Исламский фундаментализм и его роль в современном мире




 

Исламский фундаментализм – это религиозное течение, которое требует возврата к исламу в том виде, в каком он существовал при пророке Мухаммеде (около 570–632 гг.) и при первых его преемниках, «праведных халифах» Абу Бекре, Омаре I, Османе и Али. Под общим названием «исламский фундаментализм» часто объединяются самые разные движения и направления и течения – от умеренного до экстремистских. Термин «исламский фундаментализм» стал активно использоваться в исследованиях российских и зарубежных ученых примерно с 70-х гг. XX в.

Исламский фундаментализм имеет давнюю историю и даже особое обозначение в исламе. Тех, кто придерживается фундаменталистских взглядов, именуют салафитами (от араб, «салаф» – «предки», «предшественники»). В исламской традиции к категории салаф или ас-салаф ас-салихун («благочестивые предки») относятся три первых поколения мусульман – сподвижники пророка (асхаб), их ученики и последователи и ученики учеников. Иными словами, салафитами считаются те, кто призывал или призывает ориентироваться на веру и образ жизни «благочестивых предков», отвергнув все позднейшие нововведения. К салафитам традиционно причисляются, например, основатели мазхабов (религиозно-правовые школы) Мухаммед ибн Идрис аш-Шафии (767–820 гг.) и Ахмад ибн Ханбал, живший в IX в.

В XVIII в. Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб (1703–1787 гг.), основываясь на ханбалитских идеях, разработал собственное учение, которое по сей день остается самым последовательным и наиболее организованным течением исламского фундаментализма. Ваххабизм стал впоследствии официальной идеологией первого государства Саудидов, объединившего значительную часть Аравийского полуострова. Ваххабитское движение, выросшее из богословской полемики по поводу очищения ислама от еретических нововведений, превратилось впоследствии в мощный фактор идейно-политической жизни мусульманского мира. К началу XIX в. ваххабизм завоевал прочные позиции на Аравийском полуострове и стал проникать в другие регионы мусульманского мира. На рубеже XIX–XX столетий ваххабитские идеи закрепились и там, оказывая серьезное влияние на процесс поиска религиозно-политического самосознания мусульман. Ваххабизм использовался в качестве знамени антиколониальной борьбы в Аравии, Индии и некоторых других регионах.

По мысли идеологов исламского фундаментализма, основу возрождаемого истинного ислама должны составить только Коран и Сунна пророка. Большинство же из того, что было достигнуто мусульманскими учеными при помощи привлечения других источников и включено в жизнь исламской общины (как в области веры, так и в повседневной жизни), объявляется недозволенным новшеством и категорически отвергается. Идея очищения опирается на соответствующие хадисы – высказывания пророка.

Возрождение исламского наследия трактуется современными фундаменталистами как реставрация раннеисламских социальных институтов и связанных с ними социальных и правовых норм. Например, они выступают за восстановление истинного исламского правления и создание теократического государства, подобного тому, которое существовало во времена Мухаммеда и первых четырех халифов. В таком государстве, по их мысли, будут действовать только нормы исламского права, регламентирующие, как известно, все сферы жизни мусульман. Особый упор делается на то, что эти нормы – «закон Аллаха» в отличие от действующего сегодня в большинстве исламских стран «закона людей», выдуманного и несовершенного.

Исламские фундаменталисты отличаются особым пониманием базовых религиозных истин, так или иначе восходящих к идее восстановления «изначальной чистоты веры». В современных исламских религиозно-реформаторских движениях они выступили в качестве оппонентов сторонников традиционного понимания ислама, обвинив их в искажении истинной веры, что, по убеждению исламских фундаменталистов, привело мусульманское общество к духовному и социальному кризису.

Характерной чертой фундаменталистов является тенденция к монополизации истины. Это выражается в провозглашаемой ими идее «обвинения в неверии и уходе от мира». Современный мир, включая также большинство стран, населенных мусульманами, видится фундаменталистам погрязшим в невежестве; ему противопоставляется «спасшаяся группа» – закрытая структура, обладающая якобы наиболее адекватным пониманием шариата и потому несущая миссию распространения истинного Божественного порядка на все человечество. В основе фундаменталистской теории лежит строгое разделение мира на «мы» (последователи истинной веры) и «они» (остальное человечество, погрязшее в грехе).

Для ваххабитов характерно стремление к установлению имущественного равенства. В качестве одного из важнейших принципов они выдвигают идею братства мусульман. Такое братство предполагает особый тип организации с внутренней дисциплиной гораздо более сильной, чем в обычной мусульманской среде, ярко выраженным единоначалием и круговой порукой, военизированным религиозно-политическим объединением. Впоследствии те же принципы стали использоваться в практике различных исламистских религиозно-политических структур. Принятие важных для ваххабитской общины решений осуществляется ее вождями. Проповедь и, самое главное, последовательное претворение в жизнь в таких общинах идей социального равенства и поддержки обездоленных делает их привлекательными для значительной части населения. Но на практике это предназначено лишь для тех, кто ревностно служит фундаменталистам.

Важнейшее место в доктрине ваххабитов занимает представление о джихаде как священной войне не только против иноверцев, «неверных», но и против мусульман, не разделяющих их воззрения. На заре движения в практику ваххабитов вошло повсеместное разрушение надгробий на могилах святых и праведников, сожжение книг богословов, не согласных с их учением. Убеждение ваххабитов в том, что их противники являются «неверными» (кафир), даже если они считают себя мусульманами, оправдывало жестокость по отношению к ним. Фанатизм сплачивал и дисциплинировал ваххабитов, создавая религиозно-идеологическую подоплеку антиисламским по своему духу и характеру действиям. Благодаря этому ваххабизм с самого начала стал идеологией военной экспансии и грабительского набега. Впоследствии данная идея, отнюдь не исламского происхождения, оправдывающая убийство иноверца и просто оппонента, легла в основу террористической деятельности экстремистских группировок так называемых исламских фундаменталистов. Террористическая деятельность фундаменталистов направлена не только против представителей Запада. В разработанной исламскими учеными (улемами, факихами) традиционной доктрине джихада нет такого упрощенного и одностороннего подхода, который характерен для радикально мыслящих фундаменталистов. Основываясь на словах пророка «Мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому», сказанных после возвращения с битвы, большинство богословов объявляют великим джихадом духовное самосовершенствование, а борьбу за веру с оружием в руках именуют малым джихадом. Различаются четыре вида джихада: «джихад сердца» (борьба со своими пороками), «джихад языка» (проповедь истины и запрещение дурных дел), «джихад руки» (непосредственное участие в борьбе с преступниками и нарушителями исламских норм), «джихад меча» (участие в вооруженной борьбе за веру). Традиционное понимание джихада не предполагает применения его четвертого вида против мусульман, как это принято в ваххабитской концепции.

Исламские фундаменталисты решительно отвергают утвердившееся на Западе понятие свободы и в первую очередь индивидуальную свободу в современном понимании этого слова. По мнению исламских радикалов ни король, ни диктатор, ни демократический парламент, ни группа правоверных не вправе нарушать шариат, менять или изменять его законы. В жизни человек должен поступать в соответствии с теми законами, которые ниспослал Аллах, т.е. шариатом, а также руководством пророка, т.е. Сунной. Тогда человек не нуждается «в правительственных распоряжениях, полицейских силах или судах, которые удерживали бы его от совершения преступления или возвращали на праведный путь».

Во второй половине XX в. во многих странах мусульманского мира происходит активизация религиозно-политических движений фундаменталистской направленности. В значительной мере причиной тому стало недовольство неэффективными действиями пришедших к власти после освобождения от колониального владычества светских правительств, которые так и не смогли преодолеть отставание по всем позициям от стран Запада. В 80-х годах усилившаяся исламистская оппозиция – разнообразные организации, партии и фронты, использующие как парламентские, так и террористические методы борьбы, – стремится к власти под лозунгом создания исламского государства. По убеждению фундаменталистов любое другое государство незаконно по определению. В Алжире в 1990 г. на свободных парламентских выборах победила фундаменталистская организация «Фронт исламского спасения». Однако итоги выборов были отменены военными, и с тех пор в стране идет гражданская война. В ходе противостояния властей и исламистских группировок жертвами экстремистов становятся мирные жители, которых вырезают целыми деревнями.

Наиболее дерзкие террористические акты на счету разветвленной организации «Аль-Каида» («Основа»), созданной в 1988 г. саудовским миллионером Усамой бен Ладеном. Ее задача – «создание справедливых исламских государств, свободных от западного влияния». Самый крупный терракт, осуществленный членами «Аль-Каиды», – атака с помощью угнанных аэробусов зданий Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и Пентагона (Министерство обороны США) в Вашингтоне 11 сентября 2001 г. «Братья-мусульмане» из Египта.

В 1929 г. в Египте была создана «Ассоциация братьев-мусульман». Основал ее Хасан аль-Банна (1906–1949) – крупнейший теоретик так называемого политического ислама. Его организация, выступавшая как радикальная религиозно-политическая оппозиция египетской монархии, опиралась на бедные, но достаточно образованные городские слои: интеллигенцию, мелкую буржуазию, учащихся школ и студентов, младших офицеров, отдельных представителей духовенства. Аль-Банна видел задачу «Ассоциации» в защите ислама и мусульман от атеизма, от «развращающего» западного влияния. Он говорил, что ислам – это «вера и культ, родина и нация, религия и государство, дух и тело мусульманина». Следовательно, необходима полная исламизация личной, общественной и государственной жизни путем возврата к фундаментальным положениям религии, представленным в Коране и Сунне и истолкованным в духе времени. Предполагалось, что такая политика возвысит роль ислама и мусульманской обшины в глазах всех людей. При этом Запад, отождествляемый с неверием (куфр), рассматривался как главный враг исламского мира. Конечной целью аль-Банна считал единение всех мусульманских народов в исламе и воссоздание ими единого государственного образования – халифата. Лозунгом «Ассоциации» стали слова: «Бог – наша цель, пророк – наш руководитель, Коран – наша конституция, джихад – наш путь, смерть во имя Бога – наше высшее стремление». К середине XX в. «Ассоциация» уже имела боевую организацию – «Секретный орган» («Джихаз сирри»), осуществлявший террористические акты против представителей власти. В результате репрессивных мер правительства, последовавших после покушения в 1952 г. на египетского политического деятеля Гамаля Абдель Насера, был казнен крупнейший идеолог египетских «Братьев-мусульман» Сейид Кутб, представлявший наиболее экстремистское крыло организации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: