Место истории в системе общегуманитарного образования




Методические рекомендации и тематика контрольных работ

по курсу «Отечественная история»

для студентов всех специальностей

заочной формы обучения

 

Составитель: Е. Ю. Аксёнова

 

 

 
Самара 2008

УДК Т3(2)

 

 

Методические рекомендации и тематика контрольных работ по курсу «Отечественная история» для студентов всех специальностей / составитель Е.Ю. Аксёнова. – Самара: СамГУПС, 2008. – 20 с.

 

 

Утверждены на заседании кафедры от 1 сентября 2007 г., протокол № 1.

Печатаются по решению редакционно-издательского совета университета.

 

Даются общие требования по подготовке контрольных работ и литература для их подготовки.

Предназначены для студентов заочной формы обучения.

 

Составитель: Аксёнова Елена Юрьевна, к.и.н., доцент

 

 

Рецензенты: к.и.н., доцент О.В. Тузова (СамГТУ);

к.и.н., доцент Е.Н. Шматов (СМИУ)

 

 

Редактор И.А. Шимина

Компьютерная верстка Р.Р. Абрамян

 

Подписано в печать 13.02.2008.. Формат 60х90 1/16.

Бумага офсетная. Печать оперативная. Усл. п.л. 1,25.

Тираж 100 экз. Заказ № 12.

 

© Самарский государственный университет путей сообщения, 2008

 

 
 
 


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

В настоящее время основные требования к высшему образованию специалистов-железнодорожников, организаторов производства железнодорожного транспорта включают, прежде всего, широкую гуманитарную подготовку. Одним из ключевых компонентов цикла общегуманитарных учебных дисциплин высшего профессионального образования является курс «Отечественная история». Цель его изучения представляется двоякой, с одной стороны, дать представление об основных этапах истории России с древнейших времён до наших дней, показать органическую взаимосвязь российской и мировой истории, что обусловливает глубокий анализ общего и особенного в мировой и отечественной истории, определение места уникальной российской цивилизации в мировом историческом процессе, выявление и анализ основных дискуссионных тем российской и зарубежной историографии и формирования и эволюции основных исторических понятий и категорий. С другой стороны, у студентов необходимо сформировать историческое сознание, выступающее не только как неотъемлемая часть мировоззрения специалиста-железнодорожника, но и как важнейшую характеристику его образованности и культуры, существенный элемент его духовного богатства.

С самого начала появления в России системы высшего образования, историческому образованию всегда отводилось одно из важнейших мест в высшей школе, и в настоящее время его значение только возрастает. Об этом свидетельствует хотя бы неуклонный и растущий интерес к области исторического знания со стороны высших органов и представителей государственной власти, то возрастающее уважение к истории как «матери всех наук», которое мы наблюдаем сегодня. Прежде всего, это обусловлено теми политическими, социальными и экономическими процессами, происходящими в мире, которые требуют глубокого усвоения исторического опыта человечества и, особенно, своего Отечества.

В жизни России и ее граждан в настоящее время происходят глубокие изменения. Именно они вызывают определенную переоценку ценностей и связанный с этим пересмотр важности и значения гуманитарных, в первую очередь, исторических знаний. Историческая наука поднялась на новую ступень, вновь обогатившись достижениями российской дореволюционной и современной зарубежной историографии. Она освободилась от диктатуры различных «измов», господства в историографии только одного подхода. История Отечества и как часть европейской и мировой истории, и как оригинальное и уникальное явление вызывает сегодня и в России и за рубежом неизменно высокий интерес. Особенно радует, что интерес к собственной истории неизмеримо возрос в нашем современном обществе.

Таким образом, суммируя вышесказанное, цель изучения курса «Отечественная история» можно представить и как углубление школьных представлений об истории Отечества, усвоение исторических знаний на новом научном уровне, ознакомление с основными историческими фактами, с научными проблемами и дискуссиями в отечественной и зарубежной историографии. Все это позволит будущему специалисту понять единство всемирного исторического процесса, составить представление о главных этапах развития российского общества, его культуры, науки и техники, а также о месте России в мировом сообществе. Важно также сформировать понимание сущности основных цивилизационных ценностей и вклада России в их формирование.

Необходимо помнить, что история – это живая и постоянно развивающаяся наука, которая, с одной стороны, своими проблемами уходит «вглубь времен», а с другой - теснейшим образом связана с сегодняшним днем. Изучение образов прошлого формирует ценностные установки настоящего. Осознание особенностей российской цивилизации, героического и трагического в истории Отечества, понимание исторических корней многих современных проблем развивает гражданственность, патриотизм, гуманизм, повышает политическую культуру, формирует активную жизненную позицию. Поэтому необходимость изучения истории России обусловлена не только требованиями государственного стандарта высшего образования, но и является нравственным и гражданским долгом.

 

 

Место истории в системе общегуманитарного образования



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: