Понятие государства. Признаки и функции государства.




Глава 1. Государство и право.

«Государство есть особая достаточно устойчивая политическая единица, представляющая отделённую от населения организацию власти и администрирования и претендующая на верховное право управлять (требовать выполнения действий) определёнными территорией и населением вне зависимости от согласия последнего; имеющая силы и средства для осуществления своих претензий».[1]

Основные признаки государства

1. Наличие особой публичной власти, которая, воплощаясь в государст­венных органах, выступает как государственная власть. Ее осуществляет осо­бый слой людей, составляющий аппарат государства, который наделен госу­дарственно-властными полномочиями, т.е. возможностью издавать обяза­тельные для исполнения акты, прибегать в необходимых случаях к государст­венному воздействию, чтобы подчинить поведение людей воле, нашедшей свое выражение в принятых государственными органами решениях.

2. Территориальная организация населения. Государственная власть осу­ществляется в рамках определенной территории и распространяется на всех людей, проживающих на этой территории. Государство же характеризуется распространени­ем его власти на всех людей, находящихся на территории данного государства.

3. Государственный суверенитет, т.е. независимость государственной власти от любой иной власти внутри страны и вовне. Государственный суве­ренитет, дающий право государству самостоятельно и свободно решать свои дела, отличает государство, наряду с другими его признаками, от других ор­ганизаций общества (например, от политических партий).

4. Деятельность всех государственных органов основана на нормах права. Государство - единственная организация, которая осуществляет право­творчество, т.е. издает законы и другие правовые акты, обязательные для всего населения.

5. Государственная организация обязательно предполагает сбор налогов с населения, взыскиваемых в принудительном порядке.[2]

Основные функции государства

Функции государства - это основные направления его деятельности, в ко­торых выражается сущность и социальное значение государственного управ­ления обществом.

Все основные направления деятельности государства, в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они протекают, подразделяются на внутренние и внешние функции.

По продолжительности действия функции государства подразделяются на постоянные и временные.

Внутренние функции - это главные направления деятельности государст­ва в пределах данной страны, характеризующие внутреннюю политику госу­дарства. К ним следует отнести следующие.

Экономическая функция:

- формирование государственного бюджета и контроль над его расходо­ванием;

- определение общих программ экономического развития страны;

- стимулирование наиболее приоритетных отраслей экономики;

- создание благоприятных условий для предпринимательской деятельно­сти и др.

Социальная функция:

- оказание социальной помощи нуждающимся членам общества;

- выделение необходимых средств на производство общественных благ, услуг, на здравоохранение, образование, отдых, строительство дорог, жилья, работу транспорта.

Функция финансового контроля заключается в выявлении и учете дохо­дов производителей, часть которых направляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и общегосударственных нужд.

Функция охраны правопорядка заключается в обеспечении точного и пол­ного осуществления законодательных предписаний всеми участниками обще­ственных отношений.

Экологическая функция - это система государственных мероприятий, на­правленных на сохранение, восстановление и улучшение природных условий жизни человека.

Основные внешние функции государства:

- Взаимодействие и сотрудничество с другими государствами: экономи­ческое, политическое, культурное, научно-техническое, экологическое.

- Оборона страны от внешней агрессии, охрана государственных границ.

Внутренние и внешние функции государства тесно взаимосвязаны и

взаимообусловлены.[3]

Следующий аспект, характеризующий государство, - это его форма.

Форма государства - это совокупность его внешних признаков, которая показывает, какова организация власти в данном обществе, как осуществляет­ся власть, какими органами, какими методами она обеспечивается.

Форму государства характеризуют три элемента, из которых она склады­вается: форма правления, форма государственного устройства, политический режим.

Под формой правления обычно понимается организация высших органов власти в том или ином государстве.

В соответствии с этим все государства подразделяются на монархии и республики.

В монархии высшая власть полностью или частично сосредоточена в ру­ках единоличного главы государства - монарха (короля, царя, шаха и т.п.). Это верховная власть обычно носит наследственный характер.

Современная форма ограниченной монархии - парламентская монар­хия. Роль монарха в ней номинальная; ведущую роль в управлении государ­ством играет правительство, формируемое парламентом. Наиболее типичный пример парламентской монархии - современная Великобритания.

В республике все высшие органы власти избираются или формируются на определенный срок.

Республики могут быть парламентские либо президентские.

В парламентской республике глава государства - выборное должностное лицо (президент). Его роль в формировании правительства, как и в управлении, страной, носит чисто номинальный характер.

Правительство, возглавляемое премьер-министром, формируется при ус­ловии, что оно располагает поддержкой парламента, перед которым и несет политическую ответственность (например, парламент вправе выразить недо­верие правительству, что ведет к его отставке).

Вместе с тем, в парламентской республике возможен досрочный роспуск парламента главой государства.

В настоящее время парламентские республики существуют в Италии, Германии, Австрии и некоторых других странах.

Президентская республика характеризуется тем, что во главе ее стоит пре­зидент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства.

Правительство в такой республике назначается самим президентом и не несет политической ответственности перед парламентом.

Президент, избираемый населением, вместе с тем, не имеет права роспус­ка парламента.

Президентскую республику представляют собой, например, США, где впервые была установлена эта форма правления.[4]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: