Глава 1. Государство и право.
«Государство есть особая достаточно устойчивая политическая единица, представляющая отделённую от населения организацию власти и администрирования и претендующая на верховное право управлять (требовать выполнения действий) определёнными территорией и населением вне зависимости от согласия последнего; имеющая силы и средства для осуществления своих претензий».[1]
Основные признаки государства
1. Наличие особой публичной власти, которая, воплощаясь в государственных органах, выступает как государственная власть. Ее осуществляет особый слой людей, составляющий аппарат государства, который наделен государственно-властными полномочиями, т.е. возможностью издавать обязательные для исполнения акты, прибегать в необходимых случаях к государственному воздействию, чтобы подчинить поведение людей воле, нашедшей свое выражение в принятых государственными органами решениях.
2. Территориальная организация населения. Государственная власть осуществляется в рамках определенной территории и распространяется на всех людей, проживающих на этой территории. Государство же характеризуется распространением его власти на всех людей, находящихся на территории данного государства.
3. Государственный суверенитет, т.е. независимость государственной власти от любой иной власти внутри страны и вовне. Государственный суверенитет, дающий право государству самостоятельно и свободно решать свои дела, отличает государство, наряду с другими его признаками, от других организаций общества (например, от политических партий).
4. Деятельность всех государственных органов основана на нормах права. Государство - единственная организация, которая осуществляет правотворчество, т.е. издает законы и другие правовые акты, обязательные для всего населения.
5. Государственная организация обязательно предполагает сбор налогов с населения, взыскиваемых в принудительном порядке.[2]
Основные функции государства
Функции государства - это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное значение государственного управления обществом.
Все основные направления деятельности государства, в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они протекают, подразделяются на внутренние и внешние функции.
По продолжительности действия функции государства подразделяются на постоянные и временные.
Внутренние функции - это главные направления деятельности государства в пределах данной страны, характеризующие внутреннюю политику государства. К ним следует отнести следующие.
Экономическая функция:
- формирование государственного бюджета и контроль над его расходованием;
- определение общих программ экономического развития страны;
- стимулирование наиболее приоритетных отраслей экономики;
- создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и др.
Социальная функция:
- оказание социальной помощи нуждающимся членам общества;
- выделение необходимых средств на производство общественных благ, услуг, на здравоохранение, образование, отдых, строительство дорог, жилья, работу транспорта.
Функция финансового контроля заключается в выявлении и учете доходов производителей, часть которых направляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и общегосударственных нужд.
Функция охраны правопорядка заключается в обеспечении точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений.
Экологическая функция - это система государственных мероприятий, направленных на сохранение, восстановление и улучшение природных условий жизни человека.
Основные внешние функции государства:
- Взаимодействие и сотрудничество с другими государствами: экономическое, политическое, культурное, научно-техническое, экологическое.
- Оборона страны от внешней агрессии, охрана государственных границ.
Внутренние и внешние функции государства тесно взаимосвязаны и
взаимообусловлены.[3]
Следующий аспект, характеризующий государство, - это его форма.
Форма государства - это совокупность его внешних признаков, которая показывает, какова организация власти в данном обществе, как осуществляется власть, какими органами, какими методами она обеспечивается.
Форму государства характеризуют три элемента, из которых она складывается: форма правления, форма государственного устройства, политический режим.
Под формой правления обычно понимается организация высших органов власти в том или ином государстве.
В соответствии с этим все государства подразделяются на монархии и республики.
В монархии высшая власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха (короля, царя, шаха и т.п.). Это верховная власть обычно носит наследственный характер.
Современная форма ограниченной монархии - парламентская монархия. Роль монарха в ней номинальная; ведущую роль в управлении государством играет правительство, формируемое парламентом. Наиболее типичный пример парламентской монархии - современная Великобритания.
В республике все высшие органы власти избираются или формируются на определенный срок.
Республики могут быть парламентские либо президентские.
В парламентской республике глава государства - выборное должностное лицо (президент). Его роль в формировании правительства, как и в управлении, страной, носит чисто номинальный характер.
Правительство, возглавляемое премьер-министром, формируется при условии, что оно располагает поддержкой парламента, перед которым и несет политическую ответственность (например, парламент вправе выразить недоверие правительству, что ведет к его отставке).
Вместе с тем, в парламентской республике возможен досрочный роспуск парламента главой государства.
В настоящее время парламентские республики существуют в Италии, Германии, Австрии и некоторых других странах.
Президентская республика характеризуется тем, что во главе ее стоит президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства.
Правительство в такой республике назначается самим президентом и не несет политической ответственности перед парламентом.
Президент, избираемый населением, вместе с тем, не имеет права роспуска парламента.
Президентскую республику представляют собой, например, США, где впервые была установлена эта форма правления.[4]