Понятие общения с позиций деятельностного подхода




Деятельность и общение

Общение относится к базовым категориям психологии наряду с сознанием, деятельностью и личностью. Несмотря на то, что эта категория выделилась в качестве самостоятельного объекта изучения сравнительно недавно (чуть более двух десятилетий назад), она быстро овладела вниманием многих научных психологических школ.

Самое общее понимание общения состоит в восприятии его как формы жизнедеятельности. В этом смысле общение является средством передачи форм культуры и общественного опыта от поколения к поколению, от человека к человеку. Через общение субъективный мир одного человека раскрывается для другого. Общение помогает людям познать личностные и деловые характеристики друг друга, организовать взаимодействие в процессе совместной деятельности, установить межличностные отношения и многое другое.

Более узкое понимание общения порождает множество определений. В отечественной психологической науке, опирающейся на деятельностный подход, имеется несколько определении общения.

Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Общение - взаимодействие субъектов, осуществляемое знаковыми средствами (словами, жестами и т. п.), вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях собеседника.

Общение - специфическая форма взаимодействия и взаимовлияния субъектов, вызванная потребностями совместной деятельности.

Ныне общение представляет собой широко разветвленную область психологии, изучаемую на теоретическом, эмпирическом и прикладном уровнях.

Исследованию подлежат: психологическая структура и механизмы общения; взаимосвязь общения с психическими процессами, свойствами и состояниями человека; процессы интерперсонального восприятия; особенности ситуативного общения. Научную базу получают различные виды общения: общение в конфликтных ситуациях, управленческое общение, фактическое общение (общение ради общения в целях поддержания самого процесса) и др.

По критерию цели общения различают функции:

- контактную (установление контакта с собеседником как состояния готовности к поддержанию взаимосвязи);

- информационную (обмен сообщениями, мнениями, намерениями, принятыми решениями и др.);

- побудительную (стимулирование действий собеседника в определенном направлении);

- координационную (согласование действий партнеров при их совместной деятельности);

- понимания (взаимное восприятие собеседниками друг друга);

- эмотивную (обмен эмоциями между собеседниками);

- установления отношений (определение своего места в системе связей тон социальной среды, в которой человеку предстоит находиться);

- влияния ( воздействие на поведение и состояние собеседника).

Анализ этих функций с позиции деятельностного подхода позволяет выделить в общении три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Коммуникативную сторону общения представляет собой не простой формальный процесс приема - отправления информации, это процесс активный, учитывающий субъективную значимость информации для обоих собеседников, возможность влияния ее на поведение и состояние партнера.

Средствами коммуникативного процесса выступают вербальные и невербальные знаковые системы.

Элементами вербальной знаковой системы являются язык и речь. Речь - это система фонетических знаков (естественный звуковой язык) в действии.

Элементная база невербальной знаковой системы включает:

- мимику, жесты, позы;

- паралингвистику и экстралингвистику (тон, громкость, тембр, диапазон звуков, паузы, смех, покашливание и др.);

- проксемику (пространственно-временные параметры общения);

- визуалистику (характеристики контакта глаз собеседников).

- Интерактивная сторона общения отражает межличностное взаимодействие людей в процессе их совместной деятельности. Оно направлено на управление поведением партнера через систему психологических приемов влияния с учетом социальных норм и общественных ценностей, характерных для данного сообщества. В процессе совместной деятельности взаимодействие людей может строиться согласно ряду стратегий: соперничества, сотрудничества, компромисса и др. Общение успешно, когда поведение людей соответствуют ожиданиям друг друга.

- Перцептивная сторона общения отражает процесс формирования образа собеседника, восприятие его как личности.

Совершенно очевидно, что без такого взаимного познания немыслима успешная совместная деятельность. Психологический образ собеседника формируется на основе его поступков, поведения, внешних характеристик, взглядов, целей, эмоций. Механизмы перцептивного общения основаны на возможности осознания себя через другого человека и выражаются в явлениях идентификации и рефлексии.

Идентификация - способ понимания собеседника через попытку поставить себя на его место («Я бы на его месте сделал так...»).

Рефлексия - явление осознания человеком того, каким он представляется собеседником или слушающей его аудиторией. В процессе двустороннего общения рефлексия порождает шесть образов, отображающих личностные, эмоциональные и когнитивные особенности каждого из собеседников:

- образ «Я», каким он видит себя;

- образ «Я», каков он есть на самом деле;

- образ «Я», каким он представляется собеседнику.

Другими словами, в общении как бы участвуют одновременно шесть собеседников. Если подобные представления касаются их совместной деятельности, то речь идет об особой форме рефлексии, а именно о предметно-рефлексивных отношениях.

Следствием рефлексии могут быть несколько феноменов: каузальной атрибуции, аттракции, эффекта ореола и стереотипизации.

Каузальная атрибуция - (от лат. causa - причина и attribuo - придаю, наделяю) состоит в выяснении и приписывании собеседнику причин его поведения. И хотя часто внешнего наблюдения оказывается недостаточно для надежных выводов, собеседник все же использует вероятные причины для объяснения поведения партнера по общению («Наверно, он...»). Аттракция (от лат. attrahere - привлекать, притягивать) - явление возникновения привлекательного образа собеседника как результата субъективного отношения к нему, порождаемого, в частности, рефлексией.

Эффект ореола влияние общего первого впечатления о человеке, сформированного в условиях дефицита информации о нем, на его дальнейшие поступки, поведение и деятельность. Эта оценочная пристрастность мешает видеть действительные характеристики партнера по взаимодействию: позитивный ореол вызывает переоценку партнера в положительную сторону, а негативный - недооценку положительных качеств личности.

Стереотипизация (от греч. stereos — твердый и typos - отпечаток) - устойчивый и упрощенный образ собеседника (группы собеседников), возникающий в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта и предвзятых представлений, принятых в данном обществе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: