ЗАПАДНЫЕ СТИЛИ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ




Внешняя политика — это лицо нации,

обращенное к миру.

Артур Шлезингер (младший).

Западные национальные стили ведения переговоров глубо­ко уходят своими корнями в западную культуру, которая осно­вана на культе идеи силы и деятельности. Именно поэтому долгое время на Западе доминировал жесткий стиль перегово­ров, нацеленный на «игру с нулевой суммой», где победитель получает все. Для таких известных на Западе специалистов по переговорам, как Т. Шеллинг, А. Рапопорт, Г. Райффа, перего­воры являются частью конфликта. И в общей системе кон­фликтных взаимоотношений между политическими партиями и группами интересов упор долгое время делался на силовой фактор, на достижение односторонней победы.

Только в конце XX в. в культуре переговоров начинают ут­верждаться новые подходы, основанные на идее партнерских отношений, чему во многом способствовало окончание «холод­ной войны» и политика разрядки. Метод «принципиальных пе­реговоров», разработанный в Гарвардском университете Род­жером Фишером и Уильямом Юри, основан уже на принципах «мягкого мышления», что было признано западными полито­логами серьезной и эффективной новацией в переговорных практиках. Достаточно сказать, что книга Фишера и Юри «Путь к согласию, или переговоры без поражения» была пере­ведена и опубликована в 1980-е гг. почти в 30 странах мира и признана научным бестселлером [1]. (См.: Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения.М., 1990.)

Особое значение в западной культуре переговоров имеет идея отделения политики от морали, что ведет к светскому и прагматическому пониманию техники переговорного процесса, к доминированию технологических принципов над этически­ми. Западная культура международных переговоров справед­ливо подвергается сегодня критике за использование двойных стандартов в практике переговорного процесса. Речь, прежде всего, идет о концепции «прав человека», которая во время по­литических переговоров используется западными политиками как инструмент политического давления на партнеров по пере­говорам. Об эффективности этого инструмента весьма красно­речиво написал опытный американский дипломат Г. Киссинд­жер. Он подчеркнул, что вопрос о правах человека был решаю­щим в подрыве влияния советской системы в годы «холодной войны»: «Картер сделал права человека альфой и омегой своей внешней политики и пропагандировал их столь интенсивно применительно к американским союзникам, что его призыв к справедливости то и дело угрожал внутреннему единству в этих странах. Рейган и его советники сделали еще один шаг и стали трактовать права человека как орудие ниспровержения коммунизма...»1.(Г. Киссинджер. Дипломатия.- М.1997с.703)

Сегодня «империализм прав человека» справедливо вызы­вает возмущение незападных народов, и наиболее опытные за­падные дипломаты и политики признают, что эта концепция уже потеряла свою эффективность в мировой политике. Совре­менные международные миротворческие организации остро ощущают, что наметившийся дисбаланс между политическими правами и обязанностями человека в мире грозит достичь ката­строфических значений. В условиях, когда все члены мирового сообщества склонны рассуждать о своих правах, и никто не то­ропится брать на себя обязанности, мир на глазах превращает­ся в «войну всех против всех», где торжествует политика силь­ных и бесцеремонных. Становится очевидным, что человечест­во не может уже ограничиваться только «Всемирной декларацией прав человека», принятой ООН в 1948 г. Эта Дек­ларация обеспечивает лишь некоторые внешние нормы поли­тического поведения, оставляя без внимания внутреннюю ду­ховную позицию.

Не случайно к 50-летию ООН возникла инициатива, связанная с выдвижением проекта Всеобщей декларации обязанностей человека, задуманной как необходимое дополнение ко Всемирной Декларации прав человека. Эту инициативу взял на себя Совет международного сотрудничества, в который входят бывшие президенты и премьер-министры всех континентов. Почетный председатель Совета Г. Шмидт, поясняя замысел разработки новой Декларации, отметил: «Концепция прав человека воспринимается многими мусульманами, приверженцами индуизма и конфуцианства как типично западная, а ино­гда даже как инструмент продления западного господства. Кро­ме того, мы слышим, особенно в Азии, обоснованный и заслу­живающий серьезного к себе отношения упрек в том, что эта концепция недооценивает или вовсе не признает необходимо­сти положительных нравственных качеств человека, его обя­занностей и ответственности по отношению к семье, общине, обществу или государству» [2].

Одновременно к 50-летию ООН был подготовлен сборник «Глобальная этика: Декларация Парламента религий мира», которая также представляется определенным прорывом в мире современной политики и практики международных перегово­ров, поскольку она отражает точку зрения большинства рели­гиозных организаций и конфессий, объединяя христианство, буддизм, бахаизм, брахма кунарис, индуизм, джайнизм, дао­сизм, зороастризм, иудаизм, ислам, сикхизм, теософию, тузем­ные религии и неоязычество[3].

Таким образом, глобализация мирового политического про­цесса поставила под сомнение презумпцию западной культуры навязывать западные ценности и принципы иностранным партнерам. При этом некоторые западные лидеры сами призна­ют, что такая политика подрывает демократические идеалы мирового сообщества. И здесь можно напомнить слова бывше­го премьер-министра Великобритании М. Тэтчер, которая в своих мемуарах оценивает концепцию прав человека как «разрушающую мировое и национальное право» и «практически уничтожающую демократию»1. (Тэтчер М. Искусство управления государством. Стратегии для меняюще­гося мира. М., 2003. С. 504).

Следует отметить некоторые новые методы и подходы в западной культуре международных переговоров, и прежде всего — то особое значение, которое сегодня придается новым ин­формационным технологиям в политике доминирования за столом переговоров. Западные исследователи отмечают, что 85% информации, которая циркулирует в мировых каналах коммуникаций всего мира, западного происхождения, при этом 52% мирового бизнеса в области информационных технологий имеют корни в США, а 75% всего рынка программных продук­тов принадлежит американским компаниям 2. (Хаттон У. Мир, в котором мы живем. М., 2004. С. 257.)

Такое информационное доминирование позволяет исполь­зовать технологию «программирующего лидерства» на между­народных переговорах, которая стала новым эффективным инструментом западного доминирования. Эта стратегия состоит в выдвижении на международных переговорах повестки дня, включающей формулировку наиболее актуальных проблем в наиболее выигрышном для лидера формате, что предполагает некоторый спектр совместных действий ряда государств под руководством лидера и в его интересах.

Общая концепция «программирующего лидерства» состо­ит из нескольких программных принципов:

· опережающее внешнеполитическое планирование и вброс в политический дискурс идей и концепций, воплощение в жизнь которых отвечает интересам лидера;

· опережающее формулирование основополагающих целей ме­ждународной повестки дня в выгодном для лидера ракурсе;

· решительное дистанцирование от «чужой игры» и игнори­рование целей других субъектов мировой политики;

· искусственное создание лидером условий, подталкивающих партнеров к инкорпорированию предлагаемой лидером повестки дня в их внешнеполитические программы.

Такие откровенные информационные манипуляции и им­перские притязания не могут не вызывать сопротивления ми­рового сообщества, что сопровождается критикой западной культуры переговоров и западной политики. Появление анти­западных настроений весьма настораживает западных лидеров, и справедливо вызывает опасения, что незападные народы смо­гут объединиться против агрессии западной культуры. Об этом, в частности, пишет Г. Киссинджер в одной из своих по­следних работ: «Независимо от того, насколько бескорыстны­ми Америка считает свои конечные цели, очевидно проявляю­щееся намерение доминировать постепенно объединит мир против США и заставит их ограничить свои претензии...»[4].(Г. Киссинджер. Нужна ли Америке внешняя политика? – М, 2002, с.325)

Сравнивая американский и за­падноевропейский стили ведения переговоров, современные исследователи указывают на наметившиеся серьезные разли­чия в американской и европейской дипломатии.

Например, Р. Кейган подчеркивает, что Америка и Европа в своих стратегических приоритетах расходятся по самому глав­ному вопросу — о силе, о ее эффективности, морали и жела­тельности в мировой политике. Европа высказывает отвраще­ние к силе или обходит ее стороной, вступая в самодостаточный мир законов, правил, международных переговоров и сотрудничества. Она стоит на пороге постисторического рая, в котором господствуют мир и относительное процветание, — своего рода воплощение идеи Канта о «вечном мире».

Напротив, США по-прежнему живут в истории, используя свою силу, где нельзя пола­гаться на нормы международного права. Именно поэтому у американских и европейских политиков на переговорах сего­дня мало точек соприкосновения, и они понимают друг друга все хуже и хуже. Американские и европейские интеллектуалы утверждают, что у них нет больше общей «стратегической культуры». Европейцы изображают Америку как страну, где господствует «культ смерти», правит смертная казнь и у каж­дого есть пистолет.

При этом европейское видение политического мира намно­го сложнее и богаче нюансами: европейцы пытаются оказать влияние на других с помощью искусной политики и маневров, они более терпимы и гуманны, предпочитая дипломатию и убе­ждение. Кейган не видит в этих различиях американской и ев­ропейской стратегий социокультурных разногласий Америки и Европы, он склонен рассматривать их в конкретно-историче­ском плане: как проявление силы и слабости военно-экономического потенциала1 (Кейган Р. Сила слабости// Внешняя политика нового века. Осень.2002. с. 130)

С этим трудно согласиться: серьезные различия политиче­ских культур Европы и Америки дают все основания для стра­тегических разногласий с позиций социокультурного анализа. Однако гораздо важнее подчеркнуть, что сегодня политики по обе стороны Атлантики все острее чувствуют глубокие идеоло­гические разногласия по вопросу о кардинальных целях и принципах стратегии на политических переговорах. К сожале­нию, гуманистический курс Европы вызывает у американцев только чувство раздражения: Генеральный секретарь НАТО Дж. Робертсон даже назвал европейцев «военными пигмеями», пытаясь пристыдить их за то, что они не хотят тратиться на вооружения. Остается только надеяться, что все возрастающая

1 Киссинджер Г. Нужна ли Америке внешняя политика? М., 2002. С. 325.
мощь объединенной Европы заставит американцев с большим уважением относиться к принципам гуманизма, законности и международного права, которые были во многом выстраданы европейцами в ходе нескольких мировых войн.

Известный английский политолог Уилл Хаттон отмечает, что укрепление базовых европейских ценностей и европейской культуры сможет вернуть идеалы гуманизма и справедливости на ведущее место в западной культуре политических перегово­ров: «Устойчивый мировой порядок можно построить лишь на основе коалиции между либеральной Америкой и Европей­ским союзом, твердо уверенным в состоятельности своих ценностей»[5].(Хаттон У. Мир, в котором мы живем. – м, 2004. С. 17)


[1] Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997. С. 703.

[2] Helmut Schmidt // “Zeit”, 3.10.1997. Hamburg.

[3] Kung H., Kuschel K. A Global Ethic; the Declaration of the Parliament of the World’s Religions. L., 1933.

[4] Кейган Р. Сила слабости // Внешняя политика нового века. Осень 2002. С. 130.

[5] Хаттон У. Мир, в котором мы живем. М., 2004. С. 17.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: