соответствии с заданием;

o проводить инструктаж по охране труда и технике безопасности непосредственно на предприятии, контролировать соблюдение студентами дисциплины, правил внутреннего распорядка предприятия, правил техники безопасности;

o осуществлять контроль за работой практикантов, консультировать по выполнению заданий практики, обучать технологиям работы, создавать условия для получения студентами необходимой информации;

o контролировать ведение дневников, выполнение студентами индивидуальных заданий;

o по окончании практики заполнять бланки отзыва-характеристики на студента, оформлять все необходимые документы (подписывает дневник, отчет по практике, оформленный студентом, направление и т.п.

2.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Студент, проходящий производственную практику, должен:

1. На подготовительном этапе:

o получить всю документацию, необходимую для прохождения практики;

o присутствовать на организационном собрании перед началом практики, вводном инструктаже руководителя практики от кафедры и инструктаже по технике безопасности.

2. В рабочий период:

o изучить программу практики;

o в полном объёме и добросовестно выполнять задание программы практики и индивидуальное задание, выданное руководителем практики;

o систематически отчитываться перед руководителем о выполненной работе;

o вести дневник по прохождению практики, ежедневно записывая содержание и объём выполняемой работы;

o строго соблюдать и подчиняться действующим в организации правилам внутреннего распорядка и правилам техники безопасности.

3. На заключительном этапе:

o оформить отчёт по производственной практике и дневник в соответствии с рекомендациями;

o получить отзыв – характеристику с места прохождения практики, заверенную подписью руководителя и печатью организации, оценку своей работы;

o своевременно сдать и защитить в установленные сроки отчёт по практике.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

  № п /п     Наименование темы   Продолжительность практики (примерно, дней)
6 недель (5 и 6 л.) 4 нед. (3 и 3,5 г.)
1. Общая характеристика объекта практики ознакомление с организацией    
2. Организация финансовой работы на предприятии    
3. Финансовая политика предприятия    
4. Бухгалтерская отчетность предприятия:    
  · бухгалтерский баланс;    
  · отчет о прибылях и убытках;    
  · отчет об изменениях капитала;    
  · отчет о движении денежных средств;    
  · приложение к бухгалтерскому балансу · (ф. № 5); · пояснительная записка; · аудиторское заключение.    
5. Доходы и расходы предприятия    
6. Финансовые результаты предприятия    
7. Внеоборотные активы предприятия    
8. Оборотные активы предприятия    
9. Денежное обращение    
10. Ценообразование на предприятии    
11. Кредитование предприятия    
12. Финансовые обязательства предприятия    
13. Финансовое планирование на предприятии    
14. Оценка финансового состояния предприятия    
  Итого:    

 

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА:

1. Фирменное наименование предприятия, организационно-правовая форма, отраслевая принадлежность, год образования, состав учредителей, схемы управления и организационной структуры предприятия.

Имущественная основа деятельности предприятия (способ формирования и размер уставного капитала (фонда)); источники инвестиций в уставный капитал (фонд).

Основные виды деятельности в соответствии с Уставом предприятия; виды продукции, выпускаемой предприятием, виды оказываемых услуг, выполняемых работ; рынки сбыта продукции, закупки сырья и материалов.

Привести основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия за прошедший год (Табл. 1).

2. Наличие у предприятия финансовой службы, ее состав, задачи и функции. Наличие Положения о финансовой службе, должностных инструкций сотрудников (при отсутствии финансовой службы определить состав работников, выполняющих финансовую деятельность).

Техническое оснащение финансовой службы, применяемые программы учета и расчетов. Характеристика компьютерных технологий учётных операций и финансовых расчётов:

· Тип компьютера

· Виды программ: модульные, интегрированные, на платформе МS- DОС, на платформе Windows, сетевые, несетевые.

Связь финансовой службы с другими подразделениями предприятия.

3. Цель и задачи финансовой политики.

Наличие приказа об учётной политике. Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения.

Дивидендная политика предприятия. Порядок расчета и выплаты дивидендов.

Налоговая политика предприятия. Налоговое планирование.

 

4. Нормативный документ по бухгалтерской отчетности. Формы бухгалтерской отчетности, представляемые предприятием в налоговые органы, сроки представления.

По бухгалтерскому балансу предприятия на 31 декабря прошедшего года и приложениям к нему определить:

a) динамику активов предприятия и источников их формирования;

б) структуру актива и пассива бухгалтерского баланса;

в) состав, структуру и динамику собственного капитала предприятия;

г) соотношения собственного капитала предприятия и заемного капитала на начало и конец периода;

д) наличие у предприятия дебиторской и кредиторской задолженности, их изменение и соотношение;

е) величину собственного оборотного капитала предприятия.

Изучить состав и структуру затрат на производство и реализацию продукции (Табл. 2), состав внереализационных расходов прошедший год. Расходы, нормируемые для целей налогообложения.

5. Представить калькуляцию себестоимости одного вида продукции (Табл. 3); оценить динамику изменения себестоимости на 1 рубль продаж за прошедший год. Изучить состав и структуру доходов предприятия (доходов от реализации и внереализационных доходов) прошедший год (Табл. 4).

 

6. Установить наличие прибыли или убытков у предприятия. Оценить динамику изменения разных видов прибыли. Провести факторный анализ бухгалтерской прибыли.

Определить долю коммерческих и административных расходов в объеме реализации; оценить их динамику.

Рассчитать показатели рентабельности продукции, рентабельности продаж, рентабельности активов, рентабельности собственного капитала. Оценить динамику показателей за 2 года (Табл. 5).

Установить соотношение темпов роста активов, выручки и прибыли.

 

7. Определить состав, структуру и динамику внеоборотных активов; изучить состав и структуру основных средств предприятия и оценить их динамику (Табл. 6).

Рассчитать ежемесячную сумму амортизационных отчислений по одной группе основных средств.

Установить состав и структуру нематериальных активов, изучить порядок начисления амортизации.

Установить источники финансирования внеоборотных активов.

 

8. Определить состав, структуру и динамику оборотных активов, выявить причины изменений (Табл. 7).

Рассчитать коэффициенты оборачиваемости оборотных активов, оценить их динамику за 2 года.

Изучить состояние нормирования оборотных активов.

Установить источники финансирования оборотных активов.

 

9. Указать нормативные документы, регулирующие денежное обращение. Изучить организацию безналичных расчетов на предприятии. Привести схемы документооборота. Порядок открытия счетов. Извещение налоговых органов об открытии и закрытии счетов.

При наличии у предприятия валютных счетов изучить порядок определения курсовых разниц.

Изучить организацию наличных расчетов: прием денег в кассу, выдача денег из кассы, сдача денег в банк и получение из банка. Документальное оформление операций.

Составить кассовый план и расчет на установление предприятию лимита остатка кассы.

Приложить заполненные копии документов по оформлению наличных и безналичных расчетов.

 

10. Цель ценовой политики предприятия.

Методы ценообразования и ценовые стратегии, используемые предприятием. Изучить методы распределения накладных расходов. Представить расчет цены товара, работы или услуги. Представить расчет структуры цены какого-либо товара (Табл. 8).

Рассчитать безубыточный объем продаж продукции.

 

11. Ознакомиться с порядком получения и погашения кредита.

Требования банка к предприятию при предоставлении кредита. Определить класс кредитоспособности заемщика – объекта практики.

Составить расчет процентов по кредиту и кредитный план (при отсутствии кредита у предприятия на условном примере). Учет процентов за кредит для целей налогообложения.

Изучить особенности коммерческого кредита и его отличие от банковского.

Изучить особенности и преимущества лизинга в сравнении с банковским кредитом. Расчет лизинговых платежей (при отсутствии договора лизинга на условном примере).

 

12. Изучить состав финансовых обязательств предприятия перед бюджетами разных уровней и порядок составления налоговых деклараций и расчетов авансовых платежей. Привести примеры налоговых расчетов по каждому из уплачиваемых налогов за отчетный или налоговый периоды.

Определить состав и рассчитать структуру налоговых обязательств за прошедший год (Табл. 9). Оценить налоговую нагрузку на предприятие.

Изучить состояние расчетов с бюджетами разных уровней и внебюджетными фондами. Установить наличие штрафных санкций.

 

13. Ознакомиться с применяемыми на предприятии нормами и нормативами, инструкциями по калькулированию себестоимости продукции, методами планирования.

Изучить виды составляемых финансовых планов. Приложить формы годового финансового плана, прогноза движения денежных средств, платежного календаря, кассового плана.

Изучить состояние бюджетирования на предприятии. Приложить формы бюджетов, разрабатываемых на предприятии.

 

14. Оценить ликвидность баланса на 31.12. прошедшего года (Табл. 10).

Рассчитать показатели ликвидности. Оценить платежеспособность предприятия и вероятность банкротства.

Определить тип финансовой устойчивости предприятия (Табл. 11).

Предложения по улучшению финансового состояния предприятия.

 

Табл.1

Основные экономические показатели деятельности

 

Показатели 20-- 20-- Отклонениие
      абсол. %
Активы (на конец периода), тыс. руб.        
в т.ч. внеоборотные активы        
оборотные активы        
Выручка от реализации продукции (без НДС), тыс. руб.        
Себестоимость продукции полная, тыс. руб.        
Прибыль от продаж, тыс. руб.        
Прибыль чистая (нераспределенная), тыс. руб.        
Среднесписочная численность работников, чел.        
Средняя заработная плата 1 работника в месяц, руб.        
Выработка на 1 работника в месяц, тыс. руб.        
Рентабельность продукции, %        
Рентабельность продаж, %        
Себестоимость на 1 рубль продаж,        
Другие показатели        

 

Табл. 2

Состав и структура затрат на производство и реализацию продукции за прошедший год

Показатели Тыс. руб. Уд. вес, %
Материальные расходы    
Расходы на оплату труда    
Суммы начисленной амортизации    
Прочие расходы    
Всего расходов    

 

Табл. 3

Калькуляция себестоимости (указать вид продукции, услуги)

Наименование затрат Сумма, руб.
1. Сырье и материалы  
2. Возвратные отходы (вычитаются)  
3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера  
4. Топливо и энергия на технологические цели  
5. Основная зарплата производственных рабочих  
6. Отчисления на социальные нужды  
7. Общепроизводственные (цеховые) расходы  
Итого: Цеховая себестоимость  
8. Общехозяйственные расходы  
9. Потери от брака  
10. Прочие производственные расходы  
Итого: Производственная себестоимость  
11. Коммерческие (внепроизводственные) расходы  
Всего: Полная (коммерческая) себестоимость  

Табл. 4

Доходы предприятия за прошедший год

Наименование Сумма, руб. Уд. вес. %
1. Доходы от реализации:    
Выручка от реализации продукции собственного производства    
Выручка от реализации товаров    
Поступления, связанные с выполнением работ    
Поступления, связанные с оказанием услуг    
2. Внереализационные доходы:    
Доходы от долевого участия в других организациях (дивиденды)    
Курсовая разница    
Арендная плата    
Проценты по договорам займа    
Доходы от совместной деятельности    
Безвозмездно полученное имущество    
Штрафы, пени и иные санкции за нарушение договорных обязательств    
Списанная по истечении срока исковой давности кредиторская задолженность    
Излишки материально-производственных запасов, выявленные при инвентаризации    
Другие доходы    
Всегодоходов:    

Табл. 5

Показатели рентабельности и темпы роста

Наименование 20-- 20--
1. Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (строка 010 формы № 2), руб.    
2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (строка 020 формы № 2), руб.      
3. Прибыль (убыток) от продаж (стр. 050 ф. № 2), руб.    
4. Прибыль (убыток) до налогообложения (стр. 140 формы № 2). руб.    
5. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода (стр. 190 формы № 2), руб.    
6. Среднегодовая стоимость активов ((стр.300 на нач. года + стр.300 на кон. года)/2), руб.    
7. Среднегодовая стоимость собственного капитала ((стр.490 на нач. года + стр.490 на кон.года)/2), руб.    
8. Рентабельность продукции ((3 / 2) *100%), %    
9. Рентабельность продаж ((3 / 1)* 100%), %    
10. Рентабельность активов ((5 / 6) * 100%), %    
11. Рентабельность собственного капитала ((5 / 7) * 100%), %    
12. Темп роста активов 1,00  
13. Темп роста выручки 1,00  
13. Темп роста прибыли 1,00  

Табл. 6

Состав и структура основных средств (на конец 2007 года)

Наименование Остаточная стоимость, руб. Уд. вес. %
1. Здания и сооружения    
2. Рабочие и силовые машины и оборудование    
3. Транспортные средства    
4. Измерительные и регулирующие приборы и устройства    
5. Вычислительная техника    
6. Земельные участки    
7. Капвложения в арендованные объекты основных средств    
8. Прочие основные средства    
ВСЕГО:    

Табл. 7

Состав и структура оборотных активов (на конец прошедшего года)

Наименование Стоимость, руб. Уд. вес. %
1. Запасы    
в том числе: сырье и материалы    
готовая продукция и товары    
расходы будущих периодов    
2. НДС по приобретенным ценностям    
3. Краткосрочная дебиторская задолженность    
4. Долгосрочная дебиторская задолженность    
5. Краткосрочные финансовые вложения    
6. Денежные средства    
7. Прочие оборотные активы    
ВСЕГО:    

 

 

Табл. 8

Расчет цены (наименование продукции) и ее структуры

Элементы цены Сумма, руб. Структура, %
Прямые издержки, всего    
в т.ч.: сырье и материалы    
оплата труда производственных рабочих    
прочие прямые затраты    
Косвенные расходы    
Итого издержек    
Прибыль    
Цена изготовителя    
Акциз    
Налог на добавленную стоимость    
Свободная отпускная цена    

Табл. 9

Состав и структура налоговых платежей за прошедший год

Наименование платежа Сумма, руб. Уд. вес. %
Федеральные налоги    
1. Налог на добавленную стоимость    
2. Налог на прибыль организаций    
3. Единый социальный налог    
4. Акцизы    
     
Региональные налоги    
1. Налог на имущество организаций    
2. Транспортный налог    
3. Налог на игорный бизнес    
Местные налоги    
1. Земельный налог    

 

Сборы    
1. Государственная пошлина    
     
ВСЕГО:    

Для расчета налоговой нагрузки используются следующие показатели:

1. Коэффициент налогообложения выручки

Кнв = Нп / В,

где Нп – налоги, уплачиваемые предприятием; В - выручка.

2. Коэффициент налогообложения чистой прибыли

Кчп = Нп / Пч,

где Нп – налоги, уплачиваемые предприятием; Пч - чистая прибыль.

3. Коэффициент налогообложения добавленной стоимости

Кндс = Нп / Дс,

где Нп – налоги, уплачиваемые предприятием; Дс - добавленная стоимость;

Дс = Ам + Зп + Нп,

где Ам – амортизационные отчисления; Зп – затраты на оплату труда.

4. Коэффициент налогообложения вновь созданной стоимости

Кнвсс = Нп / Св,

где Св – вновь созданная стоимость;

Св = Вн + НДС + А + Дв - Рв - Мз – Ам,

где Вн – выручка-нетто от реализации; А – акцизы; Дв – внереализационные

доходы; Рв – внереализационные расходы; Мз – материальные затраты;

Ам – амортизационные отчисления.

 

 


Табл. 10

Оценка ликвидности баланса (прошедший год)

Актив На начало года На конец года
1. Наиболее ликвидные активы (А1)    
2. Быстрореализуемые активы (А2)    
3. Медленнореализуемые активы (А3)    
4. Труднореализуемые активы (А4)    
Баланс (А1 + А2 + А3 + А4)    
     
Пассив    
1. Наиболее срочные обязательства (П1)    
2. Краткосрочные пассивы (П2)    
3. Долгосрочные пассивы (П3)    
4. Постоянные пассивы (П4)    
Баланс (П1 + П2 + П3 + П4)    

На начало периода: А1 П1; А 2 П2; А3 П3; А4 П4.

Вывод:

На конец периода: А1 П1; А 2 П2; А3 П3; А4 П4.

Вывод:

Табл. 11

Определение типа финансовой устойчивости (прошедший год)

Показатели На начало года, тыс. руб. На конец года, тыс. руб.
1. Собственный капитал (Капитал и резервы)    
2. Внеоборотные активы    
3. Наличие собственных оборотных средств (1-2)    
4. Долгосрочные кредиты и займы    
5. Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов (3+4)    
6. Краткосрочные кредиты и займы    
7. Общая величина основных источников формирования запасов (5+6)    
8. Общая величина запасов    
9. Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств (3-8)    
10. Излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов (5-8)    
11. Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников формирования запасов (7-8)    
Тип финансовой устойчивости    

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: