· негативная «Я – концепция», дисгармоничная самооценка, низкая степень самопринятия
· трудности эмоционального развития, снижение эмоционального тонуса, импульсивность эмоциональных реакций, повышенная тревожность, страхи, фобические реакции, агрессивность
· переживание эмоционального отвержения, чувство одиночества, стрессовые состояния, депрессия
· негативное поведение, нарушение взаимопонимания с близкими, конфликты в межличностных отношениях, враждебность к окружающим
Значение aрт. педагогики:
· Создает положительный эмоциональный настрой в группе.
· Облегчает процесс коммуникации со сверстниками, учителями, другими взрослыми. Участие в арт. педагогическом процессе способствует созданию отношения принятия, эмпатии.
· Укрепляет культурную идентичность ребенка, способствует преодолению языкового барьера, особенно в многонациональных школах.
· Позволяет обратиться к реальным проблемам, которым по каким-либо причинам затруднительно обсудить вербально.
· Дает возможность экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выстраивать их в социально-приемлемой форме. Позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.
· Развивает чувство социального и внутреннего контроля. Создает условия для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями, стимулирует развитие сенсомоторных умений и в целом правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и ориентацию в пространстве.
· Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков и художественных способностей в целом.
· Повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления.
· Эффективно в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития. Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.
· Позволяет выстраивать отношения с ребенком на основе любви и взаимной привязанности и тем самым компенсировать их отсутствие в родительском доме.
Выделяются следующие виды арт-педагогики (арт-терапии):
· Анимационная терапия, где видео, компьютерная графика, сетевая анимация и т.д. используется как терапевтическое средство.
· Артсинтезтерапия - комплексный метод групповой психотерапии, использующий синтез искусств. Рассматривается в качестве самостоятельного направления в лечебно-коррекционной работе, где владение техническими приемами разных видов искусств сочетаются со знаниями психопатологии и подчинены психотерапевтическим целям.
· Библиотерапия - специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического.
· Видеотерапия - специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью специального подбора видео.
· Драматерапия - осознание поведенческих и телесных паттернов, расширение собственных возможностей, развитие спонтанности, "режиссура" собственной жизни, развитие пластики и пластичности (телесной, эмоциональной, когнитивной).
· Игротерапия, метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.
· Изотерапия - лечебное воздействие на психику человека с помощью изобразительного искусства (лепка, рисование).
· Музыкотерапия - система психосоматической коррекции здоровья человека с помощью музыкально-акустических воздействий. Музыка вызывает различные терапевтические эффекты. Её можно использовать для влияния на самочувствие человека
· Песочная терапия, один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
· Работа с глиной способ общения с миром и самим собой.
· Сказкотерапия, где сказкотерапевт создает условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем путем переноса сказочных смыслов в реальность.
· Цветотерапия– гармонизации души и тела путем воздействия цветом с помощью видения и трактовки ауры, медитации на цвет, восстановления здоровья с помощью цвета, воздействия им на психику и подсознание, исправления негативных аспектов личности и активизации жизненной энергии при помощи цвета.
· Фототерапия, одна из форм арт-терапии. Этим термином обозначают набор психотехник, связанных с лечебно-коррекционным применением фотографии, её использования для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности.
Список рекомендуемой литературы:
1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. – СПб: Речь, 2003.-144 с.
2. Карабанова О. А. Игра в коррекции психологического развития ребёнка.- М.: Изд. «РПА», 1997.- 192 с.
3. Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе //СПб.: Речь, 2007. – 336с.
4. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, врачей и специалистов, работающих с детьми. // Спб.: Речь, 2008. – 160с.
5. Копытин А.И. Системная арт-терапия // СПб., Питер, 2001. – 224 с.
6. Короткова Л.Д. «Сказка для светлого ума закваска»/для педагогической и психологической работы//. М.-2001 г. -124 с.
7. Лебедева Л.Д. Педагогические основы арт. терапии – СПб.: Речь, 2003. – 224с.
8. Лебедева Л.Д. Практика арт. терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256с.
9. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 310 с.