Музыкально-выразительные средства, используемые композитором для раскрытия музыкального образа.




Костромской государственный университет им. Некрасова.

Анализ хоровой партитуры

В. Азарашвили «Родина».

Работу выполнила студентка 4

Курса

Цветкова Юлия

Класс преподавателя

Ахлестиной А.Ю.

Содержание.

· Общие сведения о произведении и его авторе

 

· Литературный текст

 

· Музыкально-выразительные средства, используемые композитором для раскрытия музыкального образа

 

· Вокально-хоровой анализ

 

· Заключение.

1. Общие сведения о произведении и его авторе.

Ва́жа Ша́лвович Азарашви́ли (груз. ვაჟა აზარაშვილი; 13 июля 1936, Тбилиси, Грузинская ССР, ныне Грузия) — грузинский композитор и педагог.

Биография.

В 1961 году окончил Тбилисскую консерваторию (класс профессора Андрея Баланчивадзе и Ионы Туския). С 1961 года занимается преподавательской деятельностью: сначала в 3-м музыкальном училище, а с 1971 года в Тбилисской консерватории. Много писал для эстрадных исполнителей, в частности для: Нани Брегвадзе, ВИА «75» и других.

Сочинения.

балет «Хевесбери» (1982, Кутаиси)

оперетта «Девятый вал» (1969)

оперетта «Семь братьев-гурджанцев» (1972)

оперетта «Соломон Исакич Меджгануашвили» (1983, Тбилиси)

вокально-симфонический цикл «Страницы жизни» для солистов, хора и оркестра (1961)

«Баллада о невернувшемся герое» для солистов, хора и оркестра (1970)

«Советская Грузия» (1980)

симфония (1966)

концерт для скрипки с оркестром №1 (1972)

концерт для скрипки с оркестром №2 (1973)

концерт для виолончели с оркестром (1969)

концерт для альта с оркестром (1973)

концерт для трубы с оркестром (1978)

цикл пьес «Картины родного края» для струнного квартета

Литературный текст.

Словно сердце ты во мне, о Родина!

Кем бы стал я без тебя, о Родина?

Ветвь зелёную надежды

Ты раскинула, как прежде,

Надо мной, надо мною, Родина.

Знаю я на пашне каждое зерно.

Янтарем тяжелым налито оно.

Ты теплом его согреешь

И ночным дождем омоешь

Ты его, Родина.

 

Лунный шелест пробегает средь ветвей,

Звонко песню разливает соловей.

Утром луч земли коснется,

Солнечно ей улыбнется новый день.

Алой кровью май в долине запылал.

В память тех, кто эту землю защищал.

Кто прикрыл ее собою,

Вновь рождается весною

Тот в цветах, тот в цветах.

 

Кем ни стану для тебя, о Родина?

Я твоей свирелью стану, Родина.

Опали огнем – воспряну

Светлым пламенем я стану

Восславлять тебя, о Родина.

Родина! Родина!

 

В данном тексте демонстрируется любовь к Родине, гордость за свою страну, которая сохранила свою целостность и своё единство спустя века несмотря ни на какие войны и потрясения, которые с ней произошли. Это также уважение к многовековой истории России, к её историческому и культурному наследию. Это уважение к другим символам государства – гербу и флагу.

Музыкально-выразительные средства, используемые композитором для раскрытия музыкального образа.

1)Форма:

Произведение с учетом всех реприз состоит из 90 тактов. Форма – куплетная. После проведения двух куплетов еще звучит музыкальный материал второго раздела куплета со своим, отдельным текстом.

Первый куплет состоит из двух периодов, по 16 тактов каждый. Таким образом, форма каждого куплета – простая двухчастная. Оба периода неповторного строения. В первом предложении отклонение в фа-мажор, подкреплённое совершенной каденцией. Первое предложение напоминает модулирующий период. Второе предложение – 8 тактов. Заканчивается оно совершенной каденцией в основной тональности.

Второй куплет – период из 31 такта + 8 тактов дополнение.

2) Мелодия:

Мелодия развивается плавно, начинается с основного звука, то есть с примы. Скачок встречается только один раз – за 8 тактов до конца. Движение плавное. Нежные чувства человека к родной стране, любовь к ней выражается через секундовые задержания.

3)Ритм содержит в себе такие длительности – четверти, четверти с точкой, восьмые, шестнадцатые (один раз) при распеве. Есть также и половинные, и половинные длительности с точкой. данного произведения представлен самыми различными длительностями. Самая крупная длительность – половинная с точкой, а самая мелкая – восьмая.

4) Темп умеренный и одинаковый в рамках всего произведения. Только в самом конце произведения идёт замедление.

5) Гармонический язык. В партитуре с самого начала написаны

гармонии в виде цифровок для гитары. Музыкальный материал является ярким благодаря применению нонаккордов с большой и малой ноной. Встречаются и такие аккорды: Dm/E, Hm7/E, Am/D, эти аккорды являются задержаниями к септаккордам и нонаккордам. Основная тональность – соль мажор. Есть здесь и отклонения в тональность второй ступени, в тональность субдоминанты. Тоника и субдоминанта представлены большим мажорным септаккордом, вторая ступень – малым минорным.

Гармонический план произведения показан в самой партитуре.

6)Динамика. Динамический диапазон достаточно широкий – от меццо-пиано до форте. Сначала идет меццо-пиано (первое предложение первого периода), потом меццо-форте(второе предложение), потом – крещендо и форте(конец первого – начало второго периода). Потом с начала нового куплета эта схема повторяется и достигнутое форте сохраняется до самого конца.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: