Империи Маурья, Гуптов, Кушан.




Империи Маурья, Гуптов, Кушан.

Раджпутская революция» VIII в.

Индийская община: её специфика и роль в развитии государственности в Индии.

Империи Маурья, Гуптов, Кушан.

317 до н.э. – создание империи МаурьяЧандрагуптой после разгрома греко-македонских захватчиков на территории Индостана и части Афганистана. Родовые владения и Маурья, а затем и Гуптов, были в государстве Магадха, поэтому они сохраняли свою столицу в Паталипутре (позднее Патна), которая изначально была столицей Магадха. Удобно разместившись при слиянии Ганга с Джамной, Паталипутра стала естественным административным центром всего бассейна Ганга.

268-231 до н. э. – правление Ашоки – расцвет Маурья. Создана та социально-политическая структура, которая стала характерной для всей доисламской Индии.

Государственный строй.

Центральный исполнительный орган – император и паришад (совет сановников) + тайный совет при особе императора и раджасабха (совещательный представительный орган всех сословий империи, от аристократии до выборных от горожан и общин), собираемый в экстренных случаях.

Специализированные ведомства, строго субординированные и иерархичные, ведавшие различными делами империи (военное, городское и т.д.).

Провинциальные аппараты, значимость которых определялась уровнем развития и важностью районов, которыми они занимались. Существовало 4-5 главных наместничеств, которые управлялись либо царевичами, либо местными раджами. Сочетание центральных и местных органов управления на местах было вообще характерно для этих государственных образований. Для эффективности работы администрации регулярно раз в 3-5 лет проходили инспекционные ревизии в провинциях с целью расследования соответствия чиновников дхарме (слава, твёрдость, справедливость, религиозная терпимость).

Весь государственный аппарат содержался за счёт крестьян, выплачивавших 6-ю часть урожая в императорскую казну и выполнявших различные трудовые повинности.

Формы землевладения: общинное, должностное, включая храмово-жреческое (брахманские, буддийские и земли других сект), царское и воинское. Все они были условными, земли обрабатывались зависимыми арендаторами и рабами (кармакарами).

В идеологии основной акцент Ашока сделал на буддизм, подходивший для централизованной империи. К концу жизни он даже начал гонения (вопреки закону дхармы) на брахманов, что сыграло не последнюю роль в крушении империи Маурья (181 до н. э.). Империя распалась после смерти Ашоки на ряд царств, вступивших в затяжные войны с Греко-бактрийским царством, которое захватило большую часть территории империи (царем Деметрием I).

Не успело греко-бактрийское государство победить империю Маурьев, как само оказалось охваченным братоубийственной войной, начавшейся в результате вторжения кочевников. Основными противниками Греко-бактрийцев выступили племена юэчжей (или кушан), бежавших от хунну из Монголии в Ср. Азию.

На р. н. э. они, уже достаточно эллинизированные от общения с бактрийцами, объединились в крупное государство на северных рубежах Индии.

В сер. I в. н. э. они стали совершать походы в Индию и при царе Канишке полностью главенствовали в бассейне Инда и части бассейна Ганга. Там они подверглись интенсивной индианизации (гандхарское искусство). Канишка тоже активно пропагандировал буддизм (махаяна). В условиях царства Кушан происходит дальнейшая эволюция варновой системы, приведшая в начале н. э. к образованию каст.

Сер. II в. - упадок и развал кушанского царства – длительный период децентрализации. Вместе с тем, начинается процесс институализации государств на юге Индии, чему способствовало влияния северных империй. Там возникают в это время первые крупные государства – Чола, Пандья, Керала. Из многочисленных южных государств вскоре выделилась мощная держава Паллавов, сильно индианизированное, копировавшее структуру имперских образований С. Индии, с её варнами и индуизмом.

С нач. IV в. – в долине Ганга (Бихар, В. Уттар-Прадеш и З. Бенгалия) возникает государство Гуптов. Расцвет державы Гуптов пришелся на время правления Чандрагупты II (376-414), при котором расцвело искусство. Складывается культ царя как живого божества и воплощения Индры, Варуны и др. локапалов – хранителей мира. Правитель наделяется всеми возможными личными достоинствами – умом он превосходит легендарных мудрецов древности, своими стихами заслужил титул "царя поэтов", не знает себе равных в игре на музыкальных инструментах и т. д. и т. п. 1-я пол. I тыс. – время сложения классического индуизма. Гуптские цари покровительствовали всем религиям, но наибольшую роль играл индуизм. Активные торговые связи с Ю.-В. Азией (экспорт – гуджаратские ткани), что привело к интенсивной индианизации государств этого региона.

При этом создание обширной державы отнюдь не означало уничтожения мелких владений, они просто вошли в ее состав. Вполне возможно, что именно административная рыхлость государства и вызывала необходимость всячески подчеркивать идеологический аспект власти "царя царей". Правители Гуптов активно раздавали придворным, чиновникам, военным земельные пожалования из государственного фонда, что говорило об активном процессе феодализации в Индии того времени. Феодал получал не только право сбора обычных налогов и податей, но и право использования трудовой повинности населения, в то же время сам он был освобожден от уплаты в казну каких-либо податей, обладал судебным иммунитетом. Вместе с тем продолжала существовать местная родовая знать, которая очень тесно была связана с общиной и поэтому использовалась Гуптами, как и ранее при Маурьях. Это вело к сепаратизму.

Однако дальнейшему развитию державы Гуптов помешало вторжение белых гуннов-эфталитовв сер. V в., которое способствовало распаду Гуптского государства.

После Гуптов исчезают "древнеиндийские республики", или олигархические кланы, игравшие прежде весьма значительную роль в политической борьбе. И дело не в том, что они не сумели бороться против экспансии крупного государства и были уничтожены последним. Скорее, можно говорить о завершении процесса эволюции их политического строя – выборный правитель (пураскрита) или военачальник становился наследным монархом, махараджей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: