Опыт №2. Образование хелатных комплексов.




Прикладная химия, 1 курс. Лечебное дело. Педиатрия

МОДУЛЬ 1. «Гетерофункциональные биоорганические соединения. Биополимеры. Метаболиты и родоначальники групп лекарств».

Занятие № 1.

Кислотно-основные свойства органических соединений. Образование солей.

План изучения теоретического материала

1. Понятия «кислоты» и «основания» по Бренстеду-Лоури. Общая схема кислотно-основного взаимодействия. Понятия «сопряженная кислота» и «сопряженное основание». Количественные характеристики кислотности и основности.

2. Типы органических кислот (на конкретных примерах).

3. Факторы, определяющие стабильность аниона.

    • электроотрицательностьгетероатома, входящего в кислотный центр;
    • поляризуемость, ряд кислотности в зависимости от природы кислотного центра;
    • возможность делокализации отрицательного заряда по другим атомам аниона;

· влияние заместителей на стабильность образующегося аниона;

· эффект сольватации (влияние растворителя).

4. Типы органических оснований. Классы органических соединений, проявляющих основные свойства.

5. Факторы, определяющие основность органических соединений (аминов, простых эфиров, тиоэфиров, спиртов).

6. Оценка степени ионизации важнейших соединений.

7. Жесткие и мягкие кислоты и основания (принцип Пирсона).

 

Литература для самоподготовки.

1. Тюкавкина Н.А., Бауков Ю.И. Биоорганическая химия. – М., 1991. – С. 100 – 115.

2. Конспекты лекций.

 

 

Задания для самоподготовки.

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ

В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ.

Прежде чем приступить к практической работе, необходимо изу­чить имеющиеся в каждой лаборатории инструкции по технике без­опасности. Кроме того, следует изучить правила противопожарной безопасности и меры оказания первой помощи при несчастных слу­чаях (ожогах, отравлениях, травмах и т. п.). Необходимо ознакомить­ся с имеющимися в лаборатории средствами пожаротушения и пра­вилами пользования ими.

Общие положения.

1.Любые работы в химической лаборатории следует выполнять точно, аккуратно, без спешки.

2. Нельзя оставлять без присмотра работающие приборы, электро­нагревательные устройства, газовые горелки. Нельзя работать влаборатории одному.

3. На всех емкостях с реактивами должны иметься четко напи­санные этикетки. Запрещается исправлять надписи на этикетках, на­клеивать на старые этикетки новые. Запрещается пользоваться неиз­вестными реактивами.

4. Нельзя пробовать на вкус какие- бы то ни было вещества.Нюхать вещества следует с осторожностью. Запрещается принимать пищу влаборатории.

Нельзя проводить какие-либо опыты в загрязненной посуде.
Посуду нужно мыть сразу после проведения эксперимента.

 

Меры оказания первой помощи при несчастных случаях. 1. При порезах рук стеклом следует прежде всего удалить осколки стекла пинцетом или сильной струей воды, затем остановить кровотечение 3% раствором пероксида водорода, смазать рану 5% раствором иодаи наложить повязку.

2. При термических ожогах нужно сразу же смочить обожженноеместо 5% раствором танина в 40% спирте. Лучше наложить компрессиз ваты или марли, смоченных этим раствором.

3. При ожогах концентрированными кислотами нужно промытьобожженное место водой, а затем 1% раствором гидрокарбонатанатрия (соды). При попадании кислоты в глаза их следует промыть1% раствором гидрокарбоната натрия.

4. При ожогах концентрированными щелочами пораженное место
промывается большим количеством воды, а затем 1% раствором ук­сусной кислоты. При попадании щелочи в глаза, их следует промы­вать 2% раствором борной кислоты.

5. При ожогах бромом следует смыть его спиртом и смазать пораженное место мазью от ожогов. При отравлении парами бромапострадавшему нужно дать понюхать ватку, смоченную спиртом, ивывести его на свежий воздух.

6. При ожогах жидким фенолом следует растирать побелевшийучасток кожи глицерином до восстановления нормального цветакожи.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1.

Кислотно-основные свойства органических соединений.

Качественные реакции на спирты и фенолы.

Опыт № 1. Влияние радикала и количества гидроксильных групп

На растворимость спиртов.

 

В разные пробирки внесите по 2 – 3 капли этилового спирта, изоамилового спирта, глицерина, маннита. В каждую пробирку добавьте по 4 – 5 капель воды, взболтайте. Запишите в тетрадь формулы соединений и результаты опыта (учтите, что манит – твердое вещество и растворяется медленнее жидкостей).

 

Опыт №2. Образование хелатных комплексов.

 

В пробирку поместите 5 капель 2% раствора сульфата меди (II) и 5 капель 10% раствора гидроксида натрия. Образуется голубой студенистый осадок гидроксида меди (II). Содержимое пробирки разделите пополам в две пробирки, в 1-ю из них добавьте 1 каплю глицерина, а во 2-ю – 1 каплю этиленгликоля. Встряхните содержимое обеих пробирок, осадок в них переходит в раствор, который приобретает интенсивный синий цвет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: