Об иконостасе храма Державной иконы Божией Матери п. Медведево




 

Классический пятиярусный иконостас способен говорить: расположение его икон открывает перед нами величественную картину попечения Божия о спасении человечества.

В центре пятого ряда мы видим образ Пресвятой Троицы. Почему он там расположен? Потому что в царстве Божием, которое призван отобразить иконостас, самое важное лицо располагается в центре ряда, а прочие лица образуют собор предстоящих главному лицу. Троицей создан весь мир – видимый и невидимый, мир земной и мир ангельский. Началом человечества были праотцы, поэтому пятый ряд иконостаса так и называется – «праотеческий».

Первыми людьми, которые жили с Богом в раю, были Адам и Ева. Справа от иконы Святой Троицы вы можете видеть праотца Адама и его сына Авеля. Адам прожил на земле 930 лет (Быт. 5), а Авель прожил недолго, ибо из зависти был убит своим родным братом Каином.

Слева от Троицы изображены Енох и Ной. О первом известно из Священного Писания (Быт. 5), что он прожил на земле 365 лет, был великим праведником, и за это Бог взял его живым на небо, т.е. он не умер как все мы, а живёт в Царстве Божием и должен прийти в последние времена антихристовы – для свидетельства о Христе (Апок. 11).

Ной – это праотец, которому Бог повелел построить ковчег, чтобы спасти свою семью и животных от потопа, который был наведен на род человеческий за то, что люди погрязли в грехах и не хотели исправиться (Быт. 6-7).

От него род человеческий начался заново. Ковчег после потопа остался во льдах на горе Арарат, а Бог, в знак примирения с людьми, явил семейству Ноя радугу. Еще одним символом мира для людей стал белый голубь с веткой маслины. Увидев голубя с веткой, Ной узнал, что вода после потопа спала и открылась суша… Голубь стал вестником окончания бедствия – великого потопа.

Вторая икона справа от Троицы изображает очень известных лиц Ветхого Завета – праотцов Иова и Мелхиседека. Историю праведного страдальца Иова можно почитать в одноименной книге Ветхого Завета: в ней мы видим человека, который более всего в жизни любил Бога и перед лицом страшных потерь не отрекся от Него.

О Мелхиседеке известно очень мало. Мелхиседек, царь Салимский, встретил праотца Аврама после того, как тот спас из плена своего племянника Лота. Он был священником Бога Всевышнего, вынес хлеб и вино, благословил Аврама и сказал: «благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои». [Аврам] же дал ему десятую часть из всего, т.е. признал его выше себя, – говорится в книге Бытия (Быт. 14). Позже царь Давид в 109-м псалме скажет о Христе, что Он священник по чину Мелхиседека – т.е. совершает жертву не как ветхозаветные священники, а так же, как Мелхиседек в древности и христианская Церковь сегодня – посредством хлеба и вина. Значение этого события подробно объясняется апостолом Павлом в 7-й главе послания к Евреям.

Я думаю, вы слышали о причастии, о таинстве Евхаристии, в котором Дух Святой пресуществляет предлагаемые христианской общиной хлеб и вино в Тело и Кровь Христа, которым христиане приобщаются, причащаются…

Вторая икона слева от Троицы изображает ветхозаветного патриарха Авраама и целомудренного Иосифа – последнего и любимого сына патриарха Иакова. Авраам – родоначальник израильского народа, его непоколебимая вера в Бога позволила выделить из среды язычников богоизбранный народ, с которым Бог заключил Завет, называемый сегодня Ветхим, т.е. «старым», «древним».

История Иосифа достойна отдельного прочтения в книге Бытия; ради своей праведной жизни он стал вторым лицом в Египте после фараона. Он призвал своих соплеменников в Египет, спасая их от голода; при его жизни они не имели нужды и благоденствовали.

Итак, пятый ряд иконостаса называется праотеческим и повествует нам о самых древних временах.

Четвертый ряд называется пророческим, потому что Бог избрал из всего рода человеческого один народ, и для того, чтобы наставить его на путь истины, посылал в его среду пророков, которые говорили с народом от Лица Бога и возвещали людям Его волю.

В центре пророческого ряда – Божия Матерь, Дева Мария, ибо через пророков возвещалось о Богородице, от которой воплотится Сам Христос Спаситель. Известно пророчество Исайи, в котором говорится: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (7, 14). Икона Богородицы с младенцем на лоне показывает непосредственную связь Ветхого и Нового Завета: вся ветхозаветная история явилась подготовкой к приходу в мир Бога, Второго Лица Святой Троицы, ставшего человеком.

Итак, первая справа икона – это образ пророка Моисея, вождя, который вывел израильский народ из египетского плена. Он водил израильтян 40 лет по пустыне, за их грехи перед Богом, пока не умерли все роптавшие на Бога. И привел новое поколение к земле обетованной, т.е. обещанной Богом. Эта древняя земля называется Палестиной.

На первой слева от Богородицы иконе изображен царь и пророк Давид – величайший из царей израильских, создавший сильное государство, автор сборника псалмов – библейской книги Псалтирь. Он много воевал и побеждал всех врагов своих. Его сын Соломон построил первый храм Богу Всевышнему.

Вторая икона справа – пророка Илии. Это очень известный пророк Ветхого Завета – его пламенная вера позволяла ему творить великие чудеса: воскресить мертвого, низвести огонь с неба, заключить небо от дождя на три года… За его пламенную ревность Бог взял его живым на небо, как и праотца Еноха: его ученик, Елисей видел огненную колесницу, которая забрала пророка Илию на небеса. Часто на иконах его так и изображают...

Вторая икона слева – пророка Ионы. Иона был прообразом Христа: в Библии описана история, когда он три дня и три ночи провел во чреве великой рыбины, которая проглотила его. Сам Христос ссылался на эту историю, когда говорил о Своих смерти и Воскресении (Мф. 12, 38-42). Иона ходил с проповедью о покаянии в город Ниневию. Горожане покаялись, гнев Божий был отменен... так же и Христос – Своим Воскресением избавил нас от гнева Божия и вечной смерти.

Третья икона справа – Исайя, четвертая – пророк Иезекииль, третья икона слева – пророк Иеремия, четвертая – пророк Даниил. Эти четыре пророка названы великими, потому что после себя они оставили значительные по объему пророческие писания.

Святой пророк Исаия жил за 700 лет до Рождества Христова и происходил из царского рода. К пророческому служению он был призван Богом в царство Озии, царя Иудейского, и пророчествовал около 60 лет. Исаия оставил после себя книгу пророчеств, в которых он обличает иудеев за их неверность Богу отцов, предсказывает плен иудеев и возвращение их из плена царем Киром, опустошение и восстановление Иерусалима и храма. Для нас важнее всего то, что пророк Исаия с особенной ясностью и подробностью пророчествует о пришествии Мессии – Христа Спасителя. Пророк именует Мессию Богом и Человеком, Учителем всех народов, Основателем Царства мира и любви. Пророк предсказывает рождение Мессии от Девы, с особенной ясностью описывает страдания Мессии за грехи мира, предвидит Его Воскресение и распространение Его Церкви по вселенной. По ясности предсказаний о Христе Спасителе пророк Исаия заслужил наименование ветхозаветного евангелиста. Скончался он мученической смертью: по приказанию иудейского царя Манассии его перепилили деревянной пилой.

Святой пророк Иеремия жил за 600 лет до Рождества Христова. Он предсказал иудеям вавилонский плен, за что его бросали в ров и заключали в темницу. При царе иудейском Седекии пророчество его сбылось: пришел царь Навуходоносор, избил евреев, остаток увел в плен, а Иерусалим разграбил и разрушил. Навуходоносор освободил пророка из темницы и позволил ему жить, где тот пожелает. Пророк остался на развалинах Иерусалима и оплакивал бедствия своего отечества (Плач Иеремии). По преданию, пророк Иеремия взял ковчег Завета со скрижалями и скрыл его в одной из пещер горы Наваф, так что иудеи не могли его более найти (2 Мак. 2). Позже иудеи насильно увели его в Египет, спасаясь от гнева царя Вавилонского, и там убили его за обличительные пророчества.

Пророк Иезекииль жил на рубеже VII-VI веков до Р.Х. Он был священником. Вместе с царем Иехонией и его царедворцами был в вавилонском плену. Ему было видение четырех таинственных херувимов с разными ликами (орла, тельца, льва и человека). Господь явил пророку славу Свою, призывая его на служение. Сейчас мы изображаем это видение на богослужебных книгах – Евангелиях, как символ 4-х евангелистов. Иезекииль предрек окончательное падение Иерусалима за нечестие иудеев и за их идолопоклонство. Ему было видение о воскресении мертвых (это место из Библии читается в Великую субботу перед Пасхой), этим видением Господь давал иудеям понять, что вавилонский плен окончится и Израиль возродится.

Пророк Даниил произошел от знатного рода. При завоевании Навуходоносором Иерусалима в 606 году до Р. X. юный Даниил вместе с другими иудеями попал в вавилонский плен. Там 15-летнего Даниила и других самых способных юношей определили в школу для подготовки к службе при царском дворе. После окончания занятий Даниил с тремя своими друзьями был определен на службу и оставался в звании придворного сановника во все время царствования Навуходоносора и пяти его преемников. После покорения Вавилона он был советником у царей Дария мидийского и Кира персидского.

Бог наделил Даниила способностью понимать значение видений и снов. В своей книге пророк Даниил повествует о подвиге своих трех друзей, которые отказались поклониться золотому идолу Мардуку, и за это по приказу царя Навуходоносора были брошены в раскаленную печь, но ангел Божий сохранил их невредимыми в огне. Так же он записал несколько пророческих видений, относящихся к концу мира и ко второму пришествию Христа. По своему содержанию его книга имеет много общего с Откровением евангелиста Иоанна Богослова, помещенного в самом конце Библии.

Не без его участия в 536 году царь Кир издал указ об освобождении евреев из плена. О конце жизни пророка Даниила ничего не известно, кроме того, что он скончался в глубокой старости.

Третий ряд иконостаса называется «деисис» или «деисус», что в переводе с греческого означает «моление». В центре его, на троне, как владыка сидит Господь и Бог Иисус Христос, который будет судить мир после окончания земной истории и Апокалипсиса. По обеим сторонам, в молитвенном положении обращенными к Нему, изображены святые мужи и жены, начиная от ближайших ко Христу, Богородицы и Иоанна Крестителя. В этом ряду изображены молитвенно предстоящие Христу русские святые разных ликов: священномученики Ермоген и Леонид, которые совместили в своем лице достоинство епископское, священническое и достоинство мученическое; следом за ними идут преподобные – основатели русского монашества – Антоний и Феодосий Киево-Печерские; дальше – крестители Руси, равноапостольные Владимир и Ольга, сочетавшие в своем лице княжескую власть и честь апостольских трудов; дальше, за ними – лик юродивых или блаженных, кои весьма почитались на Руси. Самые известные из них – блаженные Матрона Московская и Ксения Петербуржская. Этот ряд подчеркивает идею о том, что Русь возлюбила Христа и принесла ему плод святыми из всех слоёв общества, наряду с другими православными народами.

Второй ряд иконостаса называется праздничным. Его можно назвать Евангелием в красках, потому что он вкратце раскрывает содержание четвероевангелия – от рождения Иисуса Христа на земле до Его вознесения на Небеса. В этом ряду мы видим иконы Рождества Христова, Сретения Христа старцем Симеоном в иерусалимском храме, Крещения Христа в водах реки Иордан, преображения на горе Фавор, торжественного входа в Иерусалим перед страданиями на Кресте, Тайную Вечерю с учениками, на которой было установлено таинство Евхаристии (Причащения Тела и Крови Христовых), распятие на Кресте, икону сошествия во ад и Воскресения из мертвых, образы вознесения на небо и излияния Святого Духа на учеников-апостолов, что мы знаем как праздник Святой Троицы. И завершает ряд икона Воздвижения Креста Христова, который был найден царицей Еленой, матерью византийского императора Константина Великого в 326 году при раскопках на горе Голгофе в Иерусалиме.

Первый ряд иконостаса называется местным, обычно в нем находятся иконы святых, которые особо почитаются в той местности, области, где находится храм. По традиции, на центральных вратах иконостаса изображается событие праздника Благовещения – явление архангела Гавриила Деве Марии с вестью о рождении от нее Сына Божия, Иисуса Христа. Благовещение стало временем зачатия Христа во чреве Девы Марии.

У пророка Иезекииля Божия Матерь названа вратами, через которые пройдет Бог и никто другой: «И привел он меня – говорит пророк об Господне – обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (Иез. 44, 1-2).

Под образом этих врат, пребывших заключенными до прохождения и по прохождении ими Господа, разумеется приснодевство Богоматери; еще на царских вратах изображаются 4 евангелиста – в знак того, что с радостной вести о воплощении Христа и через приобщение к Евангельской проповеди человеку открываются двери Рая ко спасению.

Первая икона справа от царских врат по традиции изображает Бога – либо икона Троицы, либо икона Иисуса Христа, первая слева – Божию Матерь, как следующую по чести за Богом. Божия Матерь почитается более не только остальных святых Церкви, но и более ангельских чинов. На иконостасе мы видим образ Божией Матери «Благодатное небо».

Вторая икона справа должна показывать то священное событие, в честь которого освящен престол и храм. В нашем случае, мы видим на этом месте икону Богородицы «Державная». Она была обретена 15 марта 1917 года в подвале Вознесенской церкви села Коломенское. Крестьянке Евдокии Адриановой было видение белой церкви во сне, и требование найти чёрную икону и «сделать ее красной». Она обратилась к священнику, и икона после усердных поисков была найдена.

На диаконских вратах изображены архангелы Михаил (с огненным мечом) и Гавриил (с райской ветвью). Они, так же как и христианские диаконы, несут свое служение: диаконы исполняют поручения Епископа или пресвитера, а ангелы исполняют поручения Бога.

Остальные иконы изображают святых русских воинов-христиан. Как известно, Святая Церковь благословляет своих сынов защищать земное отечество от врагов с оружием в руках. И многие воины прославлены как святые. В местном ряду мы видим тех, кто стоял за Землю Русскую. Слева направо в местном ряду изображены: святой благоверный князь Димитрий Донской (XIV), известный своей победой над татаро-монгольским войском хана Мамая в 1380 году. Справа от него мы видим преподобного Илию Муромца (XII), былинного русского богатыря, после воинских подвигов принявшего схиму в Киево-Печерской лавре. Его мощи покоятся там до сих пор.

Третий – мученик Меркурий Смоленский (XIII) – воин, потомок княжеского рода. Когда в 1239 году войска хана Батыя подошли к Смоленску, Меркурий по повелению Божией Матери один вступил в битву с татарами, погиб в ней, но заставил врагов отступить. Он почитается защитником русского города Смоленска.

Далее – благоверный князь Довмонт (Домант) Псковский (XIII), родом из Литвы; из-за междоусобиц на своей родине он бежал во Псков с народом из трехсот семей; принял крещение с именем Тимофей и 33 года успешно правил городом (рекорд). Считается покровителем старинного русского города Пскова.

Последний в ряду – святой праведный Феодор Ушаков (XVIII) – русский флотоводец, адмирал, не проигравший в своей жизни ни одного сражения. Соратник А.В. Суворова, он побеждал в морских боях французов и турок.

В местном ряду мы видим образы русских святых воинов, которые, уповая на Бога, были готовы жизнь свою положить за Отечество, что является высшей добродетелью для христианина.

Поскольку храм был заложен 9 мая 1995 года рядом с поселковым памятником воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны, то местный ряд иконостаса дополнил эту тему.

Итак, рассматривая иконостас, мы увидели всю жизнь Церкви Божией, от первого человека Адама до святых, которые прославлены по историческим меркам совсем недавно, как например еп. Леонид Антощенко (был прославлен в 2002 году).

Иконостас являет нам зримые примеры святости, и Церковь дает нам эти примеры для назидания и подражания, чтобы мы, живущие ныне, стремились войти в сообщество святых.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: