Формирование понятий в процессе обучения истории




План:

1. Роль понятий в усвоении исторический знаний. Состояние вопроса о фомировании исторических понятий в научной литературе.

2. Классификация исторических понятий.

3. Методика формирования исторических понятий.

 

 

Литература:

- Методика обучения истории в средней школе. Ч. I. Под редакцией Ф.П. Коровкина, М., 1978.

- Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе. Под редакцией А.Г. Колоскова, М., 1984.

- Методика преподавания истории в средней школе (С.А. Ежова и др.), М., 1986.

 

 

1.Овладеть основами любой науки – значит овладеть системой понятий данной науки. В процессе познания основ исторической науки исторические понятии являются стержневым, главным звеном.

Что такое исторические понятия? – Это отражение в сознании исторических и явлений в их наиболее существенных связях и отношениях. То есть это вторая ступень процесса познания – абстрактное мышление.

Важно учитывать, что в основе формирования исторических понятий лежат представления, образы. На их основе формируется понятие, выделяются существенные признаки событий, явлений. В практике формирование представлений и понятий происходит одновременно. Однако следует учитывать, что исторические представления носят индивидуализированный характер, они могут быть различными у детей одного класса. Это зависит ото того, что образ создается не только на уроке истории, но и через телевидение, кино, художественную литературу и др. Влияют и психологические особенности ребенка (например, задание: нарисуй каким ты представляешь крестьянина; помещика; Спартака).

При формировании понятий необходимо чтобы все дети усвоили их главные, существенные признаки; то есть понятие должно быть определенным, однозначным. Например: понятие «раб» - не важно - с бородой он или нет, худой и т.д., важно, чем владеет, как работает, от кого и в какой степени зависит, когда существовало рабство. Важно, чтобы не путали с понятием зависимый, крепостной крестьянин, рабочий. Иначе будет искаженное усвоение истории.

Важно помнить, что познание истории не ограничивается отражением только общего, рассматриваемого в понятийной форме. Общее в исторической науке выражается в конкретных событиях и явлениях, охватывающих значительные периоды, включающих характеристику отдельных социальных групп, личностей.

Понятия и законы в историческом познании являются методологической основой, опираясь на которые история не просто описывает отдельные факты, события, но и проникает в их сущность, раскрывает их связи и зависимости.

Вопрос о формировании понятий занимает существенное место в современной психолого-педагогической и методической литературе.

В работах Д.Н. Богоявленского, Е.Н. Кобановой-Меллер, Н.А. Менчинской процесс формирования понятий рассматривается как развитие мышления от восприятия к представлениям и затем к понятиям, от неполных, бессистемных знаний к знаниям более осознанным, глубоким. М.М Розенталь отмечает, что понятия выступают не только как форма отражения мира в мышлении, с помощью которых познается сущность явлений, процессов; понятие вместе с тем есть форма мышления, основной строительный материал процесса познания, мышления, основная логическая «клетка познания». (Принцип диалектической логики, М., 1960, с.478)

Психологические исследования показывают, что, усваивая конкретный материал, учащиеся сопоставляют однородный явления, выделяют общие признаки, дают определения понятиям. Но при этом у многих учащихся наблюдается тенденция к преждевременному обобщению при опоре на не полно понятую сущность понятия, что приводит к сужению содержания понятия, выделению какого то одного наиболее яркого признака. Признаки понятия воспринимаются изолированно, без выделения существенных и несущественных.

Для повышения эффективности усвоения научных понятий Д.Н. Богоявленский выдвинул принцип «ранней дифференцировки » - выделение общих и различных признаков понятия путем сравнения различных явления.(Пример:….)

Н.А. Менчинская предложила варьировать несущественные признаки понятия, сохраняя постоянными только те, которые должны быть положены в основу обобщения. Е.Н. Кабанова-Меллер считает, что необходимо несущественные признаки противопоставлять существенным – прием «расчленяющей абстракции ».

В.В. Давыдов предлагает начинать выявления исходной «клеточки », определяющего ядра явления, ч выявления определяющего признака.

В работах В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Н.Ф. Талызиной показано, что теоретический путь усвоения понятий доступен не только старшеклассникам, но и школьникам среднего возраста при соответствующей организации обучения.

В работах М.А. Данилова, И.Я. Лернера, М.И. Скаткина разработаны общедидактические принципы формирования теоретических знаний в процессе обучения, рассматривается возможность различных методов в этом процессе.

В методической литературе вопрос формирования понятий стал разрабатываться с конца 30-х годов. И.В. Гиттис, В.Г. Карцов – формирование понятий при начальном обучении истории (Начальное обучение истории, Л., 1939 – Гиттис; Методика преподавания истории СССР в начальной школе, М., 1951 - Карцов). Отличительно, что уже на начальном этапе необходимо не только накопление фактов, но и их первичное обобщение.

В работах методистов раскрываются методические пути, используемые для формирования понятий: движение от вводимых понятий к примерам, а от них к более широким и глубоким понятиям; от фактов к понятиям, затем к новым фактам. (А.А. Вагин, Ф.Б. Горелик, П.В. Гора, П.С. Лейбенгруб и др.).

Так А.А Вагин выделяет следующие этапы формирования понятий: создание целостной картины исторического явления; выделение его существенных признаков, сообщение понятия, закрепляющего сущность данного явления; определение понятия; упражнения в его использовании и применении на данном и последующих уроках; выработка умения оперировать новым понятием, применять его для познания исторического материала. Это индуктивный путь формирования понятий с введением термина на завершающем этапе. В старших классах необходимо шире применять дедуктивный путь, так как открывается больше возможностей для применения понятий. (Г.А. Кревер, Ф.Б. Лорелик, Н.Г. Дайри). Подчеркнем, что при позднем введении определения понятия знания долгое время остаются бессистемными, разрозненными, обилие фактов не помогает, а мешает понять суть явлений; отсутствие обобщений при рассмотрении происхождения и сущности исторических явлений ведет к смешению у учащихся общего и единичного, существенного и несущественного.

Большое внимание в методической науке уделяется классификации понятий. Стражев.

Н.А. Андреевская предлагает классификацию понятий (50-е годы). В основу положено содержание понятия и степень обобщения (Очерки методики истории. Л., 1958). Затем Г.М. Донская разработала таблицу критериев понятий, которые раскрываются в учебнике с учетом соотношения – единичного, общего и особенного при изучении событий и явлений.

На этой основе Г.В. Клокова составила классификацию исторических понятий к курсу истории (5-7 классы) (Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе. Под редакцией А.Г. Колоскова. М., 1984, с. 39-42). В программе дан перечень понятий значение для учителя.

Итак, учителю важно ориентироваться в классификации понятий. Это помогает определить прием и этап формирования понятия.

 

 

2. Классификация исторических понятий.

Понятия различаются:

а) по содержанию исторического материала:

- экономические (понятия об орудиях труда, видах хозяйственной деятельности, экономических процессах. Например: промышленный переворот, мануфактура, фабрика, всероссийский рынок).

- социально-политические – раскрывают социальные отношения и политическое устройство государства (монархия, республика, демократия, классовая борьба).

- историко-культурные – отражают духовную жизнь общества (искусство, религия, утопия, социальное знание).

б) по степени обобщенности отражения событий, явлений в сознании.

- частно-исторические – отражают факты, характерные для определенного периода отдельной страны (стрелец, триера, сфинкс). Раскрываются на на 1-2 уроках.

- общеисторические - обобщают и отражают явления, характерные одной цивилизации, формации, характерные для одной или ряда стран (феодал, рабство, зависимый крестьянин). Раскрываются на ряде уроков иди нескольких курсов. Важно знать, важно знать, какие признаки понятия на каком уроке раскрывать. (Пример….).

- социологические – отражают связи и закономерности исторического процесса (государство, культура). Раскрываются постепенно во всех курсах, завершается в выпускном классе.

 

 

3.Методика формирования исторических понятий.

Большинство понятий, раскрываемых в школе носят конкретно-историчкский характер. Но наряду с этим много социологических понятий. В старших классах увеличивается их количество.

Процесс формирования понятий начинается с определения существенных признаков и раскрытия их на конкретном материале. Но это начальный этап, если на нем остановиться, то будут сформированы отдельные разрозненные признаки понятия, дети не смогут их соотнести (например: «феодал» и «крестьянин»). Поэтому важно предусмотреть, какие признаки на каком уроке будут раскрыты, как они впишутся в общую систему понятий.

Проследим, как идет формирование понятия «государство » в 6 классе. (формируются с 6 по 11 классы)

На истории разных стран знакомятся с различными формами правления. В Египте – фараон, в Афинах – демократия, в Риме – аристократия, в Македонии - монархия то есть школьники на I этапе овладевают частно-историческими понятиями. Это единичные понятия.

Затем происходит их соотношение: общие черты в Египте и Македонии дают возможность объединить их в понятие «деспотия »; формы правления а Афинах и Риме подводят под понятие «республика ». Происходит соотнесение специфических, существенных признаков понятий путь к усвоению понятий. Затем школьники подводятся к пониманию рабовладельческая деспотия,рабовладельческая республика – это формы правления рабовладельческих государств. Ученики соотносят единичное, особенное и общее. Формируется система понятий. Графически это можно изобразит так:


социологическое государство общее

           
   
     
 
 

 


рабовладельческое государство

 
 


 

общеисторическое рабовладельческая рабовладельческая особенное

понятие республика деспотия

                           
   
       
         
           
 
 
 

 


частно- Афинская Римская фараон монархия единичное

историческое демократия аристократия Египет Македония

 

 

Важно учить детей не только соотносить признаки понятий, но и оперировать усвоенными признаками. Тогда усвоение будет осознанным, эффективным. Например: при изучении истории Древнего Египта учащиеся знакомятся с признаками понятия «государство». При изучении «Древней Греции» вводится понятие «афинская рабовладельческая демократия». Классу ставится вопрос: «Докажите, что в Афинах существовало государство». Затем выясняется, чем отличалось государство в Афинах от государства в Египте, что их объединяло. Усвоив единичные признаки – верховная власть, чиновники, суд, армия и т.д., учащиеся делают вывод о наличии рабовладельческого государства в Египте и Афинах.

Понятия находят выражение в соответствующих терминах. Как правило, введение термина сопровождается раскрытием его содержания.

Термин может сразу раскрыть все признаки понятия, если их мало, если оно единичен (Например: «триера» - древнегреческий военный корабль).

Может быть вариант, когда термин вводится раньше, а признаки понятия раскрываются на протяжении длительного времени. В этом случае название термина сопровождается перечислением важнейших признаков. Чаще всего это имеет мест в 5-7 классах (Например: культура, государство – на протяжении всех курсов). Научное определение в старших классах.

Кроме того, важно понимать, что младшие школьники легче усваивают понятия, имеющие ярко выраженную чувствительную основу максимально применять наглядность. Например – формирование понятия «мануфактура» в 7 классе на основе наглядного образа. Тема: «Развитие капиталистической промышленности в Англии». Напоминается, что ремесленная мастерская в Англии в XVI веке не могла удовлетворять возросший спрос на шерсть необходимой в создании новых предприятий. Картина «В мастерской средневекового оружейника». Повторяются признаки ремесленного производства. Затем картина «На английской мануфактуре XVI века». Вычленение признаков мануфактуры идет в ходе беседы на основе сравнения картин. Целесообразно оформить таблицу, где будут зафиксированы признаки мануфактуры.

 

Ремесленная мастерская и мануфактура в XVI веке.

Линии сравнения Признаки ремесленной мастерской Признаки мануфактуры
1.Размер Мелкое производство Помещение крупных размеров, несколько помещений
2.Чем занят владелец предприятия Работает Наблюдает за работой, организует
3.Характер труда Ручной Ручной
4.Кем выполняется вся работа. Было ли разделение труда Мастер, подмастерье, ученик   нет Разные виды работы выполняли разные люди Есть
5.Кто работает Хозяин, подмастерье, ученик Наемные рабочие

 

Вывод: Как называлось I предприятие, II предприятие. Далее дается определение мануфактуры – капиталистическое предприятие, на котором существует разделение труда и ручной труд. Так, на основе представлений учащиеся приходят к усвоению существенных признаков понятия. Одновременно вводится термин. Целесообразно обратить внимание на семантику слова «мануфактура »: фактус – дело. Далее расшифровка понятия идет в 8 классе (История России), в 9 классе (переход к фабрике).

Возможен иной путь формирования понятий – понятия раскрываются логическим путем, на основе опоры на ранее изученные понятия. Это в старших классах, когда накопились исторические представления. Например: «фабрика » (9 класс) на основе понятия «мануфактура »; «промышленные переворот » (9 класс) на основе понятия «мануфактура » и «фабрика ».

В 6 классе при изучении раздела «Установление феодального строя» формируются понятия «повинность зависимых крестьян», «феодальное поместье», «натуральное хозяйство». Это понятия сквозные (через 8-9 классы). Важно, что бы учащиеся конкретно представляли сущность этих понятий. Помогают картины «Сдача оброка феодалу», «Право охоты феодала».

Беседа по I картине:

- какие продукты принесли крестьяне?

- откуда они взяли эти продукты?

- какие нужды феодала удовлетворяют эти продукты?

- нуждается ли феодал в покупке товаров на рынке?

Далее вводится понятие «натуральное хозяйство», вычленяются его признаки.

Закреплению понятия «повинность зависимых крестьян» будет способствовать образный «картинный отрывок из работы Энгельса «О разложении феодализма и возникновении национальных государств».

II картина позволяет конкретизировать понятие «феодальная собственность на землю ».

Беседа:

- что делают крестьяне?

- чей урожай собирают?

- на чьем участке?

- почему феодал мог охотиться на участке крестьянина?

- отвечает ли он за порчу посевов?

- как ведет себя феодал?

- почему это возможно?

 

 

«революция »

 

Нидерландская буржуазная революция переворот смена общества
Английская революция XVII века, Французская революция XVIII века, Революции 1848-49 гг. в Европе революционная ситуация, причины революции, движущие силы, изменение роли буржуазии в революции
Парижская коммуна 1870 г., Революция 1905-07 гг., Февральская буржуазная демократическая революция 1917 г., Октябрьская революция. пролетарская революция, роль партий в революции, роль пролетариата в революции
Революция в Германии – 1918 г., в Венгрии – 1919 г.  

 

Итак, методические условия эффективного формирования понятий:

1.Сочетание конкретности и типичности возможность соотнести эмоциональный и логический факторы. Например, картина «На английской мануфактуре XVI века» - конкретизирует судьбу одного рабочего: как попал на мануфактуру формируется понятие «наемный рабочий» и «капиталистическое предприятие». Картина «Рынок рабов» конкретизирует судьбу одного раба: как попал в рабство, где будет работать, формируются понятия «раб», «рабовладелец». Прием персонификации (см. пособие для 7 класса, с.284).

2.Возможно раннее введение термина и признаков понятия с последующей их систематизацией. Определение понятия вводится на доступном уровне (Например, «культура», «государство»).

3.Основой усвоения понятия является система фактов, теоретическое обобщение возможно только на основе усвоения этой системы фактов в их взаимосвязи. Для объяснения теоретических положений необходим фактический материал.

4.Систематизация и обобщение фактов должно идти в логике раскрытия понятия. Например, тема «Гуситские войны» (? класс), учащиеся знакомятся с признаками понятия «крестьянская война », закрепляют при изучении крестьянских войн в Китае и Германии. В курсе истории России самостоятельно анализируют факты, используя признаки крестьянской войны, доказывают, что движения Разина и Пугачева были крестьянскими войнами.

«Государство »: знакомятся на материале Египта; закрепляют – Индия, Китай; самостоятельно доказывают – в Греции и Риме.

5.Определить этапы, позволяющие обогащать понятие новыми признаками.

6.Теретические понятия должны вводится не изолированно, а в связи с уже известными понятиями, происходит включение понятий в систему теоретических знаний. Например, три стадии развития промышленности: ремесло-мануфактура-фабрика.

7.Необходимо включать учащихся в активную деятельность: задание на сравнение; на систематизацию знаний.

8. Усвоение понятий (теоретических) требует длительного времени и требует периодического повторения.

 

 

От раскрытия отдельных понятий к усвоению системы понятий, на этой основе к пониманию закономерностей исторического развития.

 

Действия, необходимые при формировании понятий:

I.Действия выявления существенных признаков понятия;

II.Действия распознавания;

III.Сравнение понятий;

1.включает следующие операции:

а) выявление родового признака понятия

б) выявление видовых признаков

2.включает следующие операции:

а) установление наличия (отсутствия) каждого признака из системы необходимых и достаточных;

б) оценка полученных результатов.

3. в сравнение входят операции:

а) выявление общего и различного в родовых признаках;

б) выявление общего и различного в видовых признаках.

Между тремя действиями существует отношение соподчинения: для усвоения понятий надо выявлять признаки, на их основе отнести явления, предметы к тому или иному понятию. При выполнении действий распознавания (2) происходит процесс проверки наличия совокупности признаков. При сравнении выявляется общее и различное в известных признаках.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: