Движение неприсоединения




 

В 1950-е годы Африка представляла особой интерес для СССР и США, которые хотели добиться поддержки национально освободительных движений, так как стало ясно, что Англия и Франция – основные колониальные державы не в состоянии контролировать свои колониальные владения и вскоре на карте мира появятся новые государства. Противостояние социалистического и капиталистического блоков не позволило колониям выбирать по какому пути следовать, так или иначе они должны были примкнуть одному из них.

Многие страны были против такого положения вещей. С целью выработки компромиссного решения при котором страны, получившие независимость, получат возможность остаться вне военно-политических блоков была организована Бандунгская конференция. В декабре 1954 г. премьер-министры Индии, Бирмы, Индонезии, Пакистана и Цейлона обсудили состав, сроки и цели будущей конференции. Сама конференция стран Азии и Африки проходила с 18 по 24 апреля 1955 г. в Бандунге (Индонезия). В ней приняли участие представители 29 государств. Состав участников получился очень пестрым: здесь были представлены и социалистические страны (Китайская Народная Республика, Демократическая Республика Вьетнам), и капиталистические (Япония), и молодые развивающиеся государства (Индонезия, Индия, Бирма и др.).

В ходе конференции была принята специальная Декларация о содействии всеобщему миру и сотрудничеству, основанному на пяти принципах взаимоотношений; взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета, ненападение, невмешательство во внутренние дела других государств, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование. Участники конференции назвали колонизм злом, которое надлежит искоренить, и подчеркнули, что это стоит сделать мирным путем. На Бандунгской конференции первое место занимали вопросы связанный с сохранением суверенитета и нежеланием стран-участниц быть частью противостояния сверхдержав, но остались нерешенными вопросы касающиеся социально и экономического развития государств, получивших независимость.

Конференция в Бандунге положила начало движению неприсоединения, основной идеей которого было осуждение биполярной системы, которая так или иначе подразумевала противостояние военных блоков. Идеологами движения стали лидеры Югославии, Индии и Египта — Тито, Неру и Насер. Первая конференция сторонников движения неприсоединения прошла в Белграде в 1961 году, в ней приняли участие 25 государств. На Белградской конференции были окончательно установлены основные принципы движения: неприсоединение к военно-политическим блокам, отказ от размещения на своей территории военных баз других государств.

 

 

Процесс деколонизации и резолюция ГА ООН 1514 (XV) от 14 декабря 1960 года

 

Начало обсуждению колониальной проблемы было дано еще в 1943 году на Московской конференции в присутствии представителей США, СССР и Великобритании. Другими словами, в тот момент, когда только зарождалась Организация Объединенных Наций. 24 октября 1943 г. государственный секретарь Хэлл от имени американской делегации представил проект Декларации Объединенных Наций по вопросу о национальной независимости. Ввиду заявлений делегации Англии о несогласии с проектом и возражений против его рассмотрения, проект, явившийся первым требованием США о пересмотре колониального вопроса и переделе колоний, был снят с обсуждения. Дальнейшее обсуждение колониального вопроса имело место позднее, в 1945 г., в Сан-Франциско при постановке вопроса о международной опеке пятью державами. СССР, США, Великобритания, Франция и Китай представили свои проекты. Проекты двух крупнейших колониальных держав — Великобритании и Франции — были наиболее реакционными: английский почти целиком воспроизводил мандатную систему, французский стремился не допустить расширения круга территорий, находящихся под опекой, и не предвидел даже самоуправления колоний в будущем. В сравнении с ними американский проект, по крайней мере, говорили о самоуправлении как цели опеки. Китайский проект был сравнительно более приемлем, предусматривая развитие территорий по пути к независимости и обеспечивая народам этих территорий известные права. СССР добивался включения в Устав постановлений, которые создали бы максимальные возможности развития колониальных народов и предоставления им не только права на самоуправление, но и на самоопределение. В это же время была принята Декларация в отношении несамоуправляющихся территорий в качестве XI Главы Устава ООН, которая придала постановлениям это этого документа о колониальных народах мировой охват.

Размах требований населения зависимых территорий Африки получить независимость и признания их международным сообществом увеличивалось огромными темпами, но принципы Устава по проблеме деколонизации очень медленно применялись. Тогда была созвана Генеральная Ассамблея 14 декабря 1960 г. Существенная роль в том, что на XV сессии
Генеральной Ассамблеи 1960 года была предложена, а впоследствии и провозглашена Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам, явившаяся самой значительной акцией ООН в борьбе с колониализмом, принадлежит именно СССР.
Внесенный на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН Председателем Совета Министров СССР Н.С. Хрущевым проект декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам содержал требование о безотлагательном предоставлении всем колониальным странам и народам полной независимости и свободы и о ликвидации всех опорных пунктов колониализма. На 15-й сессии ГА ООН в связи с принятием в ООН большой группы африканских стран из числа бывших колоний Франции в Западной и Экваториальной Африке афро-азиатская группа в численном отношении значительно возросла (45 из 99 стран — членов ООН). Это не могло не привести к усилению мощи и влияния афро-азиатского блока государств в ООН. Когда был представлен советский проект Декларации, только девять государств (США, Англия, Франция, Бельгия, Португалия, Испания, ЮАР, Австралия и Доминиканская Республика) при голосовании воздержались, проявив в этой форме свою солидарность колонизаторов и реакционных режимов. Группой афро-азиатских стран также был подготовлен проект данной Декларации, в основном отражавший принципы советского проекта. От подавляющего большинства стран эта декларация получила одобрение.

Таким образом, Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам заявляла и заявляет, что подчинение народов иностранному влиянию, доминированию и эксплуатации противоречит основным правам человека, противоречит Уставу, и как результат - препятствие к поддержанию мира во всем мире. После ее принятия приблизительно 60 прежних колониальных территорий, населенных больше чем 80 миллионами людей, стали самоопределяющимися при помощи Организации Объединенных Наций. Принятие Декларации способствовало укреплению международной политической и правовой базы национально- освободительного движения. Вместе с тем она явилась недвусмысленным подтверждением Генеральной Ассамблеей права народов, находившихся под колониальным господством, в полной мере пользоваться правами, зафиксированными в Уставе.

Кроме того, Организацией Объединенных Наций в дальнейшем был принят еще ряд решений по проблеме деколонизации и обретения независимости странами африканского континента. ООН руководствуется резолюциями Генеральной Ассамблеи 1541 (XV) от 15 декабря 1960, которые посвящены социальному, экономическому и политическому развитию несамоуправляющихся территорий. Собрание в 1961 г. назначило Специальный Комитет по деколонизации с 17 членами — увеличенный до 24 членов в 1962 г. — чтобы корректировать действия
Декларации, и делать рекомендации на их реализацию (обычно упоминается как Специальный Комитет 24-х по Деколонизации / Специальный Комитет по Ситуации относительно Реализации Декларации о
Предоставлении Независимости Колониальным Странам и Народам). По предложению Комитета 24-х Ассамблея не раз обращала внимание Совета Безопасности на ситуации, чреватые угрозой международному миру и безопасности. В результате ее рекомендаций Совет Безопасности, например, расширил санкции против Южной Родезии в 1966 г., а также принял решение, осуждающее ЮАР за то, что она продолжала незаконно управлять бывшей подмандатной территорией — Юго-Западной Африкой (Намибией). В 1963 году на XVIII сессии Генеральной Ассамблеи, для дополнения положений Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам была принята Декларация о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

Вслед за принятием резолюции ГА ООН 1514 (XV) последовала целая серия документов подобного рода, касающихся проблем самоопределения: резолюция 1803 (XVII) от 14 декабря 1962 года «Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами», резолюция 2105 (XX) от 20 декабря 1965 года «Осуществление Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам» (в этом документе признавалась законность борьбы, которую ведут народы, находящиеся под колониальным господством, за право на самоопределение и предлагалось всем народам оказывать им материальную и моральную поддержку) и т.д [1].

Политическую, моральную и материальную поддержку национально-освободительные движения в основном получали от стран социалистического блока, и поэтому было логично что именно Советский союз активно выступал за предоставление независимости странам Африки. Принятие документа знаменовало кардинальное изменение расстановка сил в ООН. Большинство в ней больше не принадлежало союзникам США. Развивающихся стран стало больше, чем развитых. На смену американской «машине голосования» пришла новая схема распределения голосов: США и СССР приходилось теперь бороться за голоса развивающихся стран, которые могли использовать это соперничество в своих целях. Внутри развивающегося мира стало формироваться две подгруппы: условно «прозападные» страны и государства «социалистической ориентации», которые формально провозгласили своей целью строительство того или иного варианта «социального государства». Молодые государства относилась к соперничеству сверхдержав прагматично, стремясь получать помощь от каждой из них.

Неожиданно оказавшись в центре мировой политики бывшие колонии быстро привыкли к экономической помощи со стороны противоборствующих сверхдержав. После окончания Холодной войны и соответственно существенного сокращения объемов помощи со стороны СССР и США, экономики многих стран, которым оказывалась такая помощь оказались не способны развивать национальное производство. Следствием стал рост бедноты в странах Африки и научно-техническая отсталость бывших колоний.

Конголезский кризис

 

Говоря о процессе деколонизации в Африки нельзя опустить кризис, произошедший в Конго сразу же после обретения независимости. Получение колониальными странами политической независимости вовсе не решало всех их сложных проблем. Отсталость, нищета, отсутствие подготовленных кадров, племенная рознь — все эти проблемы обрушились на молодые независимые государства, резко контрастируя с надеждами на лучшую жизнь после ухода колонизаторов. К тому же их ресурсы и природные богатства стали объектом борьбы между старыми и новыми колонизаторами, между различными монополистическими группами.

Все эти противоречия в концентрированном виде проявились в ходе конголезского кризиса. С 1908 г. Конго официально являлось бельгийской колонией под названием Бельгийское Конго. Страна была чрезвычайно богата природными ресурсами: медная руда, уран, алмазы. Бельгия проводила политику экономической эксплуатации колонии в сочетании с элементами расизма и патернализма. Население Конго состояло примерно из 13 млн. черных аборигенов и 100 тыс. белых поселенцев, занимавших все руководящие посты в политической и экономической жизни.

В конце 50-х годов в Конго усилилось национально-освободительное движение. Уже в его рамках проявилась племенная рознь. Видную роль играли две организации, опиравшиеся на разные группы племен: Конголезское национальное движение во главе с Патрисом Лумумбой и Ассоциация народов баконго во главе с Жозефом Касавубу. В январе — феврале 1960 г. в Брюсселе состоялась конференция круглого стола, на которой проблемы Конго обсуждались с участием лидеров национально-освободительного движения. В результате переговоров бельгийское правительство было вынуждено принять предложение конголезских лидеров о предоставлении колонии независимости, провозглашение которой было намечено на 30 июня 1960 года. В мае в Конго состоялись выборы в парламент и в провинциальные собрания. Президентом страны стал Касавубу, было сформировано правительство во главе с Лумумбой.

30 июня Конго было официально провозглашено независимым государством. Страна столкнулась с громадными трудностями: бедность, нищета, племенная рознь, стремление западных монополий удержать господствующие позиции в экономике. С начавшимся отъездом бельгийцев проявились нараставшие сложности в организации управления политической и экономической жизнью. Катастрофически не хватало подготовленных кадров — к провозглашению независимости всего 17 конголезцев имели дипломы университетов, то есть законченное высшее образование. Получение независимости не решало всех этих проблем.

Бельгийцы, которые не хотели терять доходы от добычи ресурсов в Конго поддержали инициативу Чомбе – отделить самую богатую ресурсами провинцию Катангу от Конго. Вскоре ситуацией в Конго заинтересовались и другие державы, СССР и КНР готовы были оказать военную поддержку Патрису Лумумбе, который был намерен бороться с сепаратистами. К тому времени ситуацией в Конго заинтересовались США, которые не были заинтересованы в военном присутствии Советского союза в Африке, поэтому предложили урегулировать ситуацию при содействии Совета Безопасности ООН. Несмотря на то, что для урегулирования ситуации в Конго были направлены 20 тысяч миротворцев, Патрис Лумумба все равно решил обратится за помощью к СССР. По его просьбе, СССР направил в Конго 20 транспортных самолетов с экипажами и 100 грузовиков, а также группу советников. Действия Лумумбы вызвали недовольство части конголезских руководителей, не желавших проникновения Советского Союза в Конго. Лумумба был арестован и выдан для суда в Катангу, где позднее был казнен. Его сторонники, продолжавшие бороться с сепаратистами были разгромлены. В 1963 году силы ООН разгромили Чомбе, в 1964 году, когда ситуация стабилизировалась миротворческие силы, были выведены из страны. В том же году правительство возглавил вернувшийся в страну Чомбе и при поддержке Бельгии окончательно разбил силы сторонников Лумумбы.

В ноябре 1965 г. президентом Конго был избран генерал Мобуту. Опираясь на конголезскую армию, он покончил с остатками сепаратизма и стал проводить курс на африканизацию во внутренней и внешней политике. Одним из первых символических шагов на этом пути стало переименование страны в Заир.

Конголезский кризис выявил опасность внутренних конфликтов в молодых независимых государствах. Почва для этих конфликтов была подготовлена: экономические и политические проблемы, слабость нового аппарата управления, трайбализм и межплеменная рознь. Прежние колониальные метрополии использовали самые различные рычаги для сохранения своего влияния в бывших владениях. Вместе с тем в обстановке холодной войны США и СССР повели борьбу за влияние на молодые независимые страны; африканская периферия включалась в качестве объекта в биполярное противостояние Ялтинско-Потсдамской системы.

Конголезский кризис показал возможности ООН и их ограниченность при разрешении кризисов такого рода. С одной стороны, операция «голубых касок» способствовала нормализации положения в Конго. С другой стороны, недостаточно четкий мандат сил ООН и сложности в организации самой операции затрудняли ее проведение.

 

 

Модели деколонизации

 

В деколонизации можно выделить как минимум четыре модели: передача власти конституционным путем через диалог метрополии с национальными общественно-политическими силами (“независимость сверху”), признание метрополией независимости колонии в результате ее вооруженной борьбы (“независимость снизу”), смешанная модель и отвоевание территорий уже бывшей колонией. (В ходе Второй мировой войны произошел распад еще одной колониальной империи – Японской, модель которого представляла собой освобождение японских колоний (Корея, Тайвань, фактически Маньчжурия) военным путем извне, войсками СССР и США.)

Первая модель – поэтапное предоставление независимости сверху в результате последовательных административных реформ– характерна для большинства стран колониальной системы. Во многих из них происходили масштабные протестные движения, имевшие целью давление на колониальные власти (Индия, Бирма; Гана и другие страны Африки). В странах этой модели могли иметь место и вооруженные восстания, но империи, пусть не сразу, успешно справлялись с ними и независимость предоставляли не под угрозой полной утраты контроля, хотя всплеск недовольства учитывали (Мадагаскар– партизанская война 1947–1948гг., Малайя– восстание коммунистов-китайцев 1948–1960гг., Кения – восстание Мау-Мау 1952–1956гг.). И все же в новейшей западной историографии подчеркивается, что особый британский путь деколонизации – миф, так как суровые меры при подавлении восстаний в Малайе и Кении однотипны с колониальными войнами французов и голландцев [Walton, 2013, p.237].

Вторая модель – “независимость снизу” – была осуществлена в меньшем количестве колоний, но в Нидерландской и Французской империях таким путем освободились их главные, наиболее ценные владения– Нидерландская Индия (Индонезия), французские Вьетнам и Алжир. Метрополии в этих случаях не только грубо просчитались в оценке степени приемлемости своей власти, но и упорно пытались восстановить ее военными средствами, что было контрпродуктивно. К этой же модели можно отнести британскую подмандатную Палестину, где в середине 1940-х гг. конфликт между арабами и евреями вышел из-под контроля колониальных властей. В истории Британской империи это единственный случай, когда британцы, играя на противоречиях двух этнорелигиозных общин, обыграли сами себя. К модели “независимость снизу” относится и деколонизация Адена, откуда британцев в 1967г. буквально выдавили левые повстанцы и те спешно ушли без какой-либо передачи власти.

Третья модель – смешанная – представляет собой сочетание первых двух. К ней можно отнести португальские колонии в Африке, где организованное левыми партиями вооруженное сопротивление колониальному правлению началось в 1960-е гг. и было упорным, хотя независимость была получена только благодаря смене режима в метрополии – “революции гвоздик” 1974г. В ту же модель вписывается Кипр, где в условиях террора со стороны организации греков-националистов британцы в 1955г. были вынуждены ввести чрезвычайное положение по типу Малайи и Кении, а через четыре года сочли за лучшее передать власть киприотам, пока не стал реализовываться палестинский сценарий.

По четвертой модели – отвоевание территорий уже освободившимся государством, причем не у бывшей метрополии – произошла деколонизация португальских владений Гоа, Даман и Диу в 1961г., когда Республика Индия ввела туда войска и аннексировала их в одностороннем порядке. Эта модель ограничивается одним случаем из-за редкого сочетания: Индия как одна из немногих достаточно сильных стран “третьего мира” и Португалия как наиболее слабая из колониальных держав.

На время предоставления каждой колонии независимости влияли несколько факторов: степень развития национально-освободительного движения, налаженность конструктивных связей властей метрополий с местными элитами, степень давления сверхдержав, степень экономической и военной ценности колонии для метрополии. У стран с развитыми формами протеста против колониального правления (будь то кампании гражданского неповиновения, как в Индии, Гане, или масштабная борьба населения с оружием в руках, как в Индонезии или Вьетнаме) было больше шансов получить независимость раньше.

В то же время приходу независимости способствовали тесные связи и взаимопонимание метрополии с национальными силами. Стимулировало деколонизацию и давление одной из сверхдержав, причем оно колебалось исходя из конъюнктуры холодной войны. Так, в годы Корейской войны 1950–1953 гг. США нуждались в поддержке колониальных держав, а по ее окончании, в 1956 г., заняли жесткую позицию в отношении англо-французской агрессии против Египта. В некоторых случаях США и СССР оказывали давление на европейскую державу параллельно (образование Израиля, Суэцкий кризис). Наконец, чем ценнее была колония с экономической точки зрения или чем стратегически выгоднее она была расположена, тем меньше– при прочих равных– у нее было шансов получить независимость скоро (Алжир с его нефтью, Малайя с ее каучуком и оловом, стратегически выгодно расположенные колонии– Кипр, Сингапур, Занзибар, Аден). Однако этот фактор не стоит абсолютизировать, так как в ряде случаев ценность колонии как раз вынуждала колониальную власть идти на уступки национальным силам ради сохранения позиций после независимости (Цейлон, в какой-то мере Малайя).

Важным мотивом, регулировавшим сроки деколонизации Британской империи, был курс метрополии на послевоенную стабилизацию фунта как мировой валюты. В 1950-егг. финансисты Сити отводили в этом процессе видную роль именно колониям. В 1958г. полная конвертируемость фунта была восстановлена, после чего в финансовых кругах решили, что британская валюта больше выиграет, если выйдет за пределы стерлинговой зоны. Вместе с ценностью империи для фунта уменьшались и экономические препятствия для деколонизации [Cain, Hopkins, 2001, p.619–620]. Каскадное предоставление колониям независимости было прямым следствием смены финансового курса. Правда, такой курс закончился чередой кризисов фунта и его девальвацией в 1967г., но к тому времени большинство британских колоний успели получить независимость.

Вместе с тем следует учитывать, что часть колониальных элит не всегда стремились получить самоуправление сразу: как и британцы, она порой выступала за постепенность, сознавая трудности на пути государственного строительства, в том числе рождаемые трайбализмом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: